Авторcтво: Горшкова Арина Павловна, учитель начальных классов, Кучина Мария Александровна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 692 Санкт-Петербурга |
Вопросами изучения почвы занимались многие ученые, среди которых можно выделить следующих: В. В. Докучаев, П. А. Костычев, Н. М. Сибирцев.
Почва является важнейшим компонентом экологической среды. Первое определение почве дал В. В. Докучаев. «Почвой называются наружные горизонты горных пород, измененные естественным воздействием воды, воздуха и различными микроорганизмами» - писал В. В. Докучаев [2].
В связи с развитием городов и быстрым прогрессом на предприятиях черной металлургии, мы задаемся вопросом об ухудшении состояния почв. Это приводит к неблагоприятным условиям, которые создают угрозу для жизни.
Главным признаком почвы принято считать ее плодородие, от которого зависит потребность растений в питательных веществах. Почва помогает человеку за счет того, что дает пищу, одежду и строительный материал [1]. Почву можно относить как к живой, так и к неживой природе, так как под опавшими листьями находятся песок, глина, мелкие камешки, остатки растений и животных, перегной. Изучая почву, младшие школьники учатся характеризовать процессы образования и разрушения почвы, анализировать и обсуждать вопрос о жизни в почве.
Изучая почву, младшие школьники приобретают исследовательские навыки. Учащиеся учатся ставить опыты и обобщать выводы в соответствии с поставленной целью. Но для начала нужно вызвать интерес к изучению почвы, для этого будет эффективно совместное чтение учебника, подготовка оборудования, проведение опытов, и подведение итогов, обсуждая положительный результат [3].
Каждый опыт мы обосновываем теоретически, а его результаты подтверждаем проведенным экспериментом. Мы предполагаем, что изучение почвы с использованием элементов экспериментальной деятельности можно достичь не только успешного изучения почвы, но и развития навыков исследования у младших школьников.
Изучение почвы в начальной школе очень актуально в связи с чем, мы решили создать проект, непосредственно связанный с проектной деятельностью младших школьников. В результате проектной деятельности учащиеся получат представление о многообразии почв. Также учащиеся узнают основные проблемы с почвой и пути их решения.
Мы предполагаем, что решаемая предметная проблема проекта заключается в том, что учащиеся не знают о составе местной почвы, ее проблемах и охраны, не знают о разнообразии почв в Ленинградской области.
Ожидаемый проектный продукт – справочник про почвы и их проблемы.
Пример проекта и его этапы:
Проект «Почвы нашей местности» состоит из трех этапов: подготовительный, основной и заключительный.
1. Первый этап – подготовительный.
Данный этап заключается в проектировании проектной деятельности, который включает в себя формулирование проблемы «Какие есть почвы в ЛО и какие существуют проблемы?» и поход в музей почвоведения.
2. Второй этап – основной.
На данном этапе определяют образ конечного продукта, разрабатывают характеристики продукта, а именно «Какую информацию необходимо поместить в справочник? Какие критерии отбора необходимо выделить?».
3. Третий этап – заключительный.
Данный этап включает в себя моделирование справочника, совместно с учителем, определение критериев его оценки.
Мы предполагаем, что проектная деятельность в начальной школе будет способствовать развитию знаний детей в области экологического образования. Таким школьникам не трудно будет усвоить знания о почве, о ее особенностях и признаках.
Литература
1. Сарыглар, О. М., Сагды, Ч. Т. Развитие исследовательских умений и навыков у учащихся при изучении почвы в курсе «Окружающий мир» / О. М. Сарыглар, Ч. Т. Сагды // Киберленинка. – 2018. – С. 78–81.
2. Почвоведение. Учеб. для ун-тов. В 2 ч. / Под ред. Ковды, В. А., Розанова, Б. Г. Ч. 1. Почва и почвообразование / Г. Д. Белицина, В. Д. Васильевская, Л. А. Гришина и др. — М.: Высш. шк., 1988, 400 с.
3. Чернова, Г.А. Методика преподавания обществознания в начальной школе / Г.А. Чернова. – М.: Академия, 2008, 240 с.
Приложение
Проектный модуль
Тема: “Почвы нашей местности (Лен. области)
1. 4 класс, часть 1 - «Земля – кормилица»
2. «Эта удивительная природа»; «Родной край – часть большой страны».
3. Количество учебных часов: 1 час
4. Планируемые результаты модуля:
Предметные:
познакомить с типами почв на территории Санкт – Петербурга и Лен. области;
определить факторы влияющие на состояние почвы;
определить возможные пути сбережения почв;
характеризовать меры по охране почвы;
различать типы почвы на образцах;
уметь извлекать информацию из краеведческой литературы об охране почв ЛО.
Метапредметные:
формировать умение планировать проект;
формировать умение оценивать продукт проекта;
формировать умение работать в группе.
Личностные:
формировать интерес к изучению почв своей местности.
5. Предметное содержание модуля: Учащиеся получают представление о многообразии почв. Также учащиеся узнают основные проблемы с почвой и пути их решения. Делают выводы о значении почв.
6. Решаемая предметная проблема проекта (учитель – учащиеся не знают о составе местной почвы, ее проблемах и охраны; учащиеся – не знаем о разнообразии почв в ЛО, ее проблемах и охране).
7. Ожидаемые проектные продукты – справочник про почвы и их проблемы.
8. Организация деятельности в рамках модуля (см. таблицу)
Поделиться: