Поиск по сайту

Дистанционное обучение – первые шаги


Авторcтво: Митюшова Елена Владимировна, учитель информатики ГБОУ №605 Санкт-Петербурга


      Ни учителя, ни родители не были готовы к дистанционному обучению. Растерянность родителей привела к тому, что учителя захлебнулись в электронной корреспонденции.
Родители оказались в тяжелейшей ситуации, когда всех перевели на дистанционную работу и каждому члену семьи понадобился компьютер и понадобился надолго – выяснилось, что дистанционная работа – это круглосуточная работа.
      Поскольку я, так же как и все погибла в завалах электронной почты, для того, чтобы быстро отвечать большому количеству встревоженных людей, я организовала раздел сайта Дистанционное обучение 2020, в котором сделала разделы по параллелям и выкладывала актуальную информацию для каждой параллели.
      В первую очередь, поскольку у меня курс информационных технологий – т.е. огромное количество практических работ, мне нужно было организовать удобную сдачу практических работ. Для этих целей я решила воспользоваться Google Диском. На Google Диске я организовала файловую структуру по параллелям и классам внутри параллелей, создав папки учеников в папках классов. В папке каждой параллели, я завела папку с материалами для обучения. Для открытия доступа к удаленной папке ученика и папке с материалами мне нужно было получить от всех учеников аккаунт Google.
Сразу на сайте была размещена подробная Инструкция по созданию аккаунта Google и Рекомендации по организации удаленной работы ученика.
Основная масса учеников прислали аккаунт в течение 1-2 недель. Некоторые не прислали до конца обучения и продолжали пользоваться электронной почтой. Что интересно, что быстрее всех отреагировали родители самой младшей категории учеников – параллели 5 классов. Это значит, чем моложе поколение, тем свободней в области информационных технологий.
В процессе работы выяснилось, что не у всех детей есть возможность работать на компьютере. У некоторых под рукой был только смартфон, на котором не было возможности выполнять упражнения по учебнику. Для этих детей были предложены альтернативные задания.
      Для учеников 5 классов предлагалась теоретическая работа по темам курса в форме составления кроссвордов. Такая работа предполагает серьезное изучение понятийной базы и соединение понятий по правилам составления кроссвордов. В результате получились очень интересные тематические работы с широким теоретическим охватом.
Для учеников 6 и 7 классов предлагалась теоретическая работа в форме докладов по темам курса: ученику нужно было выбрать тему, составить план раскрытия темы и в тетради своими словами изложить свое понимание выбранной темы. Не могу сказать, что все отнеслись к этой работе добросовестно. Было несколько замечательных по глубине сообщений с собственным анализом теоретической базы. Но некоторые отнеслись формально – копируя и вставляя, а значит, ничего не приобрели для себя, занимаясь этой работой.
Парраллели 5 и 6 классов имели подробные инструкции по выполнению практических работ в учебнике.
      Взаимодействие с 5 классами осуществлялось через сайт и через классного руководителя. Основная трудность в выполнении практических работ вне класса состояла в том, что дома у всех стоит разное программное обеспечение. Поэтому проводить видео-уроки был бесполезно, они бы только запутали учеников, не знающих программ. По теме, которая вызывала наибольшие трудности «Построение диаграмм» я сделала видео-урок Принципы построения диаграмм, в котором показала на своем программном обеспечении, на что нужно обратить внимание при построении диаграмм. Большие трудности возникли с упражнениями в графическом редакторе, поскольку современный графический редактор работает не так, как описано в учебнике и дети не смогли выполнить заданий. Это значит, что эта тема должна быть рассмотрена в режиме обычного обучения в классе.
      Взаимодействие с 6 и 7 классами осуществлялось через сайт и группы классов в WhatsApp. Группа в WhatsApp позволяла быстро обратиться как ко всем ученикам класса, так и персонально к отдельному ученику. В процессе выполнения практических работ дети в случае возникновения проблем могли в режиме реального времени задать вопрос и сразу получить ответ - это оказалось очень удобно. Особенно понадобилась помощь ученикам, у которых дома программы не русифицированы. Поскольку выполнение работ по предмету осуществляется обязательно на компьютере, я отказалась от уроков в форме видеоконференций, а поводила уроки в режиме консультаций, чтобы свести к минимуму нарушение санитарно-гигиенических временных норм.
Для учеников 7 классов, для прохождения новых и сложных в понимании тем в программе Zoom я записала несколько видео-уроков. Для того чтобы ученики могли просмотреть их неоднократно и разобраться в новой теме.
      Для каждой параллели в дистанционную папку с общим доступом выкладывались учебные материалы: заготовки, необходимые для работы; справочные материалы; учебные пособия.
При размещении практической работы в удаленной папке я просила помечать работу словом Проверить, показывая этим, что работа завершена. После проверки я помечала работу словом Проверено, чтобы при повторном просмотре папки не тратить время на повторный просмотр.
      На сайте для каждой параллели были заведены страницы Результаты работ для каждого класса параллели, на которой располагалась сводная таблица результатов проверки работ.
Ученики работали в свободном темпе, что очень важно в таких неординарных условиях, когда каждому члену семьи нужен компьютер, и по мере готовности сдавали работы.
Как всегда не обошлось без людей, которые долгое время бездействовали и сдавали работы в последние дни четверти, но в основном все работали ритмично и, сдав работу, с нетерпением ждали результатов проверки.
      Конечно, к концу четверти и учителя и дети приспособились к дистанционному обучению. Учителя на своих плечах, ценой своего здоровья и круглосуточной работы, вывезли эту тяжелейшую ситуацию. Необходима серьезная методическая работа по созданию государственного портала школьного образования, материалы которого можно было бы использовать в режиме обычной жизни и в режиме ЧС. Должен быть единый портал с механизмами организации классной работы: возможностью видеоконференций, создания видео-уроков, формирования заданий, проверочных работ, учета успеваемости и т.п. Бедные родители чуть с ума не сошли от многообразия форм работы, которые предложили учителя. А главное, работа этого портала должна быть бесплатной, ведь у нас бесплатное школьное образование. А сейчас получилось, что многие платные платформы, провели массовое тестирование своих продуктов, временно предоставив свои продукты бесплатно.

Поделиться: