Авторcтво: Шагинян Гаянэ Нодариевна, учитель русского языка и литературы ФГКОУ «Санкт-Петербургский кадетский корпус Следственного комитета Российской Федерации» |
Сегодня одним из условий реализации ФГОС является проектно-исследовательская деятельность учащихся, позволяющая развивать универсальные учебные действия.
Задумывая подобную работу, учитель оказывается озадаченным рядом вопросов: «Что исследовать, и будет ли это интересно ученикам?» Интернет-просторы пестрят огромным количество работ на какую угодно тему, но хочется исследовать что-то особенное. Словесники, как правило, изучают всё, что связано непосредственно с их предметом преподавания. А ведь можно выйти за эти рамки! Интересные темы и предметы для исследований можно найти в музеях Санкт-Петербурга. Мои ученики уже не первый год дружат с Музеем академии постдипломного педагогического образования. Так, нашей первой исследовательской работой стала история детского дореволюционного журнала «Жаворонок» из фондов Педагогического музея.
Педагогический музей военно-учебных заведений был создан в Петербурге в 1864 году и являлся центром развития военной подготовки, обеспечивал подбор и издание учебно-методической литературы. На сегодняшний день музейная коллекция состоит из уникальных наглядных пособий второй половины XIX – начала XX веков, особый интерес представляет уникальный блокадный архив Городского методического кабинета дошкольного образования.
В течение нескольких лет музей АППО совместно с кафедрой культурологического образования проводит конкурс инновационных музейных технологий «Педагогический музей: пространство инноваций», и тем самым содействует распространению инновационного педагогического опыта освоения музейного пространства как ресурса модернизации образования. Основная идея конкурса заключается в актуализации культурно-образовательного потенциала Педагогического музея, а ещё решаются следующие задачи:
• проектирование моделей освоения музейного пространства на основе историко-культурного опыта Педагогического музея;
• повышение профессиональной компетенции участников конкурса в области педагогики музейной деятельности;
• поддержка педагогов, реализующих музейно-педагогические программы;
• формирование банка музейно-педагогических занятий;
• создание условий для обмена инновационным опытом разработки культурнообразовательных проектов.
Но это не единственный городской конкурс, учредителем которого является Музей АППО. Это, конечно же, межмузейный конкурс исследовательской деятельности учащихся «Музей открывает фонды», к участию в котором допускаются работы не только петербургских учащиеся, но и ребята из других городов России. Главной особенностью этого конкурса является то, что в основе исследования должен быть музейный экспонат: фотография, книга, рукопись, произведение искусства.
Что даёт подобная работа? Она способствует саморазвитию и самоорганизации; раскрывается творческий потенциал школьников. В поисках информации юные исследователи обращаются не только к интернет-источникам, они также знакомятся с фондами Российской Национальной библиотеки и Исторического архива, учатся анализировать и перерабатывать полученную информацию. В свою очередь, благодаря этому расширяется кругозор. Защищая свою работу, ребята приобретают навыки публичного выступления.
Поделиться: