Поиск по сайту

Использование авторского интерактивного методико-экологического кейса «ПОЮЩАЯ ПЛАНЕТА» в деятельности учителя начальных классов


Авторcтво: Зорич Татьяна Алексеевна, учитель начальных классов ГУО «Средняя школа № 111 имени Михаила Каснерика г. Минска» Республика Беларусь


 Аннотация. В статье обосновывается актуальность формирования у обучающихся ценностного отношения. к живой природе. Приведены результаты педагогических исследований, подтверждающих необходимость повышения уровня экологических знаний учащихся начальной школы. Эту работу поддерживают также и родители. Дается характеристика авторской разработки учителя начальных – интерактивного методического кейса «Поющая планета» как средства формирования экологической культуры учащихся на I ступени общего среднего образования. Материалы проекта имеют практическую направленность и адресуются широкому кругу педагогических работников при организации работы по экологическому воспитанию. 

Ключевые слова: экологическое воспитание, общение с природой, интерактивный методико-экологический кейс, интеллектуальный компонент экологической культуры, наблюдение за птицами.

           Младший школьный возраст является основой в системе непрерывного экологического образования и первым этапом формирования личности человека, его ценностей в отношении к природе. Именно от учителя, от выбранных им способов, методов и технологий, зависит, в какой степени у учащихся будет сформировано экологическое сознание и культура.

           Целью воспитания учащихся является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности учащегося [1], а экологическая направленность заложена в качестве одного из основных принципов государственной политики в сфере образования в соответствии со статьей 2 Кодекса Республики Беларусь об образовании.

           Одним из направлений воспитания учащихся является экологическое воспитание, направленное на формирование у обучающихся ценностного отношения к природе, навыков рационального природопользования и защиты окружающей среды [1, c. 3].

           Современные учащиеся, редко бывая на природе, иногда не могут отличить простую синицу от воробья, а ведь птицы – это прямые потомки динозавров. Каждый пятый вид птиц, обитающий в Беларуси, занесен в Красную книгу. Если сегодня эту тенденцию проигнорировать, завтра количество представителей пернатых может сократиться настолько, что трудно будет принимать эффективные спасательные меры [2].

           У школ есть возможность организовать получение учащимися опыта общения с природой, изучение местного биоразнообразия непосредственно на прилегающей территории, а предложенная автором инициатива призвана помочь восстановить отношения «ребенок – природа», сформировать экологическую культуру и экологическое сознание.

           Одной из задач для учителя является поиск таких форм, методов и приемов, которые способствуют формированию у учащихся интеллектуального компонента экологической культуры. Среди них были выделены следующие: решение экологических задач по установлению взаимосвязей, экскурсии на природу, познавательные игры, квесты на природе, прогулка-задание, метод экологической идентификации (от лат. identificare – «отождествлять»), имитационные игры.

           По мнению В.В. Пожитневой «…одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов» [3, с. 14]. Экологический кейс – это предложенная учащимся ситуация с определённым набором условий, описывающая экологическую проблему или конфликт в рамках взаимодействия нескольких субъектов [4, с. 26].

           С целью изучения необходимости в экологическом просвещении учащихся была проведена диагностика родителей (законных представителей) учащихся, в которую включались вопросы об экологическом воспитании: кто должен его осуществлять, как осуществляют родители экологическое воспитание и просвещение, актуально ли данное направление в современном мире.  Полученные результаты показали, что экологическое воспитание важно в современном обществе (100 %), вопросами экологического воспитания должны заниматься семья и школа (92 %), поддержат работу, проводимую в школе 79 % родителей (количество респондентов – 320). Также опрос показал наличие проблем – практически не затрагиваются вопросы экологического характера дома (68 %), и был подтвержден факт, что современные дети редко посещают природу и «общаются» с растительным и животным миром в их естественной среде. Таким образом, подтверждается необходимость данного вида работы по формированию экологической культуры учащихся.

При проведении теста Е.А. Калюковой, А.В. Шишовой был изучен уровень экологических знаний учащихся, а уровень экологического сознания был определен по методике А. Сидельковского «Развитость моего экологического сознания». Выявить сформированность умения оценивать ситуацию, выбирать целесообразный способ деятельности помогла методика «Экологические ситуации» по Е.К. Берюховой и Н.В. Груздевой.

Стартовая диагностика была проведена в 3-х и 4-х классах (185 учащихся). Высокий уровень экологических знаний показали только 25 % учащихся. У 22 % учащихся наблюдаются недостаточные представления об окружающем мире, у 53 % учащихся экологические знания сформированы на среднем уровне, они понимают, что природа – это единый взаимосвязанный организм и хотят повысить свой уровень экологических знаний.

       Результаты методики А. Сидельковского показали, что высокий уровень экологического сознания есть только у 12 % испытуемых учащихся, низкий уровень – у 49 %.

Автором данной статьи разработан методико-экологический кейс «ПОЮЩАЯ ПЛАНЕТА», в котором представлена система занятий для учащихся и методических материалов для педагогов: https://zorych111.wixsite.com/planeta2024 .

Предлагается серия занятий с учащимися 1-4-х классов по формированию экологически ориентированного поведения:

1. «Что делает птицу птицей?»;

2. «А кто это в небе?»;

3. «Веди себя как птица!»;

4. «Чем я могу помочь?»;

5. «Вы слышите то, что слышу я?»;

6. «Гнёзда и птенцы»;

7. «Миграция и перелёты»;

8. «Птичьи домики»;

9. Викторина «Я это знаю, умею, делаю».

          Для организации эффективной деятельности необходимо обязательно включать мероприятия не только в кабинете, но и на прилегающей школьной территории. Так, например, учащиеся узнают, что самыми умными считаются серая ворона, вóрон и галка. Поэтому одно из заданий на дом – подружиться с вороной, или хотя бы попробовать приучить их к себе в течение летних каникул. На одном из занятий предусмотрено слушание птиц, которые обитают в окрестностях учебного заведения и учиться определять их по пению.       Учащиеся будут учиться организовывать наблюдение за птицами, зарисовывать, определять их по классификаторам (определителям).

          На одном из занятий организуется имитация движения птиц, практическая деятельность по подбору корма, постройка домиков для птиц, кормушек, изучение схем перелетов мигрирующих и перелетных птиц, а на итоговом занятии предусмотрена викторина с использованием заданий, созданных при помощи сервиса Learningapps.org.

          Специально для педагогов разработаны пазлы с изображением птиц, останется только разрезать листы и раздать учащимся. Данный материал можно использовать на уроках труда, изобразительного искусства либо природоведения; головоломки «Найди слово по буквам» по темам «Перелетные и зимующие птицы»; «Лесные и городские птицы»; «Облако слов»; ссылки на сайты классификаторы; онлайн определители птиц; подобран список художественной литературы с интересными и поучительными историями, составлен словарик основных экологических понятий.

         Отдельно отметим вид активной деятельности – квесты для всей семьи: исследуйте природу с помощью веселых и практических заданий на открытом воздухе или в помещении, или даже объедините их. Данный материал широк в применении, ведь не только на уроках могут пригодиться знания о птицах.

Предложены темы кейсов:

-                   «Ранняя весна. Смогут ли птицы «успеть» вернуться домой?»;

-                   «Могу ли я всех посчитать?»;

-                   «Все ли живут одинаково долго?»;

-                   «Кот против Птицы»;

-                   «Игра или необходимость».

Для учащихся 3-4-х классов предлагается цикл занятий по изучению отдельных видов птиц, включающих описание вида, особенности строения, поведения, интересные факты, а также предложены дополнительные темы занятий:

-                   Конкурс рисунков «Птицы школьного двора»;

-                   Конкурс фотографий;

-                   Конкурс кроссвордов;

-                   Конкурс устных сочинений;

-                   Прогулка-задание «Птичьи следы на снегу»;

-                   Игра «Крокодил» по птицам;

-                   Аукцион загадок и пословиц;

-                   Легенды о птицах, сказки;

-                   Инсценирование природоведческих сказок.

           Знания об окружающей среде могут способствовать формированию положительного и устойчивого отношения к ней. Важно подчеркнуть, что экологические знания многогранны, а утрата знакомства с миром природы, приводит к утрате знаний об окружающей среде, включая способность идентифицировать даже самые распространенные виды животных. Обладание хотя бы базовыми навыками идентификации животных и растений часто подчеркивается как необходимое условие для понимания и оценки биоразнообразия. Формирование осознанного понимания основных экологических ценностей, превращение учеников в активных защитников окружающей среды – вот важные цели для педагога.

 

Литература

1. Кодекс Республики Беларусь об образовании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=hk1100243 (дата обращения: 12.05.2024).

2. Глобальная база данных по биоразнообразию. Современные тенденции развития в Беларуси, Латвии и Литве: сборник материалов I Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 16-19 ноября 2021 г. / ответственный редактор Бородин О.И. – Минск: А.Н. Вараксин, 2021. – 254 с.

3. Пожитнева В.В. Кейс-технологии для развития одаренности // Химия в школе. – 2008. - № 4. – С.13-17.

4. Чердымова Е.И. Кейс-метод для решения экопрофессиональных конфликтов: монография / Е.И. Чердымова, В.Я. Мачнев. – Самара: Изд-во Самарского университета, 2019. –124 с.


Поделиться: