Поиск по сайту

Химия в образовательных и культурных традициях Санкт – Петербурга

Автор: Леонтьева Ольга Михайловна, учитель химии ГБОУ школа № 76 Выборгского района г. Санкт – Петербурга


     В повседневной жизни мы не замечаем, что окружающие нас предметы и явления имеют отношение к химии. Нам известен химический состав воздуха и воды, нас окружают изделия из металлов, стекла, пластика, мы используем лако-красочные покрытия, носим одежду из искусственной кожи и синтетических материалов; химики-фармацевты создают для нас лекарства; любуясь старинными и современными произведениями искусства, мы не задумываемся о том, что при их создании и реставрации использованы химические соединения. Список примеров бесконечен. Наконец, сам организм человека функционирует во многом за счет химических реакций, протекающих в нем.
     Химия – одна из важнейших и увлекательнейших наук, благодаря которой человек получил возможность не только извлекать из природного сырья соли, металлы, топливо, и множество других материалов, но и создавать новые вещества, которых в природе нет, их создал человек в процессе научных исследований и практической работы.
Вполне закономерно, что многие высокообразованные и культурные люди были увлечены и посвятили жизнь этой науке. Среди них много российских исследователей, судьбы которых связаны с Санкт-Петербургом.
Санкт-Петербург с момента своего основания развивался как научный и культурный центр России. Такие понятия, как петербургский стиль, петербургская школа, петербургская речь, петербуржцы – определяют культурно-историческую роль города в жизни нашей страны.
     С первых десятилетий существования Петербург наравне с Москвой стал центром отечественной науки. Важным событием в истории города было открытие в 1725 году Академии наук, которая явилась не только научным, но и учебным учреждением, так как при ней были созданы гимназия и университет. Важнейший период деятельности Академии наук связан с именем гениального русского учёного Михаила Васильевича Ломоносова (1711–1765), проработавшего здесь 24 года. Его труды касались почти всех областей знания. В 1745 году Ломоносов был утверждён профессором химии. По его инициативе и при его непосредственном участии в 1748 году при Академии наук открылась первая в России в полном смысле слова научно-исследовательская химическая лаборатория, работая в которой, Ломоносов создал материалистическую атомно-молекулярную теорию строения вещества, молекулярно-кинетическую теорию теплоты. Ему принадлежит первая в истории науки чёткая формулировка универсального закона природы – закона сохранения материи и движения. Ломоносов является основателем физической химии. В 1753 году была открыта фабрика цветного стекла. В 1758 году учёный открыл в городе мозаичную мастерскую, где под его руководством созданы панно «Полтавская баталия» и ряд мозаичных портретов.
     В XIX веке город закрепил за собой статус крупного научного центра. 60-70-е года XIX века называют золотым веком русской химии. Этот период ознаменован множеством открытий в области химии, которые были сделаны учёными, работавшими в Санкт-Петербурге. Имена этих людей имеют мировую известность. Кроме исследовательской, практической работы, они имели разносторонние интересы. Их многогранная деятельность оказала влияние на культуру нашего города и государства.
Академик Петербургской Академии наук, химик–органик Зинин Николай Николаевич (1812-1880) в 1842 году разработал метод получения ароматических аминов, впервые синтезировал анилин и другие ароматические амины, заложил основы производства синтетических красителей, душистых веществ, лекарственных средств.
     Ученик Н. Н. Зинина Бутлеров Александр Михайлович (1828-1886), известен как автор теории химического строения, основные положения которой не утратили значение и в наше время. Бутлеров А. М. первым объяснил явление изомерии. Он выполнил большое число работ по синтезу и исследованию олефинов, спиртов. Александр Михайлович активно выступал за развитие высшего образования для женщин, был одним из организаторов Высших женских курсов (Бестужевских). Помимо своей специальности, химии, Бутлеров, как страстный любитель природы, живо интересовался многими отраслями прикладного естествознания, проявляя серьёзность и усердие в работе. Будучи любителем энтомологии, он немало времени посвятил этому предмету; превосходная коллекция бабочек, лично им собранная и отданная в зоологический музей Казанского университета, является одним из плодов его энтомологических занятий. Бутлеров был и учёным садоводом и цветоводом.
     Бородин Александр Порфирьевич (1833-1887) – русский композитор, учёный- химик, медик. Участник «Могучей кучки». Бородин – ученик и ближайший сотрудник выдающегося химика Н. Н. Зинина, вместе с которым в 1868 году стал членом-учредителем Русского химического общества. Бородин начал писать романсы, фортепианные пьесы, камерно-инструментальные ансамбли, чем вызывал недовольство своего научного руководителя Зинина, считавшего, что занятие музыкой мешает серьёзной научной работе. Увлечение музыкой не помешало написать Бородину более 40 работ по химии. Именно А. П. Бородин открыл способ получения бромзамещённых углеводородов действием брома на серебряные соли кислот, известный как реакция Бородина-Хунсдикера, первым в мире (в 1862 году) получил фторорганическое соединение — фтористый бензоил, провёл исследование ацетальдегида, описал альдоль и химическую реакцию альдольной конденсации. Бородин не отказался от музыки. В музыкальном творчестве Бородина отчётливо звучит тема величия русского народа, патриотизма и свободолюбия, совмещающая в себе эпическую широту и мужественность с глубоким лиризмом.
     В 1869 году был открыт один из фундаментальных законов природы – периодический закон химических элементов. Автором этого открытия стал Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907). Он предсказал существование многих тогда ещё неизвестных элементов. Дмитрий Иванович – личность незаурядная и самобытная. Его волновала судьба России: он связывал её экономический и  культурный подъём с широким и рациональным использованием природных ресурсов, распространением просвещения и науки. Выступая за всестороннее изучение всех проблем сельского хозяйства, Д. И. Менделеев поддержал предложение об организации кафедры почвоведения в Петербургском университете, во главе с профессором почвоведения В. В. Докучаевым. Исключительно высоко Дмитрий Иванович ценил исследования К. А. Тимирязева по физиологии растений.
     Интенсивно занимаясь вопросами организации науки, промышленности и сельского хозяйства, Д. И. Менделеев уделял большое внимание и разнообразным проблемам образования. Д. И. Менделеев утверждал, что правильно поставленная педагогическая деятельность может способствовать развитию страны, если с её помощью у людей будет воспитываться активность и трудолюбие.
Среди слушателей лекций по химии Д. И. Менделеева в Петербургском университете был Николай Александрович Меншуткин (1842-1907). Успешно защитив магистерскую диссертацию, Н. А. Меншуткин был избран штатным доцентом Петербургского университета и стал одним из лучших его преподавателей. На его лекции по органической и аналитической химии приходили студенты с других факультетов. Речь Н. А. Меншуткина отличалась отработанной дикцией, красотой построения каждой фразы, скупой, но точной жестикуляцией, строгим научным изложением. Преподавательская деятельность Н. А. Меншуткина сопровождалась активной научной работой. Имя Н. А. Меншуткина осталось в его многочисленных трудах, учебниках, а также в работах его учеников. В историю науки Николай Александрович вошёл как один из основателей и пропагандистов физической химии.
     Деятельность трёх известных химиков: Менделеева, Бутлерова, Меншуткина прославила Петербургский университет.
В 1886 г. из Харькова в Петербург переехал Николай Николаевич Бекетов (1827–1911) в связи с избранием в Академию наук. Бекетов совмещает научную работу с большой общественной деятельностью. Он оказался в центре борьбы прогрессивной интеллигенции за право женщин на высшее образование. На Высших женских курсах в Петербурге Н. Н. Бекетов бесплатно читал лекции по химии, о современных достижениях науки, пробуждал их интерес к научным и об- щественным задачам. Н. Н. Бекетов многое сделал для пропаганды химических знаний, а также по объединению разрозненных научных сил и координации их деятельности. Ставил вопрос о соотношении науки и общественного самосознания. Николай Николаевич прожил долгую, интересную жизнь и оставил после себя богатое научное наследство. Оно питало идеями не одно поколение учёных, работавших в области физической химии. Говоря о значении работ Н.Н.Бекетова и его месте среди других учёных, академик И. А. Каблуков в связи с 100- летием со дня рождения учёного отмечал: «Своими работами, редкими по ясности и ценными по анализу и выводам, он наряду с А. М. Бутлеровым и Д. И. Менделеевым много содействовал тому, что русская химическая школа завоевала себе почётное положение в мировой науке. Его имя будет стоять в истории химии рядом с именами Менделеева и Бутлерова»1. Развитие науки показало, что открытия Н. Н. Бекетова не утратили своего значения и в наши дни. «Вытеснительный ряд» стал основой электрохимического ряда напряжений, алюминотермия получила широкое распространение, успешно используются термохимические методы, развитые в работах Н. Н. Бекетова. У открытий учёного завидная судьба!
     Лебедев Сергей Васильевич (1874-1934) был в первом ряду тех советских учё- ных, которые своим вдохновенным научным трудом активно способствовали индустриализации нашей Родины, активно участвовали в создании новых отраслей промышленности, что обеспечило нашему государству полную экономическую независимость. Своим энтузиазмом и верой в успех начатого дела С. В. Лебедев сумел воодушевить своих молодых сотрудников на смелое научное исследование по синтезу каучука.
Круг знакомых Лебедева С. В. был достаточно широк и объединял людей разных профессий: учёных, художников, музыкантов, артистов, поэтов. Среди химиков большая дружба связывала его с В. Н. Верховским. Вадим Никандрович Верховский (1873–1947) известен как разработчик методики преподавания химии в средней школе. Не одно поколение учащихся нашей страны изучало химию по замечательному учебнику Верховского, написанному им совместно с другим видным специалистом в области преподавания химии Сергеем Ивановичем Созоновым. Ведя педагогическую работу, Верховский активно боролся за введение учебного предмета химии в программу общеобразовательной школы и за то, чтобы её изучение было основано на эксперименте. Кроме знаменитого учебника, Верховский написал книги: «Первые работы по химии», «Техника и методика химического эксперимента в школе», «Методика преподавания химии в средней школе».
С. В. Лебедев поддерживал тёплые отношения со своим учителем Алексеем Евграфовичем Фаворским (1860-1945). А. Е. Фаворский создал школу химиков- органиков. Работы А. Е. Фаворского и его учеников в области непредельных соединений явились теоретической основой промышленного синтеза каучука в СССР.
     Вокруг Фаворского всегда были его ученики, работавшие под его руководством в Петербургском университете, лабораториях женских Бестужевских курсов и Технологического института. Молодые ученики Фаворского, объединенные дружбой и взаимными научными интересами, часто встречались и в свободное от учёбы время; посещали театры, выставки, концерты, а в воскресные дни вместе со своим учителем выезжали за город. Особенно они любили зимние поездки в Парголово, где вся компания с увлечением каталась на лыжах. Молодые учёные, среди которых было много талантливых музыкантов и любителей поэзии, музицировали, ставили любительские спектакли и участвовали в любительских концертах.
Александр Евгеньевич Порай–Кошиц (1877-1949) – химик-органик, специалист по технологии красителей, создатель анилино-красочной промышленности в России. В 1949 г. имя академика А. Е. Порай-Кошица было присвоено лаборатории технологии органических красителей ЛТИ им. Ленсовета и учреждена именная стипендия. На кафедре органических красителей и фототропных соединений, которую в течение 38 лет (1911-1949) возглавлял А. Е. Порай-Кошиц, были созданы оригинальные высокотермостойкие фоторезисторы для микроэлектроники; мономеры для получения термостойкого волокнообразующего полимера; уникальный ассортимент плёночных светочувствительных светофильтров для космической техники и телевидения; разработаны отечественные методы светостойкого колорирования природного янтаря, позволившие получить необходимую цветовую гамму для воссоздания Янтарной комнаты в Екатерининском дворце Царского Села.
      Это далеко не полный список наших соотечественников, прославивших российскую химическую школу, принесших авторитет и уважение нашему городу.
Эти химики подготовили плеяду выдающихся учёных, которые заняли достойное место в мировой науке.
Город хранит традиции - сегодня в Санкт-Петербурге функционируют научно- образовательные центры мирового значения, сформировавшиеся на базе учреждений, некоторые из которых возникли еще в XVIII веке: Санкт- Петербургский государственный университет, Горный университет, позднее - Технологический, Химико-фармацевтический, Педагогический институты. Эти ВУЗы продолжают готовить специалистов для химических отраслей науки и промышленности.
В XXI веке новые возможности открываются перед творческими, талантливыми представителями научного сообщества. Опыт и знания предыдущих поколений, новые методы исследований, сложные машины и аппараты, программное и информационное обеспечение современных химических лабораторий позволяют создавать авангардные материалы для современных отраслей науки и технологии в областях: ракетно-космической техники, информатики, материаловедения, функциональных материалов, медицины, здравоохранения, поддержания жизнедеятельности человека и экологии.

Список литературы:
1. Волков В.А., Вонский Е.В., Кузнецова Г.И. Химики. Биографический справочник. – Киев : Наукова думка, 1984.трограде
2. Макареня А.А., Рысев Ю. В. Д.И. Менделеев. – М.: Просвещение, 1983.
3. Андрусев М.М., Андрусева Е.М. С.В. Лебедев. – М.: Просвещение, 1981.
4. Пиотровский К.Б. Лебедев в Петербурге – Петрограде – Ленинграде. – Л: Лениздат, 1986.
5. Андрусев М.М., Андрусева Е.М. Н.Н. Бекетов, Н.А. Меншуткин. – М.: Просвещение, 1977.
6. Санкт – Петербург: Энциклопедия. – 2-е изд., испр. И доп. – СПб.- М., 2006.




Химия в образовательных и культурных традициях Санкт – Петербурга

Назад в раздел