Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Практические аспекты подготовки обучающихся к заданиям по орфографии Единого государственного экзамена: трудности применения алгоритма орфограмм в задании №10, №12 (методическая разработка)
Усложнение заданий по орфографии Единого государственного экзамена в 2019 году привело к тому, что обучающиеся показали невысокий уровень знаний по ним. Так, абсолютно «провалилось» задание №12. Тщательной подготовки требует и задание №10 с огромным пластом слов с ПРЕ- и ПРИ- для запоминания.
Трудности применения орфограмм в данном материале – это те случаи, когда обучающийся не может применить орфограмму либо, опустив нужное звено, делает ошибку. Подготовка к сегодняшним заданиям в 2020 году по орфографии требует более комплексного подхода и в результате – более комплексных знаний от ученика. Вот почему здесь мною приведены приёмы подготовки в рамках комплексного подхода, включающего в себя работу с вариативностью в русском языке, словообразованием, этимологией слов и толкованием их значений, проблемными аспектами применения орфограмм, систематизацией и обобщением знаний. Задание №10 При подготовке обучающихся к заданию №10 особого внимания требуют трудности связанные с правописанием приставок на –З, –С и слов с ПРЕ, ПРИ: · Разграничение звонких и глухих звуков. · Разграничение слов с приставками на З- и С- и слов с приставкой С-. · Приёмы запоминания написания слов с ПРЕ и ПРИ, в которых значение приставок не определяется, либо в которых ПРЕ и ПРИ входят в корень. · Разграничение слов-омофонов (или «схожих» слов) с ПРЕ и ПРИ.
Правописание приставок на –З и –С.
Ученики, как правило, хорошо знакомы с данной орфограммой и умеют применять её на практике.
Рассмотрим трудности, с которыми они (возраст-класс) могут столкнуться на экзамене:
Упражнение: Выделите приставки по образцу. Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание слов.
Сгореть – неСгораемый – РАЗгореться
…говориться – не…говорчивый – ра…говориться
Считать – не…четный – ра…считать (вспоминаем: В трудном слове рассчитать нужно нам две «с» писать, а в расчётливый, расчет пишем только корень –чёт- ).
…жать – не…жимаемый – ра…жать
…бить – не…битая – и…бить
…крепить – не…крепленный – ра…крепить
…падать – ни…падаемый – ра…падаться
…гибать – не…гибаемый – и…гибаться
…держать – не…держанный – и…держки
…жалится – бе…жалостный – ра…жалобить
…хитрить – бе…хитростный – и…хитриться …бежать – …разбегу - неи…бежно – ра…бежаться
…колоть – не…колотый – ра…колоть
…махнуть – в…махнуть – ра…махнуться.
Правописание слов с ПРЕ-, ПРИ-
Приставки ПРЕ- и ПРИ- Написание приставок зависит от их значения:
ПРЕ- · Высшая степень ч-л (очень, весьма) Преуспевать, престарелый
· «Пере» (по-иному, через) Преграда, преобразовать
ПРИ- · Присоединение, прибавление, приближение Пришить, приехать
· Пространственная близость Прибрежный
· Неполнота действия (чуть-чуть, не до конца) Приоткрыть
· Доведение действия до конца Приучить, привыкнуть
Примечание Сложность данной орфограммы заключается в том, что в русском языке много слов, значение приставок ПРЕ- и ПРИ- в которых неясно, а также много заимствованных слов, в которых ПРЕ и ПРИ входят в корень. Написание таких слов нужно запоминать. Для этого можно использовать различные приёмы, такие как обращение к этимологии слова, заучивание рифмовок, самостоятельно составленных предложений, работа со словами-омофонами и «схожими» словами с ПРЕ-, ПРИ-, работа с ассоциациями к этим словам или парам слов.
Примечание Ученикам сложно запомнить написание трудных слов с ПРЕ, ПРИ без каких-либо ассоциаций к ним. В данном случае можно задействовать следующие приёмы:
1. Работа с этимологией слова. Например:
в слове примадонна многие выделяют «мадонна», хотя оно произошло от итал. prima – «первая» и donna – «леди».
Слово приоритет произошло от лат. рrior – «первый, важнейший».
Слово прерогатива произошло от лат. praerogativus – «тот, чье мнение ставят превыше всего».
Слово претендент произошло от фр. pretendant – «требовать, претендовать».
Слово пререкаться изначально имело приставку ПРЕ-. Произошло от др.-русск. рекати – «говорить» и приставка ПРЕ-. ПРЕрекаться – ПЕРЕговариваться (значение ПЕРЕ-).
Слово пресмыкаться произошло от ст.-слав. смыкати – «ползать».
Задание: Самостоятельно поработать с этимологическим словарем, посмотреть происхождение приведенных выше слов с ПРЕ, ПРИ-. Рассказать о происхождении 1-5 слов.
2. Составление и заучивание рифмовок или предложений со словами с ПРЕ, ПРИ-.
Например:
приобрел и пригодился, преобразовать и прекратить, причесал и притворился, мечту в жизнь претворить, приготовь и присмотри препятствовать, пренебрегать напиши с приставкой ПРИ- не забудьте с ПРЕ-пистать
Составление предложений:
Кандидат в преемники президента сейчас заседает в президиуме.
Иметь прерогативу непреклонно пресекать преступления и прегрешения. Задание: Самостоятельно придумать рифмовки или составить предложения с ПРЕ-, ПРИ-, выучить их.
Работу со «схожими» словами с ПРЕ-, ПРИ- целесообразно начать с упражнения:
Подберите «схожее» слово с приставкой ПРЕ- по образцу, объясните значение данных слов. Составьте с ними предложения.
ПРИбывать (на станцию) - ПРЕбывать (заграницей)
ПРИзирать сирот – ПРИтворить дверь – ПРИклонить голову – ПРИдать значение – ПРИступить к заданию – ПРИходящий вовремя – ПРИложить повязку – ПРИвратник на месте – ПРИставить к стене – ПРИтерпеться к неудобствам – ПРИстанище найти – ПРИемник радио – ПРИдел к дому – ПРИлюдно наказать – ПРИткнуться в угол – ПРИстольная корзина – ПРИвоз товаров –
Получив ответы школьников и дополнив таблицу другими схожими словами, мы получим обобщенный материал:
Следует также проработать с обучающимися слова с ПРЕ-, ПРИ-: ПРЕувеличение - ПРЕувеличить
ПРЕуменьшение – ПРЕуменьшить (=сильно)/ПРИуменьшение – ПРИуменьшить (=немного)
ПРИумножение – ПРИумножить
ПРИукрашивание - ПРИукрасить
Задание: Составить словосочетание с данными словами. Объяснить их значение. Задание №12. При подготовке обучающихся к заданию №12 необходимо обратить внимание на трудности, требующие тщательной проработки, в орфограммах: 1. Правописание суффиксов причастий 2. Правописание суффиксов глаголов прошедшего времени, суффиксов деепричастий 3. Правописание личных безударных окончаний глаголов
При применении алгоритма выбора написания букв в словах с данными орфограммами сложность могут вызывать следующие детали: · Неправильный выбор категории вида глагола. · Неправильное определение спряжения глагола. · Незнание глаголов на –ять, –еть и глаголов на –ить. · Незнание алгоритма действий при определении спряжения глаголов с приставкой вы-. · Трудности в подборе инфинитива из-за незнания значения слова и примеров его употребления. · Допущение ошибок в словах с «наложением» орфограмм.
1. Правописание суффиксов причастий Правописание суффиксов причастий имеет смысл дать в форме противопоставления:
СМОТРИМ НА СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛА - СМОТРИМ НА ГЛАСНУЮ В ИНФИНИТИВЕ (перед –ТЬ)
Смотрим на спряжение глагола Смотрим на гласную в инфинитиве (перед –ТЬ)
Важно при подборе инфинитива не путать вид глагола!
Примеры: Инфинитив несовершенного вида на – ить. ВстречЕННый – встретить, а не встречать Ученики хорошо запоминают такую формулировку: «И» уходит – «ЕНН» приходит ЗамечЕННый – заметить, а не замечать ВыгорЕвший – выгореть, а не выгорать
ВыступИвший – выступить, а не выступать
ВскочИвший – вскочить, а не скакать
ОзаряЕМый – озарять, а не озарить
УскоряЕМый – ускорять, а не ускорить
РассматриваЕМый – рассматривать, а не рассмотреть (не путать с исключением смотреть)
ОсуждаЕМый – осуждать, а не осудить
ГонЯЩий – гнать (искл.), а не гонять
Целесообразно дать ученикам упражнение «наоборот»: Образуйте причастие от следующих глаголов по образцу, объясните разницу между первым и вторым вариантом:
выгорать - выгораЮЩий
выступать – выступаЮЩий
скакать - скачУЩий
озарить - озарЕННый
ускорить - ускорЕННый
рассмотреть - рассмотрЕННый
осудить - осуждЕННый
гонять – гоняЕМый.
Приём: всегда при подборе инфинитива образовывать причастие от него. Совпадает ли оно с данным в задании?
2. Правописание суффиксов глаголов прошедшего времени, суффиксов деепричастий В правую часть таблицы в раздел «СМОТРИМ НА ГЛАСНУЮ В ИНФИНИТИВЕ (ПЕРЕД -ТЬ)» добавляем:
Суффиксы глаголов прошедшего времени перед –Л Суффиксы деепричастий перед –В, –ВШИ
Важно при подборе инфинитива не путать вид глагола!
Примеры:
ВстретИл, ВстретИв - встретить
ЗаметИл, ЗаметИв - заметить
ВыгорЕл, выгорЕв – выгореть - гореть
3. Правописание личных безударных окончаний глаголов
Важно знать исключения, в т.ч. устаревшие исключения на – ить: ЗИЖДИТЬСЯ, ЗЫБИТЬСЯ
Важно: сравним глаголы ГНАТЬ – УГНАТЬ - ВЫГНАТЬ и ГОНЯТЬ - ВЫГОНЯТЬ ОБИДЕТЬ – ОБИДЕТЬСЯ и ОБИЖАТЬСЯ
ГОНЯТЬ, ВЫГОНЯТЬ, ОБИЖАТЬСЯ – не исключения!
Важно при подборе инфинитива не путать вид глагола! Показать, как неправильный подбор глагола может привести к ошибке:
Определя__шь
– определить – инфинитив на –ить, не искл., 2 спр., поэтому окончание –ИШЬ.
Правильно: определять – инфинитив на – ять, не искл., 1 спр., поэтому окончание –ЕШЬ
Примеры:
ИзготовляЕШЬ – изготовлять, а не изготовить
ВыгоняЕШЬ – гонять, а не гнать
ОтправляЕШЬся – отправляться, а не отправиться
РасколотИТ – расколотить, а не расколоть УтешАТ – утешить, а не утешать
УлучшИМ – улучшить, а не улучшать
НаправИМ – направить – а не направлять
Упражнение «наоборот»: Выполните упражнение по образцу. Объясните разницу с первым вариантом.
Изготовить – изготовИМ, изготовИШЬ, изготовИТЕ, изготовИТ, изготовЯТ Выгнать -
Отправиться -
Расколоть -
Утешать -
Улучшать -
Направлять -
Помним про приставку ВЫ - ! Спряжение определяется по бесприставочному глаголу: выгон…т – гонИТ.
Вынес..шь – несЁТ Выгляд…т – глядИТ.
Важно для всех орфограмм:
· Глаголы на –ЯТЬ, -ЕТЬ и на –ИТЬ:
Упражнение: Выполните упражнение по образцу с данными в таблице глаголами. Определите, в какой части слова орфограмма и объясните написание гласных букв:
сеять –
сеЕМ, сеЕШЬ, сеЕТЕ, сеЕТ, СЕЮТ
сеЮЩий
сеЯвший
посеЯв
посеЯл
Помним про глаголы:
Обессилеть (самому) – обессилить (кого-то) Обезлесеть – обезлесить Обескроветь – обескровить Обезлюдеть – обезлюдить.
Упражение: Составьте с данными глаголами предложения (используя личные формы глагола, глагол в ф. прош. времени, причастия и деепричастия). Объясните написание гласных букв.
Например:
Села обезлесЕли от пожара. Пожар обезлесИл села.
ОбезлесЕв, села начали выгорать. ОбезлесИв села, пожар распространился дальше.
ОбезлесЕвшие села началт выгорать. ОбезлесИвший села пожар распространился дальше.
Села рано или поздно обезлесЮТ. Пожар рано или поздно обелесИТ села.
Некоторые формы глаголов незнакомы обучающимся, поэтому им трудно подобрать инфинитив при применении алгоритмы орфограммы.
Например:
ЖаждУЩий – жаждать
АлчАЩий – алкать
РопщУТ – роптать
ЗиждЕТся – зиждиться (искл.)
ЗыблЕТся – зыбиться (искл).
ТешЕТ – тесать
КлокочЕТ - клокотать
КолеблЕМый – колебать
Задание: Самостоятельно поработать с Толковым словарем. Найти значения данных слов. Составить с ними предложения.
Следует обратить внимание, что в некоторых словах задания 12, помимо применения алгоритма основной орфограммы, нужно помнить и про другие. Например, достаточно часто можно встретить слова с орфограммой правописание гласных букв после шипящих:
ЛечАЩий
ПротащАТ
РопщУТ
АлчУЩий
ТрепещУЩий.
Таким образом, подготовка к заданиям по орфографии №10, №12 требует комплексного подхода и тщательной проработки. Помимо знания основных орфограмм, обучающийся должен иметь системные знания по русскому языку, которые включают в себя знание этимологии слова, его значения, словообразования, грамматических признаков, условий употребления и функционирования в системе русского языка и речи. Теоретические сведения и практические задания в данной методической рекомендации разработаны в рамках комплексного подхода.
Литература:
Электронные ресурсы:
http://fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory
https://lexicography.online/etymology/
Поделиться: |