Поиск по сайту

Реализация проектной деятельности как эффективной педагогической практики на уроках ИЗО


Авторcтво: Демидова Ирина Николаевна, учитель изобразительного искусства, ГБОУ Лицей № 101 Санкт-Петербурга


     

 Метод проектов в образовательной области «Изобразительное искусство» развивает творческие способности обучающихся, позволяет реализовать индивидуальный подход в обучении, сделать обучение личностно значимым.
       Реализация метода проектов на уроках «Изобразительного искусства» ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Педагогические условия, обеспечивающих развитие творческих компетенций учащихся:
    включение учащихся в проектную деятельность по созданию продуктов изобразительного творчества в урочное и внеурочное время;
    развитие ценностного отношения учащихся к деятельности по созданию продуктов изобразительного творчества;
    побуждение к самоанализу учащимися результатов собственной творческой деятельности.
Выполняя проект, обучающиеся учатся определять и формулировать, решать проблемы; самостоятельно конструировать проекты на основе полученные знаний; ориентироваться в информационном пространстве; развивают критическое и творческое мышление.


       Общие подходы к структурированию проекта, осваиваемые обучающимися:

  1. Выбор темы проекта, его типа, количества участников.
  2. Определение проблемы, которую важно исследовать в рамках намеченной тематики.
  3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
  4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым, творческим заданиям.
  5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах.
  6. Защита проекта.
  7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

        В практике нашей работы мы используем следующие подходы к организации проектно-исследовательской деятельности:
 

  1. Урочная деятельность
1.1 Выполнение поисковых, проблемных заданий в процессе урочной деятельности (поиск информации, подбор литературы, устных сообщений, подготовка разовых сообщений, изготовление наглядных пособий) как подготовка к внеурочным культурным событиям.
1.2 Разнообразная проектно-творческая деятельность на уроке как помощь учащимся в разработке тем индивидуальных творческих проектов во внеурочное время, оказание консультационной помощи.
2. Групповая работа - работа над совместными исследовательскими проектами во внеурочное время.
3. Участие в проектировании культурных событиях во внеурочное время (праздников, творческих конкурсов, выставок, предметных недель).
4. Интегрированные уроки. Например, совместно с учителем биологии был проведён интегрированный урок «Животные в природе и в искусстве», где урок явился завершающим этапом исследовательской работы учащихся, проведённой учащимися во внеурочное время в Зоологическом музее в АППО.
5. Реализация и защита на ученических научно-практических конференциях разных видов проектов с презентацией собственных культурных продуктов: информационно-исследовательских – «Русские народные праздники и обряды» (5 классы); исследовательских - «Жостовские подносы» (6 классы); творческих – «Ювелирные украшения Древнего Египта»; «Весенняя капель» (9 классы); практико-ориентированных - «Дизайн зданий внешнего содержания», «Дизайн зданий внутреннего содержания» (8 классы). В основном, учащиеся, успешно защищая свои проекты, представляют творческие, практико-ориентированные проекты.
Например:
Групповой проект «Летняя палитра» включал в себя наблюдение в природе, создание эскизов и рисунков, проведение анкетирования одноклассников, описание проекта в форме реферативной работы.
й.JPG

В проекте «Ландшафтный дизайн сада» учащиеся представляли макет сада из природного материала, выполняли эскиз своего сада, придумывали идеи его украшения.
ц.JPG
   Проект «Мультфильм с рисованной анимацией» создавался с придумывания идеи мультфильма и написания его сценария, выполнения рисунков и эскизов героев мультфильма. Затем создавался творческий продукт - результат проекта: создание мультфильма с рисованной анимацией.
В результате выполнения проектов у школьников воспитываются такие личностные качества, как: трудолюбие; способность самостоятельно принимать решение; ответственность; коммуникабельность; изобретательность. Главный результат проектно-исследовательской деятельности учащихся по изобразительному искусству – принятие ценности искусства, творчества, что значимо для духовно-нравственного воспитания личности учащихся, что отражается в самоанализе одной из учащихся группового проекта «Летняя палитра»:
«Изобразительное искусство влияет на нашу жизнь со всех сторон, делает ее разнообразной и яркой, живой и интересной, насыщенной, помогая человеку все лучше и лучше понимать свое предназначение в этом мире. Работа над проектом принесла нам удовольствие, мы смогли более внимательно разглядеть красоту нашей природы, увидели, как она меняется по месяцам. Наблюдая за природой, изучая творчество великих художников, мы погрузилась в особый прекрасный мир изобразительного искусства. Он позволил понять, что для создания поистине интересного глубокого произведения необходимо не только изучать произведения известных авторов, копируя или подражая им, но и постараться взглянуть на природу своим собственными глазами, увидеть что-то особенное и выразить это с помощью красок и кисти, слова».


             Литература

  1. Богоявленская Д.Б. Исследовательская деятельность как путь развития творческих способностей// Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей/ Под общей редакцией А.С.Обухова.-М.: НИИ школьных технологий, 2006.- С.44-50
  2. Матяш Н.В. Психология проектной деятельности младших школьников. - М., 2004.
  3. Сборник исследовательских работ учащихся начальных классов по итогам научно-практической конференции.- Санкт-Петербург, 2016.

Поделиться: