Авторcтво: Буйлова Любовь Николаевна, заведующий кафедрой педагогики дополнительного образования детей Московского института открытого образования, к.п.н., профессор |
На современном этапе развития образовательных систем наблюдаются довольно разнообразные тенденции: гуманизация, информатизация, стандартизация, сертификация, интеграция и дифференциация образования – это только некоторые из тех, которым посвящены многочисленные психолого-педагогические исследования. Но в последнее время предметом острых дебатов является чрезвычайно актуальная проблема стандартизации образования, так как стандарты важную роль в образовательной системе и во многом предопределяют уровень знаний учащихся, эффективность процесса обучения, качество образовательного процесса и роль образовательного учреждения в обществе. Именно стандартам как единым нормам, требованиям или эталонам должен подчиняться образовательный процесс во всех образовательных учреждениях.
Немаловажное значение для разработки проблемы стандартизации образования имели концепции и положения, сформулированные в работах:
• А.В. Баранникова, Б.С. Гершунского, Г.Д. Глейзера, изучавших проблему общей методологии;
• В.М. Полонского, рассматривавшего объекты стандартизации,
• А.И. Субетто, исследовавшего вопросы квалиметрии, оценки качества, общей методологии стандартов высшего образования.
• Л.Н. Алексашкиной, А.Н. Аутова, Г.И. Беленького, С.А. Бешенкова, Л.Н. Боголюбова, Е.А. Быстровой, А.П. Валицкой, Н Ф. Виноградовой, В.П. Голова, Л.Ф. Граханкиной, Ю.И. Дика, Г.В. Дорофеева, А.Н. Захлебного, Л.В. Кузнецовой, А.А. Кавериной, Г.С. Калиновой, А.А. Кузнецова, Ю.И. Лыссого, Е.Е. Минченкова, Б.Н. Йеменского, Г.Н. Никифорова, Н.Н. Петровой, В.Г. Разумовского, М.В. Рыжакова, Н.М. Сокольниковой, Е.К. Страута, И. Т. Суравегиной, Ю.Н. Хатунцева, А.Г. Хрипковой, Н.М. Шанского, В.Н. Шаулина и др., изучавших разработку стандартов по отдельным учебным предметам.
• М.И. Грабаря, Э.А. Красновского, А.А. Кузнецова, Г.С. Ковалевой, М.Ф. Королева, А.Н. Майорова, Т.Д. Макаровой и др., исследовавших проблему требований к подготовке к подготовке учащихся, тестирования, оценки качества знаний исследовались в работах,
• А.Н. Лейбовича, рассматривавшего в докторской диссертации проблему стандарта начального профессионального образования,
• М.В. Рыжакова, посвятившего докторскую диссертацию теоретическим основам разработки федерального компонента государственного стандарта общего среднего образования,
• С.Е. Шишова, А.В. Салихова, В.В. Судакова, изучавших проблемы методологии и организационно-управленческие аспекты разработки общеобразовательных стандартов на федеральном и региональном уровнях,
• В.С. Леднева, предложившего решение задачи оптимизации базисного учебного плана, разработавшего концепцию структуры содержания базового образования, а также принципы содержания общего образования.
Прежде чем определить отношение к проблеме «стандарт в дополнительном образовании детей», уточним определения стандарта, стандартизации и особенности их применения в образовании, обобщив собранную нами информацию из различных научных источников, методических разработок, материалов форумов и дискуссий в сети Интернет.
Стандарт (от англ. «standard» - норма, образец, мерило) - в широком смысле слова - это образец (эталон, модель), который принимается за исходный для сопоставления с ним других подобных объектов по определенному набору признаков, о которых можно договориться как об обязательных, то есть это выражение общих требований к их структуре, качеству, свойствам и пр.
Слово «стандарт» заимствованное, но, как это часто бывает, в России оно получило свое наполнение. И если на Западе стандарт – это результат обучения, а не содержание, которое должно быть освоено, то у нас – это то, что раньше называлось типовой программой. «Хотя закон об образовании и определяет стандарт как набор требований к учащимся, но между тем дополняет это близкое к западному пониманию определение еще и минимумом содержания, которое должно быть преподано. А когда дело доходит до текста самого стандарта, то сплошь и рядом даже требования излагаются в залоге минимума содержания – меняются только формулировки»[1].
Стандарт в образовании - это комплексные, поддающиеся измерению характеристики, определяющие способность личности к разнообразной деятельности в современном мире; это гарантия конституционного права российского гражданина, права любого человека на качественное образование; это то, что система обязана обеспечить, предоставить, в том числе "стандартная" обязанность школы - чтобы ученикам хотелось в ней учиться.
В Словаре - справочнике В.М. Полонского[2] фиксируется два основных понятия для системы российского образования:
• стандарты в образовании как правила, требования, принципы для всеобщего и многократного использования.
• стандарт общего среднего образования - документ, устанавливающий комплекс норм и требований к структуре, содержанию и уровню образования учащихся (т.е. образовательный ценз).
Зачастую слово «стандарт» вызывает аналогию с «навязанным шаблоном», который невозможно изменить, и который лишь мешает работе педагога. Но стандарт, как принятая норма, - это отнюдь не шаблон, не трафарет, не лекало, под которое нужно подогнать человека, будто заготовку, не прокрустово ложе ограничений, а гарантированное предоставление возможностей.
Стандарт - не только совокупность доктринальных положений и требований не к ученику, а к системе образования, но и гарантированный набор возможностей, которые образовательная система обязана предоставить всем контингентам детей преимущественно в возрасте от 6 до 18 лет. Стандарт обозначает, что «хуже нельзя». Придя в любое российское образовательное учреждение, каждый гражданин должен быть уверен, во-первых, в том, что здесь будет предоставлен определенный, известный ему и устраивающий его уровень условий (возможностей) - от автобуса, гардероба, столовой и туалета до компьютеров и высокопрофессионального преподавателя по каждому предмету, и во-вторых, в том, что он, действительно, получит это.
Но стандарт - это система гарантий и работнику сферы образования: гарантия права на труд, гарантия хороших условий труда, удовлетворяющих работника, позволяющих ему самореализоваться, качественно и результативно трудиться. Понимание стандарта как системы гарантий предопределяет необходимость включения в его структуру требований к условиям осуществления образовательного процесса.
При фиксации разных точек зрения на понятие «стандарт», необходимо обратить[3] внимание на то, что стандарт – это результат обучения, а не содержание, которое должно быть освоено; под стандартом понимают обязательный для всех минимум как знаний и умений, которые должны быть освоены каждым школьником, так и содержания, которое должно быть преподано; в большинстве развитых стран стандарт носит характер ориентира, он устроен как иерархия уровней, причем один из них выбран в качестве эталона, к которому должно приблизиться максимальное количество учащихся на той или иной ступени обучения и при этом ни в коем случае не предполагается, что этого уровня достигнут все: если это когда-нибудь и произойдет, значит, планку надо поднимать выше.
Международная организация по стандартам предлагает следующее определение стандартизации: “Это установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон”. «Понятие стандартизация, по отношению к образованию, понимается как деятельность по нахождению решения в повторяющихся, типичных задачах воспитания и обучения, управлении образованием и педагогической наукой, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в науке и практике. Это деятельность всего коллектива или его уполномоченных представителей направленная, прежде всего, на разработку и внедрение правил, норм, совместного договора по упорядочению всей педагогической практики[4]». Исходя из этого, стандартизация в образовании не может быть инструментом жесткой регламентации в организации и развитии образовательной системы.
Стандартом является нормативный документ по стандартизации, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утвержденный компетентным органом. Следовательно, стандарт выполняет разнообразные функции:
• является нормативной основой определения критериев результативности образовательного процесса;
• является тем образцом, на который ориентируются при определении качества образовательной системы;
• устанавливает комплекс норм и требований.
Существует определение стандартизации по отношению к образованию и в педагогической науке. Стандартизация - это процесс установления и применения стандартов; это деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области деятельности посредством установления положений для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач.
Принципиальная особенность образовательных стандартов состоит в том, что они не предназначены для того, чтобы диктовать, как следует учить детей, стандарты нельзя сводить и к содержанию образовательных программ. Стандарты надо принимать как минимальную нормативную базу разработки многочисленных образовательных программ.
В настоящее время идет разработка и обсуждение федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.
Особенности разрабатываемых стандартов заключаются как раз в том, что в них актуализируется деятельностный подход (освоение универсальных способов деятельности)[5], усиливается ориентация на результат, отражающий социальные ожидания по отношению к образованию со стороны личности, семьи, общества, бизнеса и государства. Подобная идеология стандартов образования способствует достижению миссии образования как основного инструмента формирования российской идентичности, обеспечивающей успешную социализацию подрастающих поколений, устойчивость и процветание государства.
Стандарты выступают как основание для анализа и оценки состояния развития систем образования на различных уровнях (государства, региона, муниципалитета, образовательного учреждения), а также индивидуальных достижений школьников по освоению основных общеобразовательных программ.
Новая формулировка 7-й статьи Закона «Об образовании» трактует стандарты как совокупность требований к результатам освоения основных образовательных программ, требований к структуре основных образовательных программ и требований к условиям реализации основных образовательных программ. Эта редакция закона потребовала четкого определениятребований, поэтому новые ФГОС содержат набор 3-х групп требований.
Главным документом в разработке стандартов второго поколения являются требования к результатам освоения основных образовательных программ. То есть это совокупность потребностей семьи, общества и государства к результатам образования, сформулированная на основе обобщения результатов глубоких социологических исследований. Под требованиями к результатам освоения основных образовательных программ мы понимаем совокупность компетентностей выпускника образовательного учреждения, выявленных на основе анализа семейных, общественных и государственных запросов к результату образования. Это своеобразный потрет выпускника. Операциональное выражение требования к результату получают в виде обобщенных планируемых результатов.
Требования к структуре основной общеобразовательной программы — система норм, регламентирующих содержание и организацию образовательного процесса, обеспечивающего достижение планируемых результатов. Это такие документы, как планируемые результаты общего образования, базисный учебный план, фундаментальное ядро содержания образования, примерные программы учебных предметов, программы универсальных учебных действий, система итоговой аттестации, примерные программы воспитания и социализации, внеурочной деятельности и пр. То есть это огромное количество нормативных документов, регламентирующих организацию деятельности школы, обеспечивающее достижение планируемых результатов.
Требования к условиям реализации основных образовательных программ, совокупность регламентов и нормативов, которые обеспечивают успешное функционирование образовательного учреждения по реализации основной образовательной программы, а она, в свою очередь, – достижение планируемых результатов. Т.е. должен быть ресурс, который обеспечивал бы процесс достижения результата. Это система нормативов и регламентов, обеспечивающих реализацию основных общеобразовательных программ, направленных на достижение планируемых результатов общего образования. Сюда включены требования к педагогическим кадрам, финансово-экономические условия функционирования системы образования, СанПиНы, материально-технические условия, информационные, учебно-методические и пр.
Основным предназначением стандарта является нормативное закрепление на федеральном уровне требований к условиям, необходимым для достижения стратегической цели российского образования, выполнения социального заказа - воспитания успешного поколения граждан страны, владеющих: адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями, на идеалах демократии и правового государства, в соответствии с национальными и общечеловеческими ценностными установками. Другими словами, основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетентностей современного человека:
• • информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
• • коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
• • самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
• • самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).
Таким образом, новый стандарт призван обеспечить наряду с внедрением компетентностного подхода расширение спектра индивидуальных образовательных возможностей и траекторий для учащихся.
Стандарт впервые определяет такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья - в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения.
В стандарте предложена новая структура базисного учебного (образовательного) плана, в состав которого в качестве компонента включена внеурочная деятельность. При этом установлено соотношение частей основной образовательной программы с выделением инвариантной и вариативной частей, что позволяет значительно расширить права участников образовательного процесса по удовлетворению их образовательных запросов, в том числе региональных, местных, этнокультурных, конфессиональных и др.
Приведенные общие формулировки указывают, с нашей точки зрения, на возможности введения стандартов в сферу дополнительного образования детей как средства управления его качеством. Оговорив, что речь идет не о перенесении федеральных образовательных стандартов образования на этот специфический тип образования, а о разработке и утверждении системы требований, предъявляемых к образовательным программам дополнительного образования детей, к результатам освоения этих программ и к условиям их реализации для полноценного утверждения статуса системы дополнительного образования детей.
Требования – это точно сформулированное описание совокупности полезных для пользователя характеристик, ожидаемых им от продукта, требование – это то, что мы ожидаем получить, приобретая товар, заказывая работу или услугу, те свойства и функциональность, которые делают их полезными для нас.
Требование — это возможность, которую должна обеспечивать система; это некое свойство образовательного продукта или услуги, необходимое пользователю для решения проблемы при достижении поставленной цели; это свойство образовательного продукта или услуги, которым должна обладать система или ее компонент, чтобы удовлетворить требования контракта стандарта, спецификации либо иной формальной документации.
Требование - положение нормативного документа, устанавливающее количественные или качественные критерии, которые должны быть удовлетворены потребители.
Корректно сформулированные и задокументированные требования необходимы всем участникам:
• разработчикам требования нужны, чтобы реализовать все функции, которые ожидает увидеть в продукте заказчик;
• эксперты будут использовать требования, чтобы проверить, что разработчик делает именно то, что должен делать;
• педагоги будут использовать требования при написании программы или другой документации;
• на основе требований будет определяться трудоемкость, сроки и стоимость разработки.
В процессе становления дополнительного образования детей проблема его стандартизации вызывала разное отношение: в период формирования этой новой образовательной подсистемы (1992 г.) все высказывались категорически против стандартов, считая, что жесткие требования разрушат уникальность и неформальный характер дополнительного образования детей. Но когда началась массовая аттестация педагогических кадров и затем - лицензирование, аттестация и государственная аккредитация учреждений дополнительного образования детей, возникла необходимость определить показатели и критерии качества их деятельности. В этой связи многие стали говорить о необходимости разработки требований к структуре образовательных программ, к условиям организации образовательного процесса, к результатам освоения образовательных программ. Было высказано суждение, что стандарт - это форма выражения обязательств, гарантий образовательных учреждений по качеству результатов своей деятельности.
Для системы дополнительного образования детей стандарт - это, конечно, требование, которое подлежит выполнению. Но юридическое противоречие дополнительного образования детей как раз и состоит в том, что оно, как составляющая структура системы общего образования, подчиняется государственным требованиям, но как самостоятельный тип образования - подчиняется целями, задачами и требованиями своего Типового положения[6], содержащего противоречивые положения и отменяющего силу стандарта общего образования, что не позволяет однозначно определить необходимость разработки единых требований.
С одной стороны, утверждается, что «учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, настоящим Типовым положением и собственным уставом» (р.I п. 6) и « несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за: невыполнение функций, определенных его уставом; реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с утвержденными учебными планами; качество реализуемых образовательных программ; соответствие форм, методов и средств организации образовательного процесса возрасту, интересам и потребностям детей; жизнь и здоровье детей и работников учреждения во время образовательного процесса; нарушение прав и свобод обучающихся и работников учреждения; иное, предусмотренное законодательством Российской Федерации» (р.I п. 8).
Такая разнонаправленность нормативных положений предопределяет отказ от разработки и выполнения каких - либо требований, с чем зачастую приходится сталкиваться на практике: настаивая на своей уникальности, самобытности, неповторимости (трактуемых очень произвольно и удобно для себя) некоторые руководители и педагоги учреждений дополнительного образования детей игнорируют все законы, «не знают и не выполняют общих требований (международного и государственного уровня), защищающих права детей и детства, забывая, что дополнительное образование детей (как и образование в целом) - это особая сфера деятельности, где достижение результатов не может обеспечиваться любыми средствами»[7].
Решением этой ситуации может стать принятие необходимых норм, требований, стандартов, адекватных определенному образовательному пространству, служащих его основой и объединяющим средством для всех элементов этого пространства. Не вызывает сомнений, что образовательное пространство существует только там, где такие нормы признаются всеми его участниками как образец и ориентир деятельности, организации, оценки. При этом имеются в виду нормы вида учреждения, нормы организации образовательного процесса, нормы разработки и реализации образовательных программ и нормы авторства уникальности учреждения. Сейчас мы рекомендуем учреждениям дополнительного образования отражать такие нормы-требования в своих программах деятельности и предъявлять экспертным комиссиям. В дальнейшем - сложившиеся нормы в конкретном учреждении и признанные как таковые для более масштабного сообщества, могут стать требованием для большинства, а далее - возможен и более высокий уровень их утверждения.
Какие требования могут разрабатываются в учреждениях дополнительного образования в настоящее время?
По Закону РФ «Об образовании» основное предназначение учреждений дополнительного образования детей – реализация образовательных программ. Следовательно, каждый педагог должен работать по образовательной программе и в качестве стандарта для педагога дополнительного образования, согласно Типовому положению, выступает образовательная (типовая, модифицированная, авторская) программа или программа деятельности, утвержденная методическим советом учреждения дополнительного образования детей.
Требования к структуре и содержанию образовательной программы дополнительного образования детей. В настоящее время все педагогическое сообщество ориентируется на два документа, предложенных Министерством образования и науки РФ: «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей» (письмо Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 г. № 28-02-484/16) и "Примерные требования к программам дополнительного образования детей" (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844). Названные документы имеют неоднозначные позиции, но при этом нет никаких указаний Минобрнауки РФ о приостановлении действия какого-либо из этих требований.
Разработка требований к содержанию дополнительного образования детей не имеет однозначного ответа. Эту группу еще называют стандартами обученности. Необходимо учесть, что стандарты в разных образовательных областях (техническое творчество, досуг, спорт и т.д.) не могут быть одинаковыми и должны отражать специфику вида деятельности, уровни освоения предмета. В соответствии с Законом «Об образовании» дополнительное образование является самостоятельным типом образования. Возникают вопросы: должно ли его содержание отличаться от содержания, например, основного общего или профессионального образования? Может ли оно иметь какие-то ограничения, если в документах зафиксировано, что основная системная характеристика учреждения дополнительного образования детей - организации образования детей преимущественно в возрасте от 6 до 18 лет в не ограниченном образовательными стандартами пространстве жизнедеятельности человека[8]. Дополнительное образование по своему содержанию охватывает все сферы жизни: "Нет ничего в мире живой или неживой природы, социальной действительности, общественных отношений, что не могло бы стать содержанием дополнительного образования. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности. Именно поэтому дополнительное образование рассматривается как пространство расширения возможностей развития личности[9]", оно является абсолютно добровольным и не связанным с возрастным цензом обучающихся, с получением образовательных сертификатов, с обязательностью программных требований, с образовательными стандартами, с жестким режимом занятий и т.д.
Но в настоящее время в нормативных документах Министерства образования и науки РФ[10] определена классификации программ дополнительного образования по направленностям. Обозначены следующие направленности, которые могут иметь дополнительные образовательные программы:
• научно-техническую;
• спортивно-техническую;
• физкультурно-спортивную;
• художественно-эстетическую;
• культурологическую
• туристско-краеведческую;
• эколого-биологическую;
• военно-патриотическую;
• социально-педагогическую;
• социально-экономическую;
• естественнонаучную. •
В ст. 26 Закона «Об образовании» записано «К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы разной направленности, реализуемые… в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, станциях юных техников, станциях юных натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии… посредством индивидуальной педагогической деятельности». Очевидно, что понятие направленности образовательных программ в детских учреждениях, системе повышения квалификации, на репетиторских занятиях имеет различный смысл. Может ли набор направленностей быть ограничен предложенным перечнем, или его необходимо расширять и добавлять новые направления деятельности?
Какие требования могут еще разрабатываться в сфере дополнительного образования детей? Перечислим их в назывном порядке:
Требования психофизического и социального развития личности ребенка, смысл которых состоит в определении набора необходимых качеств личности ребенка;
Требования педагогического профессионализма, включающие требования специального и общепедагогического уровня к руководителям образовательных учреждений и педагогам дополнительного образования, необходимые при определении качества деятельности педагогических кадров, что особенно актуально при проведении их аттестации;
Требования к условиям организации образовательного процесса в системе дополнительного образования детей;
Требования к управлению учреждением дополнительного образования детей, содержащие определенные нормы, правила, механизмы управления подразделением, учреждением.
Для того, чтобы приступить к разработке перечисленных и других требований в системе дополнительного образования детей на уровне региона, необходимо соблюсти ряд условий:
• создание научной и методологической базы стандартизации: принципы и методы, которые следует применять при определении объектов стандартизации в сфере дополнительного образования, разработка норм, требований, критериев качества образовательной подготовки, а также порядка лицензирования учреждений, аттестации педагогов и т. д.
• разработка стандартов педагогами-учеными и практиками.
• организация структур мониторинга и осуществление ими проверок выполнения требований стандартов.
Кроме того, для организации работ по стандартизации дополнительного образования детей должны быть научно обоснованы методики контроля, анализа полученных результатов, стимулирования деятельности по соблюдению требований стандартов и определены меры ответственности за их невыполнение.
Применение требований и стандартов дает положительный эффект в любой сфере деятельности (если, конечно, не доводится до абсурда), потому что организационно при этом выполняются положения теории управления: создание научной базы, регламентация в документах научно и практически обоснованных требований и норм, а также создание надежного механизма обратной связи независимого контроля выполнения установленных требований.
________________________________________
[1] Ланская Е. Стандартом стали называть типовую программу - «Вести образования» №16 (112) 15-31 августа 2008
[2] Полонский В.М. с. 156
[3] См. материалы Елены Ленской, начальника отдела развития Московской Высшей школы Социальных и экономических наук («Вести образования»- №16 (112) 15-31 августа 2008)
[4] Логинова Л.Г. Стандарт как средство обеспечения, стабилизации и развития качества дополнительного образования детей -
[5] Цели общего образования представлены в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности, что позволяет обосновать не только способы действий, но и содержание обучения в их взаимосвязи.
[6] Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей
[7] Логинова Л.Г.
[8] Региональный пакет документов по процедуре аттестации учреждений и организаций, осуществляющих лицензионную образовательную деятельность в сфере детства по дополнительным образовательным программам (образовательным программам дополнительного образования детей) - Приложение к письму ГУ Городской службы лицензирования и аттестации Департамента образования города Москвы от «16» октября 2003 г. № 11 / ПО
[9]Новичков В.Б. Роль и место дополнительного образования в воспитании юного москвича./Воспитание юного москвича в системе дополнительного образования. - М.: МИРОС, 1997. – с. 34.
[10] См. Методические рекомендации Министерства образования Российской Федерации «Организация и содержание аттестации образовательных учреждений дополнительного образования детей» (письмо Минобразования России от 29.11.99 № 24-51-1133/13).
Информационно-методический портал дополнительного
образования (www.dopedu.ru)
Поделиться: