Авторcтво: Шкарлет Валентина Леонидовна, учитель начальных классов ГБОУ школа № 482 Санкт-Петербурга |
Я сорвал цветок - и он завял, я поймал жука - и он умер
у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться
к красоте можно только сердцем.
П. Гвездослов
На сегодняшний день проблема экологического воспитания является наиболее актуальной. Потребительское отношение к природе и экологическая обстановка ставят перед нами вопрос: как помочь планете и сохранить её для будущих поколений? В связи с этим воспитание экологической культуры человека имеет большое значение и является важной задачей для современного общества.
Начинать это воспитание необходимо с раннего детства. Именно в детском возрасте происходит формирование личности и её ценностные ориентиры. Необходимо создать условия для того, чтобы научить детей соблюдать основные законы природы, изменить свое потребительское отношение, любить и беречь её.
Какие можно применять традиционные формы и методы экологического воспитания в педагогической деятельности?
А вот такие:
· беседы;
· наблюдения;
· чтение литературы;
· викторины;
· турниры;
· конкурсы;
· игры-путешествия;
· экологические уроки;
· мастер-классы;
· просмотр фильмов.
В своей работе я применяю также инновационные формы и методы.
Приведу примеры различных инновационных направлений экологического воспитания младших школьников:
Ø Экологические квилт – акции;
Ø Сказкотерапия (сочинение и обыгрывание экологических сказок);
Ø Экологические игры;
Ø Составление «писем – жалоб» от тех, кто нуждается в помощи и защите человека;
Ø Игровые обучающие ситуации (ИОС) со сказочными героями;
Ø Экологический ай – стоппер;
Ø Экологический сторисек («Громкие чтения» или «Мешок историй»);
Ø СОРСИ (Современная сюжетно - отобразительная развивающая экологическая игра);
Ø Сторителлинг;
Ø Дебаты;
Ø Виртуальные экспедиции.
В этом докладе предоставлен опыт работы по заданной теме.
«Экологическая квилт – акция»
«Веточка экологических желаний» - это наглядная форма работы - информационный стенд, состоящий из отдельных частей:
§ Стикеров;
§ Этикеток;
§ Листочков;
§ Конвертиков;
§ Открыток и т.д.
В ходе акции, обучающиеся познакомились с различными экологическими проблемами. На заключительном этапе акции ребята написали свои пожелания и призывы на тему «экологии».
Акция «Мешок экологических проблем»
Экологическая акция - конкретно спланированные действия, направленные на решение задач экологического просвещения младших школьников.
Ребята в ходе дебатов выявили экологические проблемы. Более значимые для них, они записали на открытках – книгах, которые поместили в «мешок экологических проблем». Дети убедились, как много экологических проблем на нашей планете. Обучающиеся определили, что некоторые проблемы можно начинать решать сейчас.
«Экологические сказки»
Экологические сказки – самый доступный способ передачи знаний об окружающем мире. Ненавязчиво, в форме игры сказки дают необходимые детям знания. Краткость, простота сюжета, конкретность и в конце сказки – вывод.
«Сторисек» («Громкие чтения» или «Мешок историй»)
Формат «Сторисека» предполагает выбор какой-либо книги для громкого чтения и подготовку комплекта методических материалов к этой книге. Для занятия нужно подготовить мешок с заданиями:
§ игрушки, являющиеся прообразами героев выбранного произведения;
§ книги;
§ аудиозаписи;
§ мультфильмы или сказки;
§ загадки;
§ пословицы и т.д.
Сторисек. Виды работы:
Ø чтение сказки;
Ø загадки;
Ø игра «Крокодил»;
Ø игра «Подбери пословицу к сказке»;
Ø инсценировка сказки;
Ø впечатления о прочитанном;
Ø раскраски по сказке;
Ø просмотр мультфильма;
Ø подвижные игры («найди следы животного»);
Ø игры-моделирование («составь иллюстрацию к сказке из геометрических фигур - моделей»).
«Экологический ай - стоппер»
«Экологический ай - стоппер» (ловушка для глаз) - выделяющийся элемент или необычный способ подачи информации, привлекающий внимание. Многих современных детей отличает «клиповое мышление». Для привлечения их внимания необходимо что-то яркое, то есть визуальный раздражитель, не позволяющий пройти мимо. Ай - стопперами могут быть необычные предметы, куклы, панно, интригующие надписи и т.д.
«СОРСИ»
Современная сюжетно - отобразительная развивающая экологическая игра (СОРСИ) «Спасём природу!»
Во время игры происходит погружение в воображаемую ситуацию исследователя.
Игра состоит из шести испытаний, каждое испытание включает в себя два этапа:
Первый этап – двигательный, второй этап - развитие творческого воображения, образного мышления, самосознания и т.д.
Каждое испытание должно проходить в течение 5 – 7 минут. Во время игры звучит музыка, создающая обстановку неопределённости. По условию «сорси» дети должны найти ключевое слово игры. За каждое выигранное испытание дети получают ключи. Пройдя все этапы, у детей должно быть не менее пяти ключей. В конце игры они обменивают их на сюрприз.
«Сторителлинг»
Сторителлинг – это способ передачи информации через рассказывание историй. Экологические истории могут быть фантастическими, приближенными к реальности. Рассказывая историю, делимся воспоминаниями, опытом.
Существует несколько принципов хороших историй:
ü Простота;
ü Неожиданность;
ü Конкретность;
ü Реалистичность;
ü Эмоциональность.
Существуют определенные правила сторителлинга:
1. Сторителлинг должен затрагивать каждого слушателя.
2. Необходимо использовать фразы, объединяющие вас («представьте себе», «вы, наверняка знаете это» …).
3. Пользоваться молчанием.
4. Использовать наглядные примеры (презентации, видео- и аудио- сопровождение).
«Письма – жалобы»
Интересным приёмом в работе с детьми, является получение писем-жалоб от тех, кто нуждается в помощи и защите человека.
При получении такого письма дети задумываются над его содержанием, обговаривают различные экологические ситуации, решают, как можно помочь тому или иному живому существу, лесу, реке и т.д. Как нужно оберегать и охранять природу – своего края и всей планеты.
Вывод
Воспитание экологической культуры – это сложный и длительный процесс, который нужно осуществлять целенаправленно, планомерно, систематично, во взаимосвязи с семьёй и педагогами.
Успех экологического воспитания и образования в школе зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания. Эффективность определяется также преемственностью деятельности обучающихся в условиях школы и условиях окружающей среды.
В процессе работы дети заметно расширили свои экологические представления.
«Все усилия при воспитании окажутся тщетны,
пока вы не научите ваших воспитанников
любить поле, птиц и цветы».
Рёскин Джон
Литература
1. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание школьников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011
2. Ахметшина Л.P. Экологическое воспитание школьников. Методическое пособие. –Казань: КГПУ, 2002
3. Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию школьников
4. Ковинько Л.В. Секреты природы - это так интересно! - М.: Линка-Пресс, 2004
5. Лопатина А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания - М.: Издательский центр «Академия», 2002
6. Маханева М. Д. Экология в детском саду и начальной школе. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009
Поделиться: