Поиск по сайту

Педагогика Реджио Эмилия. Инновационный подход к воспитанию и развитию дошкольников


Авторcтво: Головина Елена Викторовна, методист ГБУ ИМЦ; Большакова Анна Сергеевна, воспитатель ГБДОУ №11 Выборгского района Санкт-Петербурга


“Предоставьте ребенку возможности для развития,

и вы удивитесь, сколько потенциала заложено в нем”

Лорис Малагуцци

Работать с удовольствием, уметь подогревать интерес детей к обучению, не ограничивать их строгими рамками помогает педагогам дошкольного образования Реджио-подход. В основе этого подхода лежит теория о том, что сами дети – главные инициаторы обучающих проектов, а задача воспитателя – помочь маленьким исследователям в выражении своих представлений о мире и запомнить испытанные при этом ощущения. Педагог не обучает и не заставляет, а лишь показывает малышам путь к ответам, давая почву к самостоятельному развитию.




Реджио Эмилия – город на севере Италии, где впервые были открыты детские сады, в которых дошкольников воспитывали и учили, руководствуясь принципами уважения и доверия к личности ребёнка.

Подход Реджио Эмилия зародился в послевоенные годы прошлого века в маленькой деревушке на севере Италии рядом с городом Реджио Эмилия. Жители этой деревни все свои силы и ресурсы после войны вложили в создание и развитие нового детского сада, чтобы обеспечить своим детям свободное и достойное будущее.

Вдохновившись идеями этой общины, педагог и психолог Лорис Малагуцци возглавил создание детских садов с новым подходом. Он стал идейным вдохновителем и основателем подхода Реджио Эмилия, в дальнейшем Лорис Малагуцци открыл Муниципальный Психолого-Педагогический Медицинский Центр в Реджио Эмилия, стал консультантом Министерства образования Италии, основал Национальную Группу Раннего Детства и стал создателем концепции «100 языков детей».

В Италии Реджио сады являются муниципальными и поддерживаются на государственном уровне. Своей целью Лорис Малагуции видел создание «дружелюбной, трудолюбивой, изобретательной, комфортной, приветливой школы, с возможностью документирования работ, местом исследования, познания, признания, размышления, где дети, преподаватели и родители будут счастливы».

За основу были взяты идеи и методики Жана Пиаже, Льва Выготского, Марии Монтессори, Дьюи, Брунера и других известных педагогов. Основатель нового педагогического подхода, Лорис Малагуцци, и активные родители верили, что можно изменить мир, изменить общество, начав с изменения судеб детей. Малагуцци считал, что «нам нужно думать не столько о ребенке, который развивается сам по себе, сколько о ребенке, который развивается, взаимодействуя и развиваясь с другими».

Новую систему обучения и воспитания назвали в честь города - Реджио Эмилия подход.

Подход Реджио предлагает детские сады для детей от младенчества до 6 лет. Детский сад для детей до 3 лет называется «гнездо», а для детей от 3 до 6 лет называется «материнская школа». Дети в этих дошкольных группах распределяются по 24 человека, которые остаются вместе в течение трех лет с одними и теми же двумя воспитателями для обеспечения преемственности.

В 1981 году у Малагуцци возникла идея выставки «Если взгляд прыгает через стену». Гипотезы педагогики видения, которая в 1987 году была переименована в «Сотню языков детей - рассказ о возможном». Выставка представляла собой синтез идей, размышлений и экспериментов дошкольных учреждений и способствовала созданию обширной структурированной сети международных отношений. Впервые выставка была показана в Швеции в Стокгольмском университете Детства, а потом объехала весь мир и сейчас она существует в живом и оцифрованном виде и также ездит по всему миру, вдохновляя родителей и педагогов на то, что можно относиться к детству по-другому.

В 1991 году Реджио подход был признан лучшим для детских дошкольных учреждений. Он уже более 20 лет господствует от Старого до Нового Света, от Ближнего Востока до Японии. Реджио садами и центрами называются только те, которые находятся непосредственно в регионе Реджио Эмилия. Все остальные сады и центры мира считаются «вдохновленные Реджио подходом». Ключевыми компонентами подхода являются исследования и проекты. Дети – главные инициаторы проектов. Задача взрослого – помочь ребенку выразить свои представления о мире и запомнить то, что он испытал при этом. Взрослый не обучает, не преподносит ребенку готовые знания, не дает прямых ответов на вопросы, он открывает путь к ответам, создавая, тем самым, условия для самостоятельного обучения и развития.

Подход Реджио показал свою высокую эффективность, поскольку дети в Реджио Эмилия демонстрируют удивительные примеры образно-символического мышления и творчества.




Итак, что же такое философия Реджио Эмилия?

Во-первых, важно понимать, что философия Реджио Эмилия — это просто философия. Образовательные центры, которые руководствуются им, не имеют «аккредитации Реджио Эмилия», поскольку для этого не существует формального процесса. Философия просто направляет решения педагогов о том, как они подходят к образованию.

Чтобы лучше понять это, важно знать три основных принципа философии Реджио Эмилия: ребенок, окружающая среда и учитель.

Ребенок

Философия Реджио Эмилия считает ребенка центральным элементом собственного обучения, а не просто пустым сосудом, ожидающим наполнения знаниями. Дети могут преследовать свои собственные интересы, пересматривать и развивать идеи в своем собственном темпе.

Возможно, вы слышали о чем-то, что называется «100 языков детей». Эта концепция признает, что у детей есть несколько способов мышления, игры, исследования, речи и действий. Подход Реджио Эмилия поощряет детей использовать все имеющиеся у них средства для самовыражения.

Окружающая среда

Среда, вдохновленная Реджио, которую часто называют «третьим учителем», открыта и свободна. Это позволяет непрерывно исследовать, играть и учиться. Так же высоко ценятся открытые пространства и дизайн, которые должны позволять детям свободно перемещаться. Кроме того, важно, чтобы дети имели свободный доступ к стимулирующим ресурсам, так как без этого они не могут быть хозяевами своего учебного пути.

Учитель

Педагогов поощряют наблюдать за детьми, а не направлять их. Важно, чтобы дети имели возможность экспериментировать по-своему, ошибаться и находить новые решения. Роль педагога состоит в том, чтобы осторожно подводить детей к интересующим их областям, а это можно сделать только путем тщательного наблюдения, проводимого в течение долгого времени.

В чем же преимущества образования в Реджио Эмилия?

Подход Реджио Эмилия — это привлекательная и продуманная философия, которая придает большое значение уважению, участию сообщества и ответственности. Он способствует активному обучению и поощряет социальный и эмоциональный рост ребенка посредством практического обучения, значимого для каждого ребенка.

Философия Реджио Эмилия имеет существенные преимущества для детей, поскольку они проходят через раннее образование и становятся уверенными и опытными людьми, которые могут ярко смотреть в будущее.




Любовь ребенка к учебе будет воспламеняться благодаря этому подходу, ориентированному на ребенка, основанному на уважении, сотрудничестве и свободе самовыражения.

Дети в условиях Реджио рассматриваются как активные создатели знаний, языки изучения которых уважаются, ценятся и всесторонне поддерживаются посредством широкого спектра учебного опыта. Признавая интересы детей отправной точкой для обучения, они получают свободу и истинное удовольствие от обучения через игру, творческое мышление и самовыражение.

Основываясь на уважении к каждому ребенку и признании потенциала каждого ребенка, педагоги находят время, чтобы узнать каждого ребенка через игровые взаимодействия, наблюдения и ежедневное общение с семьями. Исходя из образа ребенка, основанного на сильных сторонах, педагоги тщательно отбирают учебный опыт, который улучшает навыки детей и побуждает их устанавливать новые учебные связи по мере их роста и развития.

Образовательный опыт в рамках Реджио подхода является мультисенсорным, устойчивым, увлекательным и развивающимся. Учебные путешествия инициируются собственными интересами детей, которые затем открывают научное мышление, повышают их творческий потенциал и находчивость, а также учат детей важности сотрудничества, общения и уважения друг к другу.

Обучение — это непрерывный процесс, который развивается вместе с ребенком и постоянно активизируется, когда дети получают соответствующую целостную поддержку и подвергаются обучающим провокациям, которые побуждают задавать вопросы и исследовать.

«Наш образ детей больше не рассматривает их как изолированных и эгоцентричных, не только видит их вовлеченными в действие с предметами, не подчеркивает только познавательные аспекты, не принижает чувства или что-то нелогичное… Вместо этого наш образ ребенка обладает богатым потенциалом, сильным, могущественным, компетентным и, прежде всего, связанным со взрослыми и детьми». – Лорис Малагуцци.




Игровое обучение и творческое исследование ста языков ребенка.

Подход Реджио исходит из того, что дети используют множество различных способов или изучают языки, чтобы выразить свои мысли, свое творчество, свои потребности и свои идеи. Эти многочисленные способы выражения, общения и обучения известны как «Сотня языков ребенка».

Игра рассматривается как процесс обучения сам по себе, а педагог предоставляет детям пространство и время для детской игры и творческого самовыражения, где дети реализуют свою естественную склонность к обучению. Этот аспект их обучения является решающим для развития детей и фактически укрепляет их способность к более сложному обучению в дальнейшем.

Когда дети чувствуют, что они могут руководствоваться своими интересами и учиться по-своему, у них развивается чувство сопричастности и еще больше укрепляется чувство идентичности внутри себя и своей учебной среды.

«Детская игра есть не просто воспроизведение того, что он пережил, а творческая переработка полученных им впечатлений». Лев Выготский.

Погружение в научное мышление через учебные путешествия, проекты и исследования.

Наряду с творческим исследованием дети, получающие образование в Реджио Эмилия, также учатся критическому и логическому мышлению, развивают уверенность в себе, чтобы проверять свои идеи и устанавливать учебные связи на основе адаптивного, возникающего и ориентированного на ребенка подхода к открытиям. После нескольких недель наблюдения за детьми и вовлечения их в конструктивный диалог воспитатели помогают детям определить общие интересы, которые переходят в учебные исследования или проекты, возникающие из детских вопросов и запросов. Процесс обучения включает в себя научный метод и позволяет детям выбирать материалы и ресурсы, чтобы провоцировать их на постоянное мышление и открытия.

Педагоги действуют как сотрудники и соученики, поскольку они поддерживают ребенка на протяжении всего процесса обучения. Создавая среду, в которой общение и самовыражение поддерживаются и рассматриваются как необходимые для развития ребенка и задавая открытые вопросы, педагоги дают детям возможность развивать самостоятельность в процессе обучения. С этого момента педагоги продолжают наблюдать и документировать обучение детей, чтобы подчеркнуть достижения каждого ребенка на протяжении всего процесса обучения и открытий.

«В дошкольных учреждениях Реджо Эмилия каждый ребенок рассматривается как бесконечно способный, творческий и умный. Работа учителя состоит в том, чтобы поддерживать эти качества и бросать ученикам соответствующие вызовы». Луиза Бойд Кэдвелл.

Между родителями, воспитателями и детьми устанавливается прочные взаимоотношения.

Зародившись в послевоенной Италии, подход Реджио Эмилия выражает важность сотрудничества и вовлеченности в учебное сообщество. Родители и педагоги работают совместно, чтобы установить постоянное участие и общение, работая над общей целью - обогатить опыт детей в раннем обучении. Педагоги признают важность связи с ребенком через его родителей и поддержку семьи, что позволяет педагогам развивать соответствующий опыт обучения и учитывать домашнюю жизнь и культурные особенности ребенка.

Как часть социального развития детей, качество и последовательность взаимодействия между домом и детским садом играют ключевую роль в формирующемся у детей желании сотрудничать, делиться, развивать непредвзятое мышление и уважение. Образование в саду Реджио Эмилия признает важность совместных отношений между домом и детским садом, поэтому постоянно стремится вовлечь семьи в образование и воспитание своего ребенка, предоставляя родителям возможность участвовать в образовательном процессе.



Литература

  1. Парамонова Л.А., Протасова Е.Ю. «Дошкольное и начальное образование за рубежом: История и современность»: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 240с.

  2. Доровская Л.Н. «Использование реджио-педагогики в подготовительных группах детского сада»// Вопросы дошкольной педагогики. – 2020. - №10 (37). – с 8-10.


Поделиться: