Поиск по сайту

Духовно-нравственное воспитание ребенка в семье и ДОУ

Автор: Куранова Елена Владимировна, воспитатель ГБДОУ детского сада №95 Выборгского района Санкт-Петербурга; Мазурина Ирина Сергеевна, воспитатель ГБДОУ детского сада №95 Выборгского района Санкт-Петербурга;


«Один пустынник, великий по святости жизни и знанию души человеческой, повелел однажды своему ученику: «вырви это дерево из земли» и при этом указал ему на молодое, пустившее уже, однако, глубокие корни, пальмовое дерево. Беспрекословно исполняя послушание старцу, ученик приступил к делу, но, не смотря на все усилия, не мог пошатнуть его. «Отче, сказал он своему авве, ты приказал мне сделать невозможное!» Тогда старец указал ему на другое совсем еще молодое деревцо, которое послушник без особенных усилий тотчас вырвал с корнем... Ничего не мог поделать ученик с деревом, которое уже крепко укоренилось, но без особых усилий совладал с молодым.

Если эту повесть применить к воспитанию, то смысл будет такой: бессильны родители над взрослыми детьми, если не начинали воспитания их с юных лет».[i]

В полной мере это относится к духовно-нравственному воспитанию детей. Хотя эти слова были написаны в начале ХХ века, но и в настоящее время, они продолжают оставаться особенно актуальными.

В условиях кризисного общества, главными приоритетами в воспитании ребенка являются его раннее развитие и обучение для обеспечения успешности и процветания во взрослой самостоятельной жизни. А такие категории, как нравственность и духовность занимают далеко не первые места.

Недаром говорится: «Дети – наше будущее». И каким оно будет, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов, общественности. Необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму. Так как привычки и ценности, заложенные в детстве, станут нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем.

Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям.

Древнейшим институтом воспитания и развития ребенка является семья. То, что малыш в дошкольные годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Семья – это колыбель духовного развития ребенка. Семья – это коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Она является одним из традиционных институтов, в котором происходит самопознание и удовлетворение потребности малыша в любви, заботе, ласке, уважении и общении. Уникальность детско-родительского взаимодействия обусловлена особой значимостью родных людей в жизни ребенка-дошкольника. Взрослыми создается определенная атмосфера взаимодействия, где с первых дней жизни ребенка происходит становление его личности. Принятие и любовь со стороны родителей порождают в ребенке чувство безопасности и способствуют гармоничному развитию личности, а явное отвержение ведет к агрессивности и эмоциональному недоразвитию. Описанная выше зависимость между поведением родителей и поведением детей влияет на становление нравственной позиции ребенка.

Детско-родительские отношения имеют первостепенное значение, а механизмы взаимоотношений между членами семьи играют огромную роль в развитии духовно-нравственных отношений. Сегодня пугает и тревожит тот факт, что многие родители не знают эмоциональных потребностей своих детей и не обладают необходимыми навыками эффективного взаимодействия на эмоциональном уровне. Взрослые настолько заняты повседневной суетой, что им некогда общаться и играть со своими детьми. Родители фактически не знакомы с детьми, потому что не хотят или не могут (в силу занятости) потратить время на то, чтобы быть с ними вместе, позволить им быть такими, каковы они на самом деле.

Необходимо постоянно обращать внимание родителей на то, что, поощряя ребенка даже за незначительную помощь, подчеркивая его причастность к общим проблемам и заботам семьи, родители тем самым вызывают положительные эмоции у ребенка, укрепляют его веру в свои силы, пробуждая социально необходимые качества личности.

В процессе создания условий развития нравственной основы личности, следует учитывать некоторые особенности работы с детьми дошкольного возраста. Вследствие этого необходимо отметить ряд рекомендаций родителям и воспитателям детских садов:

1) для воспитания лучших качеств и чувств необходимо обращаться за помощью к культуре и красоте, пропуская их через душу и сердце к душе и сердцу ребенка. Для воспитания красотой родители и воспитатели должны создавать условия для возникновения радости, уверенности в своих силах, эстетических переживаний и других нравственных чувств;

2) воспитание трудолюбия также накладывает некий отпечаток на нравственные качества личности. Особую пользу детям приносит тот труд, в котором они будут чувствовать необходимость, и результаты которого будут явно кому-то нужны;

3) в нравственном воспитании личности необходимо приобщать детей к отечественной культуре, через знакомство с русской литературой. Необходимо читать как можно больше сказок, которые несут в себе воспитательный и поучительные характеры;

4) чтобы избежать негативных проявлений в поведении ребенка, необходимо:

· активно «слушать» его переживания и потребности,

· безусловно принимать ребенка,

· проводить время вместе (читать, играть, заниматься),

· не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется,

· помогать, когда просит,

· поддерживать успехи,

· делиться своими чувствами (значит доверять),

· конструктивно разрешать конфликты,

· использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например: «Хорошо, что ты пришел. Мне нравится, как ты... Я по тебе соскучилась. Давай (посидим, поделаем...) вместе. Ты, конечно, справишься. Как хорошо, что ты у нас есть. Ты мой хороший…»,

· обнимать ребенка как можно чаще;

5) немаловажное значение в духовно-нравственном воспитании ребенка имеет атмосфера семьи. Радостная атмосфера побуждает ребенка к активной деятельности. Детские радости зависят от тех повседневных взаимоотношений, свидетелями и участниками которых являются дети. Поводы для детской радости различны, но главное, что можно выделить особо, — это общение ребенка с родителями в совместной с ними деятельности. Детей радуют общие лыжные прогулки, прогулки по лесу, походы за ягодами, на рыбную ловлю;

6) необходимо приобщать ребенка и к религии, посредством посещения храма, вследствие чего у ребенка развивается духовная нравственность.

Взаимодействие с родителями является неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса в нашем детском саду. Различные формы сотрудничества помогают педагогам в достижении поставленных целей и задач:

·анкетирование («Отношение родителей к духовно-нравственному воспитанию ребенка»);

·родительские собрания («Формула нравственности», 2010 г);

·папки-передвижки (Беседы о воспитании);

·книги о православном воспитании детей («Как воцерковить детей» протоиерея Виктора Грозовского);

·тематические выставки (выставка православной литературы «Живой родник»);

·выставки семейного творчества («Праздник Пасхи – день весны»);

·совместные праздники (семейный праздник «Пасха»).




[i] «Поучения Иринея, Епископа Екатеринбургского и Ирбитского о религиозном воспитании детей». Екатеринбург. 1901 г.




Духовно-нравственное воспитание ребенка в семье и ДОУ

Назад в раздел