Авторcтво: Сайт "Интерпедагогика" Ирины Сомовой |
Школа оказывает огромное воздействие на общество либо воспроизводя сложившиеся в нем стереотипы, либо работая на его совершенствование. Какова школа, таковы во многом общество и государство. Но школа такова, каков учитель. Отношение к профессии учителя меняется с развитием общества, с изменением статуса учителя в социальных преобразованиях страны. В современном мире педагог — очень сложная профессия, требующая глубоких и серьезных знаний, полной отдачи сил и энергии, терпения и мужества.
Педагогическая деятельность — самая вечная и непреходящая сфера человеческой деятельности. Она возникла вместе с потребностями общества в трансляции новым поколениям культуры и заключенного в ней социального опыта, выраженного в накопленной предыдущими поколениями системе знаний, способов деятельности, ценностей и норм. Значительное место в структуре социального опыта занимает опыт профессиональной деятельности, освоение которого новыми поколениями обеспечивает сохранение профессиональной культуры общества и воспроизводство его кадрового потенциала, становление личности специалиста: овладение им системой профессиональных знаний, умений и навыков, профессиональных ценностей, развитие общих и профессиональных способностей.
Изменения и преобразования в любой сфере человеческой деятельности должны начинаться с изменения и преобразования ее субъекта, ее творца и созидателя. Существует философский принцип — подобное создается подобным: нравственность ученика формируется нравственностью учителя, знание — знанием, мастерство — мастерством.
На протяжении веков профессиональная подготовка осуществлялась посредством включения ученика в производственный процесс, в творческую лабораторию мастера-специалиста. В этой ситуации от наставника требовалось прежде всего быть профессионалом в своем деле.
Рассматривая обширный перечень требований, которые предъявляются к личности учителя, известный педагог В. Н. Сорока-Росинский справедливо замечал: «Учитель чаще всего рассматривается как простая арифметическая сумма тех достоинств, которыми ему следует обладать. Имеются они у него на 100% — отличный педагог, на 75% — хороший, на 50% — посредственный, ниже 50% — плохой. Разумеется, это не так: каждый педагог вовсе не матрац, набитый добродетелями, а личность, определенный склад характера, особая порода — каждый в своем стиле... Каждый педагог должен определить, какой он породы, чтобы знать и сильные, и слабые стороны, и все особенности своего орудия, т.е. своей личности, как учителя и воспитателя». Осуществляя свою профессиональную деятельность, педагог стремится максимально адаптировать ее к своим возможностям, особенностям, опираясь прежде всего на те способности, которые более всего развиты у него.
Интенсивное развитие науки и техники, их интеграция, усложнение характера и структуры профессиональной деятельности в условиях научно-технического прогресса, появление новых технологий, предполагающих высокоинтеллектуальный труд, требуют от специалистов широкого общеобразовательного, научно-технического, профессионального и культурного кругозора.
Никакие современные технологии обучения и технические средства не помогут преподавателю выстроить свою педагогическую деятельность, если он сам личностно и профессионально не готов к ней. Определяя требования к личности педагога, обеспечивающие его готовность к профессиональной деятельности, психолого-педагогическая наука стремится объединить их в более обобщенные целостные свойства. Спектр этих свойств достаточно многообразен.
Прежде всего к ним относят профессионализм как совокупность личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения педагогической деятельности, и близкое к нему понятие «профессиональная компетентность», которое отражает единство теоретической и практической готовности педагога к осуществлению деятельности и характеризует его профессионализм. А. К. Маркова выделяет несколько видов профессиональной компетентности, наличие которых указывает на зрелость человека в профессиональной деятельности:
специальная компетентность — владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;
социальная компетентность — владение умением вести совместную профессиональную деятельность, сотрудничать, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты своего труда;
личностная компетентность — владение способами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;
индивидуальная компетентность — владение способами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессионально-личностному росту, самоорганизации и самореалитации.
Своеобразие педагогической деятельности делает недопустимым наличие лишь узкоспециальной компетентности, профессионализм преподавателя определяется сочетанием всех видов профессиональной компетентности. Кроме того, компетентность преподавателя профессионального образования можно рассматривать как единство общей компетентности, необходимой для человека независимо от профессии, компетентности в той сфере профессиональной деятельности, которой он обучает студентов, и психолого-педагогической компетентности.
Особенностью преподавательской деятельности является ее сложный, неоднозначный характер. Преподаватель имеет дело с развивающейся личностью, которая обладает своей собственной индивидуальностью, причем в учебной группе обычно представлен широкий спектр юных личностей. К этому добавляются факторы неординарных, постоянно меняющихся условий педагогической деятельности, многообразия педагогических задач, которые необходимо решать. Творческий характер педагогической деятельности требует постоянного личностного и профессионального роста, пестования и взращивания своей творческой индивидуальности, развития своей общей и профессионально-педагогической культуры. Безусловно, творческий поиск и творческое отношение к делу составляют важное условие эффективности любой профессиональной деятельности, но именно в педагогической они являются нормой, без которой данная деятельность не может состояться вообще. Творческая направленность личности педагога особенно необходима в современной образовательной ситуации, когда возрастает его роль в выборе концептуальных основ обучения, построении своей собственной деятельности как индивидуальной педагогической системы.
Педагогическая деятельность выполняет важнейшую созидательную социальную функцию: в процессе ее формируется и развивается не только конкретная личность, но и определяется будущее страны, обеспечивается ее культурный и производственный потенциал. Прогностический характер педагогической деятельности определяет полифонизм ее целей, ориентированных не только на сегодняшние потребности личности и общества, но и на будущее, на готовность молодых специалистов не только к адаптации к условиям социальной жизни и профессиональной деятельности, но и к их преобразованию. Выдающийся педагог современности Ш.А.Амонашвили назвал «основой трагедии воспитания» то, что учитель живет в современности, а строит будущее. Вот почему для него так важно осознание не только своих узкопрофессиональных, но и масштабных социальных задач, их личностное принятие, конкретизация и построение на этой основе целей и задач своей педагогической деятельности.
Все это предполагает интеграцию в личность преподавателя общей и профессионально-педагогической культуры, развитие как широкой общекультурной, управленческой, специальной (в смежных областях науки и производства), так и психолого-педагогической компетентности. Разнообразие функций педагогической деятельности позволяет рассмотреть ее как сложное единство различных компонентов, взаимосвязанных и обеспечивающих целостность учебно-воспитательного процесса.
Профессионалом можно считать учителя, который личностно расположен и предан педагогической профессии; успешно решает задачи обучения и воспитания, используя современные технологии; достигает необходимых результатов; осваивает нормы, эталоны профессии, достигает мастерства в ней, осознанно развивая свою индивидуальность средствами профессии, вместе с тем осознает перспективу, зону своего ближайшего развития; социально активен в обществе, решая проблемы внутри профессии и связанные с ней; не боится попадать в условия конкуренции образовательных услуг. Иными словами, учитель — профессионал высокого класса—это специалист, овладевший высоким уровнем педагогического мастерства, сознательно развивающий и изменяющий свой индивидуальный творческий вклад в дело обучения и воспитания, стимулирующий в обществе интерес к учительской профессии. (См. Педагогика. 1995, № 6.)
Творческий характер педагогической деятельности требует постоянного личностного и профессионального роста, работы над своей творческой индивидуальностью, развития своей общей и профессионально-педагогической культуры.
Учитель не может, не имеет права останавливаться в своем научном, духовном, педагогическом росте. Ему нельзя превращаться в верстовой столб, который указывает дорогу другим, а сам стоит на месте.
В школу должен прийти учитель, умеющий не только обслуживать традиционные педагогические и социальные технологии, но и осуществлять инновационные процессы, процессы творчества в широком смысле. К сожалению, существующая в стране система педагогического образования ни по научно-экономической проработке, ни по масштабу, ни по качеству не соответствует современным требованиям подготовки высококвалифицированных специалистов, способных готовить подрастающее поколение к жизни и деятельности на уровне современной науки, техники, культуры, искусства, в сложных экологических условиях, рыночной экономики, разных форм собственности, в условиях информатизации общества.
Процесс подготовки педагогов, отвечающих современным требованиям, сдерживается рядом обстоятельств:
· несовершенством систем педагогической профориентации и диагностической службы отбора абитуриентов в педагогические учебные заведения;
· отсутствием обязательной государственной системы повышения квалификации учителей и преподавателей педагогических учебных заведений;
· несовершенством и ограниченностью финансирования подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, слабой материальной базой школ и педагогических учебных заведений;
· неразработанностью проблем педагогического образования в связи с его информатизацией и компьютеризацией, отсутствием новых информационных технологий обучения.
В информационном обществе при повсеместном внедрении персонального компьютера во все сферы народного хозяйства, его широкие возможности, использование телекоммуникационной связи, обеспечивающей новые условия для совместной работы специалистов, применение информационных технологий для самой разнообразной деятельности, растет потребность в специалистах, способных ее осуществлять. Перед государством стоит проблема подготовки учителей, способных готовить учащихся к жизни и деятельности в условиях информатизации общества.
Проблемы, связанные с подготовкой, повышением квалификации, самообразованием, с условиями жизни, быта и деятельности учителей, бесчисленны. Они давно назрели и требуют безотлагательных заинтересованных фундаментальных государственных решений.
Остаточный принцип финансирования социальной сферы больнее всего ударил именно по педагогической интеллигенции. Несмотря на периодически проводившиеся повышения ставок и окладов, заработная плата работников образования ниже, чем в среднем по народному хозяйству. В особенно трудном положении находятся молодые учителя. Но дело не только в зарплате. Учителя по-прежнему плохо обеспечены жильем, причем перспективы в этом отношении у них даже хуже, чем у других категорий трудящихся, так как система образования не располагает собственными фондами социального развития. По данным социологов, каждый пятый учитель оценивает свои жилищные условия как плохие, каждый третий — как весьма посредственное. Треть обследованных педагогов страдают заболеваниями нервной системы, четвертая часть — сердечно-сосудистыми заболеваниями, еще столько же — желудочно-кишечными и т.д., требующими, как правило, санаторно-курортного лечения.
За время работы большинство опрошенных педагогов ни разу не были в домах отдыха, не лечились в санаториях, не путешествовали по туристическим путевкам.
Почти 20% учителей не имеют личных библиотек, а у 60% библиотека не превышает 300 книг. Отсутствие собственных библиотек — явление для учительства не просто ненормальное, но и противоестественное. Вспомним: в библиотеке сельского учителя В.А.Сухомлинского было более 10 тысяч книг...
В этой связи уместными представляются размышления Е.И.Рерих: "Срам стране, где учителя пребывают в бедности и нищете. Стыд тем, кто знает, что детей учит бедствующий человек. Не только срам народу, который не заботится об учителях будущего поколения, но и знак невежества. Можно ли поручить детей человеку удрученному? Можно ли забывать, какое излучение дает горе? Можно ли не знать, что дух подавленный не вызывает восторга? Можно ли считать учительство ничтожным занятием? Труд учителя должен быть вознагражден не только материально, но и общим уважением. Учительство есть одна из высших ступеней государства... Народ, забыв учителя, забыл свое будущее."
В настоящее время образование и воспитание молодежи становится одной из главных стратегических задач государства. Разработка и строгая поэтапная реализация государственных программ в системе образования, национальные проекты обеспечат действительное признание приоритетности профессии учителя, педагогического образования в обществе, позволит совершить прорыв в решении нравственно-правовых, социально-экономических, научно-технических, общественно-политических проблем страны.
Чтобы не оказаться на краю нравственной пропасти, духовной и материальной катастрофы, крайне важно государству, обществу, руководителям всех ветвей власти, предприятий, ведущим ученым и специалистам, деятелям культуры и искусства, средств массовой информации повернуться лицом к учителю, к педагогическому образованию.
Напутствием педагогу в трудном пути профессионального и личностного становления могут стать «Заповеди творческой личности», предложенные П.Вайнцвайгом:
Будь хозяином своей судьбы.
Достигни успеха в том, в чем можешь.
Внеси свой конструктивный вклад в общее дело.
Строй свои отношения с людьми на доверии.
Развивай свои творческие способности.
Культивируй в себе смелость.
Заботься о своем здоровье.
Не теряй веру в себя.
Старайся мыслить позитивно.
Сочетай материальное благополучие с духовным удовлетворением.
ЛИТЕРАТУРА
Н.Н. Никитина, О.М. Железнякова, М.А. Петухов. Основы профессионально-педагогической деятельности. М.: Мастерство, 2002
В.А. Буравихин «Учитель и общество». Философия образования, сборник научных статей. М., Фонд Новое тысячелетие, 1996
Вульфов Б. 3., Харъкин В. Н. Педагогика рефлексии. Взгляд на профессиональную подготовку учителя. М., 1995.
Поделиться: