|
Авторcтво: Крылова Ирина Владимировна, воспитатель ГБДОУ детский сад № 126 Выборгского района Санкт-Петербурга |
Аннотация. Основной целью работы по экологическому воспитанию с дошкольниками, является: формирование у каждого ребенка понимания необходимости бережного отношения к природе; стремления к адекватному восприятию представлений и знаний, выработки навыков по охране природы; приобщения к мировому уровню экологической культуры. В статье представлено планирование работы по экологическому воспитанию дошкольников с использованием эффективных технологий, методов и практик экологической направленности.
Ключевые слова: экологическая культура; позитивные практики; формы и методы экологического воспитания.
Значимым для воспитания экологической культуры ребенка является формирование целостной картины мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к миру, людям, природе, деятельности человека. Наряду с традиционными формами и методиками экологического воспитания, педагог может применять и практиковать современные позитивные практики экологической направленности [1, 2].
В таблице приведены темы, которые применимы для планирования работы по организации практик в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
|
сентябрь
|
· Живая книга «Экология и наше здоровье»;
· Виртуальная экскурсия в зоопарк «Кто в Теремочке живёт?»
|
|
октябрь
|
· Экологический микрофон «Жалобная книга природы» (бездомные животные);
· Экологическая идентификация «Я-цветочек»
|
|
ноябрь
|
· Дидактическая игра «Узнай по объявлениям»;
· Интерактивная игра «Птички-невелички!»
|
|
декабрь
|
· Мимио-презентация «Зимушка-зима»;
· Экологический сторисек («мешок историй») «Зимовье зверей»
· Экологическая идентификация «Я – птичка»
|
|
январь
|
· Секретный диалог с природой «Открой свой секретик снежинке»;
· Деловая игра «Хорошо – плохо»;
· Экологический микрофон «Покормите птиц зимой!»
|
|
февраль
|
· Экологическая идентификация «Я – сосулька»;
· Конкурс чтецов «Среди лесов, полей и рек живет счастливый человек!
|
|
март
|
· Экологический сторисек – «С голубого ручейка, начинается река…» (к Всемирному дню воды);
· Игра медитация «Солнышко и тучка»
|
|
апрель
|
· Открытый диалог с природой «Привет, муравьишки!»;
· Кейс-иллюстрации «Правильно ли ведут себя дети в природе?»
|
|
май
|
· Акция «А у нас в садочке зацветут цветочки!»;
· Инсценировка экосказки «Сказ о том, как звери в лесу уборку делали»
|
Живая книга – это современный вариант традиционной формы «Вечер встречи» с той разницей, что «живая книга» дает возможность непосредственно пообщаться с человеком (прочитать «живую книгу») и получить представления на определённую тему.
Конкурс чтецов или певцов содействует воспитанию бережного и уважительного отношения к живой природе через восприятие художественной литературы и музыкальных произведений. Красивым поэтическим словом можно выразить своё восхищение родной природой, свои чувства к родному краю, радость от того, что живёшь!
Метод экологической идентификации – игровой метод принятия, «превращения» в образы природных объектов: животных, растений, действия от их имени. Например, обыгрывание ситуации «Я – цветочек… », помогает ребенку понять, что растение – живое существо, оно страдает, когда ему больно. Побывав в роли какого-либо предмета или объекта природы, ребенок начинает относиться к нему с пониманием и уважением.
Экологический микрофон «Жалобная книга природы»
Письмо-жалоба является интересным и эффективным приёмом в работе с детьми. Дети получают письмо-жалобу от жителей леса, сада, огорода – тех, кто нуждается в помощи и защите. При получении такого письма дети задумываются над его содержанием, обговаривают и анализируют различные ситуации, решают самостоятельно или с помощью педагога, как можно помочь тому или иному живому существу, лесу, реке.
Экологический микрофон помогает детям высказать свои мысли на заданную экологическую тему. Все высказывания детей принимаются, одобряются, однако не обсуждаются. Микрофон позволяет детям свободно выражать свои мысли и чувства. С помощью микрофона активизируются малоактивные дети группы – «Говорит тот, у кого микрофон». Такая форма работы помогает сформировать у детей осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам, а также развивает критическое мышление. В конце игры обобщаются все высказывания.
Игры-ребусы, игры-опыты, игры-исследования, игры-медитации дают новые впечатления о состоянии природы и её изменениях, о жизни и труде людей; пробуждают интерес к природе и развивают ценностное отношение к ней, формируют мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности; предоставляют возможности для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать правильные решения. В данных играх дети применяют свой жизненный опыт и отражают то, что их интересует, радует или волнует.
Игра «Узнай по объявлениям» знакомит с особенностями животных и птиц (внешний вид, поведение, среда обитания), развивает логическое мышление. Дети внимательно слушают объявление, отгадывают о ком идёт речь.
Пример объявления:
- Друзья! Наступила весна. Мы вернулись из тёплых краёв. Будем радовать вас красивым пением. Вас попросим смастерить для нас новые домики-скворечники!
Современные цифровые технологии и Интернет помогут подобрать богатый иллюстративный и информационный материал о растениях, животных, явлениях природы. Широкий спектр дидактических картинок, репродукции художественных картин, фотографии, видеофильмы, звукозаписи (записи голосов птиц, млекопитающих, шум леса, прибоя, дождя, и т.д.) Одним из наиболее доступных средств использования компьютерных технологий в обучении дошкольников являются мультимедийные презентации и интерактивные игры. В отличие от взрослого человека, которому достаточно прослушать устное объяснение, впоследствии подключив логическое мышление, понять смысл информации, детям, как нельзя лучше подходит поговорка «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Ребенку, с его наглядно-образным мышлением, понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, совершить действие с предметом или оценить действие объекта.
Экологический сторисек («мешок историй») - это современный вариант такой традиционной формы работы с детьми, как «чтение вслух». Это эко-сумка или рюкзачок, внутри которого находится хорошая иллюстрированная книга. Дополняют книгу мягкие игрушки, реквизит, научно-популярная, энциклопедическая литература по теме, аудиокассета или компакт-диск, дидактическая либо развивающая игра, и многое другое. Формат «экологического сторисека» предполагает выбор какой-либо детской экологической художественной книги для чтения вслух и подготовку комплекта методических материалов к этой книге, что, несомненно, поможет сделать чтение более интересным, а процесс усвоения – увлекательным.
Диалог с природой – метод, который нацелен на развитие эмоциональной сферы ребенка, его чувствительности.
Диалоги осуществляются в следующих вариантах:
«секретные» (дети «один на один» общаются с природой);
«открытые» (устные обращения к Солнцу, Дождю, Цветку).
Кейс-технология – это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией. Кейс-технологии, развивают коммуникативные компетенции в тех образовательных областях, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, и нужно найти правильный ответ, аргументируя свои доводы.
Деловая игра помогает узнать детям о том, что нужно делать, чтобы беречь, сохранять и приумножать природу, развивает умения делать выводы и умозаключения, совершенствует представления детей о явлениях живой и неживой природы, животных и растениях.
Деловая игра «Хорошо – плохо»
Предлагаются детям разные ситуации, а дети делают умозаключения, например: «Снежная зима – это хорошо или плохо?». Для лучшего понимания ситуации, детям нужна визуализация. Рекомендуется использовать для этого сюжетные картинки.
Сказкотерапия – процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Процесс переноса сказочных смыслов в реальность. С целью развития осознанного и бережного отношения к природе, используют сказки о животных, о взаимоотношениях людей и животных. Связано это с тем, что дети дошкольного возраста часто сравнивают себя с животными, стараются быть похожими на них. Сказки в увлекательной форме объясняют суть экологических проблем, причины их появления, помогают осмыслить окружающий мир и взаимосвязь всего живого в нем.
Систематическая работа с использованием позитивных практик экологической направленности, применение эффективных технологий и методов, способствуют формированию у детей желаний и умений сохранять природу, воспитывают чувство ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам.
Литература
1. Вакуленко Ю.А. Воспитание любви к природе у дошкольников. Экологические праздники, викторины, занятия. – Издательство «Учитель», 2020. – 157 с.
2. Мосягина Л.И. Занимательная экология. Парциальная программа (от 3 до 7 лет) ФГОС ФОП ДО Издательство «Детство-Пресс», 2024. – 128 с.
Поделиться: