Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Сохранение эмоциональной и стрессовой устойчивости педагогов
Среди актуальных проблем современности проблема стрессогенных состояний человека в сложных условиях занимает одно из ведущих мест. Она рождена самой жизнью, предъявляющей все возрастающие требования к деятельности человека, его психической устойчивости, способностям и умениям. Наше время характеризуется обилием напряженных ситуаций. Мир стал более неопределённым и непредсказуемым и вызвал такую динамику человеческой жизни, когда события стали всё больше и больше определять поведение человека. Профессия педагога, учителя относится к разряду стрессогенных и эмоционально наиболее напряженных. По степени напряжённости, как свидетельствуют данные современных исследований, нагрузка педагога в среднем больше, чем у директоров и главных инженеров промышленных предприятий, заведующих лабораториями, профсоюзных работников, но никто не учит педагогов выдержке и самообладанию, умению сохранять профессиональную форму, отсюда и столь многочисленные проблемы в их физическом и психическом состояния. Низкий уровень психологической культуры, недостаток коммуникативных способностей и навыков психической саморегуляции делают педагога в стрессовых ситуациях и палачом, и жертвой одновременно. Страдают, конечно, дети, ибо попадают в невротизирующую среду обитания. Но страдает и сам педагог, расплачивающийся за всё соматическими и нервно-психическими заболеваниями. Как профессиональная группа учительство отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья. И эти показатели снижаются по мере увеличения стажа работы. Для проработавших в школе 15-20 лет характерны «педагогические кризы», «истощение», «сгорание», низкий уровень социальной адаптации. Частые отрицательно окрашенные состояния педагога, вызванные напряжёнными ситуациями, снижают эффективность обучения и воспитания, повышают конфликтность во взаимоотношениях с классом и коллегами, способствуют восстановлению и закреплению в структуре характера и профессиональных качествах негативных черт. Поэтому умения управлять собственными состояниями, а также овладение приёмами и способами регуляции являются важными компонентами процесса самосовершенствования педагога. Крик на уроке, стук по столу, жалобы родителям на детей, дисциплинарные двойки и т. д. - это проявление беспомощности, психологической невооружённости учителя, неумения владеть собой и незнания приёмов саморегуляции. Сложность состоит ещё и в том, что учитель в любой ситуации на уроке должен одновременно регулировать психические состояния и учащихся, и собственные.
Профессиональный стресс, как социально-педагогическая и психологическая проблема В современной науке существует много теорий, где учёные пытаются объяснить возникновение стресса. Однако, как известно, теория стресса была создана выдающимся канадским физиологом Г. Селье. Согласно классическому определению самого Г.Селье, стресс – неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. Этот ответ представляет собой напряжение организма, направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление к возросшим требованиям. 1. Стресс - это проблема XXI века, которой занимались известные зарубежные и отечественные учёные. 2. Стресс - это такое эмоциональное состояние, которое вызывается неожиданной и напряжённой обстановкой, это действие в условиях риска, необходимость самостоятельно принимать быстрое решение, мгновенные реакции при опасности, поведение в условиях неожиданно меняющейся обстановки. 3. В стрессовом состоянии может с трудом осуществляться целенаправленная деятельность, переключение и распределение внимания, может наступить общее торможение или полная дезорганизация деятельности. Возможны ошибки восприятия, памяти, неадекватные реакции на неожиданные раздражители и т. д. 4. Поведение в стрессовой обстановке во многом зависит от личностных особенностей человека, от умения быстро оценивать обстановку, от навыков личностной ориентировки в неожиданных обстоятельствах, от волевой собранности, решительности, целесообразности действия и развития выдержки, эмоциональной устойчивости и от имеющегося опыта поведения в аналогичной ситуации. Г. Селье выделяет три фазы стресса: 1. Реакция тревоги, отражающая мобилизацию всех ресурсов организма; 2. Фаза сопротивления, когда благодаря предшествующей мобилизации удаётся успешно справиться с вызвавшими стресс воздействиями без какого-либо видимого ущерба для здоровья; 3. Фаза истощения, когда слишком длительная или слишком интенсивная борьба приводит к снижению адаптационных способностей организма, в результате возникают предпосылки для развития самых разнообразных заболеваний. Можно выделить физические признаки проявления стресса: отсутствие аппетита; постоянное переедание (как результат чрезмерного напряжения); частые расстройства пищеварения и изжога; запор и понос; бессонница; постоянное чувство усталости; повышенная потливость; нервный тик; постоянное покусывание ногтей; головные боли; мышечные судороги; тошнота; затруднения с дыханием; обмороки; слезливость без видимой причины; неспособность долго оставаться на одном месте, привычка ерзать на стуле; высокое кровяное давление. Симптомы стресса, проявляющиеся на уровне психики: постоянная раздражительность при общении с людьми; чувство, что вы не вполне справляетесь с повседневными заботами и т.д., с чем до этого вы справлялись успешно; потеря интереса к жизни; постоянное ожидание неудачи; чувство, что я - плохой, или даже ненависть к самому себе; трудность с принятием решений, чувство, что моя внешность непривлекательна; потеря интереса к другим людям; постоянное чувство едва сдерживаемого гнева или ярости; чувство, что вы являетесь объектом враждебности со стороны других людей; утрата чувства юмора и способности смеяться; безразличие; страх перед собственной несостоятельностью; чувство, что никому нельзя доверять; пониженная способность к концентрации; неспособность завершить одно дело, не бросив его и не начав другое; сильный страх открытого или замкнутого пространства или страх перед уединением. Существует две формы реакции на стресс, внешне очень различные, но сходные по отношению к конечному результату. Первая из них - тормозная реакция - характеризуется заторможенностью двигательной активности, трудностью восприятия и запоминания новой информации, невозможностью переключить внимание даже при подсказке со стороны, неспособность выполнить простые действия. Основными эмоциями являются страх, беспомощность на фоне вялости и апатии, безразличие к возможным последствиям. Человек как бы замирает, пассивно пережидая неприятность, а исправить ситуацию должен кто-то другой, со стороны. Другая, внешне противоположная реакция, получила название импульсивной. Внешне - человек проявляет максимум активности, находится в постоянном движении, суетлив, многословен, хватается за выполнение одновременно различных дел, но, ни одно из них не доводит до конца. Мысли скачут, часто застревая на несущественных мелочах. Настроение крайне неустойчивое, возбуждение сменяется агрессией. Для разных людей характерны различные типы поведения в трудных ситуациях — у одних преобладает тормозная, у других импульсивная форма реагирования. Селье сформулировал следующие рекомендации относительно повседневного общения, сохранения эмоционального равновесия и предупреждения стрессовых ситуаций. 1. Постоянно стремясь завоевать любовь, всё же не заводите дружбы с «бешеной собакой». 2. Признайте, что совершенство невозможно, но в каждом виде достижений есть своя вершина, стремитесь к ней и довольствуйтесь этим. 3. Цените радость подлинной красоты жизненного уклада. Избегая всего нарочитого, показного и вычурно-усложнённого, вы заслужите расположение и любовь; напыщенная искусственность вызывает неприязнь. 4. С какой бы жизненной ситуацией вы ни столкнулись, подумайте сначала, стоит ли сражаться. 5. Постоянно сосредоточивайте внимание на светлых сторонах жизни и на действиях, которые могут улучшить ваше положение. Старайтесь забывать о безнадёжно отвратительном и тягостном. 6. Даже после сокрушительного поражения бороться с угнетающей мыслью о неудаче лучше всего с помощью воспоминаний о былых успехах. Даже в самой скромной карьере есть что-то, о чём можно с гордостью вспомнить. 7. Если вам предстоит удручающе неприятное дело, но оно необходимо для достижения цели, не откладывайте его. Вскройте нарыв, чтобы устранить боль, вместо осторожного поглаживания, которое лишь продлит болезненный период. 8. Не забывайте, что нет готового рецепта для всех. Мы все разные и наши проблемы тоже.
Характер и виды напряжённых ситуаций в педагогической деятельности Современный педагог работает в условиях больших психических и эмоциональных нагрузок. Он почти ежедневно сталкивается с различного рода конфликтными, эмоционально напряжёнными ситуациями, которые требуют умения владеть собой, сохранять способность к деятельности в эмоциональных ситуациях. Анализируя наиболее характерные случаи из педагогической практики преподавателей, можно выделить типичные ситуации, которые служат фоном эмоционального переживания в профессиональной деятельности. 1. Это ситуации в системе педагогического взаимоотношения учителя с учениками, а именно: - ситуации деятельности, что возникают в связи с качеством выполнения учениками заданий, их успеваемостью; - ситуации поведения, связанные с нарушением учениками правил поведения, плохой дисциплиной на уроках; - ситуации отношений, которые проявляются в несовпадении оценки учителем личности ученика с его самооценкой, в отношениях учителя с учениками за стенами школы. 2. Это ситуации взаимодействия учителя с коллегами. Известно, что взаимоотношения в педагогическом коллективе воздействуют на настроение всех его членов, а это, в свою очередь влияет на качество учебно-воспитательного процесса. Эмоциогенные ситуации во взаимоотношениях с коллегами могут носить деловой (при оценке методов работы, из-за распределения нагрузки и т.д.) и личный характер (связанный с эмоциональным восприятием и отношением преподавателей друг с другом). 3. Выявляются эмоциональные ситуации в системе взаимоотношений учителя с руководством школы. На его эмоциональное состояние могут влиять чрезмерный контроль за учебной и воспитательной работой, излишне критическая оценка результатов открытого урока, чрезмерное администрирование. 4. Ситуации взаимоотношений с родителями также могут стать эмоциогенными, когда расходится оценка ученика учителем и родителями либо, когда учитель имеет дело с родителями, которые уклоняются от воспитания детей. Все перечисленные ситуации являются источниками эмоционального стресса, приводят к чрезмерному нервно-психическому напряжению, в результате которого нарушается работа многих психических функций. Происходит снижение объёма, концентрации, устойчивости, переключаемости внимания. Снижается продуктивность кратковременной памяти, уменьшается эффективность логического мышления. Могут возникнуть некоторые нарушения речи - появляются продолжительные паузы, увеличивается количество лишних слов, становится тихим голос. Ухудшается сообразительность, появляется чувство растерянности. Снижается умственная трудоспособность, появляется быстрая утомляемость. Выявляется низкая сопротивляемость, неспособность работать при наличии конкретных раздражителей. Может возникнуть чувство страха, паники, отчаяния, угнетения. Появляется неуверенность в себе, ожидание неудачи, провала. Овладевают чувства утомляемости, безразличия, растерянности, апатии. Снижается психический тонус. Известные стрессоры (факторы), вызывающие у учителей нервные состояния, можно разделить на пять групп с учётом убывания их частоты. Группу первую составляют стрессоры, детерминированные условиями педагогического труда. Группа 1. Стрессоры, вызываемые условиями учительского труда. - Быстрое переключение на работу по-новому. - Материальные затруднения. - Монотонная работа. - Обязанности работать дома (подготовка к занятиям, проверка тетрадей). - Отсутствие стимулов для качественной работы. - Нереализуемые профессиональные знания и умения. - Перегрузка внеурочной деятельностью. - Перегрузка уроками. Группа 2. Стрессоры, возникающие по личностным причинам. - Боязнь администрации школы, инспектуры. - Дефицит знаний психологии школьников. - Когнитивный диссонанс. - Нехватка времени. - Нехватка знаний по педагогической технологии. - Ошибки в выборе профессии. - Ошибки в общении с учениками, коллегами, администрацией, родителями учащихся. «Сгорание» на работе. - Чувство высокой ответственности за результаты работы. Группа 3. Стрессоры, провоцируемые администрацией школы. - Аттестация педагогического профессионализма. - Внушение администрацией неполноценности профессионального труда учителям. - Контроль за работой учителя извне. - Конфликты с администрацией. - Оскорбления со стороны администрации. - Оскорбления со стороны коллег. Группа 4. Конфликты с родителями учащихся - Конфликты с учащимися. - Низкая успеваемость школьников по предмету. - Плохая дисциплина учащихся на уроках. Группа 5.Стрессоры в общении с коллегами. - Конфликты, мотивированные негативными проявлениями в оценках деятельности и личностных качеств партнёров по работе. - Конфликты немотивированные (психофизиологическая несовместимость, безотчётная неприязнь и т.д.). - Напряжённость, инспирированная группировками в коллективе. - Одиночество из-за замкнутости или позиция «отвергаемого» в коллективе.
Эмоциональная устойчивость как профессионально значимое качество педагога Профессия педагога относится к разряду таких, с которыми может справиться далеко не каждый человек. Учителю должны быть свойственны специфические качества: профессионально-педагогическая направленность, психологическая наблюдательность, конструктивные, перцептивные, коммуникативные, организаторские способности, эмпатия, хорошо развитые психологические познавательные процессы, высокая степень эмоциональной устойчивости. Эмоциональная устойчивость - это синтез всех свойств, качеств, умений педагога, которые позволяют уверенно, самостоятельно, без эмоционального напряжения и эффективно выполнять свою профессиональную деятельность в условиях эмоциональных воздействии. Они являются одним из главных факторов, которые означают психологическую подготовленность учителя к педагогической практике. Можно выделить несколько видов эмоциональной напряжённости педагога: - незначительная напряжённость, которая относительно быстро проходит и не оказывает особенного влияния на профессиональную деятельность; - продолжительная напряжённость, которая значительно откладывается на деятельности и проходит постепенно; - продолжительная, резко выраженная напряжённость, которая совсем не проходит, либо кратковременная, но очень мощная, близкая к состоянию аффекта. Она может повторяться при каждом новом эмоциональном воздействии. Труд учителя является очень напряжённым. Чрезмерные эмоциональные нагрузки оказывают влияние на успешность выполнения профессиональных обязанностей и ведут к возникновению психосоматических заболеваний, особенно у учителей, которые имеют низкую ступень эмоциональной устойчивости. Учёными выявлены эмоциогенные факторы, которые приводят к эмоциональной напряжённости. В деятельности педагога к ним относятся: - нарушение межличностных взаимоотношений, - загруженность рабочего дня, - утомляемость, - столкновения с трудными ситуациями, - случаи повышенной ответственности, - неудачи, - плохое самочувствие, которое вызвано заболеваниями, различными нарушениями и пр. В условиях сильных эмоций достаточно вероятны неправильное восприятие и неадекватные ошибочные решения, иногда прямо противоположные истинным, принимаемым в спокойной обстановке. В условиях: развития паники люди действуют вопреки всякому здравому смыслу, совершают нелепые действия, воспринимают окружающую реальность в совершенно искажённом виде. Говорят «у страха глаза велики», т.е. опасность представляется намного больше, чем в реальности. В подобной ситуации ни о какой объективной истине не может быть и речи. Субъективное, неадекватное восприятие реальности может быть не только кратковременным, при эмоциональном стрессе, но также и вполне долгосрочным. Необходимо отметить, что всё вышесказанное имеет место при чрезмерных эмоциях, которые вначале играют свою положительную роль, мобилизуя функциональные резервы. Эмоции способствуют активизации познавательных процессов, более быстрой и чёткой переработке поступающей информации, принятию верных решений, затем практически не оказывают положительного влияния. И, наконец, роль их становится явно негативной. Следует отметить необходимость и важность понимания педагогами реальности парадоксальной реакции, и если на фоне эмоционального стимулирования прекращается улучшение результатов, то вслед за небольшим периодом возникающего безразличия к эмоциональным воздействиям следует ожидать неизбежного их падения. Следовательно, важно чётко дозировать как учебные, так и воспитательные воздействия, прекращать стимулирование (во избежание «отравления эмоциями») или изменить форму и силу воздействия (прекращать стимулирование) во избежание неадекватной на них реакции. Что в равной степени относится и к отношениям педагог-педагог, руководитель-педагог. Таким образом, напряжённые ситуации встречаются в деятельности педагога ежедневно, каждый учитель реагирует на них по-разному, здесь имеют конкретное значение не только предыдущий опыт в аналогичных ситуациях, не только отношение к профессиональной деятельности, профессиональные умения и опыт, способности, уровень самооценки, социальный статус в коллективе, но прежде всего особенности нервной системы, особенности эмоциональной сферы и степень сформированности эмоциональной устойчивости.
Сохранение эмоциональной устойчивости
Педагогическая деятельность характеризуется высокой эмоциональной насыщенностью. Для того чтобы это не приводило к перенапряжению нервной системы следует искать эффективные противодействия в процессе педагогической деятельности. Одним из эффективных способов снятия эмоционального напряжения является овладение приёмами саморегуляции (самоприказа, самоубеждения, самопринуждения и др.). Саморегуляция - это способность управлять собственными психическими состояниями и поведением, с тем, чтобы оптимальным образом действовать в сложных педагогических ситуациях. Необходимость саморегуляции возникает в следующих случаях: 1. Педагог сталкивается с трудноразрешимой, новой и необычной для него проблемой. 2. Проблема не имеет однозначного решения. Его или нет на данный момент времени, или имеется несколько альтернативных вариантов, из которых трудно выбрать оптимальный. 3. Педагог находится в состоянии повышенного эмоционального и физического напряжения, которое побуждает его к импульсивным действиям. 4. Решение о том, как действовать, педагогу приходится принимать не раздумывая, в условиях жёсткого дефицита времени. 5. Действия педагога оцениваются со стороны, он постоянно находится под пристальным внимание коллег, детей, других людей. На карту поставлены его авторитет и престиж. Психологические основы саморегуляции включают в себя управление познавательными процессами: восприятием, вниманием, воображением, мышлением, памятью, речью, а также личностным поведением, эмоциями и действиями - реакциями на возникшую ситуацию. Саморегуляция каждого из перечисленных психологических процессов, свойств и состояний человека связана с волей и внутренней речью. Внутренняя речь, как известно, служит для произвольности в управлении всеми психическими явлениями, а воля обеспечивает сохранение направленности и энергичности действий. Своеобразная методика самовнушения при максимальном мышечном расслаблении - аутогенная тренировка или кратко – аутотренинг. Он представляет собой систему упражнений, направленных человеком на себя и предназначенных для саморегуляции психических и физических состояний. Аутотренинг полезен в тех видах деятельности, которые вызывают у человека повышенную эмоциональную напряженность, и в том числе в педагогической работе, так как в общении педагога с детьми и их родителями нередко возникают напряжённые ситуации, которые требуют эмоционально-волевой саморегуляции. Использование приёмов аутотренинга позволяет человеку целенаправленно изменять настроение и самочувствие, положительно сказывается на его работоспособности и состоянии здоровья. Термин «аутогенная тренировка» ввёл Шульц в 1932 году. Процедура сопровождается нейтрализацией напряжённости, психической и физической релаксацией. Наибольший эффект при аутогенной тренировке достигается в отношении эмоционального самоконтроля, устранении нервно-эмоциональной напряжённости, чувства тревоги и неуравновешенности, в регуляции сердечной деятельности и поведения. Система аутогенной тренировки полезна педагогам, имеющим большую нагрузку и сталкивающимся в жизни с индивидуальными проблемами психофизиологического состояния, работоспособности и здоровья. Улучшая состояние здоровья педагога, повышая его работоспособность, тем самым увеличивает и его педагогическую отдачу. Ещё одним методом формирования эмоциональной устойчивости является медитация, особенно популярная в Европе примерно с 70-х годов. Это биоэнергетическое средство тренировки сознания человека, которое помогает снять стрессовые состояния, нервные перегрузки, а также стимулирует его самовоспитание и самореализацию. Главная ценность медитационных методов в том, что они улучшают общее самочувствие, меняют отношение к жизни, к негативным её проявлениям, развивают навыки мышления, стимулируют интуицию, играют важную роль в межчеловеческих отношениях, способствуют установлению гармонического равновесия физиологических, психологических и социальных аспектов человеческой личности, т.е. её целостности. Медитация стала неотъемлемой частью учебного процесса в США, Канаде, Англии, Дании, Швеции, Норвегии, Голландии, а в последние годы введена в школах ряда стран Южной Америки и Азии. Её практикуют 1-2 раза в день во время занятий. Это стимулирует концентрацию внимания, помогает восприятию учебного материала, улучшает память, мыслительные способности совершенствует межличностное общение и в целом способствует достижению более высоких результатов в деятельности. Условием развития рассмотренных методов эмоциональной саморегуляции является формирование соответствующих навыков и умений. Это требует времени и стараний со стороны учителя. Вместе с тем можно предложить такие приёмы оптимизации эмоций, знание которых позволяет использовать их в педагогической деятельности без предварительных упражнений. Очень хорошее средство успокоения - произвольное переключение внимания, концентрация его не на значительности важного дела, а на анализе методов и приёмов деятельности. Активная и осознанная деятельность по переработке информации отвлекает внимание от личных чувств. Использование юмора также помогает улучшить состояние в эмоциогенной ситуации. Некоторые педагоги стараются избегать возникновения смешных моментов на уроке, боясь, что это повредит продуктивно вести его дальше. Наоборот, положительный эффект умеренного смеха заключается в том, что мозг более интенсивно избавляется от продуктов обмена и возникает чувство бодрости, повышается трудоспособность.
Практические рекомендации учителям по преодолению стрессовых ситуаций.
Меры по длительной подготовке выхода из стресса. 1. Осознайте своё состояние как результат, как следствие перегрузок, вызовите желание изменить свою жизнь, преобразуйте регламент своей профессиональной деятельности с ориентацией на уменьшение нагрузок. 2. При подготовке к урокам планируйте фазы самостоятельной работы учащихся, которые помогают расслабиться и немного отдохнуть. 3. Чаще находитесь в такой обстановке, где возникает душевный психологический комфорт. Общайтесь с такими людьми, которые вызывают эмоционально позитивное состояние. 4. Совершенствуйтесь в области межличностных отношений. 5. Стремитесь преодолевать повседневную рутину. Используйте для этого наиболее эффективные средства: освоение новых методов преподавания; изменение содержания предметов. 6. Избегайте профессиональной замкнутости и изоляции, обсуждайте свои проблемы с коллегами по работе. 7. Занимайтесь физическими упражнениями, способствующими расслаблению, снятию психических напряжений: аутотренингами, дыхательной гимнастикой, хатха-йогой, медитацией и пр. 8. Совершенствуйте принципы рациональной самоорганизации: - составляйте план работы на неделю, равномерно распределяя нагрузку по дням; - вместе с недельным планированием планируйте каждый рабочий день, - приступая к работе, организуйте своё рабочее место, уберите всё лишнее; - выполняйте задания в порядке их важности; - для поддержания трудоспособности чередуйте формы работы; - отдыхайте до того, как возникнет чувство утомления; - не фиксируйте внимание на отрицательных эмоциях; - в любой сложной, тревожной для вас ситуации постарайтесь обратить внимание на позитивный смысл, на положительные стороны. 9. Будьте терпеливы и помните, что образовательно-воспитательный процесс - дело долгих лет и не следует ждать немедленных результатов. 10.Признавайте реальность, умейте воспринимать вещи такими, какими они являются в реальной педагогической действительности. Избегайте мучений, вызываемых размышлениями и рассуждениями по поводу того, что могло бы быть, «если бы было так...». 11.Умейте дистанцироваться от своей работы, переключаться на другие жизненные события. Осознайте, что работа в школе - это не вся жизнь, а только её часть.
Методы ситуативного характера выхода из стресса. Для того, чтобы стресс не застал вас врасплох, ознакомьтесь с первой помощью в острой стрессовой ситуации. 1. Первое и главное правило гласит, что в стрессовой ситуации не следует принимать никаких решений, равно как и пытаться их принимать (исключения составляют стихийные бедствия, когда речь идёт о спасении самой жизни). 2. Прислушайтесь к совету предков - сосчитайте до 10. 3. Займитесь своим дыханием. Медленно вдохните воздух носом и на некоторое время задержите дыхание. Выдох делайте постепенно, также через нос, сосредоточившись на ощущениях, связанных с вашим дыханием. 4. Если стрессовая ситуация застигнет вас в помещении: встаньте, если нужно и, извинившись, выйдите из помещения в то место, где вы сможете побыть один. 5. Воспользуйтесь любым шансом, чтобы смочить лоб, виски и артерии на руках холодной водой. 6. Медленно осмотритесь по сторонам даже в том случае, если помещение, в котором вы находитесь, хорошо вам знакомо или выглядит вполне заурядным. Переводя взгляд с одного предмета на другой, мысленно описывайте их внешний вид. 7. Затем посмотрите в окно на небо. Сосредоточьтесь на том, что видите. Когда вы в последний раз смотрели на небо? Разве мир не прекрасен? 8. Набрав воды в стакан (или ладони), медленно, как бы сосредоточенно выпейте её. Сконцентрируйте своё внимание на ощущениях, когда вода будет течь по горлу. 9. Выпрямитесь, поставьте ноги на ширине плеч и на выдохе наклонитесь, расслабив шею и плечи, так чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Дышите глубже, следите за своим дыханием. Продолжайте делать это в течение одной-двух минут. Затем медленно выпрямитесь(действуйте осторожно, чтобы не закружилась голова). 10.Используйте самомассаж против стресса (массаж мимических мышц)
Таким образом, сделаем следующие выводы: 1. Стресс - это одна из наиболее распространённых проблем нашего времени. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. 2. Профессия учителя относится к разряду наиболее стрессогенных. Современный педагог работает в условиях больших эмоциональных и психологических нагрузок. Его деятельность сопряжена с различного рода напряжёнными ситуациями, которые требуют выдержки, самообладания, умения сохранять способность к деятельности в стрессовых ситуациях. 3. Учителю должны быть свойственны специфические качества, одним из которых является высокая степень эмоциональной устойчивости. Это синтез всех свойств, качеств и умений педагога, которые позволяют эффективно выполнять профессиональную деятельность в условиях стрессогенных воздействий. 4. Для того, чтобы избежать перенапряжения нервной системы, учитель должен быть психологически грамотным, знать различные приёмы саморегуляции, владеть методами специально направленной тренировки. 5. Важным моментом в подготовке будущих учителей является не только борьба со стрессами, но, прежде всего - профилактика стресса.
Источники: 1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. Под ред. Давыдова и др. -М.: Педагогика, 1991. 2. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие: В 2 кн. - М.: Владос, 1998. 3. Селье Г. Стресс без дистресса. - М.: Прогресс, 1979. 4. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учебное пособие. -3-е изд. - М.: Психотерапия, 2006, - (Советы психолога учителю) Автор-составитель - Семёнова Е.М. 5. Ярославский педагогический вестник – 2013 – № 3 – Том II (Психолого-педагогические науки) на http://vestnik.yspu.org/releases/2013_3pp/08.pdf Поделиться: |