Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Формирование проектно-исследовательских умений на уроках технологии
Нет оружия более острого, чем знание, основанное на трудовых процессах. М.Горький Образованный человек в современном обществе - это не только человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него такой потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применить знания в любой ситуации. Школа должна создавать условия для формирования личности, обладающей такими компетенциями. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место в мировой и отечественной педагогической практики принадлежит сегодня методу проектов, а точнее формирование проектных умений. При введении метода проектов в изучение курса технологии учитель сталкивается с некоторыми проблемами: • Обучающиеся зачастую не умеют превращать информацию в знание, осуществлять целенаправленный поиск информации; • Неумение оформлять проектную документацию. • Неумение самостоятельно оценить свою работу должным образом. Учителю требуются такие методы обучения, которые: • формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в обучении; • развивали бы, в первую очередь, общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные; • формировали бы не просто умения, а компетенции, т. е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности; • были бы приоритеты нацелены на развитие познавательного интереса учащихся; • реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью. Для того, чтобы повысить уровень сформированности проектных умений на уроках технологии, нами была разработала программа «Формирование проектно-исследовательских умений на уроках технологии в 5-8 классах», в которой проектно-исследовательские умения распределены по классам. Так, например, обучающиеся 5 классов • знакомятся с введением в научно – исследовательскую и творческую деятельность, • учатся работать с литературными источникам, ищут разнообразные пути поиска информации, • самостоятельно планируют технологический процесс, • разрабатывают проектную документацию, • знакомятся с рекламой проекта, • учатся подводить итоги, готовятся к защите проекта. В 6 классе продолжается изучение проектной деятельности. Учащиеся знакомятся с постановкой проблемных вопросов по предложенной теме, анализируют проблемный вопрос с различных точек зрения; обучаются анкетированию, социальному опросу, интервьюированию, обработке данных и представление полученных результатов в виде диаграммы. В 7 классе обучающиеся знакомятся с выдвижением гипотезы, учатся прогнозировать результаты. Учащиеся 8 классов активно практикуются в защите проекта, представляют проектную документацию с учётом всех требований оформления документов. Восьмиклассники учатся использовать мультимедийные презентации для защиты своей работы. В соответствии с программой разработана карта экспертной оценки проектных работ учащихся для выставления оценки за проектную документацию. В заключении хочется вернуться к высказыванию М.Горького «Нет оружия более острого, чем знание, основанное на трудовых процессах». В области технология получение и обобщение знаний происходит, прежде всего, через трудовую деятельности обучающихся. Проектная деятельность в данном предмете всегда сопровождается практической работой и получением творческого продукта, что, безусловно, мотивирует учащихся на приобретение новых знаний. Литература 1. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.:АРКТИ, 2003.– 112 с. 2. Развитие исследовательской деятельности учащихся./ А.С. Обухов. – М.: Прометей, 2006, 224 стр. 3. http://pedsovet.org/ 4. http://www.researcher.ru/ Поделиться: |