Поиск по сайту

Формы, методы и приёмы работы с текстом в условиях реализации ФГОС (из опыта работы методического объединения учителей русского языка и литературы ГБОУ гимназии №652 Санкт-Петербурга)

Автор: Липнина Екатерина Михайловна, Панина Татьяна Александровна, Кузьмина Инна Валерьевна, ГБОУ гимназия №652 Санкт-Петербурга


Дядюшкин медальон 1.jpg

Это было в 1913 году. 

Одиннадцатилетняя девочка, пансионерка Московской Ржевской гимназии увидела у дяди медальон, на крышке которого было написано 5 нотных линеек и четыре ноты: соль-диез – си – фа-диез – ми.

Девочка помедлила мгновенье, а затем весело закричала:

– Дядюшка, Я знаю, что здесь написано!

Ноты на медальоне означают: «Я люблю Вас».

Почему единицы понимают, что написано на медальоне?

Отличается уровень духовного и культурного соответствия.

Похожая ситуация складывается с текстом классической литературы. Разный культурный код у писателя и читателя. Писатель, говорящий на образцовом русском языке, для современного школьника подобен иностранцу.

Какой он, современный ученик, по нашему мнению?

· Понимает, что от него ждут конкретного (материального, прикладного) воплощения знаний.

· Мыслит слоганами, цитатами. Не умеет долго обдумывать. Не находит на это времени.

· Читает. Хочет, чтобы литература отвечала на его вопросы. Объясняла простым языком, была понятной. Чёткой. Ясной. Проблем с пониманием современной литературы (небольшого объёма) у школьника нет.

· Ученик, который задаёт вопросы. Один из них – «зачем мне в высокотехнологичной жизни художественный текст»? Счастливый для него = успешный, а не наслаждающийся.

· Он понимает, что «на коне» программисты, а не лирики. Он рационально делит: нужное и ненужное. «Я это не сдаю (литературу, историю…), значит мне это не нужно». Он мыслит, как философы из одноименного фильма, в котором на уроке психологии учитель задаёт задачу: мир на пороге глобальной катастрофы. В бункер отправятся лишь несколько человек. Они спасутся. И остальные – умрут. Задание: отберите «нужных» людей, имеющих право на спасение. И поэта одним из первых вычёркивают из этого списка.

Задача, стоящая перед современным учителем – как сделать художественный текст А) понятным и Б) нужным?

В настоящее время основными проблемами, связанными с чтением, на наш взгляд, являются следующие:

· снижение интереса к чтению произведений других эпох

· непонимание исторических и культурных реалий того времени

· неумение находить необходимые источники письменной информации: отбирать, оценивать, анализировать тексты; обрабатывать информацию в письменной форме

· неспособность одолеть текст большого объёма

· изменившаяся система ценностей

· недостаточное количество времени на «бескорыстное чтение»

· требования времени. Нужен высокотехнологичный специалист. Нужен результат. Чтение же – процесс. Чтение – это неторопливая беседа

Проект МО – «Как сделать художественный текст понятным и интересным современному школьнику?» (или главная и побочная партия при изучении художественного текста)

Важен диалог с текстом (взаимодействие «читатель-писатель-текст»). Существуют гениальные писатели, но должны существовать и гениальные или талантливые читатели.

Цель - погружение в пространство, близкое классическому тексту.

Можно выделить следующие направления работы: 2.JPG

1. На пороге текста

2. «Погружение» в текст

3. После чтения

Урок – основная партия

«я и текст»

Вне урока – побочная партия

«вокруг текста»

Как побочная партия в музыкальном произведении, работа с текстом за пределами урока, позволяет вернуться к главной партии на новом уровне мышления. И порою, как и в музыкальном произведении, побочная партия становится доминирующей, потому что она является катализатором деятельности.

Несколько штрихов. Побочная партия.

Проект «Литературный фотопортрет»

(Липнина Е.М.)

В процессе внеурочной деятельности мы создавали различные проекты, связанные с анализом текста:

Велосипедные экскурсионные маршруты по городу «Петербург Анны Ахматовой»

Пластилиновые мультфильмы по басням Крылова.

«Книжку для младшего братика» про кота Васю, который учился в школе.

На сегодняшний день это проект «Литературный фотопортрет». Цель – диалог читателя и текста.

Предлагаю несколько работ из нашей галереи.

«Бедная Лиза»

Н.М. Карамзина

Лиза - Варя Майорова,

9б класс 652 гимназия

В рамках проекта мы ставили перед собою задачи:

· Прочитать текст.

· Провести мероприятие «Суд над Эрастом».

· Написать письмо герою.

· Посетить ТЮЗ, посмотрели спектакль «Бедная Лиза». Обсудили особенности спектакля.

· Посмотреть мультфильм. Обсудить интерпретацию режиссера.

3.JPG

Для Вари фотопроект – это возможность глубоко ощутить, что чувствовала Лиза. Она получила опыт сопереживания.

«Барышня-крестьянка» А.С. Пушкина

Лиза/Акулина - Даша П.,

9 класс 652 гимназия

Задачи:

· Прочитать текст.

· Посмотреть эпизоды из фильма 1995 года.

· Сравнить эпизоды с текстом.

· Прочитать эпизоды вслух.

4.JPG

Подключили родственников – долго искали наряд. Нашли платье пра...прабабушки. Этому платью 100 лет! Думали над деталями. Так появились голубые ленты.

Надо отметить, что Даша в жизни застенчивая и неуверенная девочка. Зажатая. Фотопортрет в её случае имел терапевтический эффект. Даша, изображая Лизу, некоторое время живя её чувствами, нашла лёгкость и игривость в себе. Она получила опыт самовыражения.

«Софья Фамусова»

Задачи:

· Прочитать текст.

· Выучить отрывки наизусть.

·Прочитать и обсудить критические статьи, в которых выражены противоположные точки зрения

· Разобрать ремарки. Речевую характеристику.

· Посмотреть и сравнить телеспектакли. Отдельные эпизоды, поставленные в разных театрах.

5.JPG

Дашу фотопортрет научил внимательнее относится к тексту. Девочка слушает лекции, задаётся вопросами, ходит на литературные курсы по воскресеньям. Для Даши фотопотрет – это созвучие тексту, желание понять глубоко контекст эпохи.

«Мастер и Маргарита»

Задачи:

·  Прочитать текст (выборочно).

·Написать сочинения-миниатюры под музыку Корнелюка, написанную к кинофильму.

· Придумать детали.

· Фортепиано. Черно-белые клавиши. Символ музыки, которую можно сыграть. Символ жизни. Портрет в чёрно-белых тонах. Жёлтые цветы. Увядшие розы – символ тревоги.

6.JPG

Мы все получили опыт соавторства.

В результате разработали ряд вопросов, с помощью которых можно проанализировать текст и представить собственную интерпретацию.

7.JPG

8.JPG

Первая фотосессия, к которой мы готовились, прошла в мае 2019. Сравнивая фотосессию мая 2019 и декабря 2019, заметно, что есть радостные изменения. Беседа о тексте серьёзнее, глубже, аргументированее. Дополнительный материал привлекается из различных источников (спектакли, музыкальные произведения, критические статьи, лекции). В нашу группу включились многие девочки. Кто-то не снимался, но помогал с причёской, придумывал наряд, советовал, зачитывал цитаты, которые могли бы помочь. Есть желающие фотографироваться в образах. И сами родители, и ученики. Визажист – мама одного мальчика. Фотограф – хорошая знакомая родителей класса. Один из родителей – издатель – предложил напечатать книгу. Есть определённый резонанс.

Какие планы? Мы снимаем Бэлу и нескольких персонажей. Пишем эссе. Выпускаем книгу.

Есть идея снять мужской портрет. Но хочется перенести героев в современные реалии. Как бы выглядел сегодня Онегин, Печорин, Чацкий, Раскольников? Это задумка сложнее. Предполагается не только внимательное прочтение, интерпретация, но и создание своего образа. Хочется обрести единомышленников и стать частью проекта «Живая классика».

Элективный курс по литературе (9-10 классы)

«Костюм – вещь и образ в русской литературе 19 века»

Учитель: Кузьмина Инна Валерьевна

А. П. Чехову принадлежит высказывание: «Для того, чтобы подчеркнуть бедность просительницы, не нужно тратить много слов, не нужно говорить о ее жалком, несчастном виде, а следует только вскользь сказать, что она была в рыжей тальме».

Читатели – современники писателя – без усилий понимали, что кроется за «рыжей тальмой» и почему «рыжей» оказалась именно тальма, а не ротонда или сак. Предметная среда литературного произведения была средой обитания для читателей. Поэтому так легко было представить себе не только пластический образ персонажа, но и понять, какие превратности судьбы скрыты за упоминанием о костюме или ткани, из которой он сшит. Описание внешнего облика героев литературного произведения находило в душе читателя определенный эмоциональный отклик: ведь каждый предмет имел для них не только конкретную форму, но и обладал скрытым значением, был знаком целого ряда понятий, которые сформировались в процессе бытования этого предмета. В расчете на это понимание и строили свое повествование писатели. В ином положении оказываемся мы, читая произведения русской художественной литературы 19 века. Все, что связано с костюмом минувшего столетия, давно ушло из нашей повседневной жизни. Исчезли из обихода даже слова, обозначавшие костюмы и ткани.

Обращаясь к А. С. Пушкину, Н. В. Гоголю, Ф. М. Достоевскому или А. П. Чехову, мы, в сущности, не видим многого из того, что было важно для писателя и было понятно его современникам без малейшего усилия. Теперь же мы, восхищаясь психологической мощью, цельностью характеров, не замечаем многих выразительных средств, при помощи которых писатели достигали этой выразительности.

Трудно представить себе человека, который бы не читал поэму Н. В. Гоголя «Мертвые души». Чтобы понять, что может дать читателю знание о костюме минувшего века, проанализируем один из фрагментов поэмы.

«Парень, лет 17-ти, в красивой рубашке из розовой ксандрейки, принес и поставил перед ним графины». Могла ли «рубашка из розовой ксандрейки» быть названа красивой? Почему бы и нет? – подумает современный читатель. Однако Н. В. Гоголь – большой заток быта во всех его проявлениях, конечно же, знал, что александрейка, ксандрейка, ксандровка – хлопчатобумажная ткань ярко красного цвета. И розовый оттенок мог означать, что она была выгоревшей или застиранной, а определение «красивая» могло иметь иронический смысл.

Итак, мы выяснили, что костюм в произведениях художественной литературы 19 века использовался

· Как важная художественная деталь и стилистический прием

· Как средство выражения авторского отношения к действительности

· Как средство связи литературного произведения со всеми проблемами культурной и литературной жизни того времени

Элективный курс может быть рассчитан на 24-36 часов. В процессе изучения романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин», романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души», рассказа «Шинель», романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», романа Л. Н. Толстого «Война и мир», рассказов А. П. Чехова происходит первичное знакомство с термином «костюм – вещь и образ», дается первичное представление об образе автора и главного героя. Ученики следят за предметной средой в художественном произведении, сравнивают историческую среду первой половины 19 века и второй половины 19 века. Учатся раскрывать идейный замысел автора через художественную деталь. Знакомятся с предметной средой в литературе 19 века. Сопоставляют героев различных произведений с целью их характеристики, учитывая роли костюмов в создании образа. Учатся различать смысловые и стилистические оттенки костюмов в произведении. Следят за ролью костюма как за средством характеристики персонажа.

Знакомятся с новой для себя терминологией. Узнают значение таких терминов, как «образ», «фрак», «боливар», «денди лондонский», «шлафор», «картуз», «салоп», «драдедам», «сибирка», «ксандрейка», «эполет», «сюртук» и другими, раскрывая особенности образной идеи романа.

Рассмотрим костюм как одно из важнейших средств характеристики литературных персонажей. Он определяет не только эпоху, в которой живут герои, но и их социальное положение, характер, вкусы, привычки. Одежда может разоблачить даже мысли героев, а уж в 19 веке, по словам Пушкина, «лихая мода – наш тиран, недуг новейших россиян». В романе «Евгений Онегин» очень много отголосков комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Интересно сравнить отношение героев к модному костюму денди. Во время элективных занятий учащиеся должны найти, увидеть разницу между «добрым малым», прослывшим опасным чудаком, и «представителем века нынешнего». Известный франт и щеголь Джордж Брайан Бреммель, которого называли «премьер-министром» элегантности, сформировал и стиль денди в одежде, который держался на трех основных принципах:

· Первый принцип в отечественных модных журналах принято переводить с английского understatement как «заметная незаметность». Костюм не должен был привлекать внимание к владельцу, но обязан соответствовать самым строгим требованиям. Французский хроникер 1811 года писал: «… пусть Ваш фрак великолепно сидит … но, если Ваши брюки неудачны, Вы погибший человек».

·Вторым принципом стиля денди является «силы детали». На минималистском фоне костюма должна присутствовать хотя бы одна знаковая деталь. Иногда она может быть тайной. Например, вышивка на отвороте манжета. Важнейшая символическая нагрузка в стиле денди падает на аксессуары: моноколь, ларнет, трость, табакерка… Манера обращения с мелочами, внешне небрежная, но на самом деле отшлифованная, отличает денди в первую очередь.

· Отсюда и третий принцип дендизма – продуманная небрежность. Денди должен уметь нарушать канон. Ведь он не манекен.

Евгений Онегин придерживается стиля денди, то есть шокирующей небрежности и дерзости в обращении. Он непринужденно кланяется в свете, и все считают, что он «мил». Но именно такое поведение вызывает пересуды в деревне. Тем не менее, в одежде герой – педант. «Но панталоны, фрак, жилет, всех этих слов на русском нет». В конце 1810-х начале 1820-х годов начала складываться английская ориентация, требовавшая странного поведения. Она совпадала с бытовым клише романтизма. «Странный человек – бытовая маска романтического героя». Таким образом, «странным человеком», «чудаком» в глазах общества в культурологическом смысле оказывался романтический бунтарь, а в прозаическом, бытовом варианте – петербургский денди. Стоит проследить, сколько раз повторяется слово «чудак» и в романе Пушкина, и в комедии Грибоедова.

Также интересно проследить за значением такой одежды, как фрак. В 20-е годы 19 века фрак становится ключевым элементом гардероба денди или истинного модника. К фраку полагалось носить цилиндр и трость, а также шелковый цветной жилет. Фрак открывал двери великосветских гостиных. Манера одеваться свидетельствовала не только о социальном положении, но и об идеологической позиции. Во времена Великой французской революции появились фраки в стиле «инкруябль» (невероятные). Таким прозвищем французы наградили молодых людей «потерянного поколения». Сама Екатерина решила высмеять сторонников французской моды и пресечь подражание революционной Франции. Ведь от подражания моде, считала она, один шаг к подражанию революции. Екатерина обрядила в модные яркие фраки петербуржских будочников, велела им взять в руки лорнеты и приветствовать по-французски российских щеголей. Жабо и лорнеты очень скоро исчезли. В Москве подобного эксперимента не проводили и французские моды остались популярны по-прежнему. Во времена Павла I фраки, ставшие своеобразным символом бунтующей Франции, были запрещены. Появление в общественном месте во фраке, да еще в круглой шляпе, считалось неблагопристойным и жестоко преследовалось. Александр I реабилитировал наряд и фраки снова появились в столичных салонах.

В 1825 году журнал «Московский телеграф» предлагал надеть для новогодних визитов фрак фиолетового цвета. Утром предлагалось носить фрак синий или черный. На золотой цепочке – часы бригет и лорнет.

В комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова встречаются неодобрительные слова о фраке: Чацкий в одном из монологов осуждает этот вид одежды:

… Хвост сзади, спереди какой-то чудный выем,

Рассудку вопреки, наперекор стихиям,

Движенья связаны и не краса лицу…

Но надо принять во внимание, что герой Грибоедова сам одет во фрак! Ни в чем другом он не посмел бы прийти на вечер к Фамусову. Обычай сломить невозможно. Гонению подвергаются и фраки. И платья, и бритые подбородки – символы нового, недавней революции. Этому можно найти объяснение. В период Отечественной войны 1812 года начинается патриотическое движение: реабилитируется русская речь, вспоминаются забытые обычаи и обряды. Европейская мода приобретает в России русский акцент. Таким образом, Чацкий, надевая фрак, критикует моду. Онегин же педантично следует моде, находя в ней отголоски собственного восприятия мира. Он принял внешние условия этого общества.

К последней трети 19 столетия фрак практически исчез из гардероба модников, уступив место смокингам, пиджакам и сюртукам.

Сюртук (одно время писалось «сертук») – одежда без выема спереди и длинных фалд сзади. Тургеневских и толстовских героев мы чаще всего видим именно в сюртуках. Но это тема для нового исследования на элективных занятиях. «У нас даже, скажу вам, на именины друг к другу ездят не иначе, как в сюртуках. Право! Так уж у нас заведено! В соседних уездах нас за это сюртучниками называют», - говорит приезжему гостю провинциальный помещик в рассказе Тургенева «Затишье».

Книги, которые использовались для составления электива:

1.      Р. М. Кирсанова «Розовая ксандрейка и драдедамовый платок»

2.      Ю. М. Лотман «Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий»

3.      Г. Вейс «История культуры народов мира»

4.      Е. Лаврентьева «Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры»

5.      К. Буровик «Родословная вещей»

6.      Н. Каминская «История костюма»

7.      Л. Кибалова «Иллюстрированная энциклопедия моды»

8.      В. Набоков «Комеентарии к роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»»

9.      Интернет ресурсы

Материалы к занятию

9.JPG

Боливар -  разновидность широкополой шляпы-цилиндра, названной по имени Симона Боли́вара. Подобные шляпы появились в конце 1810-х годов, а вершины своей популярности достигли в начале 1820-х годов. Первая глава романа «Евгений Онегин», в которой упоминается шляпа боливар, была написана в 1821-1823 гг. Это было время наивысшей популярности шляпы такого типа. Размеры ее полей были настолько велики, что невозможно было пройти в узкую дверь, не снимая с головы шляпы. Головной убор мог быть своеобразной формой выражения политических симпатий и даже протеста против существующих порядков. Именно так воспринимали шляпу – боливар современники А. С. Пушкина. 10.JPG


Джордж Брайен Бреммель, сформировавший стиль денди в одежде

11.JPG

Лорнет - разновидность очков, отличающаяся от пенсне отсутствием фиксирующего устройства: пара линз в оправе, зафиксированной на рукоятке. Модный аксессуар конца 18 — начала 19 веков, по функции соответствующий театральному биноклю. По наиболее распространённой версии изобретён Джорджем Адамсом в 1780 году.

Заключение

Вместо объявлений о колдунах и гадалках, мы видим на каждом углу объявления о вновь открывающихся многочисленных школах скорочтения. Вероятно, умение вдумчиво читать и понимать большой текст, получать радость, эстетическое наслаждение от прочтения художественного произведения скоро станет элитарным умением. И вот тогда появятся школы «черепашьего» чтения. И институты читательского мастерства.

Итоги работы подводить рано. Но уже кое-что есть. Отдельные обучающиеся освоили технику «медленного чтения».

Нет талантливых читателей – некому читать гениальных писателей. Цель текста – сам текст. Как смыл жизни – сама жизнь.

P.S.

А в фильме «Философы» герои методом проб и ошибок приходят к решению спасти поэта. И так спасают мир.


Поделиться:


Назад в раздел