Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
ФОРМЫ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В настоящее время вопросы экологии остро ставятся перед всем обществом. Для поиска ответов на эти вопросы был разработан национальный проект «Экология». Основной идеей проекта является эффективное обращение с отходами производства и потребления, кардинальное снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха, повышение качества питьевой воды, экологическое оздоровление водных объектов, сохранение биологического разнообразия. На этой основе происходит расширение образовательного поля, одной из задач которого становится формирование и развитие социально активной личности младшего школьника. [3] Для того, чтобы эффективно работать в данном направлении и достигать запланированных результатов, педагоги используют разнообразные методы и приемы, формы и средства. Разберём некоторые примеры. В школьных учреждениях существует практика создания школьных отрядов. Обычно отряд представляет собой группу заинтересованных обучающихся, которые совместно с руководителем, занимаются информационно-просветительской, познавательной и другими видами деятельности в определённой области. Данное сообщество не только позволяет достичь образовательных задач, но и помогает воспитывать члена общества, способного играть определенную роль в социуме. Кроме того, что у ребят формируется положительное отношение к природе, основы экологически правильного поведения, они учатся общаться между собой, выслушивать точку зрения своих друзей, представлять результаты своей работы перед обучающимися. Так в результате совместной командной работы дети принимают участие в конкурсах (для подготовки к которым они распределили обязанности, подобрали необходимую информацию, систематизировали ее и представили), в акциях (активное участие в мероприятиях в рамках месячника безопасности, таких как субботник, сбор пластиковых крышек, батареек и т.д.). Помимо работы школьного сообщества экологическое воспитание может осуществляться непосредственно в учебном процессе или других мероприятиях. Для успешной организации воспитательного процесса в начальной школе рекомендуется использовать разнообразные интерактивные игры. Нами активно используются самостоятельно разработанные интерактивный стенд «Берегите воду!» (рисунок 1) и лэпбук «Экологическое путешествие» (рисунок 2). Так работа с интерактивным плакатом предполагает работу с небольшой статьей, видео, пословицами (развивается умение работать с информацией). Ребята структурируют материал, обсуждают, размещают его в соответствующих разделах стенда. Полученные навыки дети используют не только на занятиях по экологии, но и в повседневной жизни.
Лэпбук «Экологическое путешествие» так же отмечается широкой направленностью. Ребята проходят увлекательный квест и с каждым шагом становятся все ближе к очищению и сохранению игрового леса. Конечно, в конце работы дети получают честно заработанную небольшую награду. Выполняя задания квеста, у учеников формируются представления о правилах бережного отношения к природе, ответственное отношение к живому. Полученные навыки дети смогут перенести и в социум. Они будут оценивать свои поступки, предугадывать последствия своих действий, планировать свою деятельность в целом. Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию, к саморазвитию [2]. В школе формируются качества личности, которые позволят ей в будущем стать социально успешной. Этот процесс реализуется через применение различных методов и приемов в разных предметных областях, например, экологии. Экологическое воспитание понимается как формирование человека с сознательным восприятием окружающей среды, осознанием необходимости сохранять природу, целесообразно использовать её богатства, пониманием важности приумножения природных ресурсов. Сегодня, в современных условиях необдуманного потребления природных ресурсов, экологическое воспитание становится основой процесса гармонизации взаимодействия человека и природы.
Литература: 1. Андреев М.Д. Экологическое воспитание и просвещение как эмоционально-ценностное отношение к природе// Фундаментальные исследования. – 2009. – № 7. – с. 76-78. 2. Михайлова, Н. П. Начальная школа на современном этапе развития общества / Н. П. Михайлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 21 (259). — С. 513-514. — URL: https://moluch.ru/archive/259/59365/ (дата обращения: 16.04.2022); 3. Национальный проект «Экология» – URL: https://ecologyofrussia.ru/proekt/ (дата обращения: 16.04.2022) Поделиться: |