Авторcтво: Романовская Светлана Борисовна, воспитатель ГБДОУ детского сада №134 Выборгского района Санкт-Петербурга; Субботина Елена Леонидовна, воспитатель ГБДОУ детского сада №134 Выборгского района Санкт-Петербурга |
Основная форма организации обучения детей – занятие. При этом целесообразно избрать индивидуальную форму работы как наиболее действенную и эффективную на начальном этапе, поскольку именно она создает возможности установления наиболее тесного эмоционального контакта между ребенком и педагогом, а также имеется возможность отработать под контролем педагога определенный навык. В последующей работе целесообразен переход к работе в малой группе (2-3 ребенка), а затем – в подгруппе (5-6 детей).
Кроме того, сенсорное восприятие должно осуществляться в условиях повседневной жизни детей в процессе игр и труда, что способствует обогащению чувственного опыта ребенка через восприятие целого комплекса различных свойств и сторон явлений общественной жизни, природы, мира вещей. При этом, решаются задачи развития восприятия (преимущественно целостного) через освоение предметного мира (сведения о названии и назначении предметов, испытания ощущений от соприкосновения с ними – тяжести, характера поверхности предметов); через освоение пространства (групповой комнаты, задания детского сада, площадки детского сада); через эстетику быта (рабочего места групповой комнаты); через ознакомление с природой (свойства воды, земли); в ходе подвижных игр и развлечений.
Таким образом, формирование сенсорно-перцептивной деятельности детей осуществляется в процессе работы по всем разделам программы.
Помимо специальных занятий по сенсорному воспитанию, целесообразно проводить дидактические игры и упражнения по развитию восприятия. Эти игры и упражнения следует включать в занятия по другим разделам программы (изобразительная деятельность, конструирование, развитие речи, физическое и музыкальное воспитание и пр.).
При проведении дидактических игр и упражнений по сенсорному восприятию следует руководствоваться рядом рекомендаций.
Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины, прежде всего тем, что свойство не может быть выделено путем проб и ошибок. Цвет нужно обязательно увидеть, т.е. при восприятии цвета можно пользоваться только зрительной ориентировкой. На первом этапе при определении цвета большую роль играет примеривание (сопоставление путем приложения, когда два цвета вплотную прилегают друг к другу, и ребенок может увидеть их одинаковость или неодинаковость). Первые игры и упражнения должны проводиться с предметами, резко различными по цвету. Постепенно цветовой перепад будет все меньшим, и уже на расстоянии будут различаться цвета. Поскольку и восприятие цвета, и различение не всегда связаны со знанием названий цвета, в задания можно включать любые цвета и оттенки.
Когда ребенок научится определять цвета при их непосредственном контакте, т.е. путем наложения и приложения, целесообразно переходить к выбору по образцу, а затем – к усвоению названий цветов. На основе восприятия цвета формируются и представления о цвете, благодаря чему дети смогут применять его в своей деятельности (изобразительной, трудовой, игровой), использовать цвет как сигнал к действию в быту (например, понимать сигналы светофора).
Мы уже знаем, что восприятие включает в себя процесс обследования объекта и сопоставление результатов обследования с общественно выработанными мерками-эталонами. Эталоны дают возможность судить обо всех свойствах предметов – форме, цвете, величине, об отношениях их частей и отношениях разных предметов между собой – по величине, по цвету, по форме, по пространственному расположению. Всему этому – способам обследования предметов, их свойств и отношений, сопоставлению результатов обследования с эталонами – ребенка нужно учить. Только в этом случае восприятие будет развиваться нормально даже у ребенка с нормальным интеллектом. Тем более это необходимо ребенку, у которого ориентировка в окружающем предметном мире формируется замедленно и с большими трудностями.
Прежде всего, детей нужно научить различать и воспринимать эти свойства и сделать их значимыми для них. Опасно путать различение и восприятие свойств и отношений с их называнием, а это часто бывает на практике.
Чтобы обратить внимание детей на свойства и отношения предметов, необходимо дать такие задания, в которых они вынуждены, будут учитывать свойства предметов, ориентироваться на них.
Необходимо все время менять предметы, с которыми действует ребенок.
На втором году обучения и в дальнейшем в действиях с дидактическими игрушками детей по-прежнему побуждают: к пробам, но, наряду с этим, формируются и такие способы соотношения предметов, как прикладывание, накладывание и обведение по контору, которые помогают им перейти от проб к более высокому способу ориентировки на свойства – зрительному соотнесению.
С этими способами дети знакомятся на первом году обучения, но не в действиях с дидактическими игрушками, а выбору их по образцу. Главное на этом этапе – показать детям, что при сопоставлении по цвету используется способ приложения. Ребенку будет легче различать цвета, если дают для выбора специальные цветовые карточки, а не выделять цвет в предмете. Точно также ему легче различать по форме специальные карточки или плоскостные фигуры, чем выделить форму в предмете. Поэтому работу надо начинать с выбора по образцу карточки постепенно учить детей выделять свойства именно в предмете.
Вначале детям дают для выбора 2-3 карточки, например, красная, синяя и желтая или квадратная, круглая, треугольная. Постепенно количество карточек увеличивается, при этом увеличение может идти разными путями – ребенку можно дать по две карточки с одинаковыми цветами, а можно дать сначала четыре основных цвета, затем – шесть цветов и т.д. Нужно помнить, что в занятиях с умственно отсталыми детьми целесообразно использовать такие игры, в которых выделение свойств, соотнесение предметов, выбор по образцу оказываются необходимым условием выполнения игрового действия.
Постепенно количество цветов, форм, величин, из которых производится выбор, увеличивается. Детям предлагают для выбора все более близкие цвета, формы и величины, например: красный, оранжевый, розовый; круг, овал, шестигранник. При этом не во всех случаях дети должны знать название цветов, форм, с которыми они действуют. Главное – сформировать ориентировку на свойство.
Когда дети научатся выбору по образцу, вводится выбор с отсрочкой по тому же типу, который мы описывали на картинках («Лото с отсрочкой»): по цвету, форме, величине. Начиная со второго года обучения, дети подбирают по образцу не только карточки, но и предметы, учатся отвлекаться от их назначения и от других признаков. Например, перед детьми стоят красная и желтая машины, красный кубик и желтый шарик. Педагог показывает красный флажок и просит принести такие же по цвету предметы. Разница заключается еще и в том, что к образцу подбирается не один, а несколько объектов, т.е. осуществляется своего рода группировка по образцу.
Конечно, все это проводится в игровой форме. Так, для подбора предметов по величине очень хорошо использовать дидактические игры «Оденем кукол для прогулки», «Оденем кукол для праздника», «У кого какой домик», «Построим домики».
Одним из важнейших направлений в работе по развитию восприятия оказывается создание целостного образа предмета.
Очень большую роль в формировании целостного образа может играть изобразительная деятельность ребенка – аппликация, лепка, рисование, но лишь на определенном уровне развития самого целостного восприятия. Там, где восприятие ребенка находится на низком уровне, сама изобразительная деятельность еще не может возникнуть или возникает путем неосмысленного усвоения штампов и не может служить его развитию.
По мере проведения занятий по развитию восприятия по созданию целостного образа предмета, по конструированию, лепке, аппликации и рисованию у детей с нарушениями интеллекта постепенно формируются все более правильные, четкие и достаточно дифференцированные образы предметов.
Таким образом, коррекционно-развивающую работу по формированию представлений о цвете необходимо проводить комплексно. Обогащая опыт ребенка очень важно научить его смотреть и видеть, слушать и слышать, ощущать и воспринимать всеми своими анализаторами и их совокупностью. Обогащение жизненного опыта детей, расширение круга их знаний (на занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи, на экскурсиях) – это основные занятия по коррекции и развитию восприятия цвета у детей с интеллектуальной недостаточностью осуществляется с учетом медицинской и психолого-педагогической характеристики, а также с учетом результатов констатирующей (первичной) диагностики.
Занятия по развитию восприятия и представлений о цвете необходимо строить с учетом психологических особенностей детей данной группы, а именно: пассивность восприятия, узость и неустойчивость внимания, бедность словаря, неполноценность чувственного опыта, вызванная интеллектуальной недостаточностью и т.д., а также индивидуальных особенностей.
Основными из этих задач являются:
1. Знакомство детей с основными цветами.
2. Обучение различению основных цветов, выделению нужного цвета из множества других цветов.
3. Формирование умений называть основные цвета, анализировать цвет предмета, дифференцировать и сравнивать предметы по цвету.
4. Подбирать и передавать в рисунке цвета реально существующих предметов действительности.
5. Формирование интереса к работе с цветом.
6. Формирование у детей представлений об окружающем нас разноцветном мире. Эти представления в ходе занятий уточняются, конкретизируются в процессе наблюдений, экскурсий, бесед.
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Развитие и коррекция восприятия и представления у детей с интеллектуальной недостаточностью.
2. Развитие и коррекция мелкой моторики.
3. Обогащение словарного запаса и расширение кругозора.
4. Активация психических процессов.
На занятиях по коррекции и развитию представлений о цвете детям предлагаются различные игры и упражнения с основными цветами, изготовление поделок из разноцветного материала, а также изготовление рисунков различными изобразительными средствами (цветными карандашами, мелками, гуашью, акварелью). Приобретенные на занятиях знания закрепляются в повседневной жизни, т.е. в течение всего дня, а также на индивидуальных занятиях.
Очень важно, чтобы в ходе занятий по теме «Цвет» дети работали вместе с педагогом, объяснение и работа идет поэтапно. При таком проведении занятий дети, слушая объяснения учителя, последовательно переходят от одного этапа к другому. Благодаря пояснению, подражание не носит механического характера: ребенок понимает, что за чем идет, старается выполнить задание, поставленное перед ним, как можно лучше.
В каждом конкретном занятии используется свой, красочно оформленный материал, объединенный общим цветом – основной стимульного материала. Учитывая, что сенсорный опыт этих детей долго не закрепляется ими в слове – необходимо подобрать некий образ, созвучный с названием того или иного цвета.
В подборе игр, упражнений и заданий по формированию восприятия о цвете у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью нами были использованы игры и упражнения, предложенные А.А. Катаевой, Е.А. Стребелевой.
Приложение: примерные конспекты занятий, направленные на развитие цветовосприятия детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью
Литература
1) Венгер Л.А. «Развитие восприятия и сенсорное воспитание в дошкольном возрасте». М.,1968.
2) Войлокова Е.Ф., Андрюхович Ю.В., Ковалева Л.Ю. «Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью». СПб.:КАРО, 2005.
3) Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста : Прогр. для спец. дошк. учрежд. М.,1993.
4) Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Обучение и воспитание умственно отсталых дошкольников. М.,1985.
5) Гаврилушкина О.П. Особенности формирования изобразительной деятельности умственно отсталых детей дошкольного возраста: Автореф. Дис. …канд. пед. наук. М.,1976.
6) Екжанова Е.А. Изобразительная деятельность в обучении и воспитании дошкольников с отклонениями в развитии.// Дефектология. – 2003.-№6. – С. 51-54.
7) Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно – развивающее обучение и воспитание.- М.: Просвещение, 2003
8) Катаева А.А. Сенсорное развитие и сенсорное воспитание аномальных детей дошкольного возраста: Автореф. дис. докт. пед. наук. М.,1977.
9) Катаева А.А., Стебелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М., 1993.
10) Катаева А.А., Стебелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учебник для студентов дефектологических факультетов педвузов. –М.: Владос, 2001. – 297 с.
Поделиться: