Авторcтво: Ведерникова Ольга Васильевна, методист, научный руководитель, Салова Ида Григорьевна, методист, к.п.н., научный руководитель ГБОУ Лицей № 101 Выборгского района Санкт-Петербурга |
Исследовательская компетентность выпускника является значимой составляющей его успешной жизнедеятельности после завершения среднего общего образования. Поэтому формирование готовности к исследовательской деятельности учащихся – одна из насущных задач современной школы.
Работа учащихся над исследованием или проектом – это исследовательская деятельность, в результате которой учащийся переходит от уровня обыденных знаний на уровень научного знания в той или иной изучаемой предметной области, на методологический уровень. Проектно-исследовательские работы (далее – ПИР) учащихся направлены на развитие личности учащегося в аспекте исследовательских умений.
Исследовательская деятельность обучающихся предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы; описание понятийного аппарата проблемы исследования (объекта, предмета, цели, гипотезы, задач, методов), изучение теории, посвященной данной проблеме; подбор методик исследования и практическое овладение ими; сбор собственного материала, его анализ и обобщение; научный комментарий; собственные выводы. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью культуры исследования, нормой ее проведения.
ПИР учащегося начинается с описания конкретных элементов структуры научного аппарата, с помощью которого раскрывается тема, содержание исследования. Таким образом, готовность к исследовательской деятельности предполагает, прежде всего, умение учащимися совершать такие интеллектуальные действия, как владение понятийным аппаратом изучаемой проблемы и его применение в учебном исследовании, выбирать и использовать методы научного познания, обобщать и делать выводы. Для педагогов-руководителей ПИР учащихся формирование умения описывать структуру понятийного аппарата проблемы исследования – актуальная задача, представляющая определенные трудности в процессе методического сопровождения ПИР учащихся.
Функциональная значимость понятийного аппарата проблемы исследования как учебной работы:
1. Наличие понятийного аппарата проблемы исследования - один из критериев оценки учебного исследования.
2. Через понятийный аппарат раскрывается суть исследуемой проблемы и тема исследования.
3. Владение научным аппаратом исследуемого вопроса предусматривает вхождение учащихся в понятийную область исследования.
4. Способность определять понятийный аппарат проблемы исследования отражает метапредметные умения обучающихся.
5. Степень владение понятийным аппаратом проблемы исследования раскрывает уровни сформированности метапредметных (исследовательских) умений.
В процессе формирования умения владеть понятийным аппаратом проблемы исследования (исследовательскими процедурами) развиваются метапредметные умения учащихся, составляющие их исследовательскую компетентность. Сформированность названных метапредметных умений даст возможность учащемуся осуществлять исследовательскую деятельность в любой области знаний.
Исследовательские процедуры
|
Метапредметные умения
|
Формулирование темы исследования
|
Умение формулировать тему учебной задачи (исследования)
|
Раскрытие актуальности (обоснование проблемы)
|
Умение анализировать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи
|
Формулирование объекта и предмета исследования
|
Умение определять понятия, строить логическое рассуждение, умозаключение
|
Формулирование цели исследования
|
Умение самостоятельно определять цель учебной задачи (исследования)
|
Выдвижение гипотезы исследования
|
Умение строить гипотезы, раскрыть сущность явления, установить причинно-следственные связи
|
Формулирование задач исследования
|
Умения самостоятельно ставить новые задачи в новой ситуации
|
Определение методов исследования
|
Умение выбирать методы познания в соответствии с целью и результатами исследования
|
Формулирование выводов
|
Умение создавать обобщения в соответствии с целью и результатами исследования
|
Процесс формирования умения учащихся владеть понятийным аппаратом проблемы исследования (исследовательскими процедурами) требует создания определенных организационных и дидактических условий в системе организации проектно-исследовательской деятельности:
1.Определение направлений и форм обучения исследовательской культуре (ФГОС):
Урок
|
Внеурочная деятельность
|
Урок-исследование
(обучение предмету через исследовательскую деятельность)
Проблемный метод обучения
Исследовательский метод обучения
Проектный метод обучения
Элективные курсы
|
Кружки Итоговая аттестация
Ученическая конференция, конкурс проектно-исследовательских работ
Социальное проектирование
|
2. Проведение соответствующей диагностики динамики развития исследовательских умений. Исследовательская практика учащихся позволяет выделить уровни сформированности исследовательских умений. Исходный уровень: обучающийся осуществляет исследовательские процедуры по инструкции, по аналогии с помощью учителя; не высказывает идей, предложений. Начальный уровень: обучающийся с помощью учителя находит проблему и предлагает варианты её решения; выполняет исследовательские процедуры по аналогии под руководством учителя. Продуктивный уровень: обучающийся находит проблему и предлагает варианты её решения; осуществляет исследовательские процедуры самостоятельно; может определить тему, цель и задачи исследования с помощью педагога или самостоятельно; продуктивно находит способы решения поставленных задач.
3. Разработка в помощь педагогам методических рекомендаций и дидактических материалов, направленных на формирование исследовательских умений учащихся (памятки и алгоритмы работы над учебным исследованием).
Названные условия способствуют формированию у учащихся умений выполнять учебное исследование, планировать понятийный аппарат проблемы исследования, реализовать исследовательские процедуры, оформлять и представлять результат (продукт) своей исследовательской работы, анализировать и оценивать свою учебно-исследовательскую работу.
Литература
1. Гузеев В.В. Исследовательская работа школьников: суть, типы и методы // Школьные технологии. – 2010. – № 5. – С.49 – 52.
2. Зачёсова Е.В.Написание текстов: рекомендации юным авторам учебных исследований и их руководителям. / Е.В.Зачёсова // Школьные технологии.– 2006.– № 5. – С.105 -111.
3. Сборник исследовательских работ учащихся начальных классов по итогам научно-практической конференции//Сост. Е.И.Гусева, И.Г.Салова; ред.О.В.Ведерникова. – СПб.: ООО «Архей», 2016.
4. Я исследователь// Рабочая тетрадь// Сост. Е.И.Гусева, И.Г.Салова; ред. О.В.Ведерникова.- СПб.: ООО»Архей», 2015.
Поделиться: