Поиск по сайту

Проект «Формула успеха»


Авторcтво: Агаджанова Эмилия Рафаэловна, педагог дополнительного образования Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества №2», г. Ульяновск


В современном образовательном пространстве акцент в обучении смещается с передачи знаний на создание психолого-педагогических условий для развития творческого потенциала каждого ребенка. В 12-16 лет общение подростка с окружающим миром складывается под влиянием возникающего чувства взрослости и стремления к самостоятельности, свободы от зависимости и ограничений со стороны взрослых. Именно в этот возрастной период происходит перестройка отношений с родителями (законными представителями), педагогами и сверстниками. Подросток хочет получить ответы на волнующие его вопросы: как справиться со своими проблемами, как вести себя с родителями и друзьями. Происходит переоценка смыслов и жизненных ориентаций. В этот период подросток особенно нуждается в поддержке, когда взрослый выступает в качестве друга, который помогает лучше познать себя, поделиться своими переживаниями. В связи с этим повышается актуальность проекта «Формула успеха», учитывающего возрастные и психологические особенности подросткового возраста, специфику коммуникативной сферы. Проект создает условия для самореализации и самоактуализации подростков. Проект «Формула успеха» разработан в соответствии со следующими нормативными документами:
 — Закон РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — ФЗ №273 с изменениями);
 — Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
— Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г. № 1726-р;
 — Устав учреждения; локальные нормативные акты.
Отличительные особенности проекта. Формирование личностных качеств — процесс длительный. Реализация проекта — это инвестиции в будущее подростка.
Одной из эффективных инновационных технологий является коучинг. У подростка формируются компетенции: способность ставить вопросы, помогающие себе и сверстникам найти пути решения проблемных ситуаций, сделать осознанный выбор. Кроме того, проект способствует развитию навыков проведения психологических игр и упражнений, самостоятельного осуществления рефлексии, проведения диагностики. 
Главным условием каждого занятия является эмоциональный настрой, активность подростков, стремление к самопознанию. Подростки применяют полученные знания не только для эффективного взаимодействия с окружающими, но и для самостоятельной разработки и проведения социально-значимых мероприятий, работы над проектами.
Инновационность проекта заключается в реализации сетевого взаимодействия с ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный университет» на базе учебно-исследовательской лаборатории «Психолог», что способствует развитию преемственности между дополнительным и высшим образованиями. Оборудование лаборатории позволяет организовать индивидуальное и групповое тестирование, а также провести углубленную психологическую диагностику.
Проект включает в себя компоненты профориентационной работы:
— профессиональное просвещение (обеспечение обучающихся информацией о мире профессий);
— профессиональная диагностика (проведение тестирований направленных на изучение и оценку потенциальных профессиональных возможностей обучающихся);
— профессиональная консультация (консультирование по вопросам профессионального самоопределения). Участники проекта. Проект разработан и реализуется для подростков 12-16 лет. Занятия помогают подросткам реализовать свои личностные возможности, стремление к самостоятельности, создают условия для самореализации, развития коммуникативных навыков.
Особенности реализации проекта: в соответствии с учебным планом проекта группы сформированы из обучающихся разной возрастной категории 12-16 лет.
 Наполняемость групп определяется «Положением об организации и содержании образовательной деятельности», СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», и составляет 15 человек.
 Режим занятий по проекту: занятия проводятся 2 раза в неделю, по 2 астрономических часа.
 Виды занятий по проекту:
— Комбинированные занятия, включающие мини-лекции, беседы, квесты, дискуссии, круглый стол, психологические игры и упражнения) повышают уровень психологических знаний, помогают обучающимся овладеть коммуникативными навыками, позволяют достигнуть компромисса в конфликтных ситуациях;
— Тренинги включают приёмы моделирования личностных ситуаций с последующим решением. Психодрама и ролевые игры, которые проводятся на тренингах позволяют обучающимся реализовывать потенциал личности, избавляют от стереотипов, повышают навыки межгруппового сотрудничества. Арт-терапия способствует выражению эмоционального состояния, снижению напряжения;
— Диагностика. Диагностический инструментарий программы делится на тесты и методики для обучающихся, результаты которых направлены на самопознание подростков и открыты для обсуждения, и для педагога, результаты которых позволяют оценить результативность реализации программы. Принципы реализации проекта:
— Принцип активной вовлеченности в учебный процесс и развитие личной мотивации обучающихся; 
— Принцип развивающего обучения. Каждый раздел программы постепенно усложняется и создает условия для личностного роста;
— Принцип позитивного мышления — постоянное стремление к успеху, активности и жизнестойкости («Никакие проблемы не могут заставить меня отчаяться»).
Цель проекта — формирование у подростков навыков эффективной коммуникации и социальной компетентности, конструктивного разрешения конфликтов, саморегуляции эмоциональной и волевой сферы, предупреждения асоциального поведения.
Задачи проекта:
— Формирование у подростков теоретических и практических психологических знаний, умений, навыков, необходимых для социальной адаптации и успешной самореализации в обществе;
 — Формирование у обучающихся навыков построения жизненных планов и ценностных ориентаций;
— Формирование способности к рефлексии, адекватной самооценке;
 — Развитие коммуникативных навыков;
— Развитие навыков командной работы;
— Развитие эмоциональной устойчивости;
— Развитие креативного мышления обучающихся;
— Воспитание интереса к познанию собственной личности;
— Формирование культуры саморазвития и самовоспитания. В проекте определены два основных направления форм деятельности, позволяющие осуществлять индивидуально-групповой подход к обучающимся:
Психологические формы:
• социально-психологический тренинг (тренинг общения, тренинг личностного роста, релаксация);
• консультация, беседа (лекция, дискуссия, психолого-педагогическое просвещение, обсуждения). Игровые технологии обучения:
• обучающие, развивающие, ролевые, деловые, коммуникативные, релаксационные игры;
• «case-study» — метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций. Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если в течение учебного цикла такой подход применяется многократно, то у обучающегося вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.
Стадии кейс-технологии:
1 шаг: Сформулируйте одну конкретную проблему и запишите ее.
2 шаг: Выявите и запишите основные причины ее возникновения (причины формулируются со слов «не» и «нет»).
1 и 2 шаг представляют ситуацию «минус». Далее ее надо перевести в ситуацию «плюс».
3 шаг: Проблема переформулируется в цель.
4 шаг: Причины становятся задачами.
5 шаг: Для каждой задачи определяется комплекс мероприятий — шагов по ее решению.
6 шаг: Определение необходимых ресурсов и времени для выполнения.
7 шаг: Для каждого блока задач определяется конкретный продукт и критерии эффективности решения задачи.
 Педагогические технологии, используемые в проекте «Формула успеха»:
• Технология дифференцируемого обучения способствует созданию оптимальных условий для развития интересов и способностей обучающихся;
• Технология личностно-ориентированного обучения — это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребёнка, учёте особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному и ответственному участнику образовательного процесса. Это формирование целостной, свободной, раскрепощённой личности, осознающей своё достоинство и уважающей достоинство и свободу других людей;
• Технология проблемного обучения ставит своей целью развитие познавательной активности и творческой самостоятельности обучающихся. Механизмом реализации является поисковые методы, приема поставки познавательных задач;
• Технология развивающего обучения, при котором главной целью является создание условий для развития психологических особенностей: способностей, интересов, личностных качеств и отношений между людьми, построенных на основе закономерностей развития, уровня интеллекта и способностей индивида;
• Технологии сотрудничества реализуют равенство, партнерство в отношениях педагога и обучающегося. Совместно вырабатываются цели, содержание, даются оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества;
• Здоровьесберегающие технологии — создание условий для сохранения психологического здоровья обучающихся;
• Информационные технологии, использующие специальные технические информационные средства. Структура тренинга: Правильно выстроенная структура тренинга — это основа эффективного обучения. Тренинги, правильные с точки зрения структуры, легче воспринимаются участниками, информация подается логично и последовательно. Это облегчает процесс, уменьшает сопротивление участников и делает группу более вовлеченной.
1. Вступление.
• Знакомство участников друг с другом и с педагогом / Приветствие. Этот этап необходим для создания доверительной атмосферы в группе.
• Введение регламента и правил тренинга. Правила позволят вам предупредить возможные нежелательные действия обучающихся и заранее договориться о важных организационных моментах.
 • Сбор ожиданий обучающихся. Это необходимо для того, чтобы вы более точно понимали запрос группы и могли заранее понять, на каких вопросах стоит остановиться более подробно.
2. Теория.
• Теория в совокупности не должна занимать более 40% тренинга. В противном случае тренинг превратится в семинар, а это совершенно другая форма, которая не способствует формированию практических навыков у обучающихся.
 • Теория должна быть разбита на части и подаваться участникам порционно. Такая форма подачи информации способствует легкому запоминанию и меньше утомляет участников.
 • Визуальное сопровождение. Продублируйте ключевые моменты в мультимедийной презентации, раздаточном материале, схемах на флипчарте. Информация, выраженная в простых символах и коротких тезисах, запоминается легче и остается в памяти долгое время. 
3. Практика.
• Этот этап должен занимать до 60% тренинга и являться основным. Психологические упражнения должны следовать за каждым блоком теории и показывать, как она реализуется на практике.
• Старайтесь не мешать обучающимся. Не договаривайте за них, не подсказывайте.
 • Выстраивайте тренинг так, чтобы участники получили максимальное количество обратной связи о себе. На основе этой информации они смогут взглянуть на себя более объективно, понять свои преимущества и зоны развития.
 4. Завершающий этап.
• На этом этапе Вы резюмируете все полученные знания и навыки. Это необходимо для того, чтобы участники еще раз вспомнили все пройденные темы и вспомнили ключевые моменты.
 • Не забудьте вернуться к ожиданиям участников. По итогу тренинга вы должны ответить на все вопросы, которые были сформулированы в начале. Когда участники видят, что в течение занятия возможно обсудить все важные моменты, которые казались сложными, они ощущают значимость и результаты. Показателями результативности проекта «Формула успеха» являются входная и итоговая диагностика.
Диагностика проводится по следующим показателям:
1. Уровень психофизического развития. Выявления особенностей психофизического развития включают в себя 3 направления диагностики: исследование познавательной сферы; исследования эмоционально-волевой сферы; исследование коммуникативной сферы.
2. Уровень мотивированности.
 3. Уровень интеллектуального развития.
4. Уровень становления лидерских и организаторский способностей. На занятия приходят подростки с разным уровнем социально-коммуникативной компетентности, мотивации. Наблюдаются различия в уровне личностных качеств: тревожность, самооценка, лидерские способности. При оценке эффективности проекта за последние три года отмечается повышение мотивации и формирование навыков целеполагания, снизился уровень тревожности. Подростки научились контролировать свои эмоции, конструктивно строить общение, разрешать или предупреждать конфликтные ситуации. Преобладание групповой работы помогло обучающимся освоить навыки командной работы, почувствовать себя успешными, получить поддержку своих сверстников. Показательными были мнения обучающихся в ходе итогового тренинга: умение выражать личностную позицию, объективно оценивать свои поступки и способности. Каждое занятие программы направлено на поддержку проектирования жизненной траектории подростка.
 Используемые формы организации занятий — тренинги, ролевые и деловые игры, кейсы — способствуют развитию интеллектуальных и познавательных способностей, креативности.
 Динамика ценностных ориентаций подростков оценивается «Тестом смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева».
В начале учебного года важным для подростка являются «Развлечение» и «Собственный успех». В ходе освоения программы у подростков меняются представления о себе, ценностях жизни и межличностных отношениях. Приоритетными становятся такие ценности, как «Семья», «Стремление к самопознанию», «Здоровье», «Наличие друзей». Проект «Формула успеха» формирует социальную компетентность, создает условия для личностного роста и профессионального самоопределения подростков. 

                                                                      Список литературы

Литература для педагогов:

 1. Волшебный мир игры. — Ульяновск, 2002.
 2. Жуков И.Н. Игра и детское движение. — М., 2012.
 3. Игры: обучение, тренинг, досуг / Под ред. Петрусинского. — М., 2014.
 4. Игроскоп / Авт.-сост. Шпоркина Е.М., Асеева Е.С. — Ульяновск, 2003.
 5. Матюгин И.Ю., Т.Ю. Аскоченская Т.Ю., Бонк И.А., Слоненко Т.Б. Как развивать внимание. — Донецк: Сталкер, 2013.
 6. Новожилов В.И., Иванова Н.А. Бжицких М.А. Проверь себя в игре. — СПб., 2010.
 7. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? — М.: Генезис, 2010.
 8. Шмаков С.А. Ее величество Игра. — М.: МИП «NB Магистр», 2012.
 9. Брайсон Т.П. Дисциплина без драм. Как помочь ребенку воспитать характер. / Тина Пэйн Брайсон, Дэниел Сигал. — М.: Альпина нон-фикшн, 2016. — 328 с.
10. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. — М.: 1996.
11. Гришина Н.В. Психология конфликта. — СПб., 2000.
12. Микляева А.В. Я подросток: Программа уроков психологии (ч. 1, 2, 3). — М.: Речь, 2003.
13. Преподавание психологии в школе: 3-11—й классы. Учеб.-метод. пособие / Под ред. Дубровиной И.В. — М.: Издательство НПО «МОДЭК», 2007.

Литература для родителей и обучающихся:

 1. Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. — М.: Семья и школа, 2015.
 2. Рахматшаева В. Грамматика общения. — М.: Семья и школа, 2005.
 3. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. — Екатеринбург, 2011.
 4. Клуб общения для подростков, руководство к действию. — М., 2000.
 5. Пакилева Н.П., Кузнецова Л.В., Коржова Н.Б., Л.Н. Павлова Л.Н. Решаем и планируем вместе. — М., 2011. 
6. Сизанов А.Н. Психологические игры. — Минск, 2015.
 7. Тетерский С.В. Время созидателя. — Москва — Екатеринбург, 2017.
 8. Фришман И.И. Игровое взаимодействие в детских объединениях. — Ярославль, 2012.
 9. Хайчин Ю.Д. Твоя игра. — М., 2010. 10. Шмаков С.А. Каникулы. Прикладная энциклопедия. — М., 2010.

 Интернет-источники

https://psylist.net/praktikum/— психологические тесты для старшеклассников
https://infourok.ru/— сайт «Инфоурок»
https://trepsy.net — психологические упражнения и тренинги 


Поделиться: