Авторcтво: Насибуллина Анися Дамировна, к.п.н., доцент кафедры дополнительного образования, Железнова Лариса Борисовна, методист кафедры педагогического мастерства Оренбургского государственного педагогического университета |
Проблема результативности и качества педагогической деятельности в учреждении дополнительного образования
В современном обществе, где знания, уровень интеллектуального развития человека становятся главным стратегическим ресурсом и важнейшим фактором развития экономики, значительно повышается статус образования, предъявляются новые требования к его уровню и качеству. Это обуславливает необходимость использования компетентностного подхода к формированию целей и оценке достижений учащихся.
Компетенции формируются в процессе обучения не только в школе, но и под воздействием окружающей среды, то есть в рамках формального, неформального и внеформального образования.
В решении данной задачи немаловажную роль приобретает система дополнительного образования детей, которая по праву рассматривается как составляющая единого образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе; представляет собой инновационную сферу вариативного обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития, взросления и социализации, содействующая процессу формирования ключевых компетенций учащихся.
С позиций компетентностного подхода жизненной проблемой становится оценка сформированности компетенций у учащихся, а именно использование объективных методов их диагностики. Данная проблема имеет большое значение и для дополнительного образования. Так, концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года одним из приоритетных направлений его развития определяет «применение таких средств определения результативности продвижения ребенка в границах избранной им дополнительной образовательной программы (вида деятельности, области знаний), которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя достоинства личности ребенка».
Анализ литературы, практики оценочной деятельности в системе дополнительного образования детей, позволяет выявить нерешенные проблемы: недостаточную теоретическую и методологическую разработанность многих аспектов оценки результативности педагогического процесса в учреждении дополнительного образования, что связано с отсутствием соответствующих нормативных документов, образовательных стандартов, в частности с неразработанностью эталонного показателя результативности работы учреждения данной сферы как мерила его эффективности, фрагментарность опыта осуществления мониторинга результативности деятельности в УДО различного профиля, отсутствие механизмов перехода на независимую от школы и школьного учителя оценку учебных достижений ученика и др.
Вместе с тем следует отметить, что именно стандартам как единым нормам или эталонам (ключевым компетенциям) должен подчиняться образовательный процесс во всех учреждениях системы образования. Тема стандартов в дополнительном образовании имеет два противоположных направления обсуждения. По мнению Л.Г. Логиновой, стандартом в дополнительном образовании детей может стать образовательная программа как педагогическая технология. При этом подчеркивается, что стандартизируется не содержание образовательного процесса, а определяются как общее требование разноуровневость, разнонаправленность, вариативность его организации. Результатом реализации такой программы является положительный итог целенаправленной деятельности педагога или совместной деятельности педагога с детьми, выраженный в изменении состояния личности, ее свойств, установок или микросреды их сотворчества, соотвественно владении определенными компетенциями. Следует заметить, что компетенции задают высший, обобщенный уровень умений и навыков учащегося, поэтому содержание дополнительного образования может определяться четырехкомпонентной моделью (знания, умения, опыт творческой деятельности и опыт ценностного отношения).
При попытке составить представление о результате деятельности учреждения дополнительного образования педагоги-практики сталкиваются с определенными сложностями: в условиях дополнительного образования, как правило, в поле зрения оказываются «конечные» результаты, однако необходимы представления и о так называемых «текущих» (промежуточных, оперативных) результатах для которых критерии оценки конечных результатов не подходят, и их приходится разрабатывать для каждого конкретного случая; решение этой проблемы стоит за осознанием разноуровневости результатов в учреждении дополнительного образования детей и др.
Один из парадоксов развития современной системы дополнительного образования состоит в том, что с одной стороны наиболее значимой целью является интеллектуальное и творческое развитие воспитанников, с другой – предъявить возможно лишь формальный результат, как реально фиксируемый.
Критерии оценки качества образования в учреждении дополнительного образования
Изучение теории и практики учреждений подобного типа свидетельствует о наличии разных позиций к определению критерия качества и результативности деятельности учреждений данного типа. Например, А.Я. Журкина отмечает, что таким критерием результативности во внеучебной деятельности выступает отношение ребенка к избранному виду деятельности. На этом основании выделяются ее уровни: развлечение, потребление, творчество. О.Е. Лебедев предлагает рассматривать уровень образованности (образовательного результата). Автор выделяет три уровня образованности: элементарную грамотность, функциональную грамотность, компетентность.
Показателями результативности деятельности педагога дополнительного образования, по мнению И.В. Калиш, являются, с одной стороны, успешное освоение воспитанниками образовательной программы; увлеченное отношение к делу, которым они занимаются; их участие и достижения в различных конкурсах, фестивалях, выставках и соревнованиях; ранняя профессиональная ориентация детей, с другой – собственный профессиональный рост.
Под результативностью воспитательной деятельности Е.В. Титова понимает достижение педагогом (педагогами) такого качества организации деятельности воспитанников, которое обеспечивает реальные возможности: разностороннего их личностного проявления (положительная динамика проявлений ценностно-значимых качеств личности), обогащения их личного опыта социально и личностным содержанием; продуктивности их деятельности, выражаемой в соответствующих предметно-практических достижениях (личных, групповых, коллективных).
В этой связи необходимо отметить, что в дополнительном образовании детей именно личностные достижения ребенка могут рассматриваться как значимый критерий его качества и результативности.
Личностное достижение воспитанника УДО можно рассматривать как осознанное позитивно-значимое изменение в мотивационной, когнитивной, операциональной и эмоционально-волевой сферах ребенка, обретаемое в ходе успешного освоения избранного вида деятельности. Соответственно структура личностных достижений воспитанника УДО может быть представлена следующими компонентами: мотивационно-ценностным (потребность в самореализации, саморазвитии, самосовершенствовании, мотивация достижения, ценностные ориентации); когнитивным (знания, рефлексия деятельности); операциональным (умения, навыки); эмоционально-волевым (уровень притязаний, самооценка, эмоциональное отношение к достижению, волевые усилия).
Целевым ориентиром для отслеживания личностных достижений воспитанников, а также уточнения содержания образовательных программ выступает модель выпускника. При этом ученые и педагоги-практики (А.В. Берсенева, А.И. Щетинская и др.) рассматривают модель выпускника УДО, как один из критериев оценки качества предлагаемых образовательных услуг. Анализ теории и педагогической практики деятельности учреждений дополнительного образования позволяет сделать вывод, модель выпускника отражает круг ключевых компетенций, которыми должен владеть воспитанник УДОД («стандарт на выходе»).
В Оренбургском областном Дворце творчества детей и молодежи им.В.П. Поляничко данная модель выглядит следующим образом: воспитанник имеет глубокие знания, умения и навыки по профилю деятельности, высокий уровень познавательной активности, характеризуется развитыми общими и специальными способностями, ориентирован на нравственные и общечеловеческие ценности, гуманное взаимодействие с окружающей средой, имеет потребность в постоянном совершенствовании, мотивирован на сохранение своего здоровья и здоровый образ жизни. Как видим, из примера, в данной модели представлена система ключевых компетенций (учебные, исследовательские, социально-личностные, коммуникативные, в области сотрудничества, личностно-адаптивные).
Таким образом, критерии оценки результатов педагогической деятельности в учреждении дополнительного образования детей специфичны в том смысле, что они являются многомерными, охватывая личностные изменения как на стороне воспитанника, так и педагога, включая в себя динамику отношений, складывающихся при взаимодействии взрослого и ребенка.
Организация мониторинга личностных достижений воспитанника
Характерной чертой современного этапа обновления образовательной среды изучаемых учреждений является ориентация на создание индивидуальных образовательных маршрутов для воспитанников. Данный аспект деятельности выдвигает необходимость организации системной работы по отслеживанию личностного развития детей на всех этапах взаимодействия со средой.
К числу эффективных технологий управления качеством образования относится мониторинг качества образования. Благодаря своей регулярности, строгой направленности на решение задач управления и высокой технологичности мониторинг идет дальше традиционной диагностики.
За последнее время накоплен некоторый опыт оценки эффективности учебно-воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей. Мониторинг качества образовательной деятельности УДОД является механизмом отслеживания эффективности этой деятельности. Если образовательная деятельность УДОД – это реализация процесса обучения, воспитания и развития личности ребенка через создание благоприятных условий, то мониторинг этой деятельности должен быть направлен на изучение личности ребенка и создаваемые в образовательном учреждении условия ее развития.
Цель данного мониторинга – выяснить, насколько образовательный процесс, организованный в учреждении дополнительного образования детей, способствует позитивным изменениям в личности ребенка, формированию ключевых компетенций; обнаружить и решить наиболее острые проблемы его организации с тем, чтобы анализировать, обобщать и распространять положительный опыт деятельности педагогов.
Выделяют следующие функции мониторинга качества образовательной деятельности УДОД: методическая, научная, проектировочная, консультативная, организационная, экспертная, информационная.
Полученная в процессе педагогического взаимодействия информация оценивается его участниками для определения эффективности взаимодействия и прогнозировании развития взаимодействия на будущее. Это служит базой постановки новых целей и задач, определения дальнейших планов деятельности, механизмов их реализации.
Непрерывное изучение педагогического процесса строится на следующих основных принципах: экологичности, сотрудничества, конструктивности, конфиденциальности, компетентности.
В мониторинговом слежении и прогнозировании нет необходимости стремиться к сбору максимально возможного количества информации, поэтому оценка осуществляется на базе некоторого ограниченного набора показателей, в своей совокупности дающих картину в целом.
Важно отметить, что в научной литературе недостаточно дифференцированы такие понятия, как «педагогический мониторинг», «мониторинг качества образования», «психолого-педагогический мониторинг» и др. При этом соответственно можно выделить еще один тип мониторингового исследования – «мониторинг личностных достижений воспитанника», который позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, а также анализировать изменения в личностном развитии, формировании соответствующих компетенций.
Анализ теории и практики деятельности учреждений дополнительного образования позволяет выделить основные требования к проведению мониторинга личностных достижений: четкая определенность объектов и предметов мониторинга; участие в мониторинге каждого субъекта образовательного процесса; наличие единых параметров, критериев слежения и оценки образовательных результатов; гласность, открытость, управляемость и гибкость мониторингового процесса; научно-методическое и психологическое обоснование мониторинга.
Наличие единых параметров и критериев оценки образовательных результатов выступает показателем договоренности педагогического коллектива об общем понимании образовательных результатов в учреждении дополнительного образования, является содержательной основой, системообразующим фактором проектирования мониторинговой системы учреждения (подразделения).
Методы, используемые в мониторинге личностных достижений: педагогические наблюдения, анализ и изучение педагогической документации, анализ и изучение результатов продуктивной деятельности, социологические опросники, анкеты, психологические тесты и методики, методы математической статистики.
В процессе мониторинга учреждения дополнительного образования выясняются следующие вопросы: достигается ли цель учебно-воспитательного процесса, существует ли положительная динамика в развитии обучающегося по сравнению с результатами предыдущих диагностических исследований и др. Как видим, анализ качества учебно-воспитательного процесса, развития личности ребенка, профессионального роста педагога дополнительного образования являются исходными пунктами для создания системы мониторинга в учреждении дополнительного образования.
Формы фиксации личностных достижений учащихся в УДОД
Результаты мониторинга качества образования обуславливают разработку формы фиксации личностных достижений детей. В настоящее время существуют следующие формы фиксации: карта-профиль личностных достижений; «Тетрадь успешности»; «Портфолио достижений воспитанника», «Кейс-стади» и др. Данные формы относятся к разряду "аутентичных" (то есть истинных, наиболее приближенных к реальному оцениванию) индивидуализированных оценок, ориентированных не только на процесс оценивания, но и самооценивания. Основной смысл – "показать все, на что ты способен".
Как правило, в них фиксируется: уровень освоения образовательной программы по виду деятельности, которым занимается ребенок; особенности развития познавательных процессов, входящих в структуру специальных способностей; некоторые личностные характеристики (мотивация, ценностные ориентации, самооценка); результаты участия в фестивалях, смотрах, конкурсах, олимпиадах и т.п.
Так, например, в «тетради успешности» отражаются успехи учащегося, полезные дела, которые он сделал для себя, своих родных, друзей и окружающих людей. Использование данной тетради позволяет повысить качество и результативность работы педагогов дополнительного образования.
В настоящее время инновационной формой, а некоторые исследователи называют и педагогической технологией, фиксации и оценки достижений учащихся в УДОД является портфолио, которое существенно дополняет современные контрольно-оценочные средства. Важная цель портфолио – представить отчет по процессу образования ребенка, увидеть "картину" значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание его индивидуального прогресса в образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения, то есть владение ключевыми компетенциями. Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи: поддерживать высокую учебную мотивацию воспитанников; поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся; формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Литература
• Астраханцева С.В. Управление качеством обучения и воспитания в учреждении дополнительного образования // Дополнительное образование. – 2006. – №9. – С.12-15.
• Биктеева А.Д. Личностные достижения как критерии результативности деятельности воспитательных систем//Внешкольник Оренбуржья, Оренбург: ООО «Метрополис», РА «Метро», 2005. – №1-2– С.41-42.
• Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Портфолио в системе педагогической диагностики// Педагогическая диагностика– 2005. – № 3.
• Журкина А.Я. Мониторинг качества образовательной деятельности в учреждении дополнительного образования детей. – М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2005. – 72с.
Поделиться: