Поиск по сайту

Технологии привлечения учащихся к участию в работе ученического научно-исследовательского общества (УНИО) или технологии «запуска» УНИО (из опыта работы лицея № 101)


Авторcтво: Алексеева Т.Б. кандидат пед.наук, доцент кафедры педагогики РГПУ им. А.И. Герцена; Столярова Т.Б., завуч ГОУ лицея № 101; Сосунова Н.Ю.


Алексеева Т.Б.,
кандидат пед.наук, доцент кафедры педагогики РГПУ им. А.И. Герцена,
Столярова Т.Б.,
Завуч ГОУ лицей № 101,
Сосунова Н.Ю.,
Кандидат пед.наук, доцент кафедры педагогики РГПУ им. А.И. Герцена


talexeeva@yandex.ru

8-911-792-04-17

В условиях лицея № 101 УНИО (ученическое научно-исследовательское общество) работает уже много лет. Мы отдаем себе отчет, что не являемся первооткрывателями на сложном пути развития УНИО в школах Санкт-Петербурга и других городов России. Однако любая школа – это индивидуальный организм. И поэтому реализация любой идеи влечёт за собой рождение новых решений, новых технологий. В этой статье речь пойдет о проблеме работы УНИО, которая, на наш взгляд является наиболее болезненной и сложной. Это проблема привлечения учащихся к участию в работе УНИО, к проведению индивидуальных и групповых исследовательских работ. Сложность этой проблемы обусловлено следующими обстоятельствами.

За все годы существования в лицее были апробированы несколько моделей организации ученического научно-исследовательского общества. В результате была выбрана модель, которая опирается на следующие принципы:

1.Поэтапность и гибкость.

2.Добровольность.

3.Разновозрастность.

4.УНИО – общество единомышленников.

5.Субъект-субъектнное взаимодействие между участниками УНИО, взаимопомощь, эмпатия.

6.Учет индивидуальных особенностей и интересов каждого участника УНИО.

7.Возможность исследований как предметного, так и межпредментного характера.

8.Открытость.

9.Принцип непрерывной презентации и оценки результатов

Выбранная модель предполагает следующие этапы организации УНИО (в зависимости от возраста участников и, соответственно, содержания их деятельности)6

1.«Знакомство»

Для кого?

Учащиеся 7-х классов

Для чего?

Знакомство с УНИО

Как?

Участие учащихся 7-х классов в итоговой конференции УНИО, знакомство с представителями УНИО, возможность пообщаться с ними, знакомство со спецификой работы учёного и т.д.

В итоге?

Рефлексия (анкета)

2.

«Проба пера»

Для кого?

Учащиеся 8-х классов

Для чего?

Обучение учащихся основным понятиям и правилам, связанным с исследовательской деятельностью, правилам и нормам проведения исследования

Как?

1. Изучение спецкурса по проблемам исследовательской культуры и деятельности.

2. Проведение пробного (индивидуального или группового исследования по интересующей проблеме).

1 и 2 реализуются параллельно в течение года !!!

В итоге?

Апробация знаний, умений, навыков и т.д., полученных в процессе изучения спецкурса, а также получение опыта проведения, обсуждения и презентации собственного (индивидуального или группового) исследования.

3.

«Научное исследование»

Для кого?

Учащиеся 9-11-х классов

Для чего?

Выполнение и защита серьезного исследовательского проекта.

Выполняется по желанию. Может носить как индивидуальный, так и групповой характер.

Как?

1. Выполнение работы вместе со своим научным руководителем (работа может выполняться несколько лет).

2. Организация научно-методической консультационной помощи .

3. Защита результатов исследования. Возможность перезачета полученной оценки в качестве итоговой или дополнения к ней.


В итоге?

Ощутимый результат в виде серьезного научного исследования, защита и оценка работы.

Опыт научного исследования, результаты которого могут быть опубликованы.

Из характеристики модели видно, что возможность участия в работе УНИО предоставляется всем учащимся, начиная с 8 класса (лицейского), но право выбора остаётся на ребёнком. Поэтому и возникают проблемы: как заинтересовать ученика возможностью проведения индивидуального или группового научного исследования? Как «заразить» идеей УНИО будущего участника? Как это сделать, чтобы выбор ученика не был слепым, т.е. ребёнок получил достаточно полное представление о том, что изменится в его жизни, если он станет участником ученического научно-исследовательского общества. С целью решения этой проблемы педагогическим коллективом лицея были апробированы и разработаны возможные технологии «запуска» УНИО, цель реализации которых:

  • во-первых, познакомить потенциальных участников с понятием УНИО;

  • во-вторых, создать условия для знакомства потенциальных участников УНИО со спецификой научно-исследовательской деятельности;

  • в-третьих, эмоционально «зажечь» детей на участие в УНИО.

Итак, опишем возможные технологии «запуска» работу УНИО, оценим их достоинства и ограничения.


Вариант 1.

«Объявление + презентация + анкетирование»

Этот вариант «запуска» УНИО самый простой, проводится в начале учебного года (в сентябре и предполагает следующие шаги:

Шаг 1. Объявление

Красочное объявление о начале работы УНИО и о первом собрании.

Шаг 2. Презентация

Краткая яркая презентация УНИО (рассказ организатора, руководителей секций, участников)

Шаг 3. Анкетирование

Анкетирование потенциальных участников (желание + область исследований + руководитель + участие в жизни общества).

Шаг 4. Обработка анкет.

Формирование секций и групп конкретных научных руководителей, знакомство (в новом качестве).

Главное достоинство такого варианта «запуска» участия в УНИО в том, что он не требует серьезной подготовки, временных затрат. Однако подобного весьма краткого знакомства может оказаться недостаточно для принятия потенциальными участниками УНИО взвешенного осознанного решения.


Вариант 2.

«Конференция-знакомство».

Конференция-знакомство проводится в конце учебного года, после того, как все исследовательские работы уже обсуждены и защищены и предполагает реализацию следующих шагов:

Шаг 1. Выбор лучших исследовательских работ

В процессе защиты исследовательских работ действующими участниками УНИО выбираются наиболее интересные, яркие и презентативные исследовательские работы. Также важным требованием при выборе работ является их доступность для понимания семиклассниками. Эти работы сыграют роль «визитной карточки» УНИО на конференции-знакомстве.

Шаг 2. Объявление

Красочное объявление о проведении итоговой конференции УНИО и приглашение к участию учащихся 7-го класса

Шаг 3. Конференция

Презентация лучших исследовательских работ (по результатам защит). Обсуждение самих работ. Возможна «пресс-конференция» с участниками УНИО.

Таким образом, присутствующие учащиеся 7 классов получают возможность узнать о наиболее интересных, удачных работах года, познакомиться с их авторами, а также задать им вопросы как по содержанию представленной работы, так и о том, как была написана данная работа.

Шаг 3. Анкетирование

Анкетирование потенциальных участников (рефлексия увиденного (синквейн) + желание + область исследований + руководитель + участие в жизни общества).

Приведем некоторые данные анкетирования, проведенного по результатам одной из таких конференций.

Анкета условно состояла из двух частей. Первую часть составлял синквейн, в котором предлагалось назвать 2 прилагательных, 3 глагола, 1 предложение и одно слово ассоциацию на тему “Конференция УНИО”. В числе наиболее часто называемых прилагательных можно выделить: “интересная” (57,1 %); “познавательная” (32,1 %), “занимательная” (17,9 %). В число глаголов о конференции попали: “заинтересовала” (32,1 %), научила (21,4 %), рассказывать (17,9 %), объяснять (10,7 %). В качестве единичных мнений также назывались глаголы: “думать”, “убеждать”, “идти вперед”, “доказывать”, “убеждать”, “познавать”, “собраться” и др. Самым распространенным предложением о конференции стала идея о том что “конференция очень понравилась” (39,2 %). Остальные мнения носили более разрозненный характер. В их числе можно привести следующие: “Конференция была интересная, после нее я многое понял”, “Конференция за круглым столом”, “Благодаря конференции мы узнали много нового”, “ Конференция ученых познавательная и интересная” и др. Наконец, среди слов-ассоциаций можно отметить: “собрание”, “спор”, “заседание”, “вместе”, “впечатление”, “праздник”, “круглый стол”.

Во второй части анкеты учащимся 7-х классов предлагалось ответить на вопрос, хотели бы Вы попробовать написать исследовательскую работу. 42,8 % участников опроса дали утвердительный ответ; 32,9 % - отрицательный; 24,3 % затруднились ответить.

Очевидно, что данные результаты можно оценивать как предварительные итоги. Однако уже на этом этапе можно говорить о факте состоявшегося первого знакомства будущих восьмиклассников с исследовательской деятельностью. Таким образом, в следующий учебный год исследовательская работа как таковая уже не представляется лицеистам как нечто абстрактное и неизвестное, но напротив, имеет собственную личностную окраску.

Шаг 4. Выбор.

На лето будущим семиклассником дается «задание»: принять решение об участии в УНИО, подумать о возможной проблеме исследования, научном руководителе и т.д.

Шаг 5. Организационное собрание (сентябрь).

Орг.собрание проводится уже только для учащихся, сделавших за лето свой выбор в сторону УНИО.

Предложенный вариант «запуска» участия в УНИО тоже не столь трудоёмок, но уже в больше степени позволяет потенциальным участникам УНИО подойти к осознанному принятию решения в отношении включения в научно-исследовательскую деятельность. Однако, к сожалению, в процессе реализации рассмотренного варианта потенциальные участники УНИО все же не получают возможность попробовать себя в научно-исследовательской деятельности. Следующие два варианта позволяют устранить этот пробел.


Вариант 3.

«Исследовательская игра».

Суть варианта состоит в том, что для потенциальных членов УНИО организуется исследовательская игра. Участвуя в игре, учащиеся получают возможность попробовать себя в проведении группового исследования и ощутить значимость полученных результатов. Проводится игра в начале учебного года – в сентябре. Характерно, что инициатива проведения подобной игры в лицее принадлежала не представителям педагогического коллектива, а участникам УНИО, которые были весьма озадачены необходимостью привлечения в работу общества новых членов. Логика реализации этого варианта может быть следующей:

Шаг 1. Разработка игры

1. Автор – педагогический коллектив (вариант – «Загадки творчества Леонардо да Винчи» (см. ниже)

2. Авторы – актив УНИО (вариант – соревнование между командами)

Шаг 2. Объявление

Красочное объявление о проведении исследовательской игры для учащихся 8-х классов. Агитация членами УНИО.

Шаг 3. Игра

По выбранному варианту.

В центре игры – выполнение исследовательских заданий в группах, представление результатов исследования, их обсуждение.

Шаг 4. Анкетирование

Анкетирование потенциальных участников (рефлексия увиденного (синквейн) + желание + область исследований + руководитель + участие в жизни общества).

Шаг 5. Обработка анкет, учет результатов в планировании работы УНИО

Шаг 6. Орг.собрание

Орг.собрание проводится уже только для учащихся, сделавших выбор в сторону УНИО.


Вариант 4.

«Конференция-праздник».

Конференция-праздник также проводится в конце учебного года после защиты научно-исследовательских работ. По сути своей она представляет собой некий вариант подведения итогов работы УНИО за год. Проведение конференции после того, как практически все учащиеся лицейских классов защитили перед товарищами и учителями свои исследовательские работы неслучайно. Конференция умышленно проводится тогда, когда все волнения, проблемы, связанные с защитой, уже позади и представляет собой праздник – праздник науки, праздник совместных усилий, совместного поиска интересных решений разнообразных проблем, связанных с жизнью лицея. К участию в конференции приглашаются учащиеся 7-х классов, т.к. потенциальных участников УНИО. Логика проведения конференции следующая.

Шаг 1. Выбор лучших исследовательских работ и формирование выставки научно-исследовательских работ.

В процессе защиты исследовательских работ действующими участниками УНИО (до конференции) выбираются наиболее интересные, яркие и презентативные исследовательские работы. Авторы работ готовят стендовые доклады по своим исследованиям. На основе стендовых докладов формируется выставка, которая работает весь день во время конференции.

Шаг 2. Объявление

Красочное объявление о проведении итоговой конференции УНИО и приглашение к участию учащихся 7-го класса

Шаг 3. Конференция

- выставка научно-исследовательских работ (функционирует весь день конференции); отдельный стенд посвящен работе УНИО в целом;

- Подведение итогов работы УНИО за год, награждение (конференция проводится после защит работ по секциям);

- Мини-коллективные исследования в секциях, презентация результатов.

Шаг 4. Рефлексия

Возможный вариант - синквейн

Шаг 3. Анкетирование

Анкетирование потенциальных участников (желание + область исследований + руководитель + участие в жизни общества).

Шаг 4. Выбор.

На лето будущим семиклассником дается «задание»: принять решение об участии в УНИО, подумать о возможной проблеме исследования, научном руководителе и т.д.

Шаг 5. Организационное собрание (сентябрь).

Орг.собрание проводится уже только для учащихся, сделавших за лето свой выбор в сторону УНИО.

Приведем примеры секций, которые были проведены в лицее на одной из таких конференций-праздников, посвящённой 550-летию со дня рождения Леонардо да Винчи. В рамках конференции учащиеся могли принять участие в нескольких тематических секций, а именно:

  • «Загадки Леонардо да Винчи» (секция проводится только для 7-классников);

  • «Каким я вижу УНИО нашего лицея?»;

  • «Образ лицеиста».

Особенность работы в каждой секции состояла в том, что технология проведения предполагала организацию группового исследования по заданной проблематике. Итогом работы секции должен был стать результат такого исследования, который представляла в заключительной части конференции. Таким образом, все учащиеся-участники конференции получали возможность попробовать себя в новом качестве – в роли исследователя, а следовательно, испытать определенные эмоции и ощущения. Это – важнейшая предпосылка осознанного принятия решения относительно дальнейшего участия в работе УНИО.

Ниже представлены технологиz работы одной из секций.


Технологии проведения секций:


Технология проведения секции

Загадки творчества Леонардо да Винчи”


Время: 1,5 академических часа.


Организационные условия:

1. Приблизительно за неделю до конференции учащиеся получают задание: приготовить краткую справку (воспользовавшись энциклопедиями, словарями, книгами) о различных сторонах творчества Леонардо да Винчи. “Озвучивание” справки должно занимать не больше 2-3 минут. В результате “озвучивания” необходимо донести до своих ученых-коллег суть тех фактов, о которых идет речь.

Предлагаются следующие стороны творчества Леонардо да Винчи:

  • краткая биография Леонардо да Винчи;

  • Леонардо – художник;

  • Леонардо – изобретатель;

  • Леонардо – военный инженер;

  • Леонардо – анатом;

  • Леонардо – ботаник;

  • Леонардо – геолог;

  • Леонардо – физик;

  • Леонардо – литератор;

  • Леонардо – предтеча многих важнейших мировых открытий.

Важно, чтобы каждый участник секции готовил свой “кусочек”.

За регламентом наблюдает ведущий секции.

2. Помещение, где проводится секция, должно быть таким, чтобы легко и быстро в нужный момент можно было переставить парты для работы в малых группах (4-5 человек). Сразу же перед началом секции перестановки не нужны, поскольку в течение 1,5 часов фронтальная и групповая работа будут сменять друг друга.

3. Необходима большая доска. Должен быть подготовлен раздаточный материал: цитаты из произведений Леонардо да Винчи; высказывания о нем, портреты, рисунки и т.д.


Шаг 1. Настрой на работу.


1. Чем мы будем заниматься? (слово учителя, возможен диалог с детьми) – 5 минут.

Возможный вариант:

Вы уже знаете, что научное исследование в любой области – будь то физика, химия, биология, история, литературоведение и т.д. – начинается обычно с загадки. Такой загадкой в науке обычно становятся какие-то факты из реальности, которые надо объяснить. Иными словами, ученый сталкивается с неким явлением, которое непонятно почему происходит, и возникает естественный вопрос: почему этой явление происходит? Почему гремит гром? Почему падают звезды? Почему возникают в пустыне миражи? Решение всех этих вопросов привело к важнейшим научным открытиям.

Для того чтобы объяснить непонятное явление, непонятный факт, настоящий ученый обычно тщательно анализирует происходящее и делает предположение о том, как можно этот факт объяснить. На научном языке это означает, что ученый выдвигает научную гипотезу.

Затем необходимо доказать выдвигаемое предположение. Доказывать можно по-разному. Можно логически поразмыслить (это вы делаете обычно, когда доказываете теорему). Можно поставить научный эксперимент. В результате гипотеза либо подтверждается, либо опровергается. Если гипотеза подтверждается, то ученый делает окончательный вывод – формулирует новый закон, новую закономерность и т.д. если же гипотеза не подтверждается, то ученый ищет новую. И далее опять пытается ее доказать до тех пор, пока это не удается.

Вот и сегодня мы с вами попробуем решить несколько загадок, то есть объяснить несколько противоречивых фактов. И делать мы это будем так, как обычно работают современные ученые – в творческих группах.


Шаг 2. Формулировка проблемы в общем виде (какую проблему мы будем решать? Какие факты будем объяснять?) – 2 минуты


Сегодня мы с вами попытаемся предложить свои решения нескольких загадок, над которыми мучаются люди уже около пятисот лет. Это загадки творчества Леонардо да Винчи.

Эти загадки – те самые факты, которые требуют объяснения. Разгадав их, мы с вами можем глубже понять кем же на самом деле в истории культуры был Леонардо да Винчи, ЧТО ОН СДЕЛАЛ ДЛЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ?


Загадок творчества Леонардо да Винчи немало. Сейчас мы с вами вместе попытаемся их увидеть.


Шаг 3. Формулировка загадок Леонардо. 25-30 минут


Чтобы увидеть загадки творчества Леонардо да Винчи, естественно, прежде всего, необходимо охарактеризовать это творчество, что мы сейчас и сделаем общими усилиями.

Вы к сегодняшнему дню готовили материал. Каждый готов представить маленькую частичку мозаики. И мы попытаемся сейчас составить общую мозаику.

Ваша цель: слушать друг друга так, чтобы вы сумели:

  • Во-первых, увидеть противоречия, которые увидели современники и потомки Леонардо;

  • Во-вторых, использовать ту информацию, которую представят сейчас ваши коллеги, для разрешения загадок.


3.1. Характеристика творчества Леонардо да Винчи – говорят дети.


3.2. Итак, что Вас удивляет? Какие противоречия-загадки Вы увидели?

Что самое главное?

  • Широта, многосторонность творчества Леонардо да Винчи;

  • Главная область – живопись; но при этом, мало картин, много рисунков

  • Рассудочность; “пусть не читает меня тот, кто не математик”;

  • Приступал к выполнению задачи издалека…

Здесь чрезвычайно важно, чтобы загадки сформулировали сами дети. Такие загадки – это фактические заданные самому себе вопросы, на которые всегда хочется получить ответ.


Шаг 4. Разгадка.


4.1. Что необходимо для разгадки?

  • Во-первых, иметь целостное представление о личности и о творчестве – этот блок информации уже является вашим достоянием;

  • Но каждый человек является представителем своей эпохи. Леонардо да Винчи был не просто представителем эпохи Возрождения. По мнению очень многих ученых, он был наиболее ярким представителем своего времени, как бы живым его воплощением. Так, А.М.Эфрос писал, что Леонардо да Винчи “был точкой Ренессанса, в которой все стремления и интересы эпохи во всех областях знания и искусства слились воедино”.


Таким образом, нам необходим еще один блок информации, фактов. Мы должны вспомнить, что такое эпоха Возрождения, какую роль она сыграла в развитии мировой, и, в первую очередь, европейской, культуры.


4.2. Краткая характеристика эпохи Возрождения. (15-20 минут). Дается фронтально в режиме технологии “Разгадка шедевра эпохи”


Культурологическая технология “Разгадка шедевра эпохи”


Ключевая идея:специфические черты исторической эпохи отражаются в наиболее ярких произведениях эпохи.

Суть технологии:Следовательно, получение, воссоздание исторического образа эпохи можно построить следующим образом: анализ типичного произведения эпохи (например, художественного полотна), выявление его особенностей, в отличие от типичных произведений предыдущих эпох, объяснение этих особенностей и тем самым выведение образа эпохи.

Что такое “Возрождение” (“Ренессанс”)?

У вас уже был срез по эпохе Возрождения. И нам сейчас надо вспомнить, в чем главные отличительные черты этого периода в истории культуры.

В переводе с французского языка слово “ренессанс” означает “возрождение”. “Эпоха Возрождения” – само название эпохи носит проблемный характер. Возникает вопрос: Возрождение чего? Часто на этот вопрос отвечают довольно однозначно: возрождение античной культуры. Так ли это? Ведь между Античностью и Возрождением прошло примерно восемь веков, которые были названы Средними. Такой большой период времени не мог не оказать влияние на возрождавшиеся черты Античной культуры.

Мы попробуем вспомнить, в чем главные особенности Возрождения, все вместе. Для этого воспользуемся необычным способом. Мы проанализируем одно удивительное произведение, созданное в эпоху Возрождения. В этом произведении отразились практически все основные черты эпохи Возрождения. если мы найдем эти черты, а потом их объясним, то сможем сделать вывод о том, что же именно произошло в культуре в эпоху Возрождения.

Перед вами одно из самых известных художественных произведений эпохи – картина Рафаэля Санти “Мадонна Коннестабеле”. Эта картина находится у нас в Эрмитаже.

Во-первых, давайте все вместе ответим на вопрос: “Что вы видите?”. Все, что вы скажете мы попытаемся занести в таблицу (таблица 1 - вторая графа таблицы).


В таблице указано то, к чему необходимо подвести детей. Эти черты необходимо зафиксировать на доске и в тетрадях.


А теперь попробуем объяснить увиденное. Итак, если мы предполагаем, что картина Рафаэля – наиболее яркое произведение эпохи Возрождения, то: объяснение каждой увиденной вами черты в итоге привет нас к тому, что мы сумеем, возможно даже в одной фразе, сказать, в чем же состоят отличительные черты эпохи.

В таблице – в третьей графе – даны объяснения, на которые необходимо вывести детей. Их тоже необходимо зафиксировать (на доске и в тетрадях).


Таблица 1. Характеристика шедевра с позиции специфики эпохи


Специфическая черта, которая может быть выделена учащимися

Итоговое объяснение черты, с точки зрения эпохи Возрождения, к которому необходимо подвести детей

1.

На картине изображена Мадонна с Младенцем-Христом.

В эпоху Возрождения Христианство остается главной религией на территории Европы.

2.

Мадонна с Младенцем-Христом изображены в виде реальной живой женщины и младенца.

Человек становится ближе к Богу. Мадонна и Младенец изображены в виде реальных людей. То есть, вероятно, в эпоху Возрождения в человеке становятся ценными какие-то божественные черты.

3.

Изображение реалистично.

Человек и мир становятся интересными сами по себе.

4.

Младенец читает книгу.

Первая гипотеза: Младенец читает Библию. Вторая гипотеза: в эпоху Возрождения было изобретено книгопечатание. Книга стала доступной многим. Даже маленький Христос читает книгу!

5.

Фигуры Мадонны и Младенца находятся на первом плане – в центре полотна.

Реалистично изображенные в виде молодой женщины и маленького мальчика Мадонна и Младенец оказываются в центре внимания. Человек, его божественная сущность, оказывается в центре внимания.

6.

Изображение симметрично.

Картина математически точно выверена. Она как бы демонстрирует закон симметрии.

7.

Мадонна с Младенцем изображены на фоне пейзажа.

Человек оказывается важнее природы. Человек – в центре мира.

8.

Пейзаж реалистичен

Этот самый человек интересуется реальной природой. Она становится важной для него.

9.

Размер пейзажа и фигур несопоставим.

Человек важнее мира. Он выделен из мира. Оно – особое существо этого мира.

10.

Изображение – в круге.

Круг – возможно, это божественный символ гармонии. Но возможно и что это выражение на полотне законов математики.

11.

Младенец обнажен.

Обнаженная человеческая фигура перестает быть “греховной”.

12.

Картина написана по законам прямой перспективы.

Прямая перспектива – это инструмент, “изобретенный” художниками эпохи Возрождения, позволяющий изображать мир реалистично.

13.

Очень странные нимбы – похожи на тонкую золотую проволоку.

Это определенный “перебор”: божественное приобретает слишком материальную форму. Возможно это начало изменения отношения к религии.

Итоговый вывод: главной особенностью эпохи Возрождения является то, что человек перестает быть просто одной из Тварей Господних, причем греховной тварью, он становится главным Творением Бога, созданным по образу и подобию, а следовательно, способным не только понять Божественный Замысел, но и призванным творить самому.


Флорентийский философ эпохи Пико дела Мирандола (1465-1496 гг.) в трактате “Речь о достоинстве человека” писал, что Бог задумал сотворить человека, “…чтобы был кто-то, кто оценил бы смысл такой большой работы, любил бы ее красоту, восхищался ее размахом… принял бы Бог человека и сказал: “Я ставлю тебя в центр мира, чтобы тебе было удобно обозревать все, что есть в мире.”


Итак, человек обязан понять мир, он имеет право творить.

Какая область человеческой культуры отвечает за познание, понимание мира?


НАУКА.


Следовательно, в эпоху Возрождения складываются условия, благоприятные для выделение науки в специфическую, одну из важнейших областей человеческой культуры, жизни человечества.


4.3. Разгадка по группам (10 минут).

Работа в малых группах по 4-5 человек. Каждая группа формулирует гипотезу о разрешении одной загадки Леонардо, а также предлагает обоснование гипотезы.


Шаг 5. Знакомство всех с результатами работы в малых группах (по 2-3 минуты от группы). Оно же - репетиция выступлений на общем сборе (10 минут).


Шаг 7. Творческая рефлексия в форме синквейна на тему: “Леонардо да Винчи”. (10 минут).

Написание и чтение вслух по кругу. Руководитель секции тоже пишет синквейн и читает его вслух.

Приведем примеры некоторых синквейнов.


Леонардо да Винчи.

Гениальный, свободный.

Бороться, учиться, искать.

Как много всего он мог знать.

Творец несбыточных миров.

Стремление.


Леонардо да Винчи.

Умный, всесторонний.

Действовать, творить. Отображать.

Задаешь ты нам много вопросов, на которые ответы зарыты глубоко и, чтобы их разгадать, надо поставить себя на твое место.

Загадка.


Леонардо да Винчи.

Великий и умный.

Изучал. Изобретал, творил.

Выражал в живописи свои мысли.

Гений.


Леонардо да Винчи.

Умный и достойный.

Изобретает и изучает.

Рассудочный человек в отношении применения правил разных наук.

Мастер.


В заключение конференции её участники писали итоговый синквейн (анонимно). В 100 % синквейнах отразилась положительная оценка участников к конференции. В числе наиболее часто называемых прилагательных можно выделить: “интересная” (43,1 %); “познавательная” (22,7 %), “развивающая, длительная, но интересная” (11,4 %). В число глаголов о конференции попали: “думать” (34,1 %), «обсуждать, исследовать» (18,1 %), В качестве единичных мнений также назывались глаголы: «чувствовать себя учёным», «критиковать», «расти над собой», «узнавать других», и др. Среди предложений из нескольких слов наиболее интересными стали следующие: «Разработка проблем и их решение»; «Да, ты знал возможного предел, но где же невозможного начало»; «Замечательное собрание умных людей»; «Почувствовал глубину своих знаний»; «Позволяет развить мозг, но надо продолжать»; «Прокладывает дорогу вперед»; «Ну, почему хорошее так быстротечно»; «Мы все ученые и мы хотим познать мир». Наконец, среди слов-ассоциаций можно отметить: «рождение мысли», «раздумье», единство», «творчество», «мир», «весело», «спасибо» (34,1 %) и др.

Таким образом, последний из рассмотренных вариантов запуска участия в УНИО, хотя и является самым трудоёмким, но анализ результатов рефлексии показывает, что именно он является наиболее эффективным с точки зрения создания условий для осознанного решения учащимися проблемы участия в работе УНИО или отказа от него.


Поделиться: