Авторcтво: Буланова Людмила Николаевна, учитель начальных классов, высшей квалификационной категории ГБОУ СОШ №371 Московского района Санкт-Петербурга |
Язык, как средство общения, возник и существует, прежде всего, как звуковой язык, и владение его звуковым строем является обязательным условием общения в любой его форме.
Обучение письму – составная часть всего содержания обучения русскому языку в начальных классах. Письменная речь, наряду с говорением, представляет собой экспрессивный вид речевой деятельности и выражается в фиксации определенного содержания графическими письменными знаками.
Слово – могучий двигатель мысли, незаменимое средство общения и великий источник вдохновения. Словарный состав необходим языку как строительный материал. Чем богаче словарный состав, тем богаче и язык. Бедность словаря учащихся тормозит усвоение ими орфографии, многие учащиеся затрудняются в подборе проверочных слов.
Непонимание смысла одного слова ведет часто к непониманию всего содержания читаемого материала.
Работа над правописанием слов с непроверяемыми написаниями является одной из ведущих задач в развитии речи и мышления младших школьников. В этом и заключается актуальность данного исследования.
Актуальность данной проблемы обусловлена недостаточной разработанностью методики обучения непроверяемым написаниям: неупорядоченность и традиционность дидактического материала, его скупость, отсутствие полных научно обусловленных рекомендаций о том, как следует обучать этим написаниям.
Целью работы над этой темой является рассмотрение вопроса формирования навыков орфографии, в частности, слов с непроверяемыми написаниями.
Для этого поставлены следующие задачи:
• проанализировать научно-методическую литературу по данному вопросу;
• пересмотреть традиционные методы и приемы, используемые для обучения непроверяемым написаниям;
• познакомиться с приемами и методами обучения непроверяемым написаниям, используемым в настоящее время в практике.
Задача начального обучения русскому языку состоит в том, чтобы:
1) продолжить процесс усвоения детьми основных форм русского языка,
начатый еще в дошкольном возрасте;
2) организовать регулярное, интенсивное и более систематическое обучение
нормам литературного языка, элементам «книжного стиля».
Программа по русскому языку для начальных классов рекомендует не только обогащать речь учащихся, но и развивать и обогащать представления детей об окружающем мире.
Начальная школа обязана способствовать выработке у детей умений владеть устными и письменными формами языка. В школьной практике часто приходится встречаться с увлечением либо устной, либо письменной речью, когда на уроках дети либо много говорят, либо много пишут. Владеть устными и письменными формами языка – одна из важнейших задач обучения русскому языку.
В школе усвоение языка идет через книгу, учебник, через теорию, т.е. через усвоение правил, определений. Усвоение теории языка имеет значение не столько само по себе, сколько для формирования речевых навыков, для того, чтобы знания превращались в навыки.
Ученик должен:
1) понять и закрепить предлагаемые ему сведения о языке;
2) приобрести путем упражнений умения применять свои знания в учебной работе;
3) довести свои знания и умения по языку до такого состояния, чтобы они стали речевыми навыками, чтобы, думая о содержании высказывания, школьник мог свободно пользоваться русской речью.
Следовательно, перед начальной школой стоит задача делать все возможное для того, чтобы усваиваемые детьми знания стали речевыми навыками.
Особенно такой путь важен для формирования навыков письменной речи, в частности, для формирования навыков правописания. Для приобретения навыков грамотного письма нужна практика, руководимая теорией.
Только во взаимосвязи устной и письменной форм речи, в регулярности и осмысленности повторных упражнений залог успеха при обучении языку.
Задача учителя развить у учащихся способность самоконтроля, которая помогает учащимся вызвать в своей памяти нужное правило, если возникнет потребность в нем. Эта способность формируется главным образом благодаря хорошо организованным грамматическим занятиям.
I. Принципы обучения непроверяемым написаниям на уроках русского языка
Орфография определяет нормы расширенной речи, которые приняты в каждом конкретном языке на данном этапе развития. Правила письма необходимы каждому языку, потому что они обеспечивают точную передачу содержания речи и правильное понимание написанного всеми говорящими на данном языке.
Природу русской орфографии раскрывают с помощью ее принципов. Разные типы орфограмм подводятся под действие морфологического, традиционного, смыслового и др. принципов, что помогает в выборе методов и приемов обучения не всей орфографии вообще, а каждому конкретному типу орфографических явлений.
Понять принципы орфографии – значит воспринять каждое отдельное ее звено общей системы, каждую орфограмму увидеть во взаимосвязях всех сторон языка.
В русском языке есть слова, которые пишутся так, как принято (калач, собака, корова), либо сохраняют написание по языку-источнику (касса, магазин). Непроверяемые правилами слова многочисленны. В письменной речи учащихся их число достигает многих десятков и даже сотен. Они усваиваются запоминанием, а проверяются с помощью орфографического словаря.
По преимуществу слова с традиционными написаниями – это заимствованные слова. Многие из них вошли в русский язык сравнительно недавно: ванна – из немецкого; пионер – из французского; компьютер – из английского. Иные – в давние времена: арбуз, башлык – из тюркских языков; чемодан – из персидского; солдат – из немецкого.
Многие слова нерусского происхождения настолько «обрусели», что уже не воспринимаются как заимствования (трактор, пиджак, лампа и др.)
Многие написания, относимые к числу непроверяемых , на самом деле могут быть проверены на основе языка – источника:
аккуратный – от латинского accuratus, пассажир – от французского passager,
трамвай – от английского tramway и т.п.
Иногда написание, считающееся традиционным и непроверяемым, может быть проверено на основе знания этимологии и исторических изменений в фонетике русского языка:
петух – от петь;
горох – содержит полногласие -оро-.
Традиционные написания не противоречат ни морфологическому, ни фонематическому принципу орфографии, ни правилам русской графики. Но в рамках традиционного принципа все же есть несколько случаев, противоречащих общей системе графики.
Традиционное написание сочетаний
жи-ши с буквой и
ча-ща с буквой а
чу-щу с буквой у объясняется исторически: в древнерусском произношении [ч], [щ] были всегда твердыми, а [ж], [ш] – мягкими. Историческое написание сохранилось до сих пор.
Морфологическому принципу противоречит традиционное написание отдельных слов: по морфологическому принципу слово «калач» следовало бы писать «колач» – от слова «колесо» (калач обычно круглый), буква «а» пишется по традиции.
Есть слова, в которых традиция написания может быть подкреплена пониманием морфологического состава слова и даже способа образования. Написание сложных числительных, которое должно быть усвоено младшими школьниками запоминанием, может быть понято детьми по их образованию: «пять - десят», «восемь - сот» и т.п.
Если морфологические написания усваиваются и проверяются на основе фонетического, словообразовательного и грамматического анализа слов и их сочетаний, то традиционные написания усваиваются запоминанием и проверяются по словарю.
Начиная с первого класса проводится постоянная работа по запоминанию, заучиванию слов и орфограмм. Запоминаются слова и непроверяемые и проверяемые: последние - в ассоциативных парах с проверочным словом:
«луг - луга»
Многие слова, которые в начальных классах усваиваются в словарном порядке как непроверяемые, на самом деле могут быть проверены на более высоком уровне обучаемости.
В словах корова, молоко, город, деревня полногласия -оро-, -оло-, -ере- пишутся всегда с буквами «о», «е». В том, что это полногласия, и не случайные сочетания, легко убедиться, подбирая проверочные родственные слова город - град (-оро- чередуется с -ра-), деревня - древо (-ере- чередуется с -ре-), молоко - млеко (-оло- чередуется с -ле-).
II. Методы и приемы в обучении письму непроверяемых слов.
1) метод языкового анализа - приемы звуко-буквенного анализа, фонетического разбора, орфографического комментирования, устного проговаривания
2) Зрительное запоминание вместе с кинестезическим (речедвигательным,
руко двигательным): приемы зрительного диктанта, списывания с
различными заданиями, проверки слов по словарю, использование плакатов, таблиц, выделение орфограмм ярким цветом, подчеркивания в тетрадях, повторное письмо слов.
3) Сопоставление и противопоставление тематических групп заучиваемых слов. Сопоставление домашних животных, однокоренных слов, форм слова, сравнение по значению. Пример противопоставления - «учебник», «ученик», «учитель» и т.п.
Сопоставление зрительного и слухового образов (составов слов): различные виды слуховых диктантов. В слуховом диктанте пишущий воспринимает звучащее слово, его звуковой состав он переводит в буквенный, графический комплекс и записывает.
4) Составление словосочетаний (синтез) с трудными словами, выработка словесных ассоциаций:
пальто - осеннее пальто, надел пальто, пальто велико;
металл - холодный металл, блестящий металл, металлический блеск.
Составление предложений с трудными словами, включение их в
изложения и сочинения, устные рассказы, др. формы естественной речи.
Занимательные формы работы: включение трудных слов в словесные
игры, кроссворды, ребусы; составление стихотворений с этими словами, загадок и т.д.
Первым шагом в этой работе является:
1) введение нового слова. Использую следующие способы:
• чтение загадки, отгадывание ее учащимися;
• рассматривание предметной картинки;
• описание признаков предмета или предъявление слова-синонима.
Дети определяют, какое слово они будут изучать. Затем учащиеся начинают работать над
2) выстраивание слухового образа слова
Учащиеся проговаривают слово хором, затем по одному орфоэпически, без выделения слогов определяют «трудное» место. Именно здесь самими детьми ставится орфографическая задача. Как известно, дети лучше запоминают то, что, как им кажется, они нашли сами. А раз они умеют определять «трудное» место в слове до начала письма, то процесс письма становится более осознанным.
3) Запись слова с «окошком».
После того, как учащиеся определят ударный и безударный слоги, они записывают словарное слово в тетрадь, показывая «трудное» место пропуском буквы - так называемым «окном», вместо пропущенной буквы ставят «сигнал опасности» - точку. Дети пытаются подобрать проверочное слово и определить нужную букву. Когда это сделать не удается, они обращаются к авторитетному источнику - орфографическому словарику.
4) Работа над «зрительным образом слова», которая способствует накоплению опыта работы со словарями и формированию умения не только ставить, но и решать орфографическую задачу самостоятельно. Для лучшего усвоения орфографического облика слова на этой стадии работы использую элементы этимологического анализа (если он помогает объяснить написание).
Хорошему усвоению правильного написания слова способствует привлечение мнемонических приемов. К мнемотехнике можно отнести стихи, рассказы, рисунки, ребусы, группировки слов, которые, вызывая определенные ассоциации, помогают детям запомнить трудное слово. Эти приемы особенно полезны в тех случаях, когда не может помочь этимологическая справка.
Со II полугодия 1 класса в работу над каждым словом включаю следующие этапы:
1. рассматривание карточки-картинки с изображением предмета. Ученики называют видимый предмет словом, осознают его лексическое значение, обращаемся к истокам слова. Избираю и другой вариант: загадываю загадку, дети говорят отгадку. И третий вариант: изучаемое слово выделяется из текста, написанного на доске.
2. учащиеся произносят рассматриваемое слово, определяют место ударения, указывают количество слогов, произносят по порядку звуки.
3. на наборное полотно ставлю карточку с написанным на ней словом. Учащиеся читают его орфографически, устанавливают разницу в произношении и написании.
4. предлагаю решить орфографическую задачу: можно ли проверить
орфограмму, если можно, то как. Далее записываем слово в тетрадь, ставим ударение, выделяем непроверяемую орфограмму, которую нужно запомнить.
5. под руководством дети подбирают слова-родственники (однокоренные слова). Выделяют общую часть этих слов.
6. С любым из этих родственных слов записываем предложение.
7. и последняя рубрика «Когда так говорят?»
«как огурчик» - о здоровом румяном человеке.
Работа над написанием трудного слова не заканчивается на одном уроке, она продолжается на . последующих . На уроках использую такие виды работ.
1) Задание для работы с «орфографическим словариком»
• Выписать слова на тему «Школа», «Учебные вещи», «Посуда», «Огород», «Птицы», «Звери», «Животные», «Одежда», «Инструменты» и т.д.
• Выписать 4-5 слов, начинающихся с буквы П, например: петух, пенал, песок, пальто; с буквы В, например: вокруг, воробей.
• Выписать 5 слов с непроверяемой безударной О и 3 слова с непроверяемой безударной А.
• Выписать слова с мягким знаком в середине, например: пальто, серьезный, правительство и т.д.
• Выписать слова с удвоенными согласными, например: медленно,
килограмм, суббота, Россия, одиннадцать и т.д.
2) Выборочные диктанты.
• Я диктую текст. Дети записывают только слова с непроверяемыми написаниями.
Мальчик чистит пальто. Мы прилежные ребята. Машина помогает человеку в
работе. Мой брат работает на заводе. Тетрадь, пенал, карандаш - учебные
вещи. Мы любим русский язык.
• Запишите в два столбика. В первый запишите слова с проверяемыми безударными гласными, во второй - с непроверяемыми:
сосна, столица, голова, молоток, стальные, погода, восток, часы, товарищ, холод.
3) Ответы на вопросы а) записать ответ одним словом б) записать полный ответ, т.е. предложение.
Кто учит детей? Учитель.
Кто готовит уроки? Ученик.
Кто верный друг человека? Собака
4) Загадки на темы: «Звери», «Растения», «Учебные вещи» и др.
а) Зверь лохматый, косолапый,
Он сосет в берлоге лапу
б) Рыжая хозяюшка
Из лесу пришла,
Всех кур пересчитала
И с собою унесла.
в) На лугу живет скрипач –
Носит фрак и ходит вскачь.
5) Дописать предложение.
В класс вошла ... (учительница)
Весело чирикает ... (воробей)
6) Игры.
• «Потерялся первый слог»
...тец, ...нал, ...бака, ...хар.
• «Собери слово».
ре, бе, за; жур, ный, де; ка, воч, де; ки, ва, лен.
• «Угадай слово»
Использую слоговые карточки. Показываю карточку с первым слогом, нужного для усвоения слова.
МО учащиеся пишут: мороз, молоко
ПЕ пенал, песок, петух
СА сапог,сахар
· “ Пропали гласные ''
З...В...Д, В...СТ...К, с...в...p.
7) Работа с картинным словарем.
8) Выбери правильный ответ.
Предлагаю задание, записанное на доске, сопровождаю его несколькими ответами, из которых один правильный и полный, а остальные - неправильные и неполные. Учащиеся сигнальной карточкой с цифрой 1, 2, 3 или 4 показывают правильный и полный ответ.
Правильный ответ 3 Правильный ответ 4
Во 2 классе работа над усвоением слов с непроверяемыми написаниями продолжается. Одновременно дети изучают новые слова. Многие виды работ повторяются, но задания к ним усложняются и тесно связаны с изучаемой темой.
1) Задания по картинному словарю:
• подчеркнуть в слове глухие или звонкие согласные;
• расположить слова в алфавитном порядке;
• подчеркнуть имена существительные. Образовать от них имена прилагательные и, если можно, глаголы.
Одежда - одежная, одеваться.
2) Задания для работы со словарем:
• выписать существительные с безударной а и е, или о\
• выписать только прилагательные
3) задания на классификацию предметов:
а) записать слова, обозначающие учебные вещи, орудия труда, названия овощей, злаков (овес, пшеница, ячмень), птиц, посуды и т.д.;
б) записать дни недели в нужном порядке или в алфавитном;
в) записать названия месяцев по временам года или по порядку.
4) Группировка слов по орфографическим признакам.
Она состоит в том, что учащиеся записывают приведенные на доске слова и по алфавиту, и по группам в соответствии с орфографическими особенностями слов.
На доске слова с пропущенными орфограммами или без пропусков: планета,
диван, газета, гигант, телега, пещера, комар, сирень, тетрадь, лимон, победа, канава, котомка, салют.
Предлагаю записать их в столбики по алфавиту с безударной а, о, и, е.
Дети записывают
а е и
канава пещера гигант
газета телега диван
планета тетрадь лимон
салют сирень
5)Замена описательных оборотов одним словом.
- крупный населенный пункт
- главный город страны
- жители страны
- плод, который созревает на яблоне
6) Комментированное письмо
Для этого вида работы чаще всего использую пословицы:
- нет в мире краше Родины нашей;
- Москва - всем городам мать;
- Не бросай слов на ветер;
- Капуста любит воду, да хорошую погоду.
7) Дописывание предложений
Береги нос в большой ... (мороз).
((декабрь) ... год кончает, (январь) ... начинает.
лисица) ... живет хитростью, а (заяц)... - прыткостью.
Игры во втором классе усложняются.
1) «Кто так голос подает?»
С... бака стрекочет
С...рока поет
В...рона лает
К...рова каркает
П...тух мычит
Учащиеся записывают словосочетания, вставляя в словах пропущенную непроверяемую орфограмму.
2) «Не подведи свой ряд»
1. 2. 3.
Задаю тему:
1 ряд «Огород»
2 ряд «Школа»
3 ряд «Животные»
Или в 3-м классе - «колхоз», «завод», «занятия людей»
Учащиеся из орфографического словарика или по памяти (если это было задано на дом) записывают по 5 - 7 слов. Ставят ударение, подчеркивают непроверяемую орфограмму.
3) «Догадайся» или «Сквозная буква»
4) Кроссворды и ребусы.
Развитию устной и письменной речи способствуют всевозможные творческие задания:
Такие, например:
а) составить связный текст с данными словами: вестибюль, коридор, кабинет, директор, дежурный, товарищ.
б) составить предложения со словосочетаниями: дружные ребята, березовый сок, осиновая роща.
в) подобрать однокоренные слова с приставками к словам: береза, город, дежурный, мороз, дорога.
г) от данных существительных образуйте словосочетания прилагательное + существительное: сахар, комната, восток, декабрь, коллектив, воскресенье.
Образец: огуречный рассол.
При изучении нового слова предлагаю учащимся указать, какой частью речи оно является.
В 4 классе практикую просклонять изучаемое слово по падежам, если оно существительное или прилагательное, поставить слово или словосочетание в заданном падеже, у существительного определить склонение, а если это глагол, то проспрягать и определить спряжение.
При изучении и повторении частей речи учащимся предлагаю заданию на образование одних частей речи от других. Чтобы закрепить написание удвоенных согласных в таких словах как, например: металл, суббота, группа, предлагаю записать их под диктовку, подобрать к ним однокоренные слова, но другие части речи.
Или составляем и записываем слова с «противоположными» орфограммами.
рр р сс с
перрон коридор касса трос
терраса директор масса матрос
территория капрон шоссе термос
Одним из эффективных приемов словарно-орфографической работы считаю подбор учащимися синонимов и антонимов.
Синонимы:
метель - вьюга, буря, пурга, буран граница - рубеж, предел Отечество - Родина, Отчизна Антонимы:
работать - отдыхать, праздновать мешать - пособлять, помогать
Для закрепления непроверяемых написаний использую прием дописывания орфографических таблиц
А О
а а-а о о-о
абзац карандаш солома огород
Знакомясь с этимологией слов, дети узнают их истоки. Во втором классе ввожу, а в третьем практикую такие задания:
а) запишите слова с элементами авто-, колл-, -грамм-. автомобиль коллектив грамматика
автострада коллекция килограмм
автостанция редколлегия орфограмма
б) Запишите заимствованные слова:
пенал, патронташ, портфель, газета, космонавт, директор, багаж, герой и др.
в) Запишите исконно славянские слова:
береза, город, дорога, здравствуйте, коньки, лопата, медведь, обед и др.
И еще один из приемов. Замена описательных оборотов словами- синонимами по сравнению со 2 классом усложняется.
Делаю запись на доске. Слева пишу описательные обороты, справа - вразбивку слова.
Ящичек для ручек и карандашей овес
Коллективная поездка, посещение чего-либо гербарий
Собрание однородных предметов песок
Собрание засушенных предметов пенал
Сыпучие крупинки кварца или твердых минералов экскурсия
Злак, зерна которого идут на корм лошадям, а также перерабатываются в муку коллекция
Дети выбирают из правого столбика соответствующие слова и записывают их рядом с описательными оборотами.
Используя все эти приемы и виды работ, мои учащиеся усваивают орфографию не только слов, предусмотренных программой, но и многих других.
Но и это не все. Учащиеся не только усвоили написание, но и заметно пополнили свой лексический запас. Речь их стала богаче, им легче учиться, их знания глубже и прочнее по всем предметам, т.к. путь к знаниям лежит через усвоение слов.
Изучение слов с непроверяемыми написаниями провожу в процессе работы над изложением и сочинением.
Писали изложение «Памятник» по статье М. Ефремова. В числе задач я ставила и такую: закрепление правописания безударных гласных в корне слова, проверяемых и непроверяемых ударением.
После объявления темы я сказала, что урок начнем с повторения написания слов из словаря, которые встретятся в тексте, и слов с безударной гласной корня, проверяемой ударением.
Перед чтением текста я спросила:
Кому ставят памятники?
Где вы видели памятники?
Какие памятники стоят в нашем городе? Кому?
Какие и где вы видели памятники?
Кому они воздвигнуты?
Затем читаю текст. Как обычно идет беседа по содержанию, а потом задаю вопрос: какие слова с трудными (непроверяемыми) написаниями вам встретились?
Дети называют: солдат, памятник, сапоги, береза, могила, Родина, свобода, мрамор, фашисты. В процессе уроков мы с детьми уже работали над этими словами, и учащиеся быстро и свободно объяснили их написание.
Далее были названы слова с проверяемой безударной гласной.
В результате проведенной орфографической работы при проверке не было ошибок в написании слов с безударной гласной, проверяемой и непроверяемой ударением
Группировка слов по темам «Огород», «Животные», «Жилище», «Школа», «Город» и др. позволяет широко использовать их в творческих работах учащихся.
Ученикам были предложены слова: класс, девочка, мальчик, дежурный, учитель, пенал, тетрадь, карандаш, ученики. Задание: составьте связный текст на тему «Наш класс».
Наш класс.
Наш класс большой и светлый. Девочки и мальчики - дружные ребята. Дежурная Аня раздает тетради. Я приготовил к уроку карандаш, ручку, линейку и учебник математики. Прозвенел звонок. Учительница JI.H. вошла в класс. Начался урок.
Регулярно в целях проверки усвоения учащимися написания слов с непроверяемыми орфограммами провожу диктанты, которые содержат достаточно большое количество непроверяемых написаний.
Москва. (2 кл.)
Москва - столица нашей Родины. Это прекрасный зеленый город, исторический цент нашего государства.
Утро. Бегут по дорогам машины, мчатся автомобили. Спешат на заводы рабочие. Идут по улицам в школу ученики. Весело бегут вверх и вниз лестницы- чудесницы. Московское метро очень красивое.
Особенно хороша столица в праздники.
Зима в лесу. (3 кл.)
Зимняя картина. Засыпаны снегом ели, березы, осины. Трещат на морозе стволы деревьев. Прыгают по деревенским дорогам воробьи, ищут корм.
Живет лес. Здесь промчался трусливый заяц. Сверкнула на солнце яркая шубка лисицы. Белочка грызет приготовленные летом грибки и орехи. Стрекочет сорока. Стучит по стволу дерева дятел. Перелетают с ветки на ветку воробьи. Только медведь лежит в своей берлоге и сосет лапу.
Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их лучшему запоминанию.
При проведении проверочных или контрольных работ выясняю, что почти все мои ученики хорошо усваивают эти слова, правильно употребляют их в речи и понимают значение их.
Работа над словами с трудными написаниями не ограничивается уроками русского языка. Она постоянно присутствует на уроках чтения, математики и природоведения.
Обучение в начальных классах имеет огромное значение, т.к. именно в это время происходит становление личности ребенка. В этот период дети получают основные знания для дальнейшего обучения и всестороннего развития личности. Особую роль на данном этапе играет формирование орфографических навыков учащихся. Этому помогает использование в процессе обучения правописанию различного занимательного материала.
Опыт показывает, что планомерное применение приемов и методов работы над словами с непроверяемыми написаниями повышает эффективность обучения.
Литература
1. Арямова О. С., Мали JI. Д. «Этимологический словарик» слов с непроверяемыми написанием // Начальная школа. - 1992. - №2. - с. 19-26.
2. Введенская JI. А., Саакьян Р. А. Наш родной язык. - Москва, 1971.
3. Гордеев Э. В., Дмитрюк Н. В. Творческий подход к изучению слов с непроверяемыми написаниями // Начальная школа. - 1995. - №1. - с. 16- 18.
4. Ераткина В. В. Приемы обучения непроверяемым написаниям // Начальная школа. - 1992. - №7-8. - с. 13-17.
5. Ераткина В. В. Работа над непроверяемыми написаниями // Начальная школа. - 1994. - №1. - с. 23-27.
6. Жедек П. С., Тимченко Е. И. Списывание в обучении правописанию // Начальная ттткола. - 1989. - №8. - с. 23-28.
7. Живицкая JI. В., Гудзик И. Ф. Словарь русского языка. - Киев, 1988.
8. Захарова И. В. Работа со словами с непроверяемыми написаниями // Начальная школа. - 1993. - №11. - с. 53-56.
9. Загадки. / Издание подготовила В. В. Митрофанова. - Ленинград, 1988.
10. «Зеленый дом без окон». Сборник загадок. / Сост. Л.М. Сукач. - Минск, 1980.
11. Калинина Л. Н. Моя работа над словами с непроверяемым написанием // Начальная школа. - 1990. - №6. - с. 6-8.
12. Канакина В. П. Работа над значением слов с непроверяемыми написаниями // Начальная школа. - 1993. - №6. - с. 4-6.
13. Львов М. Р. Правописание в начальных классах. - Москва, 1990.
14. Львов М. Р. Работа учащихся над значением слова // Начальная школа.
- 1988. -№1,- с. 45-46.
15. Лысенкова С. Н. Методом опережающего обучения. - Москва, 1988.
16. Магамедов А. X. Словарная работа на уроках русского языка в национальной школе // Начальная школа. - 1986. - №2. - с. 15-16.
17. Методика развития речи на уроках русского языка. / Под ред. Т. А. Ладыженской. - Москва, 1980.
18. Ожегов С. И. Словарь русского языка. - Москва, 1986.
19. Паустовский К. Золотая роза: Психология творчества. - Москва., 1991.
20. Раицкая Г. Л. Работа над словами с непроверяемой безударной гласной // Начальная школа. - 1996. - №1. - с. 28-30.
21. Рыжикова Г. И. Использование игровых приемов при изучении слов с непроверяемыми написаниями // Начальная школа. - 1995. - №1. - с. 15-16.
22. Русский язык. Энциклопедия. / Гл. ред. Ф, П. Филин. - Москва, 1989.
23. Сергеева Н. JI. Повторим слова с непроверяемым написанием // Начальная школа. - 1987. - №12. - с. 25-27.
24. Современный русский язык. Учебник для вузов. / Гл. ред. Д. Э Розенталь. - Москва, 1984.
25. Успенский JI. В. Слово о словах. - Москва, 1984.
26. Успенский JI. В. Почему не иначе? - Москва, 1987.
27. Уткина Т. И. Работа над словами с непроверяемыми написаниями // Начальная школа. - 1989.-№6.-с. 23-24.
28. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. - Москва, 1984.
29. Шанский М. Р., Иванов В. В., Шанская Т. В. Краткий этимологический словарь русского языка. - Москва, 1971
Поделиться: