Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО – СТАРТОВЫЙ КУРС НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Всё хорошее в людях - из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы, малыши, Чтоб для них экология стала Не наукой, а частью души!
В наши дни экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть её судьба. Мир природы удивителен и прекрасен, но не все способны видеть эту красоту многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды…умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается. Эти умения не развиваются сами собой, не даются с рождения в готовом виде, а воспитываются. Следовательно, одной из важнейших задач современной школы является – повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе. Успех экологического образования в школе во многом зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания. С 2003 года наша школа работает по авторской программе факультативного курса «Экологическое творчество» Сорокиной Людмилы Георгиевны. Данная программа является необходимым компонентом непрерывного экологического воспитания обучающихся и рассматривается, как развивающая и углубляющая знания детей о взаимодействиях природного и предметного мира, на развитие художественного мышления, наблюдательности и воображения, воспитывает чувство патриотизма и любви к своему краю и ответственности за его судьбу. Формирует доброе и уважительное отношение к окружающему, к людям через последовательное изучение материала, разнообразие форм, методов приёмов, с учетом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста. Приоритетным направлением курса является реализация целей устойчивого развития через продвижение и развитие экологического просвещения, содействие развития системы образования города в соответствии с Национальными проектами «Образование» и «Экология». Знакомясь с представителями живой и неживой природы, учащиеся учатся в рисунках, схемах, синквейнах устанавливать взаимосвязи и взаимодействия всех объектов. Плакаты, квесты, классные часы, акции, агитбригады формируют осознанно-правильное отношение к планете Земля, к месту, где родился (Иркутская область, Байкал) и к человеку, как части природы, гордости за свою страну. Через просмотры видеофильмом, мультфильмов знакомятся с проблемой загрязнения окружающей среды, с правилами личной безопасности, осознанного и уважительного отношения к природе, Байкалу. Данный курс также предполагает развитие личностных качеств – ответственности, потребности в деятельности по охране и улучшению состояния окружающей среды, формирование осознанного и уважительного отношения к природе, Байкалу. Занятия лучше начинать вести с 1 класса, как внеурочную деятельность. В 2-4 классах – факультатив в вариативной части учебного плана. Объём занятий – 34 часа. Данный факультатив является пропедевтическим по отношению к дисциплинам естественного цикла, дополняет курс «Окружающий мир». В содержании программы предусмотрены разные разделы, которые расширяют знания детей, по мере их взросления. Это: фенология, здоровье и человек, многообразие природы Байкала, животный и растительный мир Байкала и Прибайкалья, регуляции взаимоотношений человека с природой. В курсе большое внимание уделяется практическим работам учащихся: дорожные знаки, климат Байкала, семейный проект «Православные праздники и времена года», вселенцы Байкала, редкие и исчезающие птицы Байкала, погода и здоровье, звуки и здоровье,таёжные великаны, зелёная аптека и т.д. Основными направлениями по данному курсу являются – расширение и углубление знаний детей о взаимосвязях природного и предметного мира, формирование доброго и уважительного отношения к окружающей природе, людям, через развитие художественного мышления, наблюдательности и воображения. Большую помощь в работе нам оказывают книги, журналы. Сказки В.Сутеева, В.Бианки, Д.Н.Мамина – Сибиряка, В.Стародумова, рассказы Е Чарушина, Г.Скребицкого, «Экологически чистые сказки с берегов Байкала» Софьи Бунтовской, сказки Людмилы Петрушевский, журнал «Сибирячок» с замечательными героями - помощники в проведении занятий. Формирование экологической культуры — это так же необходимый компонент всех направлений воспитания. Классные часы на темы: «Лес – наше богатство», «Берегите животных», «Братья наши меньшие», «Прекрасный мир природы», агитрбигады «Покормите птиц», «Защитники Байкала», «Земля – наш общий дом», «Мусору – нет!»; участие в акциях «Вторая жизнь пластика», «Спасём ёжика!», «Чистая планета», «Поможем деревьям», «Кормушки для пичужки», весенняя неделя добра «Посади дерево» - это только часть наших мероприятий и дел, которые полюбились детям и родителям.
В результате проделанной работы у учащихся появилась желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности (рисунок, коллаж, викторина, ребусы, кроссенсы, кроссворды, проект, стенгазеты, листовки презентация, синквейн и т.д.) Формируется начало экологической культуры, осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы, учащиеся получают практические знания по охране природы, развиваются коммуникативные навыки, учатся экспериментировать, анализировать, делать вывода Таким образом, непрерывное экологическое обучение и воспитание является основой для устойчивого развития.
Глоссарий 1. Абиотические факторы – условия неживой природы. 2. Адаптация – способность приспосабливаться к изменяющимся условиям среды. 3. Акклиматизация – приспособление организмов к новым климатическим условиям. 4. Антропогенные факторы – влияние деятельности человеческого общества на окружающую среду. 5. Биосфера – оболочка Земли, населенная живыми организмами. 6. Биоритмы – зависимость процессов живых организмов от ритмичной смены факторов неживой природы. 7. Биотические факторы – влияние живых организмов. 8. Осанка — это привычное положение тела 9. Правило Аллена– у животных, населяющих более холодные участки ареала, выступающие части тела (конечности, хвост, ушные раковины) меньше, чем у представителей того же (или близких) видов из более теплых мест 10. Фотопериодизм – реакция организмов на суточный ритм освещения. 11. Фенология - наука о сезонных явлениях в живой природе; регистрирует и изучает главным образом изменения в растительном и животном мире 12. Экология – наука, изучающая взаимоотношения организма и среды. 13. Экосисте́ма, или экологи́ческая систе́ма — биологическая система (биогеоценоз), состоящая из сообщества живых организмов (биоценоз), среды их обитания (биотоп), системы связей, осуществляющей обмен веществом и энергией между ними 14. Эволюция – длительное развитие органического мира. 15. Эндемики – организмы, обитающие на ограниченной территории. Эндемики (от греч. — местный) 16. Ярусы леса - элемент вертикальной структуры фитоценоза. Благодаря ярусному расположению растений в сообществе наиболее полно используются природные условия (свет, тепло, почва).
ЛИТЕРАТУРА Для учителя 1. Андреева Е.К. Путь к ноосфере. Принципы воспитания через природу в школе Сухомлинского. Младшие классы. Пущино 1983. 2. Байкальские уроки. Методические материалы для экологического образования в летнее время Иркутск 2006 -159с. 3. Волна (экологический информационно-методический журнал) 4. Галазий Г.И. «Байкал в вопросах и ответах», Иркутск. 2004 5. Дзятковская Е.Н., Нодельман В.И., Востротина З.И. Здоровье и образование(монография), -Иркутск ИГПУ, 1998-320с. 6. Дзятковская Е.Е. Образование и ... или здоровье? Книга для учителя. - М.: Центр «Образование и экология», 2007 г. 7. Жевлакова М.А., Корякина Н.И., Кириллов П.Н. Загадки лесной опушки г.Санкт-Петербург 2000г 8. Изгаршев А.В. «Поговорим о них». Общество 1993. 9. Королева А.В. “Естествознание для малышей” журнал “Начальная школа” 1998г. №1 10. Молодова Л.П. “Игровые экологические занятия с детьми” 11. Кузеванова Е.Н. «Байкаловедение: Живой мир Байкала» спецкурс для общеобразовательных учебных заведений Иркутск 2006. 12. Рыжова Н.А “Не просто сказки” (экологические рассказы, сказки, праздники) Рыжова Н.А “Наш дом – природа” Журнал “Начальная школа” 1998г. №10 Использование ЭОР 1. Презентации к урокам 2. Экологические видиоролики 4. http://fcior.edu.ru/card/14264/priznaki-rasteniy-usloviya-zhizni-rasteniy.html 5. http://veselajashkola.ru/shkolnaya-moda/ekologiya-dlya-mladshix-shkolnikov-osnovnye-ponyatiya/ 7. http://festival.1september.ru/articles/213264/ 8. http://supercook.ru/sibir-k/sibir-18.html 9. http://pandia.ru/text/77/454/36514.php 10. http://www.baikalvisa.ru/baikal 11. http://www.ozerobaikal.com Для учащихся: Дзятковский Д.К., Дзятковская Е.Н., Асламова С.Н. Экологическое творчество.учеб. 1-4 кл. Иркутск: ГУОПО 2001 Дополнительная литература 1. Брем А.Э. Жизнь животных в трёх томах. Терра 1992г. 2. Брюс Джим, Анжела Вилкс, Клер Ллевелин “100 вопросов и ответов” Животные. -М.:ЗАО “Росмэн”, 2006. 3. Большая энциклопедия животного мира. М.: ЗАО “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2007. 4. Бунтовская Софья Николаевна «Экологические чистые сказки с берегов Байкала» Книги 1,2,3 Иркутск Издательство «Репроцентр А1 2009 5. Все обо всем. – М.: ООО “Издательство Астрель”: ООО “Издательство АСТ”, 2001 6. Журналы «Сибирячок» 7. Книга о здоровье под редакцией Ю.П. Лисицина Москва 1998г 8. Кашинская Е.А. Всё обо всём. М 1999г. 9. Маркин В. А. Я познаю мир. Москва 2000г 10. Мой мир Пособие для учителя\ Пер. с англ.- Иркутск: Байкальская Экологическая волна 2002 130с 11. Петров Е.П. Рассказ нерпенка Кумы. Байкальска сказка-Улан-Удэ: ЭКОС 2012 48с 12. Плешаков А.А. «Зеленые страницы» книга для учащихся младшей школы. М., «Просвещение» 2006 13. Тайны живой природы М. Росмэн 1995г. 14. Тропина М.Г. «Сказки рассказы с байкальских берегов» Книга 1 По страницам Красной книги Иркутской области. Пресноводные и пресмыкающиеся.- Иркутск Изд-во «Репроцентр А 1» 2014 32с 15. Соло для позвоночника А. Ситель Москва 2006г. 16. Сибирячок. Детский литературно-творческий журнал. Иркутск 2002, 2008г. 17. Целительные силы Г. П. Малахов АО «Комплект» 1995г. 18. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./Сост.Л.А.Багрова- М.:Тко “АСТ”, 1995. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные./Сост.П.Р.Ляхов- М.:Тко “АСТ”, 1999Поделиться: |