Авторcтво: Алексахина Наталья Владимировна, директор, Бойцова Елена Геннадьевна, заместитель директора по методической работе ГБОУ гимназии № 622 Санкт-Петербурга |
Всякая оценка предполагает в качестве собственного мерила определенную цель и имеет смысл и значение только для того, кто признает эту цель.
Вильгельм Виндельбанд
Перемены, происходящие в современном обществе, такие как процессы информатизации, глобализации, гуманизации общества, требуют изменения образовательного пространства, иного определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Применение новых технологий, методов и приемов в области оценивания является актуальным в связи с внедрением нового Федерального государственного образовательного стандарта, которое привело к постановке новых целей образования. Согласно требованиям ФГОС второго поколения к результатам освоение образовательной программы, обучающиеся должны достичь не только предметных и личностных результатов, но и метапредметных, которые подразделяются на три группы: познавательные, регулятивные и коммуникативные. Вышеперечисленные результаты должны достигаться не только в урочной, но и во внеурочной деятельности. Таким образом, на современном этапе развития образования возникла потребность поиска таких инновационных подходов к оцениванию и создание таких систем сбора и использования данных оценки, которые позволят оценить не только предметные, но и метапредметные образовательные результаты обучающихся в урочной и внеурочной деятельности, использовать данные их интерпретации для выявления прогресса обучающихся их проблем, трудностей, а также дать рекомендации по их преодолению.
Направления развития образования были определенны Президентом Российской Федерации В.В.Путиным в ежегодном послании к Федеральному собранию 3 декабря 2015 года. Было отмечено, что необходимо настроить всю систему образования на будущее страны, использовать новые технологии в обучении, развивать техническое творчество обучающихся и направлять их на освоение специальностей технических направленностей. Предлагаемая система оценивания сформированности метапредметных образовательных результатов обучающихся основной школы учитывает определенные направления перспективного развития образования в стране. Сбор и анализ данных в системе оценивания метапредметных результатов, обучающихся осуществляется через наблюдение за ходом выполнения проектов технической направленности, которые могут быть реализованы, как в урочной деятельности, так и вне урока в рамках внеурочной деятельности или работы ОДОД. В качестве таких проектов предлагается использовать учебные проекты, основанные на использовании 3D моделирования, и учебных проектов с использованием ЛЕГО-технологий.
Существующая на данный момент практика оценивания не соответствует требованиям нового ФГОС. Это несоответствие практики и новых требований к проведению оценивания приводит к следующим противоречиям [1]:
• процесс обучения непрерывен, а оценивание эпизодично;
• предъявляются требования к предметным и метапредметным образовательным результатам обучающихся, а оцениваются только предметные;
• развитие школьника происходит в учебное (уроки) и внеучебное время (дополнительные занятия, внеурочная деятельность), а оценивается только во время урока;
• цель оценивания – развитие ребенка, а проводится оно только для констатации факта его обученности.
Для разрешения вышеперечисленных противоречий необходимо принятие новой парадигмы оценивания (комбинация в системе двух видов оценивания: формирующего и суммативного) и создание внутришкольного системы оценивания метапредметных результатов обучающихся, учитывающей их достижения в учебное и внеучебное время (внеурочная деятельность и деятельность ОДОД). В примерной основной образовательной программе основного общего образования одной из наиболее адекватных форм оценки сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных действий названо наблюдение за ходом выполнения групповых и индивидуальных учебных исследований, и проектов [2]. Данная система оценки позволит избежать вышеперечисленных противоречий. Ее новизна и эффективность определяется следующим:
• Комбинация в системе двух видов оценивания: формирующего и суммативного.
• Возможность собирать и анализировать метапредметные результаты обучающихся в урочной и внеурочной деятельности.
• Использование в системе не только традиционную отметку, но и различные оценки (словесные, знаковые).
• Возможность при помощи системы производить анализ полученных данных с целью разработки индивидуального образовательного маршрута обучающихся, который позволит им достичь требуемых метапредметных результатов.
• Разработанный инструментарий оценки проектов технической направленности.
• Возможность после отработки функционирования системы, основанной на наблюдении за ходом проектов технической направленности, расширить область ее применения и использовать для оценки метапредметных результатов в ходе всего учебного и внеучебного процессов, построив на ее основе систему оценивания всего образовательного учреждения.
• Возможность внедрения инновационного продукта в практику работы системы дополнительного образования (отделения ОДОД)
Система персонифицированного, автоматизированного, накопительного учета и использования данных оценки метапредметных результатов обучающихся основной школы, полученных в процессе выполнения ими проектов технической направленности, состоит из нескольких частей;
- Программное обеспечение.
• Методические рекомендации по внедрению и использованию системы
• Внутрифирменная программа повышения квалификации учителей в области оценивания.
Под системой персонифицированного, автоматизированного, накопительного учета и использования данных оценки метапредметных результатов обучающихся основной школы, полученных в процессе выполнения ими проектов технической направленности понимается совокупность методик, процедур, измерителей, программно-педагогических средств, взаимодействующих как единое целое в процессе проверке метапредметных результатов обучения, оценивания состояния объектов контроля, анализа данных контроля, их интерпретации и выработки корректирующих воздействий в целях определения путей их дальнейшего развития. Такая система призвана решать определенные задачи, а именно:
• Получение объективной комплексной информации об уровне и качестве индивидуальных учебных и внеучебных достижений обучающихся в целях определения путей преодоления трудностей и корректировки учебного процесса (формирующее оценивание).
• Получение объективной текущей и прогностической информации о качестве обучения в области формирования метапредметных результатов для администрации ОУ и органов управления образованием (Суммативное оценивание).
• Сбор и анализ объективной информации о подготовленности обучающихся для перехода на следующую ступень обучения.
• Обеспечение возможности самоконтроля, самокоррекции и самооценки.
• Обеспечение возможности выработки рекомендаций по формированию индивидуального образовательного маршрута обучающегося.
Алгоритм работы такой системы представлен на рис.1.
Рис 1. Алгоритм работы системы персонифицированного, автоматизированного, накопительного учета и использования данных оценки метапредметных результатов обучающихся основной школы, полученных в процессе выполнения ими проектов технической направленности. Программное обеспечение обеспечивает сбор данных оценивания метапредметных результатов обучающихся, которое проводится в ходе наблюдения за учебным проектом технической направленности. Учитель, используя время, или/и во внеурочное временя, если проект реализуется в рамках внеурочной деятельности или в системе дополнительного образования обучающихся.
Вторая часть программного обеспечения включает в себя базу данных по внеурочным занятиям, дополнительным кружкам и секциям, занятиям на внебюджетной основе данного образовательного учреждения, а также других образовательных учреждений микрорайона. Каждый кружок или секция, включенные в базу, развивают определенные метапредметные результаты обучения, что также отражено в базе.
После обработки данных оценивания за определенный период времени (например, один раз в четверть) программа определяет индивидуальный прогресса каждого ученик, сравнивая текущие результаты оценивания с его предыдущими результатами. Затем сравнивает полученные результаты каждого ученика с базой данных метапредметных умений, формируемых на внеурочные занятия, и дает рекомендации о том, какие внеурочные занятия стоит посещать ученику для достижения определенных метапредметных результатов.
Кроме того, программа выдает справку для классного руководителя и учителей-предметников с рекомендациями о развитии определенных метапредметных умений каждого ученика во время уроков и внеклассных мероприятий. Классные руководители и учителя-предметники могут использовать эти данные для организации работы в классе по время уроков и классных часов, для распределения обязанностей учеников во время проектной и исследовательской деятельности, для организации ученического самоуправления и т.д. Главная цель такого оценивания – выявить у обучающихся существующие образовательные трудности в достижении метапредметных результатов и наметить пути их преодоления.
В соответствии с целью оценивания, все вышеперечисленное относится к формирующему оцениванию. Для проведения суммативного оценивания программа сравнивает полученные результаты оценивания обучающихся с требованиями, предъявляемыми к метапредметным результатам, закрепленными во ФГОС ООО и образовательной программе ОУ. Результаты такого суммативного оценивания могут использоваться для принятия административных управленческих решений.
Методические рекомендации по внедрению и использованию системы состоят из методических рекомендаций для учителя по сбору данных и внесению их в программу, методических рекомендаций по установке и работе с программой для технических специалистов и администрации ОУ и методических рекомендаций для учителей-предметников, классных руководителей и родителей по использованию результатов оценивания.
Методические рекомендации для учителей по сбору данных и внесению их в программу состоят из карт оценивания, которые заполняются в ходе наблюдения и анализа выполнения обучающимися учебного проекта технической направленности, критериев и показателей сформированности метапредметных результатов, пошаговой инструкции по внесению данных оценивания в программу и регламента по работе с программой.
Методические рекомендации по установке и работе с программой для технических специалистов и администрации ОУ содержат технические требования к оборудованию, алгоритм установки программы, правила работы с программой для технических специалистов, а также рекомендации по формированию базы данных программы для администрации образовательных учреждений.
В методических рекомендациях для учителей-предметников, классных руководителей и родителей даны советы по использованию данных оценивания при составлении индивидуального образовательного маршрута обучающегося.
Внутрифирменная программа повышения квалификации учителей в области оценивания рассчитана на 16 академических часов и включает в себя следующие темы:
• Новые подходы к оцениванию – актуальность перехода на новую систему оценивания, основные противоречия старой системы, нормативная документация;
• Сравнительный анализ формирующего и суммативного оценивания - определение формирующего и суммативного оценивания, их характеристики, особенности использования, ошибки при применении;
• Методы и приемы формирующего оценивания - знакомство с методами и приемами формирующего оценивания, особенностями их использования, их классификацией;
• Критерии и показатели оценивания - знакомства с понятиями, разработка критериев и показателей различных видов учебной деятельности;
• Понятие системы оценивания -знакомство с понятием «система оценивания», с характеристиками системы оценивания, определение необходимости создания новой системы в ОУ, разработка элементов системы оценивания. Каждая из тем предполагает теоретический курс и практические занятия. Внедрение в работу такой системы позволит решить такие ключевые проблемы, как внедрение в работу педагогов идеологии новых образовательных стандартов посредством привлечения их внимания к необходимости достижения метапредмтеных результатов обучающихся; преодоление противоречий, возникающих при использовании существующей системы оценивания образовательных результатов обучающихся; ориентация на достижение обучающимися высоких
За счет применения формирующего оценивания в работе системы будут получены результаты индивидуального прогресса каждого ученика. Анализ роста своего развития и реализация выбранного индивидуального образовательного маршрута позволит повысить мотивацию обучающихся, поскольку будет создана ситуация успеха и определена их зона ближайшего развития.
Возможность выбора индивидуального образовательного маршрута, основанного на итогах оценивания приведет к их развитию и достижению обучающимися требуемых метапредметных результатов.
Поскольку наблюдение и сбор данных будут проводится в ходе реализации проектов технической направленности, таких как проекты по робототехнике или 3D моделированию, то можно ожидать развития технических способностей, логического и критического мышления у обучающихся.
Участие в инновационной деятельности и освоение новых технологий приведет к повышению профессионального уровня учителей. Кроме того, рекомендации, полученные по итогам анализа результатов оценивания, позволят учителям наиболее оптимально организовать внеклассную и урочную деятельность обучающихся с учетом их индивидуальных способностей и необходимости развития у них определенных метапредметных результатов.
Результаты суммативного оценивания метапредметных результатов можно использовать для принятия административных решений в области организации учебного процесса, анализа структуры урока, реализации требований ФГОС ООО к современному уроку, использования современных технологий, методов и приемов преподавания, организации внеклассной и внеурочной деятельности.
Поделиться: