Поиск по сайту

Организация внеурочной деятельности учащихся с интеллектуальными нарушениями по экологическому воспитанию на основе регионального компонента


Авторcтво: Достовалова Татьяна Леонидовна, учитель биологии и экологии ГБОУ «Курганская школа № 8» г. Курган


Аннотация. Реализация экологического воспитания на основе регионального компонента для учащихся с интеллектуальными нарушениями – задача не из простых. В статье рассматриваются специальные педагогические условия, которые позволят учителю организовать эффективную внеурочную деятельность, способствующую формированию экологического мышления и культуры у учащихся.

Ключевые слова: экологическое воспитание, региональный компонент, дети с интеллектуальными нарушениями, родная природа, общение с природой, взаимодействие с родителями. 

         Экология – это наука, изучающая взаимодействие живых организмов между собой и с их окружающей средой. Для детей с интеллектуальными нарушениями важно не только знать основы экологии, но и понимать, как именно они могут влиять на окружающий мир.    

         Многие великие русские педагоги считали важным учить детей на природе. Лев Николаевич Толстой был одним из самых оригинальных и смелых новаторов в педагогике. Его Яснополянская школа – одна из первых попыток в России творчески подойти к обучению крестьянских детей, не только дать им основы необходимых знаний, но и воспитать любовь к природе через непосредственное общение с ней. В январе 1889 года в своём дневнике он писал: «Природа входит в человека и дыханием, и пищей, так что человек не может не чувствовать себя частью ее и ее частью себя» [2].

         Константин Дмитриевич Ушинский считал природу великой воспитательницей, которая оказывает существенное влияние на формирование патриотизма и эстетических чувств.

         Центральным звеном в экологическом воспитании детей с интеллектуальными нарушениями является опора на материал с региональным компонентом при общении с природой. С одной стороны, ребята лучше усваивают школьную программу, с другой – у них активизируется мыслительная деятельность и появляется интерес к родному краю.

         Наблюдая за родной природой на экскурсиях, прогулках, учащиеся замечают то, как ведут себя проживающие рядом животные, как выглядят растения, закономерности в ландшафте. Это занятие включает в себя одновременно развитие восприятия, мышления и речи. У ребёнка работают все рецепторы: он видит окружающую природу, слышит пение птиц, шум реки, ощущает прикосновение растений, чувствует запахи цветов, всё это помогает ему более точно ощутить и понять единство природы. Обогащается активный словарный запас, расширяются краеведческие знания о природе, людях, живущих рядом, развивается эмоциональная сфера, формируются их нравственные качества [3].

        Дидактические игры помогают уточнять, закреплять, обобщать и систематизировать знания учащихся с интеллектуальными нарушениями. Играя, дети учатся эколого-целесообразному поведению в природе, учатся искать собственные решения в трудных ситуациях. Игры с предметами, природным материалом, настольно-печатные игры, словесные, ролевые – повышают активность детей и тем самым обеспечивают успешность достижения необходимого результата.

       Проектная деятельность с региональным компонентом позволяет избегать шаблонности в изучении материала, развивает у учащихся умение планировать свою деятельность, формирует навыки сбора и обработки информации, учит искать пути решения проблемы. У учащихся с интеллектуальными нарушениями активизируется познавательная деятельность, формируются навыки рефлексии, критического и творческого мышления, коммуникативные навыки, развивается устная и письменная речь.

       Посещение местных заповедников, заказников, изучение животных и растений, занесённых в красную книгу региона, создаёт благоприятные условия для развития практических навыков. Практические занятия становятся неотъемлемой частью обучения, так как они развивают навыки, расширяют кругозор и помогают лучше усваивать материал.

       Экологическое воспитание школьников важно осуществлять в тесном контакте с семьёй, во взаимодействии с родителями. Учителю необходимо привлечь внимание родителей к проблеме воспитания у их детей любви к родному краю. Для этого используются различные формы работы: тематические родительские собрания, консультации, беседы, экологические стенды, совместные экологические проекты, конкурсы.  

       При создании специальных педагогических условий региональный материал позволяет достичь трёх важных целей – обучающей, развивающей и воспитательной. Изучение родной природы формирует целостное представление о мире, природе, человеке. Это становится основой для формирования экологических способностей детей с интеллектуальными нарушениями.

Литература

1.                 Атутов П.Р. Методологические проблемы национально-регионального образования // Национально-региональный компонент образования в условиях его стандартизации: Сб. матер. Всерос. Науч.-практ. конф., 30-31 мая 1997 г.- Бирск: Изд-во БирГПИ, 1997. – С. 3-6.

2.                 Афоризмы, цитаты и высказывания из произведений Льва Николаевича Толстого [Электронный ресурс]. URL: https://mcbzimovniki.ru/2-materialy/4091-tsitaty-i-vyskazyvaniya-l-n-tolstogo

3.                 Божко Н.В. Роль национально-регионального компонента в формировании эколичности в процессе экологического образования// Фундаментальные исследования. – 2004. № 3. – С. 58-60.

3. Гребенникова И.А. Условия формирования основ экологической культуры у учащихся с интеллектуальными нарушениями. // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – Ростов-на-Дону. – 2010. – № 8. – С. 235-243.


Поделиться: