Поиск по сайту

Искусственный интеллект на образовательных дистанционных порталах: анализ, возможности, обучение (на примерах платформы Яндекс учебник).


Авторcтво: Кондраткова Татьяна Алексеевна, учитель ГБОУ лицей №82 Петроградского района Санкт-Петербурга, Эрзина Наталья Валерьевна, учитель ГБОУ гимназия 363 Фрунзенского района Санкт-Петербурга


       В данной статье был приведен анализ образовательных дистанционных порталов, а также опыт решения задач внедрения в курс обучения персонализации обучения с помощью искусственного интеллекта; представлены возможности работы портала Яндекс-учебник, ЯКласс, Учи.ру, а именно использование искусственного интеллекта в персонализации обучения. В статье приведен анализ особенностей и трудностей работы портала Яндекс-учебник, а также неожиданных эффектах, с которыми пришлось столкнуться в процессе работы; проанализированы статистические исследования по популярности и качеству продуктов порталов, а также временных затратах и эффективности работы. 

Введение

      В настоящее время нейросети стремительно набирают интерес у общеобразовательных учреждений. Искусственный интеллектспособен анализировать выявлять слабые стороны в учебном процессе, также может стать отличным помощником для сбора и фильтрации информации, с помощью которой открывается возможность эффективного персонализированного обучения. В настоящий момент Отрасли, работающие при поддержке искусственного интеллекта, считаются передовыми и эффективными, что повышает мотивацию учеников в использовании новых технологий, хотя во многих случаях внедрение ИИ не всегда дает практический результат.

      С появлением искусственного интеллекта были выявленынекоторые проблемы. Основнымивопросами использования ИИ обсуждаемымимногими учеными и юристами на международной конференции «Цифровые технологии и право», в 2022 году на секции «Регулирование отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники»стали такие вопросы, как:

-                   оценка риска применения технологий искусственного интеллекта;

-                   уголовно-правовые аспекты использования технологий искусственного интеллекта;

-                   о рисках и угрозах создания «„сильного“» искусственного интеллекта: постановка проблемы;

-                   ответственность за деятельность искусственного интеллекта, осуществляемую с нарушением основных прав, свобод человека и гражданина. Кто виновен и понесет наказание?

        Мы не стали вдаваться в правовые аспекты использования ИИ в образовательном процессе. А решили посмотреть, что происходить на известных образовательных порталах. В нашей статьесделан обзор наиболее известных дистанционных порталов, работающих споддержкой ИИ, которые используются многими педагогами школ в учебном процессе.

 

Глава 1 История становления и внедрения нейронных сетей в образовательный процесс

1.1 История развития нейронных сетей.

        В настоящее время в образовательный процесс интенсивно внедряются генеративные нейронные сети. Их развитие столь стремительно, что они поистине совершают революцию в области искусственного интеллекта в образовании. Только за последние годы можно привести ряд примеров:

-                   В 2018 году OpenAl выпускает статью об архитектуре GPT генеративного предобученноготрансформера) и прототип будущего ChatGPT – GPT-1.

-                   В 2019 году выходит DALL-E. Это первая нейросеть, которая генерирует изображения по текстовому запросу с качеством близким к человеческим рисункам или фотографиям. Она работает на основе архитектуры GPT.

-                   12 июля 2022 года появляется Midjourney – нейросеть, генерирующая очень качественные изображения по текстовому запросу. В отличие от DALL-E она не использует GPT. Её учат проводить связи между словами и формами, паттернами, цветами изображений.

-                   30 ноября 2023 года появляется ChatGPT – новая версия GPT-сети, которая совершает революцию в мире генеративных нейросетей.

-                   В 2023 году появляется GPT-нейросеть от Яндекса YandexGPT, которая уже обходит ChatGPT по качеству ответов на русском языке.

 

1.2 Обзор образовательных порталов

       Цифровые сервисы регулярно используются в образовании. Технологии помогают организовать учебный процесс, собрать материалы к уроку, наладить коммуникации с коллегами, учениками и их родителями.В среднем учитель обращается к цифровым сервисам в работе 11 часов в неделю, причём чаще всего использует компьютер.

Так, эксперты Института образования НИУ ВШЭ пришли к выводу, что педагоги еженедельно используют в работе:

-                   компьютер — 96%;

-                   телефон — 90%;

-                   электронный журнал — 82%;

-                   интерактивную доску — 31%.

При этом учителя обращаются к услугам электронных платформ обычно чтобы задать ученикам домашнее задание. Несмотря на то, что школы теперь работают в основном в офлайн-режиме, дистанционные уроки всё ещё востребованы у учителей. Такой формат подходит для разных ситуаций: от работы с учащимися с особыми образовательными потребностями до проведения уроков в суровых климатических условиях.

В данной статье нами представлен небольшой анализ отечественных образовательных порталов, работающих с ИИ, а именно:


Портал

Наличие поддержки ИИ для работы портала и получения статистики

Наличие поддержки ИИ в процессе обучения

Для ученика при подготовке к ЕГЭ

Поддержка ИИ в работе учителя

Обучение учителей применению ИИ в образовании

Обучение учащихся использованию ИИ

Яндекс Учебник

Да

ИИ-помощник

ИИ-помощник

ИИ-помощник учителя

КПК по нейросетям;

Гайд по промтингу.

Дополнительные материалы
(12 уроков)

Учи.ру

Да

Нет

Нет

Нет

 

 

ЯКласс

Да

Нет

Нет

Нет

 

 

Сферум

Да

Нет

 

 

 

 


 

На представленных платформах с помощью ИИ реализован анализ прогресса учащихся, а также возможность внедрения индивидуального плана обучения.

ИИ может использоваться для создания интерактивных упражнений и тестов, которые помогают учащимся лучше усвоить материал. ИИ также представляет возможность обратной связи и автоматическую проверку заданий.

Платформа Сферум стремительно догоняет популярные платформы Яндекс в области применения ИИ. Так, на Сферум появился чат-бот, который с помощью ИИ анализирует запросы пользователя и в Мессенджере составляет план культурных мероприятий (спектакль, концерт, выставка) в рамках программы Пушкинская карта.

Глава 2 Анализ образовательных порталов

2.1 Портал Учи.ру

Учи.ру – лидерский проект в сфере образования, который реализуется при поддержке Агентства стратегических инициатив (АСИ). Компания также является резидентом кластера информационных технологий Фонда «Сколково».

Еще в 2019/2020 учебном году в новостной ленте https://asi.ru/news/111520/ сообщалось, что:

Более 3,2 миллионов детей в более 50% школ России занимаются на платформе по школьной программе как на уроках с учителем, так и дома самостоятельно. Система адаптивного образования Учи.ру полностью соответствует ФГОС и усиливает классическое школьное образование. 

Платформа Учи.ру использует искусственный интеллект, чтобы анализировать успехи ребенка и подбирать задания, идеально подходящие его уровню знаний. На платформе реализованы:

-                   Поиск и подготовка индивидуальных заданий для ученика

Если ребенок легко справляется с математикой, система предложит более сложные задачи или интересные мини-игры для закрепления материала. А если возникнут трудности, будут подобраны подсказки и простые задания для повторения.

-                   Курс математики Учи.ру состоит из интерактивных заданий, которые разработаны опытными педагогами с учетом возрастных особенностей школьников.Сложность заданий постепенно растет, при этом, если ребенок что-то не понял и сделал ошибку, система разбивает решение на мелкие этапы и дает подсказки. Таким образом, ребенок никогда не остается один на один со своей проблемой.

-                   Платформа Учи.ру с помощью искусственного интеллекта может определять по поведению ребенка, сколько и каких заданий нужно для того, чтобы он освоил какой-то навык или знание. Одному ученику нужно решить 20 заданий, чтобы научиться решать определенный вид задач, а другому - 200.

-                   Система следит за количеством ошибок и правильных решений, за проведенным над задачей временем и, исходя из этого, выдает ученику следующее задание. Если ученик отвечает верно, система подбирает ему задание сложнее, неверно – задает уточняющие вопросы, которые приводят к правильному решению.

Такой подход с использованием ИИ, позволяет ученикам ликвидировать пробелы в знаниях и успешно осваивать школьную программу.

 

2.2. Портал Яндекс учебник

      Бесспорно, лидирующее положение в области применения искусственного интеллекта на образовательных порталахзанимает Яндекс Учебник. Яндекс Учебник используют в 75% школ России.

      Яндекс учебник – это первая в России образовательная платформа на базе нейросети. Многие образовательные порталы используют технологии искусственного интеллекта для автоматизации работы порталов.   Но у них нет собственной нейронной сети, и они не используют ИИ непосредственно для обучения в прямом смысле. Ресурсы Яндекс Учебника по информатике прошли научно-методическую экспертизу и были включены в перечень электронных образовательных ресурсов Минпросвещения. Контент Яндекс Учебника полностью соответствует ФГОС и ФРП и его можно использовать на уроках.

На сегодняшний день реализована полная линейка курсов по информатике на базе платформы Яндекс Учебник.

       В отличие от других платформ, которые в основном используют искусственный интеллект для поддержки работы платформы (обработки данных, ведению статистики), на портале Яндекс Учебник искусственный интеллект используется не только для поддержки работы портала, а именно в образовательных обучающих целях. С 2024 года на портале уже внедрены и работают:

-                   ИИ-помощник по математике, который, как пишут разработчики, поможет решать задачи и сэкономит время родителям: «Теперь у каждого школьника 5-8 класса есть персональный репетитор, который готов подключиться 24/7. ИИ-помощник не дает готового решения, он только подсказывает и подводит школьника к самостоятельному решению задачи, у него неограниченный запас времени, терпения и нужных слов».

-                   ИИ-помощник помогает учащимся готовиться к КЕГЭ по информатике при решении тренировочных заданий и пробных вариантов ЕГЭ. Этоснимает часть нагрузки с учителей и предоставляет широкие возможности для самоподготовки учеников. ИИ-помощник помогает ученикам бесплатно и в любое время, умеет находить ошибки и помогает их исправлять, может объяснять термины, вести диалог по заданию. ИИ-помощник изучает решения учеников, определяет, на какие темы им нужно обратить больше внимания, рекомендует персонально подобранные задания.

-                   Особо стоит отметить ИИ-помощник учителя информатики. Внутри Яндекс Учебника учитель получает доступ к ИИ-помощнику, в котором есть несколько специальных настроек. Для удобства у учителя отображается набор запросов, которые можно использовать. При этом набор этих настроек постоянно меняется и обновляется.ИИ-помощник учителяможет оказать помощь при подготовке к уроку, сделать опорный конспект или дать простое объяснение концепций, создать контрольные материалы, проверить задания и работать с кодом.

        Нам, как информатикам, особо хочется остановиться на возможности ИИ-помощника учителя для работы с кодом. Он не только анализирует программный код на Python и правильно определяет, как работает программа, но и дает полезные советы по улучшению программного кода: как сделать код более читаемым; какие конструкции лучше использовать и почему; какие дополнительные проверки сделать, чтобы избежать ошибок ввода во время выполнения программы; дает советы, какие темы нужно изучить, чтобы код программы на языке Python стал более эффективным и элегантным.

ИИ-помощник работает на основе YandexGPT и пока ещё в тестовом режиме. Некоторая многословность YandexGPTне позволяет быстро прочитать и проанализироватьмногостраничные ответы и рекомендации прямо на уроке;еёнаучные советы по улучшению кода не всегда предназначены для начинающих программистов, а скорее ориентированы на учителя и учеников профильных классов. Но тут проблема не в ИИ-помощнике, а скорее в неумении учителяправильно поставить задачу, чтобы сузить круг поиска для нужной возрастной группы.

Продвинутый пользователь, который хочет и знает, как можно кастомизировать ответы, может получить очень близкие ответы в ИИ-помощнике и в Yandex GPT напрямую. Инструмент внутри Яндекс Учебника позволяет получить доступ к помощнику внутри своего рабочего пространства, без дополнительных логинов и переключений в другие источники.

        В планах Яндекс Учебника усовершенствовать ИИ-помощник так, чтобы он мог находить не только синтаксические, но и логические ошибки в коде.

-                   Яндекс Учебник предлагает 12часовой курс обучения для учащихся: «Искусственный интеллект и генеративные сети». Этот курс выложен на портале в разделе «Дополнительные материалы» и позволяет учителю использовать его как на уроках, так и во время внеурочной деятельности, а также рекомендовать его для самостоятельного изучения.

-                   Яндекс Учебник разработал курс профессиональной подготовки «Нейросети для учителя» с выдачей удостоверения. Это объемный курс, включающийисторию развития ИИ, разъяснение понятий и терминов, знакомство с различными существующими нейросетями, описание их возможностей и областей применения, обучение промтингу, а также большой практикум. По результатам обучения выдается удостоверение.

-                   В сентябре 2024 года на портале Яндекс Учебника появился «Гайд по промтингу» от Яндекс Образования и ФКН ВШЭ. Этот курс направлен на помощь учителям эффективно использовать нейросети в образовательных целях. Цель курса - объяснить сложное простыми словами и дать учителям готовые примеры и паттерны, которые можно применять в работе с GPT.Гайд формирует навыки: получать более точные ответы на запросы к GPT; определять, какую работу ей можно поручить;учитвыражать мысли точнее и лаконичнее. А заодно в курсе учителясмогут «прокачать» критическое мышление, анализируя истинность ответов GPT. Один из разделов курса посвящентому, как безопасно внедрить GPT в образовательный процесс.

Заключение

Часто учителя школ отстают от своих учеников в области использования искусственного интеллекта, а ученики подсовывают им рефераты и «творческие работы» написанные нейронными сетями. Современный учитель постоянно должен заниматься самообразованием, чтобы не отставать от технического прогресса в области цифровых технологий.

Мы уверены, что технологии искусственного интеллекта не заменят учителя,ноони могут стать его помощником — чтобы сделать образовательный процесс более персональным, разнообразным и живым.

Искусственный интеллект – неизбежная педагогическая реальность. Мы должны смотреть в будущее, если хотим готовить будущих специалистов для различных отраслей экономики страны.


Поделиться: