Поиск по сайту

Организация аттестации обучающихся в системе оценки качества дополнительного образования детей


Авторcтво: Щербаков Андрей Викторович, к.п.н., доцент, руководитель отдела по связям с общественностью и маркетинга ГОУДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», Осипов Петр Владимирович, директор МУДОД Центр детско-юношеского туризма «Космос» г. Челябинск, Патрушина Лидия Ивановна, заместитель директора МУДОД Центр детско-юношеского туризма «Космос» г. Челябинск


В последние два десятилетия среди теоретиков и практиков образования велись широкие дискуссии о содержании понятия качество образования и его роли в деятельности организаций образования разного типа. С одной стороны, это было обусловлено общим вектором развития государственной политики, ориентированной на достижение качества образования, с другой стороны, разнообразием подходов к пониманию понятия «качество образования». Завершение дискуссии среди практиков ознаменовалось появлением Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в котором было определено, что качество образования – это «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы» [1]. Данное понятие не только определило сущность понимания качество образования, как комплексная характеристика образовательной  деятельности и подготовки обучающихся, но также определила необходимость проведения процедур оценки качества образования. В качестве процедуры оценки качества образования была определена аттестация обучающихся в форме промежуточной и итоговой аттестации.  «Итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы». «Освоение образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования), в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией» [1].

Появление в Федеральном законе четких определений должно было бы прекратить дискуссии среди практиков, что измерять и как определять качественно организовано обучение по образовательной программе, или нет. Следуя логике текста закона, какие планируемые результаты были определены в реализуемой образовательной программе, такие же обучающие должны продемонстрировать в ходе промежуточной или итоговой аттестации. Но, как показывает семнадцатилетний опыт организации аттестации обучающихся в МАУДОД «Центр детско-юношеского туризма «Космос» г. Челябинска, в процессе оценки качества дополнительного образования детей необходимо учитывать не только требования нормативной базы, но и научные подходы к понятию «качество дополнительного образования».

Прежде всего, необходимо акцентировать внимание на понимание сущности понятий: «качество», «качество образования», «качество дополнительного образования».

В определении понятие «качество» существует различные подходы, так в толковом словаре С. И. Ожегова понятие «качество» определятся: 1) «как совокупность существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих предмет и явление от других и придающих ему определенность, 2) то, или иное свойство, признак, определяющие достоинство чего-либо» [2]. Н. Г. Милованова и В. Н. Прудаева применительно к образованию рассматривают качество как «совокупность свойств и характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности личности и общества, требования государства» [3].

Как мы видим качество зависит от того, кто его оценивает. В связи с этим качеству приписываются разнообразные, часто противоречивые характеристики различные субъекты образовательных отношений:

- родители, например, могут соотносить качество образования с развитием индивидуальности их детей;

- качество для учителей может означать наличие качественного учебного плана, обеспеченного учебными материалами;

- для учащихся качество образования связывается с внутришкольным климатом;

- для бизнеса и промышленности качество образования соотносится с жизненной позицией, умениями и навыками, знаниями выпускников;

- для общества качество связано с теми ценностными ориентациями и более широко – ценностями обучающихся, которые найдут свое выражение, например, в гражданской позиции, в технократической или гуманистической направленности их профессиональной деятельности [4].

Определение содержания понятия «качество образования», также наблюдается разнообразие мнений. Так Л. Б. Железнова считает, что «качество образования» необходимо рассматривать как «социальную категорию, определяющую состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп) в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности» [5].

Как считает В.А. Болотов «Оценка качества образования подразумевает оценку качества образовательных достижений обучающихся и оценку качества образовательного процесса. Под качеством образования понимается интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям» [6].

Активная работа по оценке качества образования обучающихся в дополнительном образовании осложняется тем, что само понятие «качество образования» является наиболее неустоявшимся. В последнее время актуальность этой проблемы в дополнительном образовании усилилась и в связи с тем, что образовательные учреждения и их работники стали все чаще подвергаться внешнему оцениванию. Одной из наименее разработанных остается проблема критериальных описаний результатов образовательной деятельности в учреждениях дополнительного образования детей, определяющих ее качество.

Следовательно, основным направлением работы является определение содержания критериев оценки качества образования обучающихся учреждений дополнительного образования детей. Решение проблемы результативности образовательной деятельности позволит судить об эффективности, полезности, социальной значимости, как всей системы дополнительного образования детей, так и каждого конкретного учреждения.

Оценка качества образования осуществляется на основе конкретных показателей, выступающих критериальной основой образовательных результатов. К основным принципам отбора показателей для оценки качества образования можно отнести следующие:

- ориентация на требования внешних пользователей;

- учет потребностей системы образования;

- минимизация системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления системой образования;

- инструментальность и технологичность используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);

- оптимальность использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования и экономической обоснованности);

- иерархичность системы показателей;

- сопоставимость системы показателей с международными аналогами;

- соблюдение морально-этических норм в отборе показателей [6].

Качество в системе образования рассматривается как единство трех составляющих: качество результатов образовательного процесса; качество реализации образовательного процесса; качество условий, осуществления образовательного процесса.

Качество результатов включает в себя оценку качества: знаний, умений, владения опытом творческой деятельностью, воспитанности, развития личности. Таким образом, качество образования обучащегося определяется уровнем освоения содержания образования (знания, способы деятельности опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностные отношения), а также уровнем физического, психического, нравственного и гражданского развития.

Качество реализации образовательного процесса определяется качеством содержания образовательного процесса, преподавания и учения. На качество преподавания оказывают влияние следующие факторы: профессиональная компетентность, умение изучать учебные возможности учащихся; умение формировать на требуемом уровне систему ведущих знаний и способов деятельности; умение формировать и развивать общеучебные знания и умения; умение осуществлять индивидуальный, личностно-деятельностный подход к учащимся; умение формировать и развивать познавательный интерес и мотивы учения, коммуникативные и рефлексивные умения; умение управлять процессом обучения; качество методической работы в школе, своевременность курсовой подготовки в системе повышения квалификации; оценка труда администрацией школы, ориентация на успех.

Качество условий, осуществления образовательного процесса, определяется: качество управления образовательным процессом; качество педагогических кадров; качество научно-методической работы; качество стимулирования педагогического труда; качество материально-финансового обеспечения [3].

Акцентируя внимание на понятие «качество дополнительного образования», для нас особый интерес представляют подходы Л. Г. Логиновой и А.В. Золотаревой к определению основных характеристик качества дополнительного образования. Первый подход, отражен в исследованиях Л. Г. Логиновой, которая дает следующие характеристики качества дополнительного образования детей:

– оно определяется не совокупностью отдельных свойств образовательного процесса, его организации, структуры, обеспечения или результативности, а их целостностью, системностью;

– это особый феномен и атрибут образования как всеобщей формы становления и развития сущностных сил человека;

– это совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворять потребности каждого обучающегося, их родителей, общества, то есть заказчиков на этот тип образования, и поэтому оно обладает проектной природой и может прогнозироваться;

– это предмет совместного проектирования детей, педагогов и родителей, каждого отдельного ребенка и педагога, всех участников и организаторов жизнедеятельности учреждения;

– оно обеспечивает развитие способности личности (педагога и ребенка) строить свою индивидуальную траекторию развития;

– оно зависит от эффективности системы управления им [7].

Второй подход, предлагается А. В. Золотаревой, в исследованиях которой качество дополнительного образования рассматривается с двух понятий: качество процесса и качество результата. Качество процесса следует рассматривать через комплекс и взаимосвязь следующих понятий: качество целей – они должны отвечать запросам к системе дополнительного образования со стороны заказчиков; качество содержания – может быть обеспечено тогда, когда оно соответствует целям, современным требованиям к дополнительному образованию; качество технологий (методов) организации – оно должно соответствовать целям, содержанию, современным требованиям; качество обеспечения (методического, материально-технического, психологического и т. д.) – достигается тогда, когда оно соответствует целям, содержанию и технологиям и т. д., результат рассматривается как продукт процесса [8].

Принципиальное значение в понимании сущностных характеристик качества дополнительного образования играет определение миссии системы дополнительного образования. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное образование рассматривается как – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования [1].

Следовательно, в современных условиях развития общества миссию дополнительного образования следует рассматривать, как открытое образование, наиболее полно обеспечивающее право человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей.

Реализовать данную миссию возможно, если в достижении качества образования дополнительное образование будет ориентировано на свободный выбор образовательных программ, индивидуальную логику их освоения с множеством уровней образовательного результата, развитие мотивации к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся.

Это становится возможным поскольку, в сравнении с институтом общего образования институт дополнительного образования обладает следующими специфическими особенностями:

– участие в дополнительном образовании на основе добровольного выбора детей в соответствии с их интересами, склонностями и системой ценностей;

– разнообразие и вариативность дополнительных образовательных услуг, что обеспечивает возможность выбора программы, режима ее освоения, смены программ, вариативность образовательных траекторий;

– индивидуализация и самореализация обучающихся в пространстве гибкого и вариативного дополнительного образования;

– ориентация возможностей системы дополнительного образования на потребности разных групп детей (одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и др.);

– развивающаяся детско-взрослая со-бытийная общность в процессе совместной личностно и социально значимой деятельности;

– постоянное обновление содержания дополнительных общеобразовательных программ на основе учета и согласования потребностей и интересов участников образовательного процесса, общества и государства;

– внедрение инструментов самооценки и независимая оценка эффективности реализации дополнительных общеобразовательных программ;

– открытость к интеграции формального, неформального и информального в организации дополнительного образования;

– максимальное использование этнокультурных, национальных и региональных особенностей в реализации дополнительных общеобразовательных программ;

– разнообразие механизмов интеграции и кооперация ресурсов социальной сферы в организации дополнительного образования [9].

Завершая описание различных подходов к понятию «качество дополнительного образования» мы отмечаем несколько ключевых проблем, определяющих необходимость реализации теоретических подходов в деятельности организаций дополнительного образования.

Одной из наименее разработанных остается проблема критериальных описаний результатов образовательной деятельности в учреждениях дополнительного образования детей, определяющих ее качество.

Второй причиной усиленного внимания к данной проблеме является то, что осознанное проектирование и диагностика результата своей работы дает учреждению и каждому педагогу возможность обозначить реальные и конкретные задачи, осознать свое предназначение, а, следовательно – построить перспективы развития, определения путей обеспечения более качественных результатов.

В-третьих, педагоги далеко не всегда осознают, что же конкретно является результатом образовательной деятельности, рассматривая учебно-методическое обеспечение образовательного процесса, а не образовательные достижения учащихся в качестве основного результата своей деятельности. Понимание того, что является результатом деятельности образовательного учреждения и конкретного педагога дает возможность обозначить реальные и конкретные задачи на уровне учреждений дополнительного образования детей и отдельного работника, является отправной точкой для анализа имеющегося сегодня состояния учреждения, а, следовательно - прогнозирования результатов более качественного уровня, т.е. - развития учреждений дополнительного образования детей.

В четвертых, в процессе преподавания и оценки качества знаний обучающихся не достаточно системно используются возможности информационных средств [10, с. 4-5.].

Анализ представленных подходов к пониманию качества дополнительного образования детей показывает его неоднозначность и многомерность, а, следовательно, предполагает на практике использовать различные модели организации процедуры оценки качества в рамках системы мониторинга учреждения.

Мониторинг качества образования может осуществляться непосредственно в образовательном учреждении (самоаттестация, внутренний мониторинг) или через внешнюю по отношению к образовательному учреждению службу, утверждаемую, как правило, государственными органами (внешний мониторинг).

Мониторинг как система деятельности включает в себя следующие компоненты:

-        фиксирование на основе наблюдения по определенным показателям результатов и состояния выбранных объектов и предметов мониторинга;

-        анализ полученных данных, фактов с точки зрения качественного состояния объекта;

-        оценка качественного состояния объекта и уровня результатов.

Для проведения мониторинга необходимо выделить показатели желаемых результатов или состояния процесса. Именно по ним и строится отслеживание, наблюдение, т.е. мониторинг неразрывно связан с прогнозом желаемого состояния и результатов - показателями результативности. Мониторинг выступает средством управления качеством образовательного процесса, в ходе мониторинга по итогам оценки результатов осуществляется процесс корректировки целей, содержания и организации образовательного процесса.

Условиями эффективности мониторинга являются:

1.Четкая определенность объектов и предметов мониторинга.

2. Участие в мониторинге каждого субъекта того процесса, который выступает объектом мониторинга.

3. Наличие единых параметров и критериев отслеживания и оценки образовательных результатов, т.е. обязательных для всех педагогов.

4. Гласность и открытость, управляемость и гибкость мониторингового процесса.

5. Научно – методическая и психологическая поддержка мониторинга.

Основными параметрами учебных достижений обучащихся в сфере дополнительного образования выступают.

1. Уровень освоения детьми содержания изучаемой образовательной программы.

2. Устойчивость интереса детей к содержанию образовательной программы, предлагаемой деятельности и коллективу.

3. Приобщенность обучащихся к культурным ценностям (мировым, российским, региональным).

4. Уровень творческой активности детей.

5. Уровень практической реализации творческих достижений обучащихся.

Оценка личностных достижений может осуществляться по следующим показателям:

1.      Направленность динамики личностных изменений.

2.      Нравственное развитие учащихся (ориентация детей на нравственные ценности).

3.      Приобщенность учащихся к культурным ценностям (мировым, российским, региональным).

4.      Уровень творческой активности детей.

5.      Уровень практической реализации творческих достижений учащихся.

Критериями достижения социально-педагогических результатов являются создание условий для формирования адекватной «Я-концепции»; социализация, адаптация и реабилитация ребенка; педагогическая коррекция; жизненное и профессиональное определение ребенка, забота о здоровье детей и охрана прав детства.

Определяя результаты педагогической деятельности, необходимо различать среди них выделенные:

- по времени фиксирования: конечные (итоговые), промежуточные (текущие), оперативные;

- по факту преднамеренности: планируемые (запланированные, предусмотренные, преднамеренные) и стихийно полученные (незапланированные, случайные непредусмотренные, непреднамеренные);

- по отношению к целям (по соотношению с целями): “целесообразные” и “нецелесообразные (т.е. соответствующие поставленным целям и задачам и не соответствующие им полностью или частично);

- по зависимости от субъекта: непосредственные и опосредованные, прямые и косвенные;

- по качеству: позитивные (достижения) и негативные (неудачи и ошибки);

- по степени значимости: значимые (социально, личностно, профессионально) в высокой, средней, низкой степени и незначимые.

В течение семнадцати лет коллектив «Центра детско-юношеского туризма «Космос» г. Челябинска в рамках образовательного мониторинга ведет работу по оценке качества образования выпускников объединений туристско-краеведческой, спортивной и художественной направленностей. Определены основные подходы к организации промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, разработана система управления процессом аттестации выпускников на уровне Центра, отобрано содержание аттестационных материалов по каждой образовательной программе.

Аттестация проводится с целью проверки выполнения обучающимися годовой программы, соответствующей этапу обучения в «ЦДЮТур «Космос», на основании разработанного «Положения об итоговой и промежуточной аттестации» и издаваемого ежегодного приказа по учреждению, в котором указываются все документы, регламентирующие процедуры аттестации (в частности листы предварительной аттестации, которые являются приложением к приказу).

Задачами аттестации являются:

- проверка уровня теоретических знаний и практических навыков учащихся;

- мониторинг динамики роста интеллектуального, творческого, культурологического, специализированного уровня учащихся;

- проверка качества обучения предоставляемого учащимся педагогом учебной группы.

Аттестация проводится в 2 этапа:

- предварительная аттестация;

- итоговая (промежуточная) аттестация.

Итоговая аттестация проводится в случае окончания работы объединения по образовательной программе, промежуточная на этапе окончания, например, первого года обучения по 2-х годичной программе.

Культурно-массовые и спортивные мероприятия, проводимые с учащимися в течение учебного года, рассматриваются, как предварительная аттестация учащихся и являются основанием для анализа и экспертизы деятельности педагога, а для детей допуском к итоговой аттестации. Основным критерием успешности как объединения в целом, так и отдельного обучающегося в дополнительном образовании всегда выступала «сфера достижений». В понятие «сфера достижений» обучающегося включены данные по его участию во всех мероприятиях, проводимых Центром, районом, городом и областью в составе объединения или лично. Данные по каждому обучающемуся заносятся педагогом в сводную таблицу достижений (вариант оформления представлен в таблице 1), с указанием уровня достижений (от участия до призового места) в течение всего года по следующим направлениям, согласно разделам программы:

- культурно-массовые мероприятия и выполнение творческих работ: подготовка и проведение вечеров, оформительская деятельность, выполнение краеведческих заданий, участие в культурно-массовых мероприятиях, написание отчетов о походах и т.д. – согласно календарю массовых мероприятий и плану работы педагога;

- участие в соревнованиях;

- выполнение разрядов по спортивному туризму и туристскому многоборью;

- участие в походах, экскурсиях, тренировочных сборах.

 

Таблица 1.

Участие учебной группы в мероприятиях (20__-20__ уч. год)

Ф.И.О.

ребенка

Результаты мероприятий, в которых участвовала группа

 или отдельный участник

Учебные сборы в Миассе

Районные соревнования туристов лыжников

(личные результаты)

Вечер памяти

Областные соревнования, результаты участия в дистанциях

Городские соревнования, результаты участия

1

Вся группа

2 место КТМ

+

1 место в общем зачете

2

М.А.

+

16 место

-

+

3

И.В.

+

3 место

+

-

4

М.К.

5 место

+

1 КТМ, 2 эстафета

+

5

 и т.д.

 

Чтобы определить динамику развития ребенка, используются разные виды контроля, которые представлены в основном в образовательных программах. Имея результаты участия, например, в соревнованиях за несколько лет можно отсмотреть динамику или прирост результатов обучающихся.

Процедура предварительной аттестации служит основанием для анализа работы объединения в течение всего учебного года по следующим показателям:

- сохранность контингента (количество обучающихся, завершивших изучение программы в полном объеме);

- активность объединения и каждого ребенка в приобретении социального, культурологического и иного опыта деятельности, предлагаемой педагогом и учреждением в целом для их продвижения;

- результативность образовательного процесса, согласно программе и возрасту обучающегося;

- качество образования, предоставляемого педагогом.

Для проведения предварительной аттестации педагогами заполняется аттестационный лист и приложения к нему.

 

Аттестационный лист

 предварительной аттестации

Группа_____________________________________Этап обучения___________________

Год занятий_______________Педагог__________________________________________

Ф.И.О.

Воз-раст

Культурно-массовые мероприятия, творческие работы

Сорев-нования

Походы

Разряды

Примеча

ние

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

1.

2.

Педагог_____________________________

 

                                                                                                         Приложение 1.

                                  

Результативность реализации образовательной программы

«Юные туристы»

Год обучения  1            Год занятий группы в Центре  2

Педагог: П.Л.И.

Учебный год

Кол-во обуаю-щихся

Уровень мероприятий

Институцио-нальный

Муниципаль-ный

Региональный

Федеральный

Кол-во мероприятий

Среднее кол-во участников мероприятий

Кол-во призеров

Кол-во мероприятий

Среднее  кол-во участников мероприятий

Кол-во призеров

Кол-во мероприятий

Среднее кол-во участников мероприятий

Кол-во призеров

Кол-во мероприятий

Среднее кол-во участников мероприятий

Кол-во призеров

уч. год

1. Культурно-массовые мероприятия, творческие работы

Название мероприятия

Уровень

Кол-во участников

Призеры (кол-во, место, Ф.И. призеров)

1

2

3

            И - институциональный уровень, М – муниципальный, Р – региональный,

Ф - федеральный     

2. Соревнования

Название соревнований, место проведения

Уровень

Занятое место, призеры (кол-во по дистанциям, конкурсам, Ф.И. личников)

1

2

3

3. Походы, поездки   

Маршрут

Время проведения

Кол-во дней

Кол-во участников

1

2

3

 

 

Для туристских объединений, ориентированных на краеведение лист предварительной аттестации имеет иной вид:

 

 

 

Аттестационный лист

 предварительной аттестации

Группа_____________________________________

 Год занятий_______________Педагог__________________________________

Ф.И.О.

Воз-раст

Культурно-массовые мероприятия

Творчес-кие работы

Экскур-сии

Примечание

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

1

15

Педагог_____________________________

 

 

Процедура итоговой (промежуточной) аттестация обучающихся состоит из 4 этапов:

1.     Теоретическая часть.

2.     Практическая часть (контрольные нормативы по физической подготовке и практическим навыкам).

3.     Аттестационные соревнования (2 вида: ориентирование и туртехника).

4.     Зачетный поход.

Первые три этапа проводятся в мае перед окончанием учебного года, а четвертый летом после окончания учебного года.

Проверка знаний теоретической части курса для различных этапов обучения устанавливается аттестационной комиссией учреждения и утверждается директором. Это могут быть тесты, вопросники, экзаменационные билеты соответственно образовательным программам, которые разрабатывает аттестационная комиссия по согласованию с педагогом соответствующей программы обучения.

Практические испытания включают оценку: умения находить азимут на карте и на местности; навыков завязывания узлов; физических нормативов воспитанников (скакалка за 30 сек, подтягивание, отжимание от пола, бег 1 км). Нормативы утверждаются на совещании аттестационной комиссии после предварительного обсуждения, при этом учитываются физические нормативы школьной программы, традиции сложившиеся в Центре (например, при установлении нормативов по узлам), опыт предыдущих аттестационных испытаний и другие условия, существующие в настоящий момент.

Одним из важных видов аттестационных испытаний выступают соревнования по спортивному ориентированию и туристской технике (пешего и лыжного туризма). Все соревнования проводятся согласно Правилам проведения соревнований на территории Российской федерации, то есть для их проведения создается Главная судейская коллегия, выпускается Положение, Приказ, Условия соревнований и иные документы. На основании протоколов соревнований по туристской технике присваиваются разряды, кроме того, с помощью него педагоги анализируют технические ошибки, допущенные на дистанции обучающимися, а так же выпускается аттестационный протокол с оценками по пятибалльной системе, принятой в рамках аттестации Центра.

Зачетный поход проводится туристским объединением летом и является завершением программы. На этапе проектирования образовательных программ педагогам даются рекомендации по планированию набора походного опыта учебной группой, согласно этапам обучения в Центре. Кроме того, для присвоения разрядов необходимо, чтобы после каждого похода выпускался отчет, соответствующий общероссийским требованиям, который влияет на результат учебной группы, участвуя в Первенствах по походам различного уровня.

Завершением аттестации является заседание аттестационной комиссии и администрации Центра. Результаты аттестации утверждаются педсоветом и доводятся до сведения учащихся и их родителей. В практике Центра сложилась традиция награждать родителей за призовые результаты детей в аттестационных соревнованиях. В отчете педагога за работу в учебном году есть раздел «результаты аттестации». Хранение результатов аттестации производится как на электронных, так и на бумажных носителях. Ежегодные папки с аттестационными материалами доступны всем и хранятся в методическом кабинете, где можно просмотреть результаты за несколько лет.

Учащиеся успешно прошедшие итоговую аттестацию получают удостоверение об окончании образовательной программы. Учащиеся, показавшие неудовлетворительные знания и умения могут по желанию продолжить обучение в Центре на том же этапе обучения, но в составе другой учебной группы или после летней самостоятельной подготовки пересдать требуемые разделы курса перед началом нового учебного года. В любом случае, неудовлетворительные результаты аттестации обучающегося не являются основанием для прекращения обучения в Центре. Высоким уровнем мастерства педагога является включение в процесс обсуждения результатов аттестации обучающихся и, как следствие, составление педагогом перспективного плана повышения качества образования учебной группы, а обучающимся – плана индивидуального развития. Для детей это важно еще и потому, что вовлекает их в новую для них деятельность – проектирование процессов личного развития.

Администрация Центра не ставит целью анализа результатов аттестации – наказание «нерадивых педагогов» или демонстрация детям и их родителям низкой успеваемости обучающихся с целью их мотивации. Полученные данные не являются самоцель, главное их предназначение – основание для оценки эффективности деятельности педагогов и принятия управленческих решений руководством Центра, в том числе по развитию кадрового потенциала учреждения.

Литература

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.06.2014) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=199049.

2. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: ИТИ технологии, 2009.

3. Милованова, Н. Г. Внутришкольный контроль как основа достижения современного качества образования. Научно-методическое пособие / Н. Г. Милованова, В. П. Прудаева. – Тюмень: ТОГИРРО, 2006.

4. Психология и педагогика [Электронный ресурс] / И. В. Богданов, С. В. Лазарев, С. С. Ануфриенко, Е. В. Чмыхова, И. В. Усольцева и др. // Федеральный фонд учебных курсов. – Режим доступа: http://ido.edu.ru/ffec/psych-index.html.

5. Железнова, Л.Б. Результативность образовательной деятельности в сфере дополнительного образования [Электронный ресурс] / Л.Б. Железнова. – Режим доступа: http://bank.orenipk.ru/Text/t43_1.htm.

6. Болотов, В.А. Становление общероссийской системы оценки качества образования [Электронный ресурс] / В.А. Болотов. – Режим доступа: http://www.obrnadzor.gov.ru/files/attest2007/46316820.doc.

7. Логинова, Л. Г. Качество дополнительного образования. Менеджмент / Л. Г. Логинова. – М. : Агентство «Мегаполис», 2008.

8. Золотарева, А. В. Управление развитием учреждения дополнительного образования детей : учебно-методическое пособие / А. В. Золотарева. – Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2010.

9. Кисляков, А.В. Педагогическое проектирование курсов повышения квалификации, обеспечивающих достижение современного качества дополнительного образования на основе использования механизма государственно-общественного управления / А.В. Кисляков, А.В. Щербаков // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров : научно-теоретический журнал. – 2014 г. – Выпуск 4(21).  – Челябинск. – С. 67 – 76.

10. Мониторинг качества образования обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей (на примере Центра детско-юношеского туризма «Космос» г. Челябинска): Методические рекомендации / Авторы сост.: П. В. Осипов, Л. И. Патрушина, С. М. Ишкаева, А. В. Щербаков / Под ред. А. В. Щербакова. – М. : АПКиППРО, 2012.

Поделиться: