Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Хореография как средство эстетического и физического развития детей младшего школьного возраста
Программа по физкультуре для общеобразовательных школ предусматривает широкое внедрение нетрадиционных видов физических упражнений. Хореография является наиболее доступным средством для обучения эстетическому и физическому развитию детей. В настоящее время необходимо обратить внимание на физическое развитие и оздоровление детей и приобщить их к здоровому образу жизни. Занятия хореографией обеспечивают ребенку физическую подготовку, направленную на развитие двигательных способностей в соответствии с возрастными особенностями, укрепляют здоровье, осанку, опорно-двигательный аппарат, развивают эстетические способности. Мною в гимназии № 177 Красногвардейского района была проведена исследовательская работа о том, какое влияние хореография оказывает на развитие координации и гибкости у детей младшего школьного возраста. В ходе исследования была разработана программа и методика преподавания хореографии и танца для детей младшего школьного возраста, экспериментально проверялась эффективность применения средств хореографии для развития двигательных способностей и эстетического воспитания детей. В эксперименте участвовало 20 человек в возрасте 7-8 лет, учащихся 1 - х классов (10 человек экспериментальной группы и 10 человек контрольной группы). При комплектовании групп учитывалось состояние здоровья и желание заниматься. Для определения уровня двигательных способностей использовались контрольно-педагогические тесты для проверки координационных способностей и для выявления развития гибкости (см. Таблицу 2). Степень сформированности двигательных навыков и умений по хореографии определялась по следующим критериям: уровню музыкальной подготовленности, технической подготовке и теоретическим знаниям (см. Таблицу 1). Для определения эстетического развития, повышения самооценки и творческого самовыражения детей проводилось анкетирование. Показатели контрольных упражнений (тестов) у занимающихся контрольной группы и экспериментальной группы были различными. У детей контрольной группы, не занимающихся хореографией, координация движений в начале эксперимента была развита на уровне среднего значения (10,9 сек.), в конце эксперимента улучшилась на 0,2 сек., но осталась на среднем уровне (10,7 сек.), гибкость была развита на уровне низкого значения до эксперимента (2,8 см), в конце эксперимента улучшилась на 2,9 см и осталась на уровне низкого значения (5,7 см) (см. Таблицу 3, рис.1, 2). У детей экспериментальной группы, занимающихся хореографией, координация движений была развита на низком уровне до эксперимента (11,0 сек), в конце эксперимента результат улучшился до среднего значения (10,1 сек), гибкость была развита на уровне низкого значения до эксперимента (2,6 см), в конце эксперимента результат улучшился до среднего значения (10,2 см) (см. Таблицу 6, рис. 1, 2). Если сравнить результаты достоверности улучшения координации движений у детей контрольной группы до эксперимента, видно, что 30% занимающихся имели положительный результат, в конце эксперимента положительный результат достиг 60%. Если сравнить достоверность результатов гибкости контрольной группы до эксперимента, видно, что, положительный результат был у 20% занимающихся, в конце эксперимента положительного результата достигли 40% занимающихся. Результаты представлены в Таблицах 4, 5, рис. 1, 2. Учитывая полученные результаты, можно сделать вывод, что у детей контрольной группы улучшение результатов координации движений и гибкости произошло за счет естественного развития и занятий на уроках физкультуры. Если сравнить результаты достоверности координации движений у детей экспериментальной группы, занимающихся хореографией до эксперимента, видно, что 20 % занимающихся имели положительный результат, в конце эксперимента положительного результата достигли 100% занимающихся. Если сравнить достоверность результатов гибкости по оценкам в начале эксперимента, положительный результат был у 30% занимающихся, а в конце эксперимента положительного результата достигли 100% занимающихся (см. Таблицы 7, 8, рис. 1, 2). По результатам проведенного анкетирования по эстетическому воспитанию, видно, что приобщение к занятиям хореографией позволило ребенку лучше понимать хореографическое искусство. Появилось желание посещать театры, посещаемость возросла до 60% (до эксперимента была 20%). Концерты своих сверстников посещает 70% занимающихся (до эксперимента посещали 0%). Их серьезное увлечение хореографией поддерживают родители, радуясь успехам своих детей (см. Таблицу 10). По данным таблицы виден рост детей в творчестве, в конце эксперимента у 60% детей появилось желание сотворчества: придумывают новые движения в танцах, детали будущих костюмов (до эксперимента было только 20% желающих). Общее восприятие танца после эксперимента изменилось, стало более объективным, целостным, до эксперимента только 30% детей обращали внимание на содержание танца, после эксперимента 100%. Знакомство с танцами разной направленности обогатило двигательный опыт детей. Из таблицы видно, что после эксперимента детям стали нравиться не только современные танцы, но и народные танцы (60% занимающихся, до эксперимента 20% занимающихся); спортивные танцы стали нравиться 90% занимающихся (до эксперимента только 40% занимающихся); классические танцы стали нравиться 30% занимающихся (до эксперимента нравились только 10%); интерес к историко-бытовому танцу возрос до 60% (до эксперимента этот показатель составлял только 20%). Из таблицы видно, что занятия хореографией приносят детям большое моральное удовлетворение, они уходят с занятий счастливыми – 70%, довольными – 80%, спокойными – 80%. По результатам проведенного анкетирования по самореализации из Таблицы 11 видно, что качества и способности анкетируемых изменялись в ходе исследования. Занятия хореографией помогли преодолеть детям неуверенность в себе, застенчивость, почувствовать себя привлекательными, яркими, раскованными. До эксперимента лидерские качества оценивали: на «2» и «3» – 80%, на «4» и «5» – 20% детей. После эксперимента лидерские качества оценивали: на «3» – 30%, на «4» и «5» – 70% детей. Трудолюбие до эксперимента оценивали: на «2» и «3» – 60%, на «4» и «5» – 40% детей. После эксперимента: на «3» – 10%, на «4» и «5» – 90% детей. Настойчивость до эксперимента оценивали: на «3» – 70%, на «4» и «5» – 30% детей. После эксперимента: на «4» и «5» – 100% детей. Способность легко и выразительно двигаться, физическая красота помогли повысить самооценку, реализовать себя как личность, повысить свой статус в школе и семье. Правильно и красиво двигаться оценивали до эксперимента: на «3» – 70%, на «4» и «5» – 30% детей. После эксперимента: на «4» и «5» – 100% детей. Способность выполнять движения в заданном ритме оценивалась: на «2» и «3» – 80%, на «4» и «5» – 20%. После эксперимента: на «3» – 20%, на «4» и «5» – 80%. Способность импровизировать в танцевальных этюдах дети оценили следующим образом: на «2» – 80%, на «4» – 20%. После эксперимента: на «3» – 10%, на «4» и «5» – 90% детей. Уверенность оценивали до эксперимента: на удовлетворительно – 80 %, на «4» и «5» – 20%. После: только на «4» и «5» – 100%. Хорошая техническая подготовка позволила детям уверенно выступать на различных мероприятиях. Выступление на открытых мероприятиях оценивали до эксперимента: удовлетворительно – 70% на «4» и «5» – 30% детей. После эксперимента: на «3» – 10%, на «4» и «5» – 90% детей. Двигательные навыки улучшились средствами хореографии (см. Таблицу 12). Исходя из этого, можно заключить, что хореография и танец дают возможность не только раскрыть артистическое дарование каждого ребенка, но и обладают огромными возможностями для его полноценного эстетического совершенствования.
Приложение: результаты исследований
Библиография
Поделиться: |