Поиск по сайту

Практические аспекты подготовки обучающихся к заданиям по орфографии Единого государственного экзамена: трудности применения алгоритма орфограмм в задании №10, №12 (методическая разработка)


Авторcтво: Шестакова Марина Викторовна, учитель русского языка и литературы ГБОУ школы №559 Выборгского района Санкт-Петербурга


Усложнение заданий по орфографии Единого государственного экзамена в 2019 году привело к тому, что обучающиеся показали невысокий уровень знаний по ним. Так, абсолютно «провалилось» задание №12. Тщательной подготовки требует и задание №10 с огромным пластом слов с ПРЕ- и ПРИ- для запоминания.

Трудности применения орфограмм в данном материале – это те случаи, когда обучающийся не может применить орфограмму либо, опустив нужное звено, делает ошибку. Подготовка к сегодняшним заданиям в 2020 году по орфографии требует более комплексного подхода и в результате – более комплексных знаний от ученика. Вот почему здесь мною приведены приёмы подготовки  в рамках комплексного подхода, включающего в себя работу с вариативностью в русском языке, словообразованием, этимологией слов и толкованием их значений, проблемными аспектами применения орфограмм, систематизацией и обобщением знаний.

Задание №10

При подготовке обучающихся к заданию №10 особого внимания требуют трудности связанные с правописанием приставок на –З, –С и слов с ПРЕ, ПРИ:

·   Разграничение звонких и глухих звуков.

·   Разграничение слов с приставками на З- и С- и слов с приставкой С-.

·   Приёмы запоминания написания слов с ПРЕ и ПРИ, в которых значение приставок не определяется, либо в которых ПРЕ и ПРИ входят в корень.

·   Разграничение слов-омофонов (или «схожих» слов) с ПРЕ и ПРИ.

 

Правописание приставок на –З и –С.


 

Приставки, оканчивающиеся на -З, -С.

Написание зависит от следующего за приставкой звука.

РАЗ- // РАС-

РОЗ- // РОС- (уд.)

ИЗ- // ИС-

БЕЗ- // БЕС-                     «З» - перед звонким согласным;

ВОЗ- // ВОС-                    «С» - перед глухим.  

ВЗ- // ВС-

НИЗ- // НИС-

ЧЕРЕЗ- // ЧЕРЕС-

ЧРЕЗ- // ЧРЕС-

Искл: розыскной.


Ученики, как правило, хорошо знакомы с данной орфограммой и умеют применять её на практике.












Рассмотрим трудности, с которыми они (возраст-класс) могут столкнуться на экзамене:

Разграничиваем звонкие и глухие звуки

Не путаем слова с приставками на З-, С-

с приставкой С-

Если с парными по глухости/звонкости звуками у учеников, как правило, проблем не возникает, то непарные глухие необходимо повторить:

Х, Ц, Ч, Щ – всегда глухие!

БЕСхарактерный

БЕСхитростный

БЕСцеремонный

БЕСценный

БЕСцельный

БЕСчеловечный

БЕСчувственный

РАСчётливый

РАСчет

РАСчерченный

РАСщелина

РАСцеловать

ИСцарапать

ИСчерпать

ЧЕРЕСчур

Слова с приставками на З- и С- важно не спутать с приставкой С-, особенно следует обратить внимание на стык двух приставок НЕ- и С-, которые можно спутать с приставкой НЕЗ-:

неСбавляемый

неСгибаемый

неСгораемый

неСговорчивый

неСдержанный

неСдираемый

неСжатый

неСдобровать

неСмолкаемый

неСносный

неСпрятанный

неСравнимый

неСрубленный

неСхваченный

 

Упражнение:

Выделите приставки по образцу. Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание слов.

Сгореть – неСгораемый – РАЗгореться

…говориться – не…говорчивый – ра…говориться

Считать – не…четный – ра…считать (вспоминаем: В трудном слове рассчитать нужно нам две «с» писать, а в расчётливый, расчет пишем только корень –чёт- ).

…жать – не…жимаемый – ра…жать

…бить – не…битая – и…бить

…крепить – не…крепленный – ра…крепить

…падать – ни…падаемый – ра…падаться

…гибать – не…гибаемый – и…гибаться

…держать – не…держанный – и…держки

…жалится – бе…жалостный – ра…жалобить

…хитрить – бе…хитростный – и…хитриться

…бежать – …разбегу - неи…бежно – ра…бежаться

…колоть – не…колотый – ра…колоть

…махнуть – в…махнуть – ра…махнуться.

Правописание слов с ПРЕ-, ПРИ-

  • Приёмы запоминания написания слов с ПРЕ и ПРИ, в которых значение приставок не определяется либо в которых ПРЕ и ПРИ входят в корень.

 

Приставки ПРЕ- и ПРИ-

Написание приставок зависит от их значения:

ПРЕ-

·   Высшая степень ч-л (очень, весьма)

Преуспевать, престарелый

·   «Пере» (по-иному, через)

Преграда, преобразовать

 

ПРИ-

·   Присоединение, прибавление, приближение

Пришить, приехать

·   Пространственная близость

Прибрежный

·   Неполнота действия (чуть-чуть, не до конца)

Приоткрыть

·   Доведение действия до конца

Приучить, привыкнуть

 

Примечание

Сложность данной орфограммы заключается в том, что в русском языке много слов, значение приставок ПРЕ- и ПРИ- в которых неясно, а также много заимствованных слов, в которых ПРЕ и ПРИ входят в корень. Написание таких слов нужно запоминать. Для этого можно использовать различные приёмы, такие как обращение к этимологии слова, заучивание рифмовок, самостоятельно составленных предложений, работа со словами-омофонами и «схожими» словами с ПРЕ-, ПРИ-, работа с ассоциациями к этим словам или парам слов.

 

Трудные слова с ПРИ-

Трудные слова с ПРЕ-

Прибаутка

Приветствие

Привилегия

Привиделось, привидение

Привередливый

Привлекательный

Привольный

Пригорюниться

Приголубить

Неприглядная

Пригожий

Придраться

Призвание

Призер

Признаваться, признание

Беспризорник

Гостеприимство

Восприимчивый

Приказать

Приключение

Прилежный

Примадонна

Приманивать

Примитивный

Неприменимый

Примирить

Примелькаться

Применять

Принуждать

Приоритет

Приободриться

Непристойный

Присутствие

Пристрастие

Непристойный

Присутствие

Присяга

Притеснение

Прицелиться, прицельный

Прическа

Причудливый

Приютить

Неприязненный

Неприятный

Прегрешения

Предводитель

Предшественник

Предупреждение

Президент

Президиум

Преимущество

Преисподняя

Прекращать

Прекословить, беспрекословный

Прельстить

Премировать

Премьер

Пресмыкаться, пресмыкающиеся

Пренебрегать, пренебрежение

Непреодолимый

Препроводить

Преподавать

Прерогатива

Беспрерывный

Престарелый

Преследовать

Пресловутый

Пресекать, пресечь

Претензия

Прецедент

Примечание

Ученикам сложно запомнить написание трудных слов с ПРЕ, ПРИ без каких-либо ассоциаций к ним. В данном случае можно задействовать следующие приёмы:

1. Работа с этимологией слова.

Например:

в слове примадонна многие выделяют «мадонна», хотя оно произошло от итал. prima – «первая» и donna – «леди».

Слово приоритет произошло от лат. рrior – «первый, важнейший».

Слово прерогатива произошло от лат. praerogativus – «тот, чье мнение ставят превыше всего».

Слово претендент произошло от фр. pretendant – «требовать, претендовать».

Слово пререкаться изначально имело приставку ПРЕ-. Произошло от др.-русск. рекати – «говорить» и приставка ПРЕ-. ПРЕрекаться – ПЕРЕговариваться (значение ПЕРЕ-).

Слово пресмыкаться произошло от ст.-слав. смыкати – «ползать».

Задание:

Самостоятельно поработать с этимологическим словарем, посмотреть происхождение приведенных выше слов с ПРЕ, ПРИ-. Рассказать о происхождении 1-5 слов.

2. Составление и заучивание рифмовок или предложений со словами с ПРЕ, ПРИ-.

Например:

приобрел и пригодился,                                        преобразовать и прекратить,

причесал и притворился,                                      мечту в жизнь претворить,

приготовь и присмотри                                          препятствовать, пренебрегать

напиши с приставкой ПРИ-                                    не забудьте с ПРЕ-пистать

Составление предложений:

 

Кандидат в преемники президента сейчас заседает в президиуме.

Иметь прерогативу непреклонно пресекать преступления и прегрешения.


Задание:

Самостоятельно придумать рифмовки или составить предложения с ПРЕ-, ПРИ-, выучить их.

 

  • Работа со словами-омофонами (или «схожими» словами) с ПРЕ-, ПРИ-

 

Работу со «схожими» словами с ПРЕ-, ПРИ- целесообразно начать с упражнения:

 

Подберите «схожее» слово с приставкой ПРЕ- по образцу, объясните значение данных слов. Составьте с ними предложения.

 

ПРИбывать (на станцию) - ПРЕбывать (заграницей)

 

ПРИзирать сирот –

ПРИтворить дверь –

ПРИклонить голову –

ПРИдать значение –

ПРИступить к заданию –

ПРИходящий вовремя –

ПРИложить повязку –

ПРИвратник на месте –

ПРИставить к стене –

ПРИтерпеться к неудобствам –

ПРИстанище найти –

ПРИемник радио –

ПРИдел к дому –

ПРИлюдно наказать –

ПРИткнуться в угол –

ПРИстольная корзина –

ПРИвоз товаров –

 

Получив ответы школьников и дополнив таблицу другими схожими словами, мы получим обобщенный материал:

 

Слова с ПРИ -

Слова с ПРЕ-

ПРИбывать на станцию (=приезжать)

ПРЕбывать заграницей (=находиться)

ПРИзирать сирот (=смотреть сочувственно, милосердно)

ПРИзреть сирот (=дать ПРИют); бесПРИзорник

ПРЕзирать преступников (=относиться с ПРЕзрением)

ПРИтворить дверь (=закрыть)

ПРИтвориться больным (=ввести в заблуждение)

ПРЕтворить мечту в жизнь (=воплотить, осуществить)

ПРИклонить голову (=наклонить)

 

ПРЕклонить колени (=глубоко уважать)

НеПРЕклонный человек (=стойкий)

ПРЕклонный возраст (=60-75 лет)

ПРИдать значение (=добавить, осмыслить)

ПРИдать огласке (=сделать доступным)

ПРИданое (=то, что родители дают невесте ее

родители)

ПРЕдать друга (=выдать)

ПРЕдаться мечтам (=целиком отдаться)

ПРЕдание старины (=жанр фольклора, который ПЕРЕдается из поколения в поколение)

ПРИступить к заданию (=начать)

НеПРИступная крепость

ПРЕступить закон

ПРЕступник (=нарушить закон)

ПРИходящий вовремя (=являющийся)

 

ПРЕходящий момент (=временный, недолговечный)

ПРИложить повязку (=положить вплотную)

 

НеПРЕложный закон (=неоспоримый)

ПРИвратник на месте (=сторож)

ПРИврать (=немного обмануть)

ПРЕвратно изложить (=искаженно, ложно)

ПРЕвратить (=изменить)

ПРИставить к стене (=поставить вплотную)

 

ПРЕставиться (=умереть);

светоПРЕставление

ПРИтерпеться к неудобствам (=привыкнуть)

ПРЕтерпеть лишения (=вынести, вытерпеть)

ПРИстанище найти (=ПРИют, убежице)

БесПРЕстанный (=непрерывный)

ПРИемник радио

ПРЕемник (=продолжатель)

ПРИдел к дому (=пристройка)

ПРЕдел мечтаний (=граница)

ПРИлюдно наказать

ПРЕлюдия в музыке (=вступительная часть)

ПРИткнуться в угол

Камень ПРЕткновения

ПРИстольная корзина (=у стола)

ПРЕстол (=стол в христианском храме)

ПРЕстольный раздник (=храмовый праздник)

ПРИвоз товаров

ПРЕвозносить певца (=возвеличивать, восхвалять)

 

Следует также проработать с обучающимися слова с ПРЕ-, ПРИ-:

ПРЕувеличение - ПРЕувеличить

ПРЕуменьшение – ПРЕуменьшить (=сильно)/ПРИуменьшение – ПРИуменьшить (=немного)

ПРИумножение – ПРИумножить

ПРИукрашивание - ПРИукрасить

 

Задание:

Составить словосочетание с данными словами. Объяснить их значение.


Задание №12.

При подготовке обучающихся к заданию №12 необходимо обратить внимание на трудности, требующие тщательной проработки, в орфограммах:

1. Правописание суффиксов причастий

2. Правописание суффиксов глаголов прошедшего времени, суффиксов деепричастий

3. Правописание личных безударных окончаний глаголов

При применении алгоритма выбора написания букв в словах с данными орфограммами сложность могут вызывать следующие детали:

·   Неправильный выбор категории вида глагола.

·   Неправильное определение спряжения глагола.

·   Незнание глаголов на –ять, –еть и глаголов на –ить.

·   Незнание алгоритма действий при определении спряжения глаголов с приставкой вы-.

·   Трудности в подборе инфинитива из-за незнания значения слова и примеров его употребления.

·   Допущение ошибок в словах с «наложением» орфограмм.

1. Правописание суффиксов причастий

Правописание суффиксов причастий имеет смысл дать в форме противопоставления:

СМОТРИМ НА СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛА   -   СМОТРИМ НА ГЛАСНУЮ В ИНФИНИТИВЕ (перед –ТЬ)

                                                                         

Суффиксы причастий настоящего времени

Суффиксы причастий прошедшего времени

Образованы от основы глагола настоящего времени

При выборе суффикса определяем спряжение глагола

Образованы от основы инфинитива

При выборе суффикса смотрим суффикс в основе инфинитива

Действительные

Страдательные

Действительные

Страдательные

-УЩ (-ЮЩ)      -АЩ (-ЯЩ)

от гл. 1 спр.         от гл. 2 спр.

Знающий – знает,

знают – 1 спр

Любящий – любит,

любят – 2 спр                       

-ЕМ (-ОМ)           -ИМ

от гл. 1спр. от гл. 2спр.           

Пропускаемый –

пропускает,

пропускают – 1 спр

Любимый –

любит – 2 спр

Искл. движимый

(от гл. движити –

2 спр.)

-ВШ ,-Ш

Видевший –

видеть

Надеявшийся –

надеяться

Слашавший –

слышать

-А (-Я) перед НН        - ЕНН

Наклеенный – наклеить

(«И» уходит, «ЕНН» приходит)

Вынесенный – вынести

Остриженный – остричь

Помешанный – помешать


                           

Смотрим на спряжение глагола      Смотрим на гласную в инфинитиве (перед –ТЬ)

Важно при подборе инфинитива не путать вид глагола!

Примеры:                                                                         

                                              

Инфинитив несовершенного вида на – ить. ВстречЕННый – встретить, а не встречать             

Ученики хорошо запоминают такую формулировку: «И» уходит – «ЕНН» приходит  ЗамечЕННый – заметить, а не замечать                            

ВыгорЕвший – выгореть, а не выгорать

ВыступИвший – выступить, а не выступать

ВскочИвший – вскочить, а не скакать

ОзаряЕМый – озарять, а не озарить

УскоряЕМый – ускорять, а не ускорить

РассматриваЕМый – рассматривать, а не рассмотреть (не путать с исключением смотреть)

ОсуждаЕМый – осуждать, а не осудить

ГонЯЩий – гнать (искл.), а не гонять

Целесообразно дать ученикам упражнение «наоборот»:

Образуйте причастие от следующих глаголов по образцу, объясните разницу между первым и вторым вариантом:

выгорать - выгораЮЩий

выступать – выступаЮЩий

скакать - скачУЩий

озарить - озарЕННый

ускорить - ускорЕННый

рассмотреть - рассмотрЕННый

осудить - осуждЕННый

гонять – гоняЕМый.

Приём: всегда при подборе инфинитива образовывать причастие от него. Совпадает ли оно с данным в задании?

2. Правописание суффиксов глаголов прошедшего времени, суффиксов деепричастий

В правую часть таблицы в раздел «СМОТРИМ НА ГЛАСНУЮ В ИНФИНИТИВЕ (ПЕРЕД -ТЬ)» добавляем:

Суффиксы глаголов прошедшего времени перед –Л

Суффиксы деепричастий перед –В, –ВШИ

Важно при подборе инфинитива не путать вид глагола!

Примеры:

ВстретИл, ВстретИв - встретить

                                                                                               

ЗаметИл, ЗаметИв - заметить

ВыгорЕл, выгорЕв – выгореть - гореть

3. Правописание личных безударных окончаний глаголов

Важно знать исключения, в т.ч. устаревшие исключения на – ить: ЗИЖДИТЬСЯ, ЗЫБИТЬСЯ

Выбор гласной с безударных личных окончаниях глаголов определяем

по спряжению глагола.

Спряжение глагола определяем по инфинитиву.

Глаголы 1 спряжения

Глаголы 2 спряжения

1) Глаголы на – ЕТЬ, -АТЬ, -ЯТЬ, -ОТЬ, -УТЬ,

-ЫТЬ, -ТЬ

2) БРИТЬ, СТЕЛИТЬ, ЗЫБИТЬСЯ, ЗИЖДИТЬСЯ

и их производные

1) Глаголы на –ИТЬ (кроме БРИТЬ, СТЕЛИТЬ, ЗЫБИТЬСЯ, ЗИЖДИТЬСЯ)

2) 7 глаголов на –ЕТЬ:

СМОТРЕТЬ, ВИДЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ,

ТЕРПЕТЬ, ОБИДЕТЬ, ВЕРТЕТЬ, ЗАВИСЕТЬ

и их производные

3) 4 глагола на –АТЬ

ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ, СЛЫШАТЬ, ДЫШАТЬ

и их производные

В личных окончаниях гласные Е, У (Ю):

Имеешь, имеет, имеем, имеете, имеют – иметь – 1 спр

В личных окончаниях гласные И, А (Я):

Смотришь, смотрит, смотрим, смотрите, смотрят –

смотреть – 2 спр, искл.

Важно! Инфинитив должен быть такого же вида, что и личная форма глагола.

Выполняешь (что делаешь? НВ) – выполнять (что делать? НВ) - 1 спр;

Выполним (что сделаем? СВ) – выполнить (что сделать? СВ) – 2 спр

Разноспрягаемые глаголы

ХОТЕТЬ, БЕЖАТЬ, ЧТИТЬ:

Хотеть – хочу, хочешь, хочет                 Бежать – бегу, бежишь, бежит,       Чтить – чту, чтишь, чтим,

                хотим, хотите, хотят                                бежите, бегут                                     чтут                                                      

Важно:

сравним глаголы ГНАТЬ – УГНАТЬ - ВЫГНАТЬ     и    ГОНЯТЬ - ВЫГОНЯТЬ

                               ОБИДЕТЬ – ОБИДЕТЬСЯ   и   ОБИЖАТЬСЯ

ГОНЯТЬ, ВЫГОНЯТЬ, ОБИЖАТЬСЯ – не исключения!

Важно при подборе инфинитива не путать вид глагола!

Показать, как неправильный подбор глагола может привести к ошибке:

Определя__шь

– определить – инфинитив на –ить, не искл., 2 спр., поэтому окончание –ИШЬ.

Правильно: определять – инфинитив на – ять, не искл., 1 спр., поэтому окончание –ЕШЬ

Примеры:

ИзготовляЕШЬ – изготовлять, а не изготовить

ВыгоняЕШЬ – гонять, а не гнать

ОтправляЕШЬся – отправляться, а не отправиться

РасколотИТ – расколотить, а не расколоть

УтешАТ – утешить, а не утешать

УлучшИМ – улучшить, а не улучшать

НаправИМ – направить – а не направлять

Упражнение «наоборот»:

Выполните упражнение по образцу. Объясните разницу с первым вариантом.

Изготовить – изготовИМ, изготовИШЬ, изготовИТЕ, изготовИТ, изготовЯТ

Выгнать -

Отправиться -

Расколоть -

Утешать -

Улучшать -

Направлять -

Помним про приставку ВЫ - ! Спряжение определяется по бесприставочному глаголу: выгон…т – гонИТ.

Вынес..шь – несЁТ

Выгляд…т – глядИТ.

Важно для всех орфограмм:

·        Глаголы на –ЯТЬ, -ЕТЬ и на –ИТЬ:

 

Глаголы на –ЯТЬ, ЕТЬ

Глаголы на -ИТЬ

Сеять

Веять

Лелеять

Лаять

Таять

Баять

Блеять

Каяться

Маяться

Надеяться

Реять

Чуять

Отчаяться

Затеять

Кашлять

Выздороветь

Опротиветь

Клеить

Лазить

Мучить

Значить

Обездвижить

Ранить

Упражнение:

Выполните упражнение по образцу с данными в таблице глаголами. Определите, в какой части слова орфограмма и объясните написание гласных букв:

сеять –

сеЕМ, сеЕШЬ, сеЕТЕ, сеЕТ, СЕЮТ

сеЮЩий

сеЯвший

посеЯв

посеЯл

 

Помним про глаголы:

 

Обессилеть (самому) – обессилить (кого-то)

Обезлесеть – обезлесить

Обескроветь – обескровить

Обезлюдеть – обезлюдить.

Упражение:

Составьте с данными глаголами предложения (используя личные формы глагола, глагол в ф. прош. времени, причастия и деепричастия). Объясните написание гласных букв.

Например:

Села обезлесЕли от пожара. Пожар обезлесИл села.

ОбезлесЕв, села начали выгорать. ОбезлесИв села, пожар распространился дальше.

ОбезлесЕвшие села началт выгорать. ОбезлесИвший села пожар распространился дальше.

Села рано или поздно обезлесЮТ. Пожар рано или поздно обелесИТ села.

  • Трудные случаи определения инфинитива:

 

Некоторые формы глаголов незнакомы обучающимся, поэтому им трудно подобрать инфинитив при применении алгоритмы орфограммы.

Например:

ЖаждУЩий – жаждать

АлчАЩий – алкать

РопщУТ – роптать

ЗиждЕТся – зиждиться (искл.)

ЗыблЕТся – зыбиться (искл).

ТешЕТ – тесать

КлокочЕТ - клокотать

КолеблЕМый – колебать

Задание:

Самостоятельно поработать с Толковым словарем. Найти значения данных слов. Составить с ними предложения.

  • «Наложение» орфограмм:

Следует обратить внимание, что в некоторых словах задания 12, помимо применения алгоритма основной орфограммы, нужно помнить и про другие.

Например, достаточно часто можно встретить слова с орфограммой правописание гласных букв после шипящих:

ЛечАЩий

ПротащАТ

РопщУТ

АлчУЩий

ТрепещУЩий.

Таким образом, подготовка к заданиям по орфографии №10, №12 требует комплексного подхода и тщательной проработки. Помимо знания основных орфограмм, обучающийся должен иметь системные знания по русскому языку, которые включают в себя знание этимологии слова, его значения, словообразования, грамматических признаков, условий употребления и функционирования в системе русского языка и речи. Теоретические сведения и практические задания в данной методической рекомендации разработаны в рамках комплексного подхода.


Литература:

 

  1. ЕГЭ. 1000 заданий с ответами. Русский язык/ Г. Т. Егораева.- М.: Экзамен, 2020
  2. Русский язык. ЕГЭ-2020. Тематический тренинг/ Н. А. Сенина, С. В. Гармаш. – Ростов н/Д: Легион, 2019.
  3. Словарь трудностей русского языка/ Д. Э Розенталь, М. А. Теленкова. – М.: Рольф, 2001.
  4. Современный универсальный словарь русского языка/ Ю.В. Алабугина. – М.: АСТ, 2013
  5. Толковый словарь русского языка/ С. И.Ожегов. – М.: Мир и образование, 2015.

Электронные ресурсы:

  1. На сайте ФИПИ представлены демоверсии, спецификации и кодификаторы к Единому государственному экзамену по русскому языку:

http://fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory

  1. На сайте «Гильдия Словесников» даны полезные накопительные упражнения к заданию №10:

https://slovesnik.org/

  1. На сайте «Образовака» представлены тематические тесты по русскому языку:

https://obrazovaka.ru/

  1. На сайте «Этимологические онлайн-словари русского языка» удобно посмотреть происхождение слова:

https://lexicography.online/etymology/

  1. На сайте MorphemeOnlain.ru удобно поработать разбор слова по составу:

http://morphemeonline.ru/


Поделиться: