Поиск по сайту

Фасилитированная дискуссия и ее роль в развитии личности дошкольника


Авторcтво: Никитина Нина Андреевна, воспитатель, Зайцева Елена Васильевна, заместитель заведующего по УВР, Сарызина Елена Анатольевна, воспитатель, Кюбарсепп Ирина Николаевна, воспитатель ГБДОУ детский сад № 5 Пушкинского района Санкт-Петербурга


Целью дошкольного образования является развитие личностного потенциала ребенка. Речь идет только о расширении кругозора детей, но, прежде всего, о формировании у них необходимых для успешного самоопределения и успешной самореализации личностных качеств, свойств характера, способностей, умений и навыков. Среди последних – способность выстраивать эффективную коммуникацию с другими, умение понимать и принимать чужую точку зрения, готовность предъявлять и корректно отстаивать собственную точку зрения.

Процесс формирования всех вышеуказанных свойств личности напрямую связан с методиками, которые использует педагог в своей деятельности. Одним из методов, который дает наибольший образовательный результат, является метод фасилитированной дискуссии. Остановимся на его характеристике подробнее.

Метод фасилитированной дискуссии используется в российском образовании с 90-х гг. XX в. Его разработчиком стал центр музейно-педагогических технологий (с 2004 г. – кафедра культурологического образования) Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования

Фасилитированная дискуссия – это педагогическая технология организации группового взаимодействия (обсуждения) для обмена информацией, выявления проблем, поиска и принятия решений. Название происходит от глагода «Facilitate» (от англ.)  – помогать, облегчать. В этой дискуссии педагог (ведущий) занимает особое место: он не является участником дискуссии, его задачей является поддержка работы группы детей по обсуждению предлагаемого текста культуры (в нашем случае – произведения изобразительного искусства).

Фасилитированная дискуссия имеет ряд методических правил, как то:

·                   Перед обсуждением произведения искусства никакой информации о нем предварительного педагог не дает. Поэтому дети вынуждены «черпать» информацию исключительно из самого произведения и личного житейского опыта. Такой подход позволяет превратить рассматривание картины в ее исследование детьми.

·                   Задаются вопросы «открытого типа», то есть такие, на которые каждый участник обсуждения может отозваться по-своему, здесь нет однозначных и правильных ответов. В качестве примера, приведем формулировки нескольких подобных вопросов, позволяющих дискуссии развиваться:

Что мы видим на этой картине?

Что происходит на этой картине?

Что мы можем сказать о том, где и когда это происходит?

Что мы можем сказать о том, кто эти люди?

Что еще мы можем сказать о том, как это изображено?

С какой точки зрения показано?

Что «попало в кадр», а что «осталось за кадром»?

Что заинтересовало художника в этом сюжете?

На что хотел обратить наше внимание художник?

Что, по вашему мнению, это может означать?

Что ты увидел здесь такого, что позволяет тебе…?

Безусловно, не все эти вопросы задаются детям одновременно и сразу. Чтобы дошкольники научились смотреть и видеть, высказываться и слушать других, необходимо последовательно и аккуратно вводить в беседы данные вопросы. На первых порах вполне достаточно только трех: что ты видишь? Что происходит? Что ты увидел здесь такого, что позволяет тебе сделать такой вывод?

·                   Педагог обязательно делает перефраз, то есть повторяет и перефразирует ответ каждого ребенка. Функция перефраза велика.

- Принятие ответа.

- Уточнение ответа.

- Анонсирование ответа для других участников дискуссии.

- Развитие дискуссии (объединение ответов, показ различных точек зрения).

- Работа над речью участников.

·                   Итогом фасилитированной дискуссии всегда является совокупность интерпретаций, данных детьми относительно рассмотренного произведения изобразительного искусства. В конце обсуждения педагог обязательно делает короткое итоговое обобщение, в котором показывает, какой сюжет удалось «считать» детям и к какие смыслы перед ними открылись.

·                   Педагог должен соблюдать некоторые особые правила поведения при работе с методом фасилитированной дискуссии. Прежде всего: предоставлять каждому ребенку, участвующему в обсуждении, возможность быть услышанным; не высказывать собственного мнения; не оценивать ответы детей.

В качестве примера реализации данного метода приведем описание работы с картинами художников авторов данной статьи.

Пример 1. Описание фасилитированной беседы по картине Татьяны Николаевны Яблонской «Утро».

Адресная группа: дети 4-5 лет (средняя группа),

Программное содержание: Рассказать детям, что писать картины – это творческий процесс. Художник не просто изображает то, что находится перед ним. Он вносит в картину свой взгляд на предмет, свое видение происходящего. Глядя на картину, мы понимаем, как относится художник ко всему, о чем рассказывает. Картина открывает нам мысли художника, его чувства.

Цель: научить детей участвовать в фасилитированном обсуждении картины, отвечать на открытые вопросы и видеть большее в «мелочах», рассказывать об этом.

Необходимое оборудование: репродукция картины Т.Н. Яблонской «Утро», раздаточный материал — миниатюры картины на каждого ребенка.

Ход организации практики:

Работа проводится в группе детского сада.

Педагог напоминает детям о недавнем наблюдении за работой художника. Педагог вносит в группе репродукцию картины Т.Н. Яблонской «Утро». Он предлагает обсудить, чем необычна эта картина. В ходе обсуждения дети отвечают на открытые вопросы воспитателя по картине и стараются составить рассказ по картине.

Примеры вопросов для фасилитированного обсуждения картины: Что вы видите на картине? Что здесь происходит? Чем занята эта девочка? Что ты можешь сказать о том, где это происходит? Как вы думаете, кто эта девочка? Как ей там? (Что чувствует этот человек?) Какое настроение хотел передать художник? Как могла называться эта картина? Какими впечатлениями вы бы хотели еще поделиться? Что вы чувствуете, глядя на эту картину?

Педагог подводит итог фасилитированного обсуждения, повторив ответы детей собранные в один рассказ, попросит детей поделиться новыми знаниями. Дети приходят к выводу, что рассказать про картину можно совершенно не зная ее истории. Затем ребята делятся между собой впечатлениями о картине и по желанию рисуют свою картину.

Пример 2. Описание фасилитированной беседы по картине Зинаиды Евгеньевны Серебряковой «За обедом» («За завтраком» - в некоторых интерпретациях искусствоведов).

Адресная группа: воспитанники средней группы (в возрасте 4-х лет).

Программное содержание: Время суток. Названия приемов пищи в течение времени суток. Особенности организации приема пищи (приготовление еды, сервировка стола, правила поведения за столом). Роль совместного приема пищи в объединении всех членов семьи.

Цель: развитие визуальной и коммуникативной культуры дошкольников.

Необходимое оборудование: репродукция картины Серебряковой З. Е. «За обедом». В целом, выбор картины был неслучайным: на картине не только изображен обряд принятия пищи в российской семье начала XX века, но и присутствуют дети, есть множество деталей, на которые можно обратить внимание дошколят.

Ход организации практики:

Беседа проводились по подгруппам (в 10-15 человек) в разное время дня (в режиме свободной деятельности). Сначала дети обсуждали картину, и только после этого обсуждения (на его основе) проводилась беседа в традиционной форме о том, что такое «обед», чем он отличается от «завтрака» и «ужина», почему члены всей семьи собираются за одним столом, как следует себя вести за столом.

Примеры вопросов для фасилитированного обсуждения картины: Что вы видите? Что здесь происходит? Кто еще заметил что-то о чем не говорили? Как вы думаете, когда это происходит? Как вы полагаете, где это происходит? Если бы картина ожила, то какими звуками и запахами она бы наполнилась? Если бы картина ожила, то чтобы произошло далее? Как бы вы назвали эту картину? 

Использование метода фасилитированной дискуссии в образовательном процессе ДОУ всегда вызывает у детей положительные эмоции и яркие реакции. Дети были очень оживленны и заинтересованы, им явно нравится такая форма работы.

В ходе апробации метода фасилитированной дискуссии авторы данной статьи пришли к неожиданным выводам: оказалось, что даже дети 4-5 лет смогли увидеть, заметить, подробно разглядеть огромное количество деталей, нарисованных на картине. Однако самые крупные и порой центральные «элементы» художественного произведения, т.е. присутствующие на ней люди (девочка-подросток и обедающие малыши), воспитанников средней группы не очень заинтересовали. Возможно, это подтверждает вывод детских психологов, которые говорят о том, что дошкольники больше увлечены «миром вещей», нежели «миром людей».

Бесспорно, фасилитированная дискуссия – это нетрадиционный для российского дошкольного образования педагогический опыт. Он не широко распространен в детских садах Петербурга. Однако авторы данной статьи намерены и в дальнейшем пробовать проводить подобного рода беседы в детском саду, т.к. они благотворно сказываются на личностном росте и развитии воспитанников.

 

Литература:

 

Шейко Н.Г. Как смотреть картину? Технология развития визуальной культуры дошкольника // Детский сад: теория и практика. – 2017. – № 4 (76). – С. 76-91.


Поделиться: