Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОЛОНТЕРСКОГО НАСТАВНИЧЕСТВА ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ШКОЛЬНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ
В современной системе школьного образования происходят активные трансформационные процессы, обусловленные изменениями в социальной, экономической, информационной и других сферах общественного развития. Актуальной является задача формирования духовно-нравственных качеств подрастающего поколения, которые лежат в основе формирования «новых грамотностей» и необходимых компетенций выпускника школы. Наиболее активно именно в школьные годы формируется экологическая грамотность как необходимое качество современного человека, которая самым тесным образом связана с функциональной грамотностью. Функциональная грамотность предполагает не только развитие высокой адаптивности личности к изменениям внешней среды, умение решать конкретные жизненные задачи на основе полученных знаний и умений, возможность участвовать во всех видах деятельности, где грамотность необходима для эффективного функционирования, но и готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира [3,5]. Формирование функциональной грамотности как усвоение общих понятий, освоение универсальных способов деятельности, позволяющих решать различные жизненные задачи, опирается на формирование ключевых, универсальных «гибких» навыков как компетенций XXI века. Неотъемлемой составляющей функциональной грамотности учащихся является экологическая грамотность, которая самым тесным образом связана с понятием экологической культуры, поскольку направлена на формирование этого необходимого современному человеку личностного качества. Экологическая грамотность включает в себя не только осведомленность об окружающей среде и связанных с ней проблемах, но и экологические установки, которые обеспечивают включенность личности в преобразование окружающей среды, ответственное и активное экологическое поведение [2]. Являясь, наряду с функциональной (а также информационной, визуальной, финансовой, поликультурной, коммуникативной и др.) одной из важнейших «новых грамотностей», экологическая грамотность способствует формированию группы важнейших «гибких» навыков: - «Понимаю себя и других» (самоконтроль, рефлексия, эмоциональный интеллект); - «Управляю собой» (планирование, ориентация на результат, целеустремлённость); - «Познаю мир» (системное мышление, вероятностное мышление, выдвижение и доказательство гипотез); - «Учусь учиться» (анализ и использование информации, моделирование, смысловое чтение); - «Действуем в команде» (сотрудничество, коммуникация, координация, лидерство, разрешение конфликтов); - «Решаем проблемы» (конвергентное, дивергентное и латеральное мышление, принятие решений); - «Создаём новое» (исследование, проектирование) [1, 3]. Одним из современных инструментов, который имеет глубокие корни, но возрождается в системе образования на современной основе и позволяет формировать у школьников «гибкие» навыки, является наставничество [4]. ГБОУ школа № 482 Выборгского района, активно продвигая идеи образования для устойчивого развития, в 2020-2021 уч. году стала участником Пилотного проекта по внедрению целевой модели наставничества в Санкт-Петербурге. Было принято решение перевести ситуационные формы экологической волонтерской деятельности, шефской помощи старшеклассников в формат программы наставничества на основе проекта «Эко-школа – территория soft skills». Цель проекта «Эко-школа – территория soft skills» – создание школьной модели экологического наставничества «ученик – ученик» как саморасширяющейся системы образования школьников, формирования группы «гибких навыков» средствами экологического образования и просвещения. Задачи проекта: - систематизировать эколого-образовательную и просветительскую деятельность школы на основе разработки программы наставничества; - обеспечить разностороннюю поддержку обучающихся с особыми потребностями, расширение пространства социализации учащихся школы за счет включения их в различные формы образовательной и общественно значимой экологической деятельности детско-подростковых общностей; - развивать лидерские качества учащихся (как наставников, так и наставляемых), ответственное отношение к делу; - обеспечить непрерывное обучение школьников более старшими школьниками на основе экологически грамотного поведения; - создавать комфортные условия и экологичные коммуникации внутри образовательной организации; - сплотить коллектив учащихся школы путем участия в совместных природоохранных мероприятиях; - воспитывать «дух волонтерства» как основу развития гражданского общества; - формировать устойчивое школьное сообщество. Проект позволяет достичь важнейших результатов для учащихся, среди которых: преодоление личностных кризисов; расширение представлений о реальном мире, своих возможностях и способах действия; развитие навыков и качеств личности, необходимых для жизни; развитие лидерских качеств наставников; формирование экологических ценностей и норм поведения; активное вовлечение учащихся в жизнь школы. Не менее актуальны также результаты проекта для всей школы, это: развитие открытой эколого-образовательной среды школы, обеспечивающей формирование экологической грамотности учащихся; активное вовлечение учащихся в жизнь школы; формирование культуры наставничества, его ценностей и традиций; улучшение психологического климата в школе; развитие устойчивых связей с социальными партнерами. Проектная деятельность основывается на использовании имеющихся ресурсов, таких как открытая эколого-образовательная среда школы, эко-актив школьников – участников эколого-образовательных проектов предыдущих лет, разработанная система эколого-образовательных проектов, включение школы в новую международную программу «Эко-школы / Зеленый флаг», наличие опытных педагогов-кураторов. Существенную роль играет развитие информационных ресурсов – школьных СМИ, газеты ЭКО-стиль и др., а также взаимодействие с социальными партнерами, такими как Детский экологический центр ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», Ленинградский зоопарк, Океанариум, Социальный дом на Сиреневом бульваре, Центр реабилитации морских млекопитающих, ДОУ № 8, 9 микрорайона Парнас и др. В рамках проекта была разработана школьная модель Эко-наставничества «ученик – ученик», основная идея которой заключается в том, что современные школьники, испытывающие интерес к новому, стремление к активной деятельности, освоению новых форм и способов деятельности, готовы стать участниками «практики отдавания», делиться своим уже накопленным опытом со сверстниками и более младшими детьми. Эко-наставничество – это целенаправленная деятельность по передаче экологических ценностей, знаний, опыта и традиций от старших к младшим членам общества. Цель наставничества «ученик – ученик», или «дети учат детей» – оказать поддержку каждому: неуспевающему, менее опытному, не уверенному в себе, не обязательному, испытывающему трудности в общении и пр. Среди принципов наставничества следует отметить такие важнейшие из них как понимание, принятие, сострадание, помощь, веру друг в друга, опору друг на друга.Наставниками в проекте могли стать учащиеся 5-11 классов, хорошо и отлично успевающие социально-активные школьники, получающие от своей работы как статусность и моральное удовлетворение, так и опыт созидательной деятельности, а также лидерские навыки и навыки работы в команде. В результате наставничество сплачивает коллектив школы вокруг общей цели. Чтобы стать наставником, учащимся, помимо знаний об определенном виде деятельности и умения ее осуществлять, необходимо наличие интереса и личностно-значимых качеств, обеспечивающих интеллектуально-поведенческую поддержку другого школьника, в том числе школьника-аутсайдера, заинтересованность в сплочении коллектива учащихся, взаимодействии слабых и сильных школьников.Подготовка юных наставников осуществляется наставниками-педагогами по следующим направлениям:- обоснование значения наставнической деятельности для формирования сплоченного школьного коллектива в общем и классного коллектива, в частности, в нормализации взаимодействия слабых и сильных школьников;- раскрытие возможностей наставнической деятельности для самореализации успешных школьников;- вовлечение активных школьников в интерактивные, социально полезные виды деятельности, способствующие освоению эффективных методов, приемов и техник функций наставника.Возрастная модель «дети учат детей» включает волонтеров-наставников «ведущих за собой», вовлекающих в социально-экологическую деятельность своих ровесников, а также старших школьников, берущих шефство над младшими. Ролевые модели «ученик – ученик» – это «успевающий – неуспевающий» (поддержка для достижения лучших образовательных результатов; «лидер – пассивный» (психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе или развитием коммуникационных, творческих, лидерских навыков); «равный – равному» (обмен навыками; взаимная поддержка, совместная работа над проектом. Итогом работы каждого тандема/группы стали созданные экологические проекты и практики, которые получили общественное признание. В феврале 2021 г. в школе прошла ежегодная научно-практическая конференция «Знание-сила», посвященная дню Российской науки, где наставнические группы представили свои проекты. В апреле 2021 г. школой была организована и проведена II Межрегиональная конференция «Вернадские чтения. Экология и здоровье человека», в которой приняли участие 90 обучающихся нашей школы, из них двое стали победителями, трое – лауреатами, один – призером. Эффективность проекта «Эко-школа – территория soft skills» обусловлена применением сквозной методологии наставничества, в рамках которой возможна комплексная поддержка учащихся разных ступеней обучения. Ученики-наставники работают по принципу: «Человека нельзя научить, можно дать возможность научиться». Основной акцент в работе наставников делается на эмоциональный комфорт и позитивную атмосферу активности в проектной деятельности. Результаты мониторинга программы наставничества показали, что все пары успешно завершили работу и перешли на следующий этап – закрепление за каждой парой группы или класса. Подтвердились позитивные ожидания о наставничестве у 100% участников. Среди ответов наставляемых на вопрос «Что для тебя особенно ценно в программе наставничества?», хотелось бы отметить следующие: - Результат и общение с новыми людьми; - Что у меня есть старший друг, к которому я могу обратиться в случае проблемной ситуации; - Возможность участвовать в школьных проектах и конкурсах, общение с творческими людьми, новые знакомства; - Понимание и поддержка со стороны наставника. Все учащиеся-наставники отметили, что они многому научились сами и хотели бы продолжить эту практику. Все пары наставник-наставляемый продолжили работу над экологическими проектами в командах с другими учениками школы, участвовали в субботниках на пришкольной территории, сажали цветы, убирали мусор на территории Парнаса, провели мастер-классы для всех желающих, включая воспитанников детских садов, участвовали в оформлении отчетной выставки детских работ «Деревья глазами детей» и «Мой зеленый микрорайон», участвовали во многих других мероприятиях, что, безусловно, способствовало развитию не только функциональной, но и экологической грамотности. Многие команды показали хорошие результаты в экологических мероприятиях, а совместная команда 10-в и 5-в классов стала призером городского конкурса «Соседи по планете». В целом в экологических проектах, акциях, мероприятиях приняли участие 1987 учащихся школы. В конце каждого проекта или акции проводился опрос участников. Результаты опроса следующие: «Природе надо помогать» - считают 90% учащихся; «Экологическая работа – это важно» - 85%; «Наши усилия влияют на качество среды» - 91%. Проект наставничества «Эко-школа – территория soft skills» успешно прошел апробацию, так как имеет надежную основу для преодоления проблем обучающихся в виде разработанной и реализуемой системы эколого-образовательных и просветительских проектов в открытой образовательной среде школы.
Литература 1. Ермаков Д.С. «Гибкие» навыки в школьном образовании // Народное образование. – 2020. – № 5. – С. 165-172. 2. Иванов И.Ю. Когда ответственность – значит грамотность: о модели развития экологической грамотности школьников // Исследователь/Researcher. – 2021. - № 1–2. С. 18-31. 3. Колесникова И.А. Новая грамотность и новая неграмотность двадцать первого столетия // Непрерывное образование: XXI век. – 2013. - № 2. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novaya-gramotnost-i-novaya-negramotnost-dvadtsat-pervogo-stoletiya/viewer 4. Настольная книга «Наставничество: эффективная форма обучения»: информационно-метод. материалы / авт.-сост. Нугуманова Л. Н., Яковенко Т. В. — 2-е издание, доп., перераб. — Казань: ИРО РТ, 2020. – 51 с. 5. Нурмуратова К.А. Функциональная грамотность как основа развития гармоничной личности в современных условиях \\ Педагогическая наука и практика. – 2019. - № 1(23). – С. 14-18. Поделиться: |