Авторcтво: Бойцова Елена Геннадьевна, заместитель директора по методической работе; Чичев Евгений Михайлович, учитель информатики; Самарцева Светлана Михайловна, учитель физики; Чабан Татьяна Юрьевна, учитель математики; Бабенко Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы ГБОУ гимназии № 622 Выборгского района Санкт-Петербурга |
Уровень развития современного общества диктует новые правила жизни и образования. Можно принимать или не принимать инновации в обучении, но совершенно очевидно, что школа не может существовать в старом формате. Требования ФГОСов второго поколения это не блажь чиновников от образования, а выраженные научным языком требования, предъявляемые к процессу обучения и его конечному результату (1).
При современной скорости развития всех отраслей науки и техники человек, обладающий только стандартным набором знаний, но не умеющий самостоятельно добывать, анализировать и систематизировать информацию, делать выводы, ставить цели, рассчитывать пути их достижения и корректировать выбранный путь, не будет конкурентоспособным и востребованным специалистом. Необходимо наличие метапредметных навыков и умений, сформированных универсальных учебных действий для достижения конкретных результатов в выбранной профессии.
В свете этих требований перед школой встает вопрос о поиске новых форм работы с учащимися. Одна из новых форм работы, применяемая в нашей гимназии – полипредметные уроки и проекты, проводимые с использованием технологий Веб 2.0.
Полипредметный урок представляет собой урок, во время которого изучаемый объект рассматривается с точки зрения различных учебных дисциплин. Для сравнения полипредметного урока с традиционным возьмем полипредметный урок «Гармонические колебания», который изучает это явление с точки зрения математики (Тригонометрические функции), физики (Гармонические колебания) и информатики (построение графиков в Excel). Сравнительный анализ двух форм уроков приведен в таблице 1.
Таблица 1
Сравнительный анализ полипредметного и традиционного уроков
Урок
|
Время и тема изучения по предметам
|
Оборудование
и методики
|
Достоинства
|
Недостатки
|
Традиционный
|
Физика - гармонические колебания – класс
Математика – тригонометрические функции – класс
Информатика – построение графиков в электронных таблицах Excel - класс
|
Традиционные: лекционная, отработка материала через тренировочные упражнения, закрепление, тестирование.
Оборудование: физическое для демонстрации опытов, компьютеры с программой Excel
|
Традиционный урок необходим на стадии ознакомления с новым материалом, т.к. происходит более глубокая проработка материала традиционными методами и приемами обучения. Использование системы традиционных тренировочных упражнений позволяет отработать навыки практического применения теоретических знаний. Проработка практических навыков решения позволяет подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ.
|
Отсутствие целостного восприятия явлений и понятий, т.к. изучение сходных явлений происходит на разных предметах и в разное время.
Низкая мотивация к обучению, связанная с использованием традиционных форм обучения.
Отсутствие возможности формирования познавательных универсальных учебных действий вызванное использованием традиционных методов обучения.
|
Поли-предметный
|
Исследование гармонические колебания
10 класс
|
Технологии Веб 2.0 (гугл-сайты МО, блоги учащихся, гугл-группы)
Оборудование:
цифровая лаборатория «Архимед», компьютерный класс
|
Изучение одного явления с точки зрения различных предметов дает целостное представление о нем.
Более эффективное формирование познавательных универсальных учебных действий за счет возможности использования новых методов познания мира и сопоставления различных явлений.
Формирование метапредметных навыков и умений.
|
Невозможно в течение одного урока глубоко изучить три темы в связи с недостаточностью времени и технических возможностей. Кроме того, на полипредметном уроке не происходит отработка навыков практического применения теоретических знаний для подготовки учащихся к решению задач на ЕГЭ в связи с недостатком времени.
Для организации полипредметного урока необходима корректировка расписания учащихся и учителей, подбор кабинетов и технических средств.
|
Таким образом, как показывает сравнительный анализ, полипредметный урок не является альтернативой традиционным урокам. Он не должен использоваться в качестве урока первичного представления материала или его отработки, а только в качестве обобщающего урока, урока закрепления полученных знаний.
Кроме того, при проведении полипредметных уроков необходимо учитывать наличие методических и технических средств для его проведения. Поскольку такой урок включает в себя несколько предметных областей, для его проведения необходимо задействовать несколько учителей-предметников. В рассматриваемом примере полипредметного урока «Гармонические колебания» были задействованы три учителя – учителя физики, математики и информатики. Данное взаимодействие учителей возможно только в том случае, если существует внутришкольная модель сетевого взаимодействия учителей. Помимо этого, при проведении полипредметных уроков возникает проблема недостатка времени урока, так как в течение 45 минут необходимо обобщить большой объем знаний. Использование большего количества уроков, как правило, невозможно и по техническим причинам и по требованиям планирования и выполнения образовательной программы по предметам. Следовательно, для реализации полипредметных уроков необходимо использование технологий дающих возможность более эффективно использовать время урока и расширять его границы. Таким инструментом и является модель сетевого взаимодействия участников образовательного процесса, созданная на основе технологий Веб 2.0.
Участниками сетевого взаимодействия являются учащиеся, родители, педагоги и администрация ОУ (2). Модель в настоящее время реализуется с использованием веб-ресурсов Google (Рис. 1.). Ядром модели выступает центральный портал ОУ, который перенаправляет пользователей на указанные на схеме разделы. Использование платформы Google-сайтов позволяет организовать многоуровневое сетевое взаимодействие всех участников с управляемым доступом и совместной работой над сайтами и размещаемыми материалами. На рисунке 1 представлена принципиальная схема
Рис. 1. Схема модели взаимодействия с использованием веб-ресурсов Google
В основном, используются следующие ресурсы: Google-сайты, Google Groups, Google Documents, Blogspot.
Преимущества использования различных элементов модели сетевого взаимодействия показаны в таблице 2.
Таблица 2
Использование элементов модели сетевого взаимодействия для организации полипредметных уроков
Наименование элемента
|
Назначение
|
Преимущества
|
Сайт учителя предметника
|
Организация предварительной работы (введение в тему, повторение понятиями, определение источников информации).
|
Расширение границ урока за счет использования виртуального пространства
|
Размещение дополнительных материалов по теме (видеофильмы, презентации, текстовые материалы)
|
Возможность дистанционной работы для учащихся, пропустивших урок
|
Сайт методического объединения
|
Совместная работа над документами, используя разные компьютеры (удаленный доступ).
|
Возможность экономии времени урока за счет использование удаленного доступа. Возможность совместного создания сложных документов (таблиц, презентаций и т.д.)
Облегчение работы учителя за счет возможности контроля работы целого класса с одного компьютера учителя.
|
Постановка целей и задач урока
|
Расширение границ урока за счет использования виртуального пространства
|
Подведение итогов урока и рефлексии
|
Расширение границ урока за счет использования виртуального пространства
Возможность более корректного проведения рефлексии в виртуальном пространстве за счет наличия у учащихся времени на обдумывание ответов на вопросы рефлексии.
|
Публикация домашнего задания
|
Наличие домашнего задания у всех учащихся, в том числе и у пропустивших урок.
|
Сбор материалов учителей –предметников по данному проекту
|
Использование сайта методического объединения в качестве электронной методической копилки
|
Блоги учащихся
|
Публикация выполненных домашних заданий
|
Возможность создания электронного портфолио учащегося
|
Комментарии учителей-предметников к выполненным заданиям
|
Наличие единого места для комментариев учителей различных предметов. Возможность использования комментариев к своей и чужим работам для корректировки задания
|
Сайт образовательного учреждения
|
Публикация общей информации о проведении полипредметных уроков.
|
Своевременное информирование всех участников образовательного процесса
|
Для организации полипредметного урока используется сайт того методического объединения, учитель которого является инициатором проведения полипредметного урока или проекта. Так в приведенном выше примере, для проведения полипредметного урока «Гармонические колебания» для организации совместной работы использовался сайт методического объединения учителей математики и информатики. Схема использования элементов модели сетевого взаимодействии для организации и проведения полипредметного урока «Гармонические колебания» представлена на рис. 2
Рис.2. Схема использования элементов модели сетевого взаимодействии для организации проведения полипредметного урока.
Для иллюстрации работы данной схемы рассмотрим комбинацию использования виртуального и реального образовательного пространства на примере полипредметного урока «Гармонические колебания» (таблица 3).
Таблица 3
Примеры использования комбинации виртуального и реального образовательного пространства во время полипредметного урока
Наименование предмета
|
Реальное образовательное пространство (урок в классе)
|
Виртуальное образовательное пространство (модель сетевого взаимодействия)
|
Физика
|
Изучение гармонических колебаний и построение их графика с использованием цифровой лаборатории «Архимед». Заполнение формы отчета по лабораторной работе.
|
Повторение понятий, обсуждения физической основы гармонических колебаний, просмотр видеофильма по теме.
Проведение рефлексии. Опубликование домашнего задания. Проверка выполнения домашнего задания с точки зрения физики и комментарии к нему. Выставление оценок.
|
Математика
|
Практическая отработка навыка построения синусоиды. Построение графика гармонических колебаний с использованием цифровой лаборатории «Архимед» и анализ полученных графиков.
|
Повторение правил построения синусоид, понятийного аппарата, зависимостей конфигурации графиков от различных параметров, просмотр видеосюжета по теме.
Проведение рефлексии. Опубликование домашнего задания. Проверка выполнения домашнего задания с точки зрения математики и комментарии к нему. Выставление оценок
|
Информатика
|
Построение графиков гармонических колебаний в программе Excel. Заполнение формы отчета по лабораторной работе.
|
Повторение правил работы в программе Excel.
Проведение рефлексии. Опубликование домашнего задания. Проверка выполнения домашнего задания с точки зрения информатики и комментарии к нему. Выставление оценок
|
Таким образом, проведение полипредметных уроков с использованием технологий Веб 2.0 позволяет значительно оптимизировать учебный процесс, формировать универсальные учебные действия, развивать метапредметные навыки и умения, что и является целью современного образовательного процесса согласно требованиям ФГОС второго поколения.
Список литературы
1. Федеральный Государственный образовательный стандарт. Основное общее образование. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897.
2. Чичев Е.М. «Использование технологии Веб 2.0 для организации сетевого взаимодействия в школе» Министерство образования и науки Российской Федерации, Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании», Комитет по образованию Правительства Санкт-Петербурга,ГОУ ДПО ЦПКС Санкт-Петербурга «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», конференция «ИТО – Санкт-Петербург. Информационные технологии для Новой школы», 21-22 марта 2011 года, Санкт-Петербург. Сборник тезисов.
Поделиться: