Поиск по сайту

Права человека: от знания к действию


Авторcтво: Королева И.В.


Технология развития гражданско-правовой компетенции учащихся

        1-11 классов через обучение правам человека.

Коллективная работа педагогов ГРЦ ГОУ №29:
Руководитель: Королева И.В., заместитель директора по УР.

            Учителя: Гренштейн О.Ю., Рожкова Ю.В., Землянская Г.М.,
            Соболева Е.Д., Вязьменская Л.Н., Костыгова М.В.

Государственное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа№29
с углубленным изучением французского языка и права
Василеостровского района Санкт-Петербурга
Городской ресурсный центр по гражданско-правовому образованию

Адрес: Санкт-Петербург, В.О.,15 линия, д.34
Тел./факс: (812)3232797
Электронная почта ОУ: school029@spb.edu. ru

ФИО руководителя ОУ: Тотолян Анаит Артемевна
ФИО заместителя директора ОУ: Королева Ирина Валерьевна

Основной целью внедрения данного инновационного продукта- Технологии - в деятельность ОУ является формирование основ правовой культуры школьников и становление личности, знающей и уважающей права и свободы человека и готовой к их защите. Средством реализации этой цели мы считаем необходимость создания в каждом ОУ предложенной нами системы обучения правам человека и гражданина с 1 по 11 класс. Это особенно актуально сейчас, когда наблюдается некоторая эпизодичность, дискретность гражданского и правового образования, «работа в режиме МЧС» (распространение наркомании - программа профилактики наркозависимости; конфликты на национальной почве - программа по воспитанию толерантности; 60-летие Всеобщей декларации прав человека - уроки по правам человека и т. д.)

Представленная Технология реализуется в рамках классно-урочной системы на уроках истории, обществознания и права, а также на классных часах и в рамках других форм внеурочной деятельности учащихся (например, социальное проектирование).

Технология является интегративной: её реализация в образовательном процессе предполагает использование взаимосвязанных технологий работы в группах, лабораторных и практических работ с источниками (нормативно-правовыми актами), решения юридических задач (казусов), игровой и информационно-компьютерной.

Как показывает опыт распространения технологии, практически все учебно-методические материалы могут быть использованы в работе не только с учащимися, но и с педагогами в целях расширения их гражданско-правовой компетенции.

Данные материалы могут быть использованы всеми общеобразовательными учреждениями и учреждениями дополнительного образования.

Содержание Технологии представлено в виде системы методических разработок уроков и внеклассных мероприятий, имеющих необходимое учебно-методическое сопровождение на бумажных и электронных носителях, все разработки снабжены компьютерными презентациями.

Учебно-методические материалы содержат:

-компьютерные презентации для проведения уроков и внеклассных мероприятий для учащихся 1-11 классов;

-компьютерные презентации для проведения семинаров, педсоветов с педагогами;

-сценарии ролевых игр;

-методические разработки конкретных уроков и внеклассных мероприятий с 1 по 11 класс;

-задания для организации самостоятельной работы учащихся с 1 по 11 класс на уроках и во внеурочное время;

-дидактические материалы для организации работы на уроках (фрагменты адаптированных текстов из международных документов по правам человека, извлечения из нормативно-правовых актов; юридические задачи (казусы) по конкретным жизненным ситуациям);

-контрольно-измерительные материалы к урокам.

Так, например, для школьников начальных классов мы предлагаем полностью разработанный нами цикл этико-правовых бесед и практикумов «Справедливость и права человека»;сценарий игры – путешествия по Всеобщей Декларации прав человека с необходимым методическим сопровождением; проектное занятие по созданию макета корабля с правами человека, с включением различных игровых ситуаций и разминок для учеников младших классов. Мы также предлагаем цикл уроков-практикумов с использованием социальных видеороликов по правам человека международной организации «Молодежь за Права Человека», с составленными нами заданиями по решению проблемных ситуаций. Именно в начальной школе закладываются основы не только знаний, но и нормы поведения, убеждения личности. Мы считаем, что главной целью Технологии на данном этапе является формирование первичных знаний о правах человека через освоение нравственных норм, образцов и мотивов поведения путем ознакомления школьников с двумя международными документами о правах человека: Всеобщая декларация прав человека и Конвенция о правах ребенка. Формы занятий для младших школьников должны быть адекватны этому возрасту. Поэтому мы предлагаем две основные формы занятий: беседы и практикумы (игры) для обеспечения единства словесных и деятельностно-практических форм обучения. Кроме того, на этом этапе чрезвычайно важен строгий отбор правовой информации и ее адаптация к возрасту учащихся.

В младшем подростковом возрасте (основная школа) происходит расширение самостоятельности учащихся в различных сферах жизнедеятельности, желание утвердить себя в группе через активные действия. Учащиеся этого возраста в большей степени подвержены правовому нигилизму. Поэтому на данном этапе гражданско-правового образования изучение прав и свобод человека и гражданина, а также их обязанностей становится стержнем всего обучения и воспитания гражданина. Для учащихся основной школы (5-9 классы) мы предлагаем, например, сценарий ролевой игры упрощенного судебного разбирательства (в триадах) «Собственность. Юридическая охрана права собственности». Данная игра может быть проведена как урок в рамках изучения социальных дисциплин, так и как внеклассное занятие с учащимися 8-9 классов. Также мы представляем книгу «Очень любопытная история про Маленького Зелененького Садовника и Всеобщую декларацию прав человека», написанную в стихотворной форме педагогом нашей школы. Книга содержит сценарий спектакля для школьников 2-8 классов, рекомендации к постановке, авторские ноты и тексты песен к спектаклю.

К 14-15 годам подросток накапливает определенный жизненный опыт, он становится частично дееспособным, что делает особенно важным приобретение им системных правовых знаний практической направленности. Содержание Технологии на данном этапе ориентировано на создание целостного представления о современных критериях прав человека и гражданина, о формах и способах их защиты. Решаются задачи, свойственные второму концентру образования - расширение и углубление полученных знаний. Спецификой преподавания в 10-11 классах является особое внимание к проведению лабораторных работ с использованием нормативно-правовых актов обновленного российского законодательства и решению юридических задач (казусов) по конкретным жизненным ситуациям, что позволит ученикам быть более адаптированными к социуму.

Поэтому для старшеклассников мы предлагаем методические разработки занятий - практических и лабораторных работ в группах «Защита прав человека в РФ» и«Защита субъективных гражданских прав в РФ». На уроках рассматриваются юрисдикционная и неюрисдикционная формы защиты прав человека, определяются способы защиты субъективных гражданских прав: меры охраны и меры ответственности. Предлагается разработанные нашими педагогами памятка для учеников по порядку защиты прав человека, схема защиты прав и юридические задачи по правам человека.

Все предлагаемые учебно - методические материалы содержат компьютерные презентации для учащихся и педагогов. Например, «Права и обязанности граждан России» - компьютерная презентация модуля для уроков обществознания в 5-8 классах. Ступени модуля включают в себя диагностику, погружение в проблему и работу учеников над проектом к Международному дню прав человека(10 декабря). «Конституционный статус гражданина России» - компьютерная презентация, которую можно использовать на уроках истории, обществознания и права для учеников 9-11 классов. Презентации также могут быть использованы на семинарах, круглых столах, лекциях для педагогов.

Возможности использования Технологии достаточно широки.

Во-первых, для работы с учащимися. Предлагаемая технология может быть реализована:

-в общеобразовательных школах в рамках преподавания истории и обществознания, при проведении классных часов и внеклассных мероприятий;

-в школах с углубленным изучением социальных дисциплин через социальные курсы и внеклассную работу с учащимися;

-в системе дополнительного образования (в рамках реализации ОП и работы тематических клубов).

Фрагменты технологии (материалы для учащихся 10-11классов) могут быть использованы для работы с учащимися учреждений среднего профессионального образования, а также в организации досуговой деятельности учащихся в период каникул (например, в работе детских оздоровительных лагерей).

Во-вторых, для повышения квалификации педагогов:

-в рамках внутрифирменного обучения педагогов на базе ОУ по проблеме прав детей и подростков (педагогические советы, семинары, круглые столы и др.);

-в системе постдипломного педагогического образования (для социальных педагогов, педагогов-психологов, заместителей директоров по ВР, классных руководителей).

В-третьих, для подготовки педагогических кадров:

данная Технология может быть использована в работе со студентами педагогических колледжей, студентами педагогических ВУЗов в целях развития их гражданско-правовой компетенции и подготовке к работе с учащимися по проблемам прав детей и прав человека.

Поделиться: