Авторcтво: Голутвина Людмила Степановна, учитель ОРКСЭ ГБОУ СОШ №120 Выборгского района Санкт-Петербурга, кандидат сельскохозяйственных наук |
«Наставь юношу при начале
пути его: он не уклонится от
него, когда и состареет».
Притчи 22:6
Вашему вниманию предлагается авторская программа «Воспитание нравственности у детей посредством изучения текста Библии».
Программа появилась как отклик на обращение к педагогам Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи при министерстве Образования Российской Федерации. Оно обратилось к педагогам с письмом, в котором, в частности, говорилось: «Образовательные учреждения России располагают возможностями для цивилизованного приобщения детей к духовным основам культуры, традициям нравственности и этики, воспитания гражданина своей Родины… Подрастающее поколение должно получить знания об истории Христианства, основах его вероучения, так как оно играло и играет значительную роль в культурной, общественной, государственной жизни нашей страны. Однако педагогам явно не хватает хороших методических материалов, опираясь на которые они могли бы организовать соответствующую работу во внеурочное время и в системе дополнительного образования» /письмо от 27.09.99 № 603/28-16/.
Это письмо перекликается с высказываниями К.Д.Ушинского.
Он говорил: «Евангелие – единственный и наиболее совершенный источник нравственности, дающий живой образ совершенства в лице Христа – Спасителя». Ему же принадлежат и более резкие слова: «Для нас нехристианская педагогика вещь немыслимая, безголовый урод, деятельность без цели и без результата впереди».
Основоположник, первопроходец современной педагогики Ян Амос Коменский, великое педагогическое наследие которого служит для нас маяком, говорил: «Если мы желаем иметь надлежащим образом упорядоченные и цветущие …. государства, то, прежде всего, мы должны упорядочить и привести в цветущее состояние школы, чтобы они стали истинными, живыми мастерскими людей. Тогда только мы достигнем своей цели, другим способом – никогда». Великий учитель призывал нас учить ребенка правдивости, верности, мужеству, состраданию и любви – тому, что делает из него подлинно человека.
Наша же информационная среда пропагандирует совсем другие «ценности». Сейчас работает гигантская машина разрушения наших детей. Российское телевидение занимает первое место в мире по количеству показываемых убийств. Под предлогом толерантности целенаправленно размываются нравственные понятия о взаимоотношениях полов. У молодежи формируется «психологический иммунодефицит» - неспособность различать добро и зло и противостоять злу. Результат - рост детской и молодежной преступности.
Понятно, что именно сейчас актуально возрождение нравственных начал.
В работах К.Д. Ушинского подчеркивается необходимость приоритета нравственного воспитания над интеллектуальным развитием: «… если ваш воспитанник много знает, отлично себя ведет, но в нем не пробуждено живое внимание к нравственному и прекрасному, вы не достигли цели воспитания».
И это понятно: самый опасный результат образования – это прекрасно информированные люди, не отягощенные совестью. Константин Дмитриевич Ушинский говорил: «Воспитание должно образовать, развить всего человека, а потом уже из него, как из личности нравственной, развитой, непременно выработается специалист – учитель, офицер, инженер».
Ян Амос Коменский также настаивал на приоритете нравственного воспитания.В своем труде «Об исправлении дел человеческих» он говорит о необходимости «всех людей, без исключения, привести к свету и культуре». Великий педагог утверждает, что только в этом случае возможно «исправление общества … для достижения лучшей жизни во всем мире».
То же утверждал Н. Бердяев: «Христианство – это вера не только в Бога, но и в человека, в возможность раскрытия Божественного в человеке».
Сейчас наша цивилизация находится во внушающем опасение состоянии.
Экологические катастрофы, военные конфликты, наркомания, преступность, эпидемии, терроризм, экономические кризисы…. Люди живут в состоянии страха и неуверенности. Человек реально стоит перед угрозой самоуничтожения.
Сегодня главная задача каждого индивидуума осознать не только свою возрастную, половую или социальную принадлежность, но человеческое предназначение, свою истинную, внутреннюю духовную сущность. Такое осознание позволит человеку избежать разрушительного для него поведения. Это самое важное знание в жизни. И мы должны дать его детям. Если они не получат это знание, они не будут счастливы.
Василий Васильевич Розанов писал:
«… каковы мы – так и учим и воспитываем детей. Школа – это, скорее всего, симптом, показатель нашего внутреннего «я». Это пульс, который бьется тревожно, и мы его ясно нащупываем, когда болезнь схоронена еще глубоко внутри организма…»
Духовное состояние интеллигенции, подвизающейся в области педагогики, определяет состояние образования.
В начале ХХ века философ и теолог С.Н. Булгаков писал:
« Известно, что нет интеллигенции более атеистической, чем русская. Атеизм есть общая вера…. Традиционный атеизм русской интеллигенции сделался как бы само собою разумеющеюся ее особенностью… признаком хорошего тона…
Этим пропитана насквозь, до дна, скудная интеллигентская культура… Поразительно невежество нашей интеллигенции в вопросах религии. Я говорю это не для обвинения… это диагноз ее духовного состояния». И сегодняшний мир почтине знает области духовного, т.к. область духовного неразрывно связана с религией. Большинство людей духовное отождествили с искусством, хотя известно, что искусство, культура – это лишь проявление вовне того, что является подлинно духовным. С.Н. Булгаков призывал русскую интеллигенцию к покаянию, возвращению ее в лоно христианства.
И сейчас наступает это время покаяния, время возвращения.…Наблюдается позитивная тенденция в деятельности педагогических университетов и институтов Санкт-Петербурга, Москвы, Томска, Великого Новгорода, Ярославля. Высшие педагогические заведения этих городов начинают решать вопросы подготовки педагогических кадров в области духовно-нравственного воспитания.
Чтобы быть успешными в нравственном воспитании детей, педагоги должны исповедовать принцип работы ради единой цели, иметь единую концепцию.
Иисус Христос в Евангелии от Матфея сформулировал следующий универсальный принцип: «… всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит». Мф.12:25.
Его мысль проста. Без внутреннего единства группа людей (будь то семья или организация) распадется, разделится на отдельные личности. Если мы будем придерживаться принципа разобщения, мы не будем успешны.
Единение производит силу, разделение - слабость.
Суть единой концепции преподавания в наших школах может быть выражена так: воспитание – цель, образование – средство. Д.И. Менделеев сказал так: «Знание без воспитания все равно, что меч в руках сумасшедшего». Ян Амос Коменский предостерегал: «Пренебрежение воспитанием есть гибель людей, семей, государства, всего мира».
Реализация концепции подразумевает формирование коллектива учителей – единомышленников, понимающих направление работы школы и совмещающих в себе любовь к делу и к ученикам.
Разрабатывая концепцию воспитания детей, занимаясь составлением учебной программы, мы исходили из того, что существует два основных пути к истине. Один из них связан с познанием мира посредством научных методов, другой – со знанием, открываемым нам Богом через Библию, т.е. Откровением.
Наука дает нам знание о мире, но она нейтральна к нравственно-этической стороне бытия. Попробуйте на основе научных методов доказать, почему нельзя убивать, красть, нарушать супружескую верность, лжесвидетельствовать – наверняка у вас ничего не получится. Рано или поздно мы вынуждены будем признать, что всего этого нельзя совершать потому, что это является нарушением закона Божьего.
Одной науки недостаточно для построения полной картины мира, для выработки мировоззрения. Наука помогает получить правильное представление о материальном мире, об устройстве человеческого тела, функционировании его органов. Однако наука в принципе не может объяснить, в чем состоит смысл жизни, в чем заключается моя ценность как личности. Наука не дает ответа на такие фундаментальные вопросы как: «Кто я есть? Почему я здесь? Для чего я здесь? В чем мое предназначение?» И т.д.
Образование, построенное только на научной основе, способно дать пищу для ума, но не для души. Такое образование дает человеку возможность зарабатывать на жизнь, но оно не объясняет, как и для чего жить. Оно не делает человека добрым, нравственным. Это – образование, которое будет делать наших детей умными, но при этом не будет их совершенствовать в нравственно-этическом отношении, воспитывать их добродетельными людьми.
Научное знание, таким образом, обязательно должно дополняться библейским знанием, которое по отношению к научному имеет первостепенное значение.
Можно, конечно, преподать мораль, этику, нравственность на научной основе, но знания о нравственности, сами по себе, не способны сделать человека нравственным. Митрополит Антоний Сурожский, обращаясь к учителям, говорит, что надо передать детям не какие-то формальные знания, а тот огонь, который Христос принес на землю для того, чтобы каждый человек стал купиной неопалимой, горел бы светом, теплом, откровением для других людей.
Известно, например, что 40% офицеров гитлеровской армии имели высшее образование, получили степень магистра, но это не означало, что они отличались высокой нравственностью.
Наличие большого слоя образованных людей не уберегло Германию от неправильного пути, роковых ошибок и неизбежного краха рейха. Если бы мировоззрение народа в то время строилось на основе Библии, можно было бы избежать тех кошмаров, которые пришлось пережить человечеству.
Нельзя разрывать связь между познанием и внутренним совершенством духа. Нельзя отрывать науку от нравственного состояния человека. «И безумствует всякий человек в своем знании, …. и нет в нем духа». Иерем.10:14. Хиросима и Нагасаки.
Библия уникальна в плане пророческих предсказаний. Если сейчас попросить кого-либо назвать имя ребенка, который родится через 800 лет, указать, где он родится, предсказать обстоятельства его жизни, смерти и последующих событий, то вы скажете, что это невозможно. А в Библии такие предсказания о Христе есть и они сбылись.
ЦЕЛИ КУРСА «ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ БИБЛИИ» (программа утверждена институтом экспертизы народного образования, московской Епархией и АППО).
1. Приобщить детей к христианским ценностям и сформировать культуру нравственного выбора. Раскрыть им такие черты характера, как доброжелательность (любовь и доброта к людям), сострадание (понимание несчастий людей, умение разделить их горе), верность (верность обещанию, долгу), способность проявлять заботу (умение заботиться о тех, кто в нас нуждается),смирение (умение смириться перед мудрым руководством, умение почитать старших, смирение в признании ошибок); умение созидать, а не разрушать; настойчивость (настойчивость в достижении поставленной цели, в борьбе со злом), умение прощать, усердие, старательность, ответственность, дисциплинированность, щедрость (быть щедрым на добрые дела); умение выбрать главное в жизни и следовать ему.
2. Научить детей читать Священное Писание, ориентироваться в Нем. Ознакомить учеников с основными событиями Библии в хронологическом порядке, заглянуть сквозь тысячелетия на людей, места и основные события Библии. Но и в данном случае делается акцент на нравственность. Детям предлагается установить связь между теми или иными историческими событиями и состоянием нравственности израильского народа в этот период.
3. Дать детям знания о Библии как об источнике мировой культуры, искусства. Ознакомить учеников с репродукциями картин, стихами классиков, музыкой на библейские темы.
4. Подготовить учеников к тому, что знание Бога и природы – единое знание, в котором нет непримиримых противоречий. Многие великие ученые, творцы современной науки (Ньютон, Паскаль, Лейбниц, Дарвин, М.Планк) писали о Боге – Творце, управляющем законами природы.Луи Пастер: «Никогда не встречал думающего человека.который не верил бы в Бога. Недостаток знания отдаляет от Бога, но настоящая наука приводит к Нему». Эйнштейн: «Нельзя верить в безбожную науку». Ньютон, открывший закон тяготения, писал о тайнах Апокалипсиса и поспешно снимал шапку всякий раз, когда при нем произносили слово Бог. Верили в Бога и величайшие умы России – Ломоносов, Менделеев, Сеченов, а академик Павлов был церковным старостой.
5. Ознакомить детей - на основе Библии – с рекомендациями по формированию здорового образа жизни. Предложить им знание о том, что нередко болезнь является следствием тревоги, страхов, конфликтов, аморального образа жизни, легкомысленных развлечений и неведения о своих недостойных мыслях и поступках. Дети узнают о добродетелях, способствующих улучшению физического и психического здоровья. Они узнают, что наше благополучие напрямую связано с нашим языком, с тем, что мы говорим. «Кто пренебрегает словом, тот причиняет вред себе». Пр.13:13. «Хочет ли человек жить и любит ли долгоденствие, чтобы видеть благо? Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов» Пс.33:13,14. «Смерть и жизнь во власти языка» Пр. 18:21.
6. Развить желание учиться, познавать окружающий мир
7. Создать основу для осознанного выбора системы ценностей. Надо выработать у детей иммунитет, невосприимчивость к той грязи, которая изливается на них
8. Развить самостоятельность в мышлении, рассуждениях, чтобы они не стали добычей сектантов, так называемых «программистов сознания»
Использование библейского знания, принятие христианских принципов позволяет воспитать свободных и, вместе с тем, законопослушных граждан, на всяком месте добросовестно исполняющих свой долг; граждан, без которых не может быть создана эффективная экономика, современное цивилизованное общество, условия для достойной счастливой жизни людей.
Литература
· Библия. Изд. Моск. Патриархии, 1956-1968 г.г.
· Розанов В.В. Сумерки просвещения. – М., 1990
· Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество. Из размышлений о религиозной природе русской интеллигенции. Из кн. Вехи. Интеллигенция в России. Сб.ст. 1909
· Бердяев Н.А. Самопознание. – Париж. 1949
· Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. М. 1995
· Коменский Я.А. Лабиринт света и рай сердца. М.2000
· Коменский Я.А. Великая дидактика // Педагогическое наследие. М.,1988
· Сб. Мысли о православной педагогике. М.,1994
· Митрополит Антоний Сурожский. Проповеди и беседы.- М., 1991
Поделиться: