Более 10 лет коллектив школы-интерната № 31 для глухих детей ведет исследовательскую работу: с 1993 года как районная, а с 1995 года – городская экспериментальная площадка, с 1997 года в режиме «Школа-лаборатория». В настоящее время идеи реализации технического задания по теме «Создание и апробация адаптивных коррекционно-развивающих технологий обучения и воспитания глухих детей», рассчитанного на период с 2003 по 2008 годы.
Целью работы по данной теме является разработка новых коррекционно-развивающих методик, технологий обучения и воспитания, позволяющих обеспечить социально-психологическую адаптацию неслышащих учащихся в современном обществе, наиболее полно удовлетворить их образовательные и специальные потребности.
Творческие группы педагогов-экспериментаторов осуществляют свои разработки по основным направлениям опытно-экспериментальной деятельности, способствующим решению задач темы технического задания:
Создание учебно-методического комплекса к урокам сенсорного и интеллектуального развития младших школьников.
Разработка адаптивных технологий и учебно-методических пособий развивающего обучения глухих детей на общеобразовательных уроках.
Использование компьютерных технологий на индивидуальных коррекционных занятиях по развитию речевого слуха и формированию произношения.
Создание вариативных коррекционных программ обучения и воспитания.
Одним из самых первых проектов экспериментальной деятельности ОУ, и наиболее разработанных, является введение нового коррекционного предмета – сенсорного и интеллектуального развития в начальной школе.
Целью данного этапа экспериментальной работы в этом направлении является создание учебно-методического комплекса к урокам. 2003-2006 г.г. были очень продуктивными для творческой группы, в состав которой входят: зам. директора по ОЭР кандидат психологических наук И.А.Михаленкова, учителя Н.В.Анисимова, К.В.Дроздовская, Н.В.Мирошниченко. В 2004 году они подготовили к печати и издали в ООО «Речь» методическое пособие «Развивающие игры с дидактическим материалом для детей дошкольного и младшего школьного возраста». Дидактический материал создан учителем труда В.И.Мирошниченко. В пособие вошло предисловие с методическими указаниями, рекомендациями для родителей, описание игр (назначение, задания, игры с усложненным условием, примерный речевой материал). Все игры, представленные в пособии, имеют дидактический характер, способствуют расширению словарного запаса и развитию психических функций детей.
Годом раньше вышло второе издание учебно-методического пособия «Коррекция сенсорного и интеллектуального развития младших школьников с нарушением слуха» – С.Пб. «Детство-ПРЕСС», которое пользуется большим спросом у специалистов, родителей, студентов, так как включает в себя программу сенсорного и интеллектуального развития и примерные конспекты уроков для 1-3 классов.
С 2004 года авторский коллектив работает над учебниками по сенсорному и интеллектуальному развитию. В начале 2006 года в издательстве «Каро» (по решению Ученого Совета Института специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка им. Р.Валленберга) вышел учебник для 1 класса «Практикум по коррекции психического развития детей с нарушением слуха», который содержит разнообразные практические задания по развитию сенсорно-психической сферы детей. Практикум предназначен для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии на начальном этапе обучения в школе, он может стать основой для проведения коррекционных занятий, осуществляющих развитие сенсорно-перцептивной и интеллектуальной сферы школьников, а также коррекцию и формирование речи. Все материалы практикума апробированы учителями нашей школы.
Педагоги-экспериментаторы Н.В. Анисимова., К.В. Дроздовская, Н.В. Мирош-ниченко. приступили к разработке учебника для 2 класса.
Большая творческая группа учителей занимается разработкой адаптивных развивающих технологий и методических пособий для общеобразовательных уроков. Учебники для массовой школы, по которым обучаются глухие дети в 5-12 классах не учитывают особенности психического и речевого развития детей с ограниченными возможностями, темп усвоения ими учебного материала, необходимость специальных заданий развивающего характера. В связи с этим педагоги-экспериментаторы создают комплекты рабочих тетрадей по общеобразовательным предметам по отдельным темам: Е.А. Загрядская разработала четыре части тетради по теме «Десятичные дроби» для 5-7 классов; Е.Е. Новикова создала рабочие тетради по химии по темам: «Электролитическая диссоциация», «Первоначальные химические понятия», «Основные классы неорганических соединений»; С.А. Потоцкая разработала рабочие тетради по физике по темам: «Механика: «Основы кинематики», «Основы кинематики и динамики» для 10-12 классов, «Электрические явления» для 9 класса.
Учителя русского языка Л.Н. Каман, О.А. Веревочкина, С.П. Соколова создали рабочие тетради по развитию связной речи учащихся с использованием грамматических упражнений и заданий, с учетом требований программы по русскому языку для 5-9 общеобразовательных классов и специфики речевого развития неслышащих детей.
Т.А. Соловьева разрабатывает адаптивные подходы к обучению связной речи неслышащих детей на основе теории текста, она создала методические пособия для учителей русского языка по теме «Система речеведческих понятий, формируемых у неслышащих детей при работе над темой текст для 3-5 классов.
Учитель истории Т.А. Ковако создала вариативную систему тестового контроля по истории России XIX века и рабочую тетрадь по основам государства и права.
Все педагоги-экспериментаторы апробировали рабочие тетради, провели открытые уроки с их использованием, которые показали, что такая форма работы помогает учащимся лучше усваивать программный материал, развивает самостоятельность, творческую инициативу, психические функции, вызывает интерес к изучаемой теме, так как рабочие тетради излагают материал очень последовательно (от простого к сложному) и сжато, предлагают адаптированные правила и образцы выполнения заданий, их вариативность, дают логаритмы действий и речевых высказываний.
Проблема существует в сложности тиражирования рабочих тетрадей, необходимости их создания для каждого ребенка.
В социально-трудовой адаптации и интеграции неслышащих в общество особую ценность представляют уроки труда, что делает актуальными разработки учителей трудового обучения.
В.И. Мирошниченко создал учебно-методическое пособие для учителей «Примерные конспекты уроков по столярному делу в 5 классах», в котором раскрываются возможности совершенствования коммуникативных способностей глухих в процессе выполнения трудовых операций, составления плана, отчета работы и т.д. Автор представил конспекты уроков, эскизы, технологические карты – все это очень актуально, особенно для начинающих учителей труда в коррекционных школах. Пособие имеет ярко выраженную прикладную направленность и будет представлено в издательство для публикации.
И.В. Фролова подготовила учебное пособие по швейному материаловедению, которое может использоваться и учащимися с нарушением слуха, и их родителями, и педагогами. В настоящее время пособие дорабатывается и корректируется.
Учителя-дефектологи принимают участие в одном из самых важных и наиболее интересных проектов экспериментальной работы – создании компьютерных программ для коррекционных занятий. За последние три года разработаны следующие программы:
«Постановка и закрепление произношения звука А» автор – О.М. Шаркова
«Постановка и закрепление произношения звука У» автор – О.В. Рыбаченко
«Постановка и закрепление произношения звука Э» автор – С.Б. Шипулина
«Постановка и закрепление произношения звука И» автор – Л.Т. Пинчук
«Постановка и закрепление произношения звука Ы» автор – С.Б. Шипулина
«Правила орфоэпии. Произношение безударной О» автор – С.Б. Шипулина
«Правила орфоэпии. Произношение сочетаний ТСЯ, ТЬСЯ в глаголах» автор – Л.Т. Пинчук
«Правила орфоэпии. Произношение двойных согласных» автор- О.В.Рыбаченко
«Они прославили Санкт-Петербург» из трех блоков «Архитекторы», «Ученые», «Художники» автор – Л.Г. Цветкова
Программирование обеспечил заместитель директора по школьным информационным сетям.
Использование компьютерных программ на занятиях по развитию речевого слуха и формированию произношения повышает у учащихся интерес к предмету, развивает познавательную активность, логическое мышление, память, внимание.
Творческие группы педагогов-экспериментаторов на районных конкурсах педагогических достижений два года подряд – в 2003-2004 учебном году и в 2004-2005 учебном году – завоевывали Гран-При.
В декабре 2005 года на семинаре для работников специальных (коррекционных) ОУ деятельность педагогов-исследователей получила высокую оценку, а некоторые разработки (компьютерные программы, пособия по сенсорному и интеллектуальному развитию) используются в работе с проблемными детьми в других школах и детских садах.
Педагоги-исследователи ведут свою деятельность под руководством кандидата психологических наук, доцента И.А. Михаленковой. На базе школы проводятся семинары – практикумы, в том числе по внедрению инновационных методик и технологий для студентов – будущих психологов, дефектологов, валеологов, учителей начальных классов и русского языка.
Опыт, наработанный в рамках деятельности лаборатории, с успехом применяется в специальных коррекционных ОУ I, II и V видов: Юкковской, Оренбургской, Сургутской школах.
Научно исследовательская деятельность школы в режиме лаборатории позволяет решать многие задачи, выходящие за рамки обычного функционирования ОУ, а также создавать наиболее оптимальные педагогические условия, удовлетворяющие образовательные и специальные потребности детей с ограниченными возможностями.
Поделиться: