Поиск по сайту

«Грамматические раскраски» на уроках русского языка

Автор: Рыбникова Марина Леонидовна, методист ГБОУ школы №112 Выборгского района Санкт-Петербурга


Если учебная деятельность монотонна и стереотипна, то она не вызывает у ученика эмоционального отклика, не «включает» его активность в познании, а это значит, что изученный на уроке материал станет (а может, и не станет) одним из «серых кирпичей» (а может, «глиняной массой») в системе знаний. Материал будет понятен в большей или меньшей степени, но попадет ли он в долговременную память? Таким образом, работа только со страницей учебника неинтересна и неэффективна.

Как сделать объяснение нового материала на уроке русского языка легким, интересным, запоминающимся? Использование яркого, необычного дидактического материала – один из способов решения этой задачи.

Существуют интересные дидактические разработки для уроков русского языка, созданные разными авторами: В.В.Волиной, И.Б. Голуб, О.В. Канарской, Т.Г. Рик, О.Л. Соболевой. Они предлагают использовать для обучения детей русскому языку и грамматические сказки, и занимательные картинки, и игровые схемы, и увлекательные задания.

Однако эти материалы – наглядность, которая только демонстрируется ученикам. А для активизации деятельности мозга ребенку нужны разнообразные внешние раздражители: цвет, звук, картинка, запах; ему недостаточно только созерцания: он имеет «потребность ощущать осязательно и моторно». Недаром в последнее время стали популярны интерактивные занятия, квесты, мастер-классы.

Почему ребенок (да и взрослый человек) обращает внимание на яркую рекламную картинку, даже если увидел ее мельком? Потому что современные PR-менеджеры (да-да, именно они сегодня лучшие знатоки психологии восприятия) знают, как «зацепить» внимание, как вызвать интерес.

Учебный материал тоже надо подать, он должен быть «вкусным», интересным, привлекательным, ведь «наиболее благоприятная из всех сфер воздействия на ребенка» — это эмоциональная сфера. Так почему бы не воспользоваться теми идеями, которые разрабатывают рекламщики? Один из рекламных приемов - «тизер» (англ. «teaser» - «дразнилка»). Это сообщение, которое содержит картинку и описание-заголовок. Основная цель тизера – заинтриговать, вызвать эмоциональный интерес, любопытство и желание узнать подробности.

А потому, чтобы повысить активность учеников и задействовать эмоциональную память, мной разработана серия «Грамматических раскрасок» по темам, изучаемым в 3-5 классах на уроках русского языка: «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол», «Местоимение», «Лексика». Это та наглядность, которую ребенок не просто рассматривает на экране или на странице учебника, а может создавать сам.

Рыбникова 1.JPG

Раскраски вклеиваются в ученические тетради перед уроком объяснения учебного материала, а сам урок превращается в освоение научной информации через язык образов. Новая тема становится действительно «новой», в чем-то забавной и обязательно увлекательной. В такой наглядности «взаимоотношения лингвистических объектов смоделированы учителем и могут быть расшифрованы учащимися». В активный процесс познания оказываются вовлечены все дети: кто-то высказывает предположения, кто-то приводит примеры, а кто-то просто слушает и оформляет свою раскраску (и не надо ему мешать).

Рыбникова 2.JPG

Исходя из принципов нейрофизиологии, при такой работе включаются все репрезентативные системы, свойственные человеку:

-        аудиальная («я слышу»),

-        визуальная («я вижу»),

-        кинестетическая («я чувствую и делаю»),

-        логическая («я понимаю»).

Для большинства детей предпочтительнее визуально-аудиально-кинестетическая подача материала, нежели вербально-логическая, и работа с раскраской при одновременном объяснении учителя позволяет оптимизировать процесс обучения.

Рыбникова 3.JPG

Практическое применение

В качестве примера прокомментирую «Грамматические раскраски» по теме «Имя существительное», которые были созданы для учеников 4-го класса. Поскольку эта тема детям уже была знакома, требовалось уточнить и расширить имеющиеся знания, а далее ввести новый материал («3 склонения имен существительных» и «Роль имен существительных в предложении»).

Определение имени существительного гласит: «Имя существительное обозначает предмет». Для детей понятие «предмет» равноценно понятию «вещь». Лист 1помогает осознать многообразие предметного мира: предметами являются не только вещи, но и «люди» (ребенок, врач), «животные» (зебра, кошка), «растения» (клен, ромашка), «явления» (гроза, ураган), «события» (праздник, свадьба), «чувства» (любовь, нежность), «понятия» (совесть, Родина). Понимание приходит к четвероклассникам очень быстро, и они по ходу урока приводят множество примеров. Каждый ребенок вправе записать в нужную колонку те слова, которые ему нравятся (неважно: придумал он их сам или услышал от одноклассников). Я не настаиваю на заполнении всех строк – пяти-шести примеров вполне достаточно.

Лист 2 посвящен теме «Одушевленные и неодушевленные имена существительные». Формулировки даю предельно короткие и четкие (естественно, с точки зрения лингвистики, этого недостаточно, но для учеников 4-го класса вполне понятно). Конкретизирую, какие конкретно предметы считаются одушевленными, а какие – неодушевленными. Где делать записи, дети догадываются по первым буквам: Л – дюди, Ж – животные, П – птицы, Н – насекомые, В – вещи, Я – явления, С – события, Ч – чувства, П – понятия. После работы с Листом 1 четвероклассники легко догадываются, о чем идет речь.

Рыбникова 4.JPG

На Листе 3 рассматриваем тему «Собственные и нарицательные имена существительные». Снова даю короткие определения, а рисунки посередине листа отсылают детей к двум колонкам: учащиеся должны понять, что один и тот же предмет может иметь и собственное наименование, и нарицательное. В левой колонке прошу написать свои собственные фамилию, имя и отчество (вспоминаем про заглавную букву), а в правую колонку подбираем имена нарицательные: девочка-ученица-школьница-дочка и т.д. или мальчик – ученик – школьник – сын и т.д. Можно записать фамилию, имя и отчество директора школы или президента России и дать соответствующие нарицательные наименования. Далее вспоминаем клички собак, кошек, черепах (детям доставляет радость напоминание о домашних любимцах), а потом переходим к географическим названиям: тут вспоминаем написание названия нашего города, района, улицы и т.д.

Лист 4 – это напоминание о грамматическом признаке рода у имен существительных. Подбор примеров не вызывает трудностей, и для увеличения продуктивности деятельности эту тему можно совместить со словарной работой (выписать из словаря в конце учебника несколько слов, распределяя их по родам), а можно рассказать учащимся о существительных, определение рода которых может вызывать трудности (кофе, тюль, мозоль и т.д.).

Рыбникова 5.JPG

Грамматический признак числа (Лист 5) теоретически не вызывает трудностей у четвероклассников, но в речи у детей иногда можно заметить аграмматизмы, поэтому стОит уточнить, что при образовании множественного числа у существительных возможны четыре варианта окончаний: мяч – мячИ, звезда – звездЫ, лист – листьЯ, ведро – ведрА. Устно дети легко приводят и другие примеры. Новым для учащихся в этой теме становится то, что некоторые существительные имеют форму только единственного (золото, молоко) или только множественного числа (ножницы, шорты). В ходе урока учащиеся проявляют сообразительность и приводят очень много примеров для записи, но обязательно необходимо уточнять правописание придуманных слов.

Тема «Падежи» изучается в 3-ем классе, поэтому Лист 6 – это актуализация знаний и уточнение понятийного аппарата для изучения последующих тем.

Рыбникова 6.JPG

Новый материал – это «3 склонения имен существительных». Листы 7, 8, 9 вводятся последовательно на разных уроках. Картинки-раскраски подобраны так, чтобы они стали подсказками. Как примеры существительных 1 склонения предлагаются слова «свеча» и «свинья», «дедушка» и «дядя», как примеры существительных 2 склонения – слова «комар» и «конь», «перо» и «платье», как примеры существительных 3 склонения – слова «ель», «морковь» и «мышь». Склоняя существительные, дети обращают внимание на одинаковые (или парные) окончания существительных одного склонения. Далее необходимо отрабатывать на уроках трудные случаи выбора падежных окончаний «е-и».

Рыбникова 7.JPG

Заключительный Лист 10 посвящен синтаксической роли имени существительного. Со 2-3 класса учащимся знакомы главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. В 4-ом классе можно расширить их знания и показать имя существительное в роли дополнения и обстоятельства, научив правильно задавать вопросы: раскрасил (кого? что?) картинку, раскрасил (кем? чем?) карандашами, перепрыгивает (где?) на сосне, перепрыгивает (откуда?) с ветки, перепрыгивает (куда?) на ветку.

Имеет смысл задавать к дополнению именно оба падежных вопроса, независимо от того, какое существительное использовано: одушевленное или неодушевленное, чтобы предотвратить ошибки в определении именительного и винительного падежей существительных, а значит, и их роли в предложении. Если возможно задать смысловой вопрос (где? куда? откуда? когда? и т.д.), то такой, обстоятельственный, вопрос предпочтительней, нежели падежный вопрос.

На заключительном обобщающем уроке по теме «Имя существительное» оформленные раскраски могут стать опорным планом для повторения.

Итак, вывод:

– учение с интересом?
– Да.
– Долговременная память задействована?
– Да.
– Прочность знаний достигается?
– Да.

Успехов и учителю, и ученику!



Использованные материалы:


  1. Волина В.В. «Веселая грамматика»; М., «Знамя», 1995

  2. Голуб И.Б. «Дидактические материалы по русскому языку. Путешествия в страну слов»; М., «Владос», 1998

  3. Канарская О.В. «Инновационное обучение: методика, технология, школьная практика»; СПб, «Лики России», 1997

  4. www.metodika.ru

  5. www.sdo.elitarium.ru


«Грамматические раскраски» на уроках русского языка

Назад в раздел