Поиск по сайту

Организация работы с пословицами и поговорками

Автор: Дмитриева Наталья Алексеевна, учитель начальных классов школы №475 Выборгского района Санкт Петербурга; Курочкина Светлана Анатольевна, учитель начальных классов школы №475 Выборгского района Санкт Петербурга


Выдающийся педагог К. Д. Ушинский писал: «Русские пословицы имеют значение при первоначальном учении отечественному языку, во-первых, по своей форме, во-вторых, по своему содержанию».

Настолько восторженным было отношение В. С. Сухомлинского к народным пословицам как к педагогическим миниатюрам, что по их образцам он создавал свои афоризмы. Он считал эффективными народные формы сохранения и распространения педагогической мудрости. Вот некоторые из благопожеланий и назидательных советов Сухомлинского: «В какой бы далекий уголок нашей Родины ни забросила тебя судьба, не забывай своей колыбели», «Подлинная свобода сына и дочери — быть послушными детьми», «Храни и почитай память об умерших. У кого нет в думе прошлого, не может быть и будущего». Народные пословицы лежат и в основе заповедей Сухомлинского, например: «Три бедствия есть у человека — смерть, старость и плохие дети», — говорит украинская народная мудрость. Старость неотвратима, смерть неумолима, перед ними никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь, как и от огня. И это зависит не только от родителей, но и от самих детей». Или еще: «Береги честь смолоду, не разбрасывай по мелочам силу своей души. Если будешь разбрасываться в ранней юности, если будешь без конца увлекаться — вступишь в зрелую жизнь человеком с пустой душой». Школа становится подлинным очагом культуры лишь тогда, — говорил Сухомлинский, — когда в ней царят четыре культа: культ Родины, культ человека, культ книги и культ родного слова.

В книгах «Литературное чтение» и «Русский язык», предназначенных для учащихся начальных классов, помещено большое количество пословиц и поговорок и несколько рассказов, раскрывающих смысл отдельных из них. Именно в начальной школе необходимо особое внимание уделить пословицам.

С первого по четвертый класс работа сводится к активному знакомству учащихся с пословицами, их заучиванию. Кроме того, учитель должен научить детей раскрывать смысл пословиц и уметь применять их в своей речи.

Основными источниками, откуда учащиеся берут пословицы и поговорки, должны быть «Азбука», «Литературное чтение», учебник русского языка, а также детская художественная литература. Кроме того, ученики могут использовать ресурсы Интернета.


Пословицы на уроках чтения

На уроках чтения учащиеся начальной школы не только овладевают навыком беглого чтения, но и учатся понимать прочитанное, разбираться в художественных особенностях литературных произведений. Кроме того, при знакомстве с народным творчеством и произведениями мастеров слова большое внимание уделяется эстетическому воспитанию и развитию культуры речи учащихся. Умелое использование пословиц и поговорок, разнообразные виды работы с ними делают уроки чтения богаче по содержанию и интереснее по форме.

Особое внимание в начальной школе следует уделять художественному оформлению рабочих тетрадей с пословицами и поговорками, а также проектной деятельности.

В таком плане работа продолжается и дальше. Встретив пословицу в книге для чтения или в учебнике русского языка, учащиеся рассказывают, как они понимают ее смысл, разбирают и объясняют написание отдельных слов. В учебниках, начиная с первого класса, встречаются пословицы и поговорки.

В первом классе на уроках литературного чтения и на уроках русского языка могут быть использованы пословицы:

О Родине:

«Нет краше Родины нашей». «Одна у человека родная мать, одна у него и Родина».

О труде, трудолюбии, лени:

«В труде рождаются герои»; «Умение везде найдет применение»; «Люби дело мастером будешь»; « Кто на все руки, у того нет скуки»; «Порядок бережет время»; «Кончил дело гуляй смело».

Об учебе, книге:

«Ученому везде дорога»; «Ученье — лучшее богатство»; «Грамоте учиться всегда пригодится»; «Испокон века книга растит человека».

Учащиеся третьих и четвертых классов хорошо справляются с классификацией пословиц по темам: времена года, явления природы (снег, дождь, мороз, ветер и др.), домашние и дикие животные, книга, письмо, труд, о матери, об отце, дружба, речь, знание, невежество, смелость, трусость.

Остановимся на характеристике отдельных видов работы с пословицами и поговорками на уроках чтения.

Одним из видов работы является подбор пословиц по темам. Начиная с первого класса на уроках чтения необходимо приучать детей самостоятельно подбирать пословицы по темам. Это делается при знакомстве с отдельными стихотворениями, рассказами, при изучении какой-либо темы, при обобщении или повторении изученного материала.

В первом классе интересная работа на уроке прощания с букварем, на котором учащиеся вспоминают пословицы и поговорки об азбуке, букваре, учебе, дружбе.

Пословицы о Советской Армии, о партизанах, о героях Родины учащиеся второго класса собирают, когда приступят к чтению рассказов, посвященных нашей армии. К 8 Марта ученики подбирают пословицы о маме.

Во втором классе учащиеся читают ряд произведений о домашних и диких животных, о которых народ создал также много образных и метких пословиц. Собирая такие пословицы, учащиеся узнают много интересного о жизни животных.

В третьем и чевертом классах можно подобрать пословицы на исторические темы: «Из прошлого нашей Родины», «Великая Отечественная война», «Они защищали Родину».

Важно научить детей самостоятельно подбирать пословицы по теме стихотворения, рассказа, т.е. тех произведений, которые читают дети на уроке.

Не обязательно все пословицы, которые приводят учащиеся, разбирать на уроке. Вполне достаточно выделить две-три пословицы и раскрыть их смысл.

Умело организованный анализ смысла пословиц подводит учащихся к пониманию их обобщающего характера. Например: «Какую из трех написанных на доске пословиц нужно напомнить тому из детей, кто игрушки за собой убирать не хочет?». Ученики дали правильный ответ: «Любишь кататься люби и саночки возить». Далее учащиеся привели аналогичные примеры, самостоятельно придуманные, и сделали вывод о том, что эта пословица относится не только к катанию зимой на санках, а имеет более глубокий смысл.

Особым видом работы с пословицами является нахождение пословиц в тексте художественных произведений и выяснение их назначения.

Особенно богатый материал для таких наблюдений дают басни И. А. Крылова, с которыми учащиеся знакомятся в третьем классе. Учащимся вполне доступно раскрыть глубокий смысл этих изречений, понять их назначение в басне и объяснить, почему они вошли в богатейший фонд народной фразеологии.

Использование пословиц при работе над сочинением. В данном случае следует различать два вида работы: во-первых, сочинение по пословице; во-вторых, включение пословиц в сочинение.

Пословицы на уроках русского языка

Одной из важнейших задач школы является достижение высокой грамотности учащихся, основы которой закладываются в начальной школе. Психологи, исходя из единства мышления и речи, считают, что прочному усвоению знаний наряду с другими факторами способствуют увлекательность иллюстративного материала, его эмоциональность. Лучше запоминается то, что существенно и интересно и что к тому же воздействует не только на ум, но и на чувства.

В этом отношении идеальными примерами являются пословицы, для которых характерна меткость, краткость и образность языка. Однако в их использовании на уроках русского языка необходимо знать меру, учитывать, что не всякая пословица или поговорка является актуальной, имеет воспитательное значение, по своему содержанию доступна учащимся.

Так в первом классе на уроках литературного чтения, где происходит знакомство с пословицами и поговорками, задания плана: «объясни», «придумай рассказ к пословице». На уроках русского языка при списывании с печатного текста есть задания: «прочитай и запиши, используя раздельное написание слов»:

Словопущестрелыразит. Будьсвоемусловухозяин. Словосеребромолчаниезолото. Сперваподумайапотомскажи. Меньшеговорибольшеделотвори. Неспешиязыкоматорописьделом.

Широко используются пословицы и поговорки при выполнении проектов. Например, проекты на темы: «И в шутку и всерьез» (второй класс), «Рассказ о слове», «Зимняя страничка», «Семья слов» (третий класс).

Использование пословиц при изучении орфографии

Говоря о пословицах на уроках русского языка, следует решить вопрос о том, при изучении каких тем, при использовании каких приемов обучения правописанию они могут быть использованы.

Пословицы при изучении безударных гласных, проверяемых ударением, звонких и глухих согласных

На первом этапе обучения правописанию корней с безударными гласными, проверяемыми ударением, важно научить учащихся пользоваться методом подстановки. Он заключается в том, что слово с безударной гласной в корне сопоставляется с другим однокоренным словом, в котором этот гласный звук находится под ударением.

Специально подобранные пословицы позволяют наглядно объяснить, как следует пользоваться методом подстановки и в каких случаях его применять. Так, при объяснении правописания безударных гласных, проверяемых ударением, учитель приводит пословицы: «Конец делу венец»; «Кончил дело, гуляй смело». В одной из этих пословиц имеется слово с безударным гласным звуком, а в другой пословице этот звук находится под ударением. Учащиеся записывают пословицы и выделяют орфограмму.

Метод подстановки применяется при объяснении правописания звонких и глухих согласных на конце слов или перед согласными. Пословицы, которые могут быть использованы как иллюстративный материал, не только позволяют наглядно объяснить сущность этого приема, но и, сохраняясь в памяти учащихся, служат образцом для других аналогичных случаев.

Так, в первом классе ученики заучивают поговорку: «Береги нос в большой мороз». При объяснении правописания звонких и глухих согласных на конце слов во втором классе учитель вспоминает эту поговорку, записывает ее на доске, выделив цветными мелками буквы с в слове нос и з в слове мороз. Учащиеся устанавливают, что в слове нос и в слове мороз на конце слышится один и тот же глухой согласный, а пишется в одном случае с, а в другом з. Дети разъясняют, каким орфографическим правилом следует руководствоваться, чтобы не делать ошибок при написании слов с глухим или звонким согласным на конце. Под пословицей записываются слова: нос носа, мороз - мороза. При этом сомнительные согласные на письме выделяются. Таким образом, объяснение строится на знакомом тексте, что способствует более прочному его усвоению. Иллюстративный материал не отвлекает учащихся, их внимание целиком сосредоточивается на орфографическом правиле.

На одном из последних уроков, отведенных учителем для изучения правописания звонких и глухих согласных в конце слов, для проверки знаний учащихся по теме можно провести такую работу. На доске записываются следующие пословицы: «Слаще всех плодов - плод честного труда»; «Свой глаз — алмаз»; «Дороже алмаза свои два глаза»; «Не шуба греет, а хлеб». Учащиеся, прочтя пословицы, находят слова с сомнительными согласными на конце и записывают их на доске и в тетрадях столбиком. После этого из пословиц выбирают к выписанным словам однокоренные слова, с помощью которых можно было бы объяснить написание той или иной согласной на конце слов. Найденные слова записываются рядом с однокоренными:

плод плодов; глаз глаза; алмаз алмаза; хлеб - хлеба.

Пословицы при изучении слов с непроверяемыми безударными гласными

Со словарным словом трактор учащиеся знакомятся в пословицах: «Где трактор ходит, там золотая пшеница родит»; «Трактором пахать, не лопатою копать»; «Не трактор пашет, а тракторист». Ученики записывают пословицы в тетрадь, выделяя слово трактор, а также родственное ему слово тракторист.

Пословицы при изучении ь как знака мягкости и как разделительного знака

Уже во втором классе учащиеся учатся различать ь, который указывает на мягкость предыдущего согласного, и ь, который отделяет согласный звук от йота, на письме обозначаемого вместе с последующим гласным буквами е, е, ю, я.

При закреплении этого материала в третьем классе можно дать учащимся такое задание: из пословиц, которые они запишут, выписать в один столбик слова с мягким знаком на конце; в другой столбик - слова с ь как знаком мягкости в середине слов и в третий столбик выписать слова с ь как разделительным знаком.

Приведем пословицы и поговорки, которые могут быть использованы на этом уроке.

«Родину - мать умей защищать»; «Отольются волку овечьи слезки»; «Ученье - путь к уменью»; «Маленькое дело лучше большого без­делья»; «От зорьки до зорьки моряки на вахте зорки».

Игры с пословицами и поговорками

Особым видом работы с пословицами на уроках русского языка в начальной школе являются игры с пословицами. Цель игры — закрепить и проверить знание орфографических правил. Приведем для примера варианты игр с пословицами.

Задание: «Соедини нужные части пословиц. Вставь пропущенные орфограммы».

1. Где любов… и совет,

2. Сем…я сил…на, когда над ней

3. На что и клад,

4. Мат… кормит детей,

5. В сем…е, где нет согласия,

1.                когда в сем…е лад.

2.                как земля - людей.

3.                крыша одна.

4.                добра не бывает.

5.                там и горя нет.

Задание: «Соедини пословицу с нужным словом. Подчеркни слова с безударной гласной в корне слова ».

1.    Мир строит, а война …….

2.    Кто посеет ветер, пожнет…….

3.    Родину – мать учись ……….

4.    Кто за правое дело стоит, тот всегда…..

5.    Не тот молодец, у кого бравый вид, а тот, кто победу…..

6.    Маскировка - это хитрость и……

7.    Храбрость города берет, а бдительность их……...

8.    Удивить -………

9.    Скорость нужна, а поспешность……..

10.   Стоянием крепости не……..

1.    сноровка

2.    бережет

3.    возьмешь

4.    бурю

5.    творит

6.    разрушает

7.    победить

8.    вредна

9.    победит

10.  защищать

Задание: «Найди концовку пословицы. Вставь пропущенные гласные ».

1. Слова без дела – сущая

2.Слово пуще стр…лы

3. Будь своему слову

4. Слово - с…р…бро, молчание –

5. зол…то.

6. хозяин.

7.  разит.

8. б…да.

Особенно широко привлекаются пословицы и поговорки при изучении частей речи. В ряде упражнений в учебнике русского языка для 4 класса примерами служат пословицы. Например: 4 класс 1 часть. В теме «Имя существительное» - с. 70 №117, с.85 №143, №144, с.108 №195. 4 класс 2 часть. В теме «Имя прилагательное» с. 16 № 27, с.23 №45. В теме «Местоимение» с.63 №133. В теме «Глагол» с.72 №149, с.86 №176.

Работа с карточками

Карточки бывают двух видов: карточки, содержащие текст для анализа, и карточки с отдельными орфограммами. Как те, так и другие карточки используются в основном при закреплении и проверке знаний учащихся. Так как этот вид работы представляется детям младшего школьного возраста своеобразной игрой, то он обычно вызывает у них особый интерес и активизирует их внимание.

Задание: «Измени слово»:

Ус – хорошо, а два – лучше. (Ум) Машу маслом не испортишь. (Кашу) Мы сами - с ушами. (Усами)

Марина любит ласку, чистку и смазку. (Машина) Лес рубят – кепки летят. (Щепки)

Задание: «Измени слово или несколько слов, чтобы получилась пословица»:

После драки много хромых. (Храбрых) Одна голова хорошо, а две некрасиво. (Лучше). Без клещей стоматолог, что без рук. (Кузнец) Одна нога здесь, другая в гипсе. (Там) По лесу нужно с корзиной ходить. (С умом) Землю красит солнце, а человека парикмахер. (Ум) Будешь лениться - узнаешь директора. (Голод)

Дети могут проверить правильность своего ответа с обратной стороны карточки. Постепенно увеличивается количество и сложность пословиц, а к ним и задания могут усложняться.

Внеклассная работа с пословицами и поговорками

В настоящее время, особенно большое значение приобретает внеклассная работа. В распоряжении педагогов, воспитателей имеется уже большая методическая литература по этому вопросу.

Шуточные пословицы используются как на уроках, так и во внеурочное время.

Задание: «Выбери правильный ответ»:

Кого, согласно русской поговорке, ноги кормят? (коня; сапожника; бегуна; волка). Кто гладок оттого, что поел и на бок? (комар; медведь; свинья; кот). На чем приносит новости сорока? (на лапах; на хвосте; на крыльях; на блюдечке). Кого можно считать рыбой на безрыбье? (лягушку; рака; улитку; медузу). Что летит, когда лес рубят? (птицы; шишки; бревна; щепки).

Изготовление обложек с пословицами

Для привлечения детей к аккуратному ведению тетрадей используется лист картона с пословицей о труде, письме, знании и т. п. Дети подбирают открытку к пословице и обложка вкладывается в самую аккуратную тетрадь.

Проектная деятельность по изготовлению газет

В наше время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает проектная творческая деятельность. Именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, самостоятельной деятельности учащихся и оценки результатов своей работы.

Например, во втором классе тема проекта – газета «День победы», в 4 классе – создание газеты к памятной дате «Сергий Радонежский и Куликовская битва»

Перед проведением праздников ребята вместе думают, что они хотят увидеть в этой газете? Делают выбор разделов газеты. Один готовит заголовок, другой — пожелания и поздравления, третий — загадки, четвертый — стихи, пятый — тексты, шестой — пословицы, другие — открытки, рисунки, фото.

На уроках русского языка дети работают с пословицами, выбирают понравившуюся пословицу к теме газеты. Пословицы должны быть записаны на листке без ошибок, аккуратно и каллиграфическим почерком. Каждая колонка вкладывает свои работы в отдельную папку.

Следующие разделы даются по выбору детей на дом. Одни из ребят воспользуются Интернетом, другим помогут родители, третьи обратятся к услугам библиотеки. Таким образом, общее дело заставит всех проявить активность в поиске материала.

На уроке изобразительного искусства дети выполняют тематический рисунок, который тоже пополнит архив колонки. Так копится материал для газеты. Спустя некоторое время редколлегия, в составе двух или трех учеников, выбирает материал и оформляет газету.

У ребят возникает желание творить, выдумывать, пробовать свои силы в этом творческом процессе. Дети видят свой вклад в общее дело, ощущают результат совместной деятельности.

Тематические праздники

Организация тематических праздников является, интересной и полезной формой внеклассной работы. Как правило, утренники оставляют большое впечатление и надолго сохраняются в памяти учащихся. С их проведением связана большая подготовительная работа, в: которой должны участвовать все желающие школьники. И если в 1 классе главным организатором является учитель, то в последующих классах часть работы по подготовке и организации праздников берет на свои плечи активная группа учащихся.

Учащиеся распределяют между собой обязанности. Одни отвечают за оформление класса или зала, где проводится утренник. Они пишут и развешивают художественно оформленные плакаты с пословицами, изошутки на пословицы, организуют выставку детских работ. Другая группа школьников готовит небольшие сценки к празднику. Другая группа готовит шуточные задания или ребусы составляют. Третьи изготавливают газету. Всегда найдется интересная работа для желающих интересно провести свое время.

Игры, ребусы, задачи с пословицами

На праздниках, а иногда и на уроках русского языка или чтения можно проводить игры с пословицами. Они не только служат средством развлечения, но и способствуют лучшему запоминанию народных изречений.

Приведем для примера описание некоторых игр.

Группе ребят выдаются 2 листа. На одном в клетки таблицы вписаны буквы. На другом листе в клетках таблицы показан маршрут следования по квадратам первого листа. Перемещаясь из одного квадрата, по плану следования, ребенок, буква за буквой, слово за словом прочитывает пословицу.

Не менее интересным видом внеклассной работы с пословицами является отгадывание ребусов, в которых зашифрованы пословицы. Ребусы рисуются на большом листе самими школьниками. Разгадывают их ребята коллективно.

Увлекательной игрой для учащихся является составление ребусов по пословице. Для этого хорошо использовать готовые картины, так как не все ребята умеют рисовать. Картинки заранее переводятся на отдельные карточки по количеству игроков. Рисунки раскрашиваются. Каждый играющий получает нужное количество карточек. Затем ведущий называет пословицу, по которой составляется ребус. Выигрывает тот, кто первый составил ребус.

Постоянная, систематическая работа в школе над пословицами очень многое дает учащимся. Они учатся собирать народные изречения, классифицировать их по темам, анализировать смысл пословиц, понимать их обобщающий характер. Изучение мудрых, образных народных афоризмов обогащает речь учащихся, повышает их грамотность, способствует воспитанию эстетического вкуса. Разнообразная и интересная работа с пословицами не только прививает учащимся любовь к устному народному творчеству, не только учит внимательно относиться к метким, образным выражениям, интересоваться народной мудростью. Необходимо помнить, что пословицы и поговорки воспитывают у подрастающего поколения чувство патриотизма, любовь к труду, уважение к народу, создавшему эти сокровища, и гордость за него.



Литература

1. Богуславский М. Василий Александрович Сухомлинский: цели и смыслы воспитания / М. Богуславский // Народное образование. 2008. № 9. С. 261-266.

2. Введенская Л. А. Пословицы и поговорки в начальной школе. Издательство: Феникс 2011.

3. Курбатова Г. Пословица недаром молвится (журнал «Начальная школа» N3/2012)

4. Закирова-Зиева Е. Мини-проекты как один из способов реализации деятельностного подхода (журнал «Начальная школа» N22/2010)

5. Суркова Н. Пословицы и поговорки (журнал «Начальная школа» №10/2006)

6. Русские народные загадки, пословицы и поговорки. /Составитель: Круглов Ю. Г. М.: Просвещение, 1990

7.  УМК «Школа России»


Организация работы с пословицами и поговорками

Назад в раздел