Поиск по сайту

Полипредметные уроки – дань времени или инновация в образовании?


Авторcтво: Бойцова Елена Геннадьевна, заместитель директора по методической работе; Чичев Евгений Михайлович, учитель информатики; Самарцева Светлана Михайловна, учитель физики; Чабан Татьяна Юрьевна, учитель математики; Бабенко Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы ГБОУ гимназии № 622 Выборгского района Санкт-Петербурга


Уровень развития современного общества диктует новые правила жизни и образования. Можно принимать или не принимать инновации в обучении, но совершенно очевидно, что школа не может существовать в старом формате. Требования ФГОСов второго поколения это не блажь чиновников от образования, а выраженные научным языком требования, предъявляемые к процессу обучения и его конечному результату (1).

При современной скорости развития всех отраслей науки и техники человек, обладающий только стандартным набором знаний, но не умеющий самостоятельно добывать, анализировать и систематизировать информацию, делать выводы, ставить цели, рассчитывать пути их достижения и корректировать выбранный путь, не будет конкурентоспособным и востребованным специалистом. Необходимо наличие метапредметных навыков и умений, сформированных универсальных учебных действий для достижения конкретных результатов в выбранной профессии.

В свете этих требований перед школой встает вопрос о поиске новых форм работы с учащимися. Одна из новых форм работы, применяемая в нашей гимназии – полипредметные уроки и проекты, проводимые с использованием технологий Веб 2.0.

Полипредметный урок представляет собой урок, во время которого изучаемый объект рассматривается с точки зрения различных учебных дисциплин. Для сравнения полипредметного урока с традиционным возьмем полипредметный урок «Гармонические колебания», который изучает это явление с точки зрения математики (Тригонометрические функции), физики (Гармонические колебания) и информатики (построение графиков в Excel). Сравнительный анализ двух форм уроков приведен в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительный анализ полипредметного и традиционного уроков

Урок

Время и тема изучения по предметам

Оборудование

и методики

Достоинства

Недостатки

Традиционный

Физика - гармонические колебания – класс

Математика – тригонометрические функции – класс

Информатика – построение графиков в электронных таблицах Excel - класс

Традиционные: лекционная, отработка материала через тренировочные упражнения, закрепление, тестирование.

Оборудование: физическое для демонстрации опытов, компьютеры с программой Excel

Традиционный урок необходим на стадии ознакомления с новым материалом, т.к. происходит более глубокая проработка материала традиционными методами и приемами обучения. Использование системы традиционных тренировочных упражнений позволяет отработать навыки практического применения теоретических знаний. Проработка практических навыков решения позволяет подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ.

Отсутствие целостного восприятия явлений и понятий, т.к. изучение сходных явлений происходит на разных предметах и в разное время.

Низкая мотивация к обучению, связанная с использованием традиционных форм обучения.

Отсутствие возможности формирования познавательных универсальных учебных действий вызванное использованием традиционных методов обучения.

Поли-предметный

Исследование гармонические колебания

10 класс

Технологии Веб 2.0 (гугл-сайты МО, блоги учащихся, гугл-группы)

Оборудование:

цифровая лаборатория «Архимед», компьютерный класс

Изучение одного явления с точки зрения различных предметов дает целостное представление о нем.

Более эффективное формирование познавательных универсальных учебных действий за счет возможности использования новых методов познания мира и сопоставления различных явлений.

Формирование метапредметных навыков и умений.

Невозможно в течение одного урока глубоко изучить три темы в связи с недостаточностью времени и технических возможностей. Кроме того, на полипредметном уроке не происходит отработка навыков практического применения теоретических знаний для подготовки учащихся к решению задач на ЕГЭ в связи с недостатком времени.

Для организации полипредметного урока необходима корректировка расписания учащихся и учителей, подбор кабинетов и технических средств.

Таким образом, как показывает сравнительный анализ, полипредметный урок не является альтернативой традиционным урокам. Он не должен использоваться в качестве урока первичного представления материала или его отработки, а только в качестве обобщающего урока, урока закрепления полученных знаний.

Кроме того, при проведении полипредметных уроков необходимо учитывать наличие методических и технических средств для его проведения. Поскольку такой урок включает в себя несколько предметных областей, для его проведения необходимо задействовать несколько учителей-предметников. В рассматриваемом примере полипредметного урока «Гармонические колебания» были задействованы три учителя – учителя физики, математики и информатики. Данное взаимодействие учителей возможно только в том случае, если существует внутришкольная модель сетевого взаимодействия учителей. Помимо этого, при проведении полипредметных уроков возникает проблема недостатка времени урока, так как в течение 45 минут необходимо обобщить большой объем знаний. Использование большего количества уроков, как правило, невозможно и по техническим причинам и по требованиям планирования и выполнения образовательной программы по предметам. Следовательно, для реализации полипредметных уроков необходимо использование технологий дающих возможность более эффективно использовать время урока и расширять его границы. Таким инструментом и является модель сетевого взаимодействия участников образовательного процесса, созданная на основе технологий Веб 2.0.

Участниками сетевого взаимодействия являются учащиеся, родители, педагоги и администрация ОУ (2). Модель в настоящее время реализуется с использованием веб-ресурсов Google (Рис. 1.). Ядром модели выступает центральный портал ОУ, который перенаправляет пользователей на указанные на схеме разделы. Использование платформы Google-сайтов позволяет организовать многоуровневое сетевое взаимодействие всех участников с управляемым доступом и совместной работой над сайтами и размещаемыми материалами. На рисунке 1 представлена принципиальная схема

15_7.jpg

Рис. 1. Схема модели взаимодействия с использованием веб-ресурсов Google

В основном, используются следующие ресурсы: Google-сайты, Google Groups, Google Documents, Blogspot.

Преимущества использования различных элементов модели сетевого взаимодействия показаны в таблице 2.

Таблица 2

Использование элементов модели сетевого взаимодействия для организации полипредметных уроков

Наименование элемента

Назначение

Преимущества

Сайт учителя предметника

Организация предварительной работы (введение в тему, повторение понятиями, определение источников информации).

Расширение границ урока за счет использования виртуального пространства

Размещение дополнительных материалов по теме (видеофильмы, презентации, текстовые материалы)

Возможность дистанционной работы для учащихся, пропустивших урок

Сайт методического объединения

Совместная работа над документами, используя разные компьютеры (удаленный доступ).

Возможность экономии времени урока за счет использование удаленного доступа. Возможность совместного создания сложных документов (таблиц, презентаций и т.д.)

Облегчение работы учителя за счет возможности контроля работы целого класса с одного компьютера учителя.

Постановка целей и задач урока

Расширение границ урока за счет использования виртуального пространства

Подведение итогов урока и рефлексии

Расширение границ урока за счет использования виртуального пространства

Возможность более корректного проведения рефлексии в виртуальном пространстве за счет наличия у учащихся времени на обдумывание ответов на вопросы рефлексии.

Публикация домашнего задания

Наличие домашнего задания у всех учащихся, в том числе и у пропустивших урок.

Сбор материалов учителей –предметников по данному проекту

Использование сайта методического объединения в качестве электронной методической копилки

Блоги учащихся

Публикация выполненных домашних заданий

Возможность создания электронного портфолио учащегося

Комментарии учителей-предметников к выполненным заданиям

Наличие единого места для комментариев учителей различных предметов. Возможность использования комментариев к своей и чужим работам для корректировки задания

Сайт образовательного учреждения

Публикация общей информации о проведении полипредметных уроков.

Своевременное информирование всех участников образовательного процесса

Для организации полипредметного урока используется сайт того методического объединения, учитель которого является инициатором проведения полипредметного урока или проекта. Так в приведенном выше примере, для проведения полипредметного урока «Гармонические колебания» для организации совместной работы использовался сайт методического объединения учителей математики и информатики. Схема использования элементов модели сетевого взаимодействии для организации и проведения полипредметного урока «Гармонические колебания» представлена на  рис. 2

15_8.jpg

Рис.2. Схема использования элементов модели сетевого взаимодействии для организации проведения полипредметного урока.

Для иллюстрации работы данной схемы рассмотрим комбинацию использования виртуального и реального образовательного пространства на примере полипредметного урока «Гармонические колебания» (таблица 3).

Таблица 3

Примеры использования комбинации виртуального и реального образовательного пространства во время полипредметного урока

Наименование предмета

Реальное образовательное пространство (урок в классе)

Виртуальное образовательное пространство (модель сетевого взаимодействия)

Физика

Изучение гармонических колебаний и построение их графика с использованием цифровой лаборатории «Архимед». Заполнение формы отчета по лабораторной работе.

Повторение понятий, обсуждения физической основы гармонических колебаний, просмотр видеофильма по теме.

Проведение рефлексии. Опубликование домашнего задания. Проверка выполнения домашнего задания с точки зрения физики и комментарии к нему. Выставление оценок.

Математика

Практическая отработка навыка построения синусоиды. Построение графика гармонических колебаний с использованием цифровой лаборатории «Архимед» и анализ полученных графиков.

Повторение правил построения синусоид, понятийного аппарата, зависимостей конфигурации графиков от различных параметров, просмотр видеосюжета по теме.

Проведение рефлексии. Опубликование домашнего задания. Проверка выполнения домашнего задания с точки зрения математики и комментарии к нему. Выставление оценок

Информатика

Построение графиков гармонических колебаний в программе Excel. Заполнение формы отчета по лабораторной работе.

Повторение правил работы в программе Excel.

Проведение рефлексии. Опубликование домашнего задания. Проверка выполнения домашнего задания с точки зрения информатики и комментарии к нему. Выставление оценок

Таким образом, проведение полипредметных уроков с использованием технологий Веб 2.0 позволяет значительно оптимизировать учебный процесс, формировать универсальные учебные действия, развивать метапредметные навыки и умения, что и является целью современного образовательного процесса согласно требованиям ФГОС второго поколения.

Список литературы

1. Федеральный Государственный образовательный стандарт. Основное общее образование. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897.

2. Чичев Е.М. «Использование технологии Веб 2.0 для организации сетевого взаимодействия в школе» Министерство образования и науки Российской Федерации, Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании», Комитет по образованию Правительства Санкт-Петербурга,ГОУ ДПО ЦПКС Санкт-Петербурга «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», конференция «ИТО – Санкт-Петербург. Информационные технологии для Новой школы», 21-22 марта 2011 года, Санкт-Петербург. Сборник тезисов.


Поделиться: