Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Математический вечер как одна из форм организации внеурочной деятельности учащихся в соответствии с требованиями ФГОС (методическая разработка)
Федеральным образовательным стандартом нового поколения [11] установлены требования к личностным результатам выпускника, в частности, такие: креативный и критически мыслящий, мотивированный на творчество, готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность; уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать и т.д. Только лишь за счет уроков невозможно в полной мере создать условия для развития таких качеств личности, поэтому большое значение имеет организация внеурочной деятельности, направленная и на развитие метапредметных умений, также определенных в Стандарте. Внеклассные мероприятия позволяют учащимся познать себя, дают возможность каждому ребенку утвердиться в собственных глазах и среди окружающих, служат развитию творческой инициативы каждого, учитывая интересы отдельных групп учащихся и индивидуальные наклонности отдельного ученика. Одной из форм внеклассной работы является математический вечер, который, учитывая тягу детей 5-6 классов к яркому, красочному и загадочному, привлекает ребят разнообразием своего содержания: сценки, различного рода конкурсы способствуют неугасающему интересу в решении предлагаемых задач. Если в занятиях математического кружка чаще всего принимает участие небольшая группа ребят, увлекающихся математикой, а учащиеся со средними способностями остаются в стороне, то при подготовке математического вечера каждый может найти дело по своим интересам и способностям. Ребята, занимающиеся в художественной школе, принимают участие в оформлении кабинета, математической газеты; занимающиеся художественной самодеятельностью готовят сценки и читают стихи; другие подбирают вопросы и задачи для газеты и т.д. Участие в такой деятельности способствует привлечению учащихся к самостоятельной творческой работе, приучает их к чтению научно-популярной литературы, к самостоятельному выбору книг при подборе материала к вечеру, при углублении знаний по интересующей теме. На этапе подготовки математического вечера создаются условия для развития информационных умений: поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, отделение основной информации от второстепенной, умение анализировать и систематизировать информацию, умение развернуто обосновывать суждения, давать определения. Математические вечера помогают учащимся использовать знания, приобретенные ими на уроках, в нестандартных ситуациях, учат применять знания в жизни, расширяют кругозор, знакомят с историей математики. Одним из компонентов математического вечера часто являются викторины (ответы на вопросы), как индивидуальные (например, «Конкурс капитанов»), так и командные, например, аналогичные правилам телеигр «Что? Где? Когда?», «Брэйн Ринг» и т.д. Вопросы для викторин подбираются так, чтобы ответ мог быть получен путем логических рассуждений, основываясь на базовых знаниях, вопросы содержат элемент занимательности, помогают увидеть необычное в обычном. Участвуя в командной игре, дети учатся корректному общению, умению уважать чужое мнение и отстаивать свою точку зрения. Игра воспитывает умение вести себя в обществе, стойкость характера в отношении к неудачам. Успех в игре сопутствует тем, кто объективно и критично оценивает причины своих неудач и преодолевает отрицательные эмоции. Таким образом, создаются условия для развития коммуникативных умений: умения корректно отстаивать свою точку зрения и уважать чужое мнение, умения аргументированно и понятно излагать свои мысли. Организация групповой работы в форме соревнования также создает условия для развития рефлексивных умений: умения планировать работу в команде, принимать решения, нести ответственность за результат своей деятельности. В таблице 1 (приложение) представлены универсальные учебные действия, для развития которых создаются условия в каждом из видов деятельности участников математического вечера. Тематика математических вечеров в 5-6 классах может быть разнообразной. Вечера, расширяющие знания учащихся по изучаемому материалу, имеют более узкую тему. Так, вечер «Как люди научились считать» может углубить знания учащихся при изучении темы «Натуральные числа и действия с натуральными числами». Изучение темы «Пропорции» позволяет провести вечер «В мире прекрасного» и показать, как математика помогает создавать красоту в окружающем мире. Возможна также профессиональная направленность тематического вечера «Математика вокруг нас» с приглашением родителей или представителей общественности, которые могли бы рассказать, как математика помогает им в работе. Перед вечером ребятам можно предложить написать рассказ на тему «Математика в профессии моих родителей». Любой материал, преподнесенный учащимся в занимательной форме, лучше запоминается, поэтому считаю интересной такую форму работы, как «Клуб веселых математиков» («КВМ»). Членом клуба может стать любой учащийся, независимо от успеваемости по математике. Чем занимаются члены клуба? Они подбирают интересные материалы по изучаемой теме (например, стихотворные правила, софизмы, числовые фокусы), готовят наглядные пособия, действующие модели и т.д. Начало организации такого клуба может быть положено на вечере занимательной математики Таким образом, математический вечер создает условия для развития метапредметных умений, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования.
Ниже приводится сценарий вечера занимательной математики, проведенного в параллели 6-х классов средней школы № 454 Колпинского района города Санкт-Петербурга.
Приложение 1: сценарий вечера занимательной математики Приложение 2: развитие УУД в различных видах деятельности участников математического вечера Поделиться: |