Поиск по сайту

Опыт дистанционного обучения на фольклорном отделении в СПб ГБУ ДО «Санкт-Петербургская детская музыкальная школа им. В. В. Андреева»


Авторcтво: Крылов Кирилл Анатольевич, преподаватель специальных дисциплин фольклорного отделения СПб ГБУ ДО «Санкт-Петербургская детская музыкальная школа им. В. В. Андреева», специалист по фольклору Фольклорно-этнографического центра им. А. М. Мехнецова Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова


      За время дистанционного обучения проявились как его отрицательные, так и положительные стороны. Мне, как педагогу 2 и 3 классов фольклорного отделения детской музыкальной школы, пришлось приложить немало усилий для выстраивания работы в новых условиях и сделать все возможное для сохранения контингента учащихся. Была создана информационная платформа для проведения индивидуальных и групповых занятий (беседы и группы в WhatsApp и ВКонтакте) и разработаны формы подачи учебного материала для обучения сольному пению в онлайн режиме, для занятий фольклорного ансамбля, для занятий по народному танцу и народному музыкальному творчеству. По каждой дисциплине выработался свой механизм обучения:
 • Сольное пение – занятия по видеозвонку в WhatsApp, распевка, разбор домашнего задания, видео которого ученик прислал заранее, корректировка исполнения в онлайн режиме, рекомендации по дальнейшему разучиванию произведения;
 • Фольклорный ансамбль – составление текстового плана урока в Word, запись на видео вокальных упражнений для распевки, расшифровка и набор нот песен в нотном редакторе Finale, аудиозапись партий песен и аккомпанемента к ним, подбор адаптированных для младшего детского возраста аутентичных образцов пения. При разучивании нового песенного материала было рекомендовано пользоваться музыкальным инструментом, будь то фортепиано или приложение «фортепиано» на телефоне, или же инструментом, на котором учится играть ребенок;
 • Народный танец – составление текстового плана урока в Word, подбор методических видеоматериалов для ознакомления с новыми хореографическими традициями, запись аккомпанемента в разных темпах для cольной пляски, видеозапись хореографических упражнений и элементов пляски, использование метода графической фиксации при записи типов хореографического движения в домашнем задании;
 • Народное музыкальное творчество – составление текстового плана урока в Word, подбор методических видео- и аудиоматериалов, разработка интересных контрольных заданий, например, в виде кроссворда, составление краткого конспекта урока.
       В качестве домашнего задания обучающиеся должны были присылать не реже раза в неделю результаты самостоятельной работы на видео- или аудиозаписи, в зависимости от дисциплины, и по народному музыкальному творчеству в текстовой форме. В результате такой формы контроля класс предстал перед глазами педагога в другом свете: выявились трудолюбивые и обязательные ребята; талантливые, но необязательные и не выполняющие все задания, и третья группа – те, кому дистанционное обучение было сложно воспринимать из-за свойств личности или по техническим причинам. Во время обычного обучения градация учеников была несколько другой.
       Важной составляющей дистанционного обучения стало техническое оснащение и осведомленность учеников и родителей. Некоторые обучающиеся во время дистанционного обучения испытывали психологические трудности, связанные с большой нагрузкой в общеобразовательной школе и отсутствием видимости смысла обучения музыкальным дисциплинам дистанционно. В какой-то степени ситуация, связанная с дистанционным обучением, показала реальную картину заинтересованности учеников и их родителей в музыкальном образовании и его месте в иерархии жизненных ценностей. Ключевым звеном в дистанционном обучении стали родители, оказывающие организационную помощь детям или наоборот не имеющие возможности ее оказать, что наложило свой отпечаток на успеваемость (например, многодетные или малообеспеченные семьи с нехваткой технических средств не всегда справлялись с выполнением домашнего задания в срок). В то же время некоторые ребята показали прекрасные примеры самоорганизации и достигли приличных результатов.
       Одной из форм контрольного задания была видеозапись одной песни всеми учениками по отдельности. Дети слышали только аккомпанемент и подпевали ему. В программе Sony Vegas все видео с пением ребят были соединены в общее и в итоге получилось слаженное исполнение. Для детей и их родителей было важно увидеть наглядное достижение результата и сплоченность коллектива.
Дистанционное обучение в целом – интересная форма работы, положительные стороны которой можно использовать и в дальнейшем, но в новом учебном году хотелось бы вернуться к прежней, устоявшейся годами системе, потому как фактор живого общения в разы превышает все достижения удаленного образования. Учитывая специфику фольклорного направления, где коллективность и устность – одни из его главных свойств, дистанционное обучение ослабляет преемственность и в корне изменяет принципы традиционного воспитания и обучения.

Поделиться: