Поиск по сайту

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


Авторcтво: Пармузина Татьяна Александровна, старший воспитатель, Гаврилова Оксана Ивановна, воспитатель ГБДОУ детский сад №112 Выборгского района Санкт-Петербурга


Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры. Экологическое воспитание в ДОУ должно строиться на принципах развивающего обучения и направлено на развитие личности ребенка в целом: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира.

Успешно заниматься экологическим воспитанием можно только тогда, когда точно знаешь, что под ним разумеется.

Под экологическим воспитанием детей мы понимаем прежде всего воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя и всё что происходит вокруг. Нужно учить ребятишек правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они допускают ошибки в своей линии поведения. Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей. Недаром китайский философ Конфуций писал: «Что я слышу – забываю, что я вижу– я помню, что я делаю – я понимаю». Если дети слышат, видят и делают что-то сами, своими руками, то знания надолго откладываются в их памяти. Задача педагога помогать развитию познавательно-исследовательской деятельности и активности детей.

Большое значение в обучении ребенка имеет среда, в которой он проводит длительное время, и она должна соответствовать тем принципам, которые излагаются детям в рамках программы по экологическому воспитанию. Если позволяют условия, то на территории ДОУ можно разбить небольшие грядки, цветники для наблюдения и экспериментирования. На грядках нужно обратить внимание детей на связь растений с окружающей средой: почвой, воздухом, водой, птицами, дождевыми червями, насекомыми. Рассматривая внимательно почву можно обнаружить много разных мелких подземных организмов. Установить связь между количеством птиц на участке и числом насекомых, с которыми приходится бороться, чтобы защитить свой урожай.

Создание экологической тропы в детском саду имеет большое значение для обучения детей на примере конкретных природных объектов, общение с природой, воспитание бережного отношения к ней. В условиях ДОУ разнообразие ландшафтов можно создавать искусственно, сформировав на тропе фрагменты естественных растительных сообществ, характерных для нашей местности. Для посадки растений на участке нужно выделить наиболее затемненные места и открытые места, более влажные и сухие, определив, где лучше всего подходят условия для лесной, луговой и степной посадки. На тропе должны быть деревья разного возраста, в том числе одно усыхающее, что позволит познакомить детей с рядом насекомых, лишайников, грибов, мхов, которые поселяются на таких деревьях. Для этих же целей необходимо оставить пень и лежачее старое дерево (или его фрагмент). На тропе должны быть не большие возвышения, которые позволят организовать более интересные наблюдения за снежным покровом, дождевыми осадками. Отдельные большие камни могут украсить и послужат убежищем для многих насекомых, улиток, ящериц. В состав растений тропы могут войти растения-часы и растения-барометры.

На экологической тропинке должны быть представлены разнообразные жизненные формы растений: деревья, кустарники, травы. Красиво цветущие растения нужно подобрать таким образом, чтобы в течение года одни цветы сменяли другие, то есть создать сад «непрерывного цветения».

Если на участке уже существует небольшая группа сорных растений, которая не мешает выращивать другие растения, то ее можно не уничтожать: так как она войдет в состав тропы как одна из видовых точек. На примере сорных растений можно объяснить многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества. С этой же целью на тропинке могут быть оставлены небольшие вытоптанные участки. Сравнивая их, с мало нарушенными, можно наглядно показать детям как изменяется растительный покров под влиянием вытаптывания.

Экологическая тропа должна быть как можно более разнообразна и не нужно стремиться сделать ее идеальной. Она должна быть максимально приближена к природе. Все тропы можно пронумеровать, сделать подробный план тропы и прикрепить на пластиковой табличке при входе. Возле каждого объекта выставляется табличка с кратким и выразительным названием. При оформлении табличек можно выделить разным цветом охраняемые, лекарственные, пищевые растения.   Допускается использование символов и рисунков. Можно придумать «Хозяина тропы», например, сказочного лесного человечка или устроить конкурс среди детей и родителей: кто предложит наиболее интересный персонаж.

К оформлению экологической тропы необходимо привлекать воспитанников, чтобы дать возможность почувствовать детям свою причастность, что проявит большой интерес к практическим занятиям на тропе.

Дошкольник только с помощью взрослых может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Мир вокруг себя они познают практически, а свои наблюдения сопоставляют с результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в уходе за растениями. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого «Огород на окошке».

В нашем детском саду, как элементу исследовательской деятельности, большое внимание уделяется «Огороду на окошке». В каждой группе на нашем огороде дети сами смогут посадить и выращивать растения, ухаживать за ними. У детей формируется наблюдательность, понимание причинно- следственных связей, способность самостоятельно мыслить. Они способны анализировать, сравнивать, обобщать увиденное, понимать простейшие закономерности.

Можно выделить несколько типов огорода: огород на территории детского сада, огород в теплице и огород на окошке.

Если проявить фантазию и оформить мини-огород на окошке, как на настоящем огороде (домик, заборчик, садовый инструмент, грядки или вообще все посадки объединить общей тематикой), то сказка тесно переплетется с реальностью.

Растения, выросшие на окне – это живые существа, с которыми сталкивается современный ребенок, придя в детский сад. Они не умеют разговаривать, но способны отвечать на заботу.

Через беседы и наблюдения мы в саду пришли к выводу, что проживая в городе, многие дети даже не представляют, как можно вырастить растения, ухаживать за ними. Ведь приятно пробовать зимой или весной блюдо, украшенное зелеными веточками петрушки, укропа или лука, выращенные собственными руками. Ведь это красиво, вкусно, и полезно для здоровья детишек.

Огромное значение имеют опыты для осознания причинно-следственных связей. Чтобы установить, почему семя огурца проросло быстрее, чем семя фасоли, дети изучали, рассматривали их с помощью лупы, ощупывали. В результате, установили: оболочка семени фасоли твердая, гладкая, разламывается пополам под воздействием силы, а у огурца оболочка тонкая, хрупкая, при внешнем воздействии быстро разрушается. Следовательно, под воздействием сырой почвы и тепла, семечко огурца сможет прорасти быстрее, чем фасолька.

В процессе проведения опытно – экспериментальной деятельности, развиваем в детях экологическую грамотность, воспитываем активную природоохранную позицию. Так, посадив луковицы в специальный контейнер в разные почвы песок и землю, дети наблюдают за развитием и ростом растения. Где появились всходы быстрее и почему? Какое влияние на развитие растений оказывает человек? Зависит ли рост от погодных условий? Результаты своих наблюдений дети заносят в календарь, отмечают, зарисовывают день появления ростка и его изменение. Схемы-символы помогают ребятам ухаживать за растениями, правильно.

Для формирования здорового образа жизни у детей, мы организовывали посадку лука на окошке. Наблюдали за луковицами, посаженными в воду и без воды, отслеживали, где появятся быстрее зелёные перышки. В ходе данной деятельности ребята закрепили знания о строении луковицы, условиях, необходимых для её роста.

В ходе наблюдения мы использовали различные формы восприятия – зрительную, слуховую, а также обоняние.

В процессе выращивая и ухаживая за растениями, ребята наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, рассматривают через лупу, определяют условия, необходимые для роста и развития, изучают правила ухода и потребности растений. При организации наблюдений за ростом растений, используем дневник наблюдения (схемы), модели, обозначающие действия, с помочью которых можно правильно осуществлять уход за растениями, фиксировать этапы опытов, собирать информацию о растениях.

Каждый год мы с детьми сажаем на подоконнике небольшой огород на окошке. Практика показывает, что у детей расширились представления о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Огород в детском саду является одним из условий для осуществления экологического воспитания детей в детском саду. Кроме того, это еще и возможность увидеть результата своей работы, оценить свой труд.

Данная деятельность способствует бережному и заботливому отношению к природе, а происходящие изменения – быстрые, наглядные и яркие.

    Таким образом для правильного и успешного формирования экологических представлений у детей необходимо постоянное наблюдение за объектами и явлениями в природе, что даёт им огромный познавательный материал, а педагогам возможность реализации полноценного экологического образования и воспитания.

 


Поделиться: