Авторcтво: Артющенко Ольга Николаевна, учитель географии ГБОУ школы № 118 Выборгского района Санкт-Петербурга; Морева Валентина Николаевна, учитель математики ГБОУ школы № 118 Выборгского района Санкт-Петербурга; Тихомирова Людмила Викторовна, учитель химии ГБОУ школы № 118 Выборгского района Санкт-Петербурга |
Тема интегрированного урока по математике, географии и химии « Вода вокруг нас» была выбрана неслучайно. Вода – бесценное вещество, особенно пресная. Проблема обеспечения человечества пресной водой сегодня острее, чем проблема углеводородов. Один иностранный гидролог предсказал, что между 2035 и 2045 годами количество экономически доступной пресной воды на планете сравняется с объемом ее потребления, а российский ученый Виктор Данилов-Данильян считает, что это может произойти уже к 2025 году. Сейчас на Земле примерно два миллиарда людей живут в условиях острого дефицита пресной воды. К счастью, по объему пресноводного стока наша страна на втором месте в мире после Бразилии, а по водообеспеченности пресной водой на душу населения – на третьем, уступая только Канаде и той же Бразилии. Но существует проблема загрязнения пресных водоемов.
В связи с этим возникает необходимость изменения своего отношения к природе и обеспечение соответствующего воспитания и образования нынешнего поколения. Вот почему в уроке «Вода вокруг нас» мы отвели экологическому воспитанию большую роль. Для реализации этой цели мы руководствовались новыми ФГОС, которые предусматривают:
1.формирование и развитие экологического мышления личности;
2.умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;
3.развивать основы экологической культуры, опыт экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Федеральные государственные образовательные стандарты предполагают, что портрет выпускника – гражданина России, будет таким:
- любящий свой край и свою Родину;
- активно и целенаправленно познающий мир;
- владеющий основами научных методов познания окружающего мира; мотивированный на творчество и инновационную деятельность; готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность.
Поэтому весь урок мы старались построить исходя из этих рекомендаций. Через педагогические технологии: технология развивающего обучения, обучение в сотрудничестве, технология проблемного обучения, исследовательский метод обучения, технология игрового приема мы добились выполнение поставленных задач. Нам удалось не только привлечь учащихся к данной теме, но и повысить познавательный интерес через различные формы работы.
На каждом этапе урока прослеживается развитие универсальных учебных действий. Для развития личностных УУД ученик должен был задаться вопросом: А это урок мне важен? Что я смогу из него вынести? И учащиеся много говорят о личной значимости данной темы. Например, знания, приобретенные на уроке, становятся жизненно необходимые (Какова для организма критическая потеря воды?).
Развитие регулятивных УУД происходит на уроке через умение слышать и слушать друг друга. Учащиеся показывают умение выполнять деятельность по плану, предложенному учителем, но при этом при решении задач по математике исправлять свои ошибки самостоятельно. Развитие познавательных УУД происходит через формирование умений целенаправленно осуществлять выполнение лабораторной работы по химии; участвовать в исследовательской работе, пользоваться различными источниками информации. Развитие коммуникативный УУД происходит через умение слушать, вступать в диалог; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.
Универсальные учебные действия обеспечивают возможность учащегося самостоятельно ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности, формировать умения, навыки и компетентности в любой предметной области.
Таким образом, формирование названных универсальных учебных действий позволяет реализовать потенциал ученика и развивать его способности. Активная мыслительная работа ученика на уроке, познавательная самостоятельность — залог успешного обучения.
Поделиться: