Поиск по сайту

Взаимодействие в открытой школе. (из сборника статей "Анализ рисков и потенциальных возможностей российского образования в условиях присоединения к ВТО").


Авторcтво: Ларионова Марина Владимировна, доктор полит.н., директор Института международных организаций и международного сотрудничества НИУ ВШЭ, Горбунова Екатерина Михайловна, магистр социологии, директор Информационно-аналитического центра ГУ-ВШЭ


           В работах по управлению школой отмечаются различные направления развития социальных связей школы. Так, О. Е. Лебедев, В. С. Лазарев, М. М. Поташник и другие авторы отмечают, что среди всех видов социальных связей школы главное место занимают связи с родителями.
          Так было и раньше, но характер отношений образовательного учреждения и родителей меняется. Эти отношения становятся в большей степени равноправными, партнерскими. В ситуации выбора родители могут выбрать, а могут и не выбрать то или иное образовательное учреждение, ту или иную дополнительную образовательную услугу. С расширением возможностей выбора повышается ответственность родителей за образование своих детей. Возникает возможность создания образовательных программ, совместно реализуемых школой и семьей. Одновременно растет потребность образовательного учреждения в сотрудничестве с родителями и общественностью. Важнейшей характеристикой современной школы является увеличение возможностей, способствующих становлению жизненного самоопределения, неповторимой индивидуальности каждого ученика. Внешние связи школ, которые интенсивно развиваются в последнее десятилетие, создают новые возможности в каждой конкретной школе.
           Особенностями открытой модели образовательного процесса являются интеграция всех способов освоения человеком мира, реализация таких принципов, как сотрудничество, сотворчество, индивидуализация, информатизация, компьютеризация, гуманизация, деполитизация, экологизация образования; психологическая установка обучающегося на сверхзадачу, что приводит к постоянному поиску, формированию новых ориентиров и целей и др.
           Открытость выступает как важная характеристика образовательного процесса, которая при ориентации на обучающегося (а также на культуру общества) как источник стихийности и упорядоченности, одновременно обеспечивает многообразие альтернативных путей становления индивида, комплексность и целостное отражение в его образовании, тенденцию развития современной культуры (в широком смысле), высокую степень интеграции в общественные процессы в роли полноправного партнера.
           В полной степени идея открытости реализуется через создание системы непрерывного (в течение всей жизни человека) образования, обеспечивающего каждому индивиду условия для свободного развития его образовательных, интеллектуальных и деятельностных возможностей на протяжении всей жизни.
Открытие образовательного учреждения социуму возможно при реализации комплекса практических мер в нескольких направлениях: -
открытие образовательного учреждения социуму (социально-политический уровень); 
   - открытое обучение (дидактико-методический уровень); 
   - менеджмент и образовательный маркетинг (организационно-институциональный уровень).
Следует выделить два аспекта открытия школы социуму: 
   - использование средств и возможностей сообщества в образовательных учреждениях (внутренний план); 
   - активное взаимодействие высшей и средней школы с различными социальными институтами (внешний план).
Наиболее реальными узлами такого взаимодействия представляются: 
   - образовательные учреждения (ОУ) и органы местного самоуправления (советы микрорайона, кондоминимумы); 
   - ОУ и субъекты хозяйственной деятельности (предприятия, фирмы, организации); 
   - ОУ и учреждения культуры и спорта (театры, музей, библиотеки, спортшколы, клубы); 
   - ОУ и социальные службы (комитеты социальной защиты, медицинские учреждения и психологические консультации, органы опеки и попечительства).
           Открытие образовательного учреждения социуму предполагает приобретение обучающимися социального опыта и социальной компетентности за счет включения их в различные виды деятельности: участие в территориальном управлении, волонтерских движениях, природоохранных мероприятиях, экологических играх и проектах, в развитии партнерских связей и обменов с различными городами и странами. В рамках сообщества предполагается активная художественно-творческая, трудовая, спортивная деятельность. Проблемы социального значения для города и микрорайона включаются в содержание образовательного процесса, придавая ему практико-ориентированный характер.
           В понятие «ближайшая социальная среда» школы входят: 
   - семьи учащихся; 
   - общественность; активные слои местного населения; 
   - местные администрации и органы управления образованием; 
   - производственные структуры разных форм собственности (потенциальные спонсоры, работодатели для выпускников школы); 
   - учреждения здравоохранения; 
   - другие образовательные учреждения; 
   - культурно-просветительные организации; 
   - правоохранительные учреждения; 
   - местные средства массовой информации; 
   - различные организации и ассоциации, создаваемые местным населением, религиозные общины разных конфессий. Социальная среда определяет направленность деятельности школы в силу ряда причин.
              Во-первых, социум учреждает школу как социальную организацию, дает ей определенный статус, компетенцию, права и обязанности, оценивает ее деятельность.
              Во-вторых, социум образует общий фон жизнедеятельности школы.
              В-третьих, социальная среда является источником выдвижения требований к школе, всегда имеет определенные ожидания от школы.
              В-четвертых, социальная среда выступает источником необходимых для нормальной жизнедеятельности школы ресурсов.
              В-пятых, в социуме школа находит партнеров, необходимых ей для решения своих задач, «потребителей» ее продукции.
              В-шестых, социальная среда порождает факторы, дестабилизирующие школу.
По мнению В. С. Лазарева, важнейшими ролевыми группами социальных субъектов, взаимодействие с которыми во многом определяет жизнь школы, являются: учредители, клиенты, заказчики, потребители услуг (пользователи), законодатели, представители власти, создатели общественного мнения, производители и поставщики ресурсов, помощники, партнеры, конкуренты.
              Важное направление в развитии социальных связей системы образования — ее отношения со средствами массовой информации (пресса, радио, телевидение), от которых в немалой степени зависит формирование общественного мнения о существующей системе образования, ее достижениях и проблемах. Отношения со СМИ в основном формируют региональные и отчасти муниципальные органы управления образованием. Существенную роль в обеспечении родителей значимой для них информацией играют национальные и региональные источники информации.
              Важное место в системе социальных связей занимают отношения с высшей школой. Позиция высших учебных заведений оказывает огромное воздействие на развитие средней школы. Содержание вступительных экзаменов, их характер, условия конкурса влияют на содержание школьных учебных программ, на целенаправленность образовательного процесса. Формы сотруд- ничества средней и высшей школы достаточно известны: совместные «круглые столы» и конференции, участие руководителей системы общего образования в работе совета ректоров, включение представителей высшей школы в состав коллегии регионального органа управления образованием, договоры о сотрудничестве на уровне региональных систем и отдельных учебных заведений.
              Важное значение имеет совместное обсуждение с другими структурами и организациями, заинтересованными в сотрудничестве с учреждениями образования: органами здравоохранения, учреждениями культуры, творческими союзами, органами внутренних дел, спортивными и молодежными организациями, научными и научно-педагогическими центрами.
Особое направление в развитии социальных связей образовательных систем — работа с «влиятельными лицами», которые могут оказать воздействие на принятие решений по вопросам образования. К их числу относятся депутаты разных уровней, руководители муниципальной и региональной администраций, известные предприниматели, деятели науки и искусства, писатели. Специфика данного направления — режим «персональной опеки»: работа ведется с конкретными людьми и носит систематический характер (приглашения на мероприятия, регулярная рассылка информационных материалов, обращения с просьбами о поддержке конкретных акций).
              Новым объектом внимания образовательных структур становятся общественные фонды, ориентированные на поддержку системы образования. Перспективным направлением развития социальных связей образовательных систем являются международные проекты, которые финансируются международными и национальными правительственными и неправительственными организациями (типа Европейского фонда обучения, Британского совета, Института Гете и др.). Такие проекты обычно обеспечивают консультативную помощь со стороны зарубежных партнеров в реализации конкретных программ реформирования системы образования, которая выражается в проведении семинаров и курсов с участием зарубежных преподавателей, в организации стажировок руководителей и преподавателей российских образовательных учреждений за рубежом. В ряде случаев выделенные на реализацию проекта средства позволяют пополнить школьные библиотеки, приобрести новое оборудование. Но главным результатом подобных проектов является повышение квалификации управленческих и педагогических кадров, расширение их кругозора, подготовка к решению задач инновационного характера.
               В содержании взаимодействия школы с социальными субъектами можно выделить три группы решаемых задач:
сохранение определенных культурных традиций — культурологическая направленность содержания школьного компонента. Акцент во взаимодействии делается на совместную деятельность с учреждениями дополнительного образования, общественными организациями, институтами культуры;
подготовка школьников к решению социальных проблем; подготовка школьников к работе на региональном рынке труда — содержание предпрофильной подготовки и профильного обучения.
При решении этих групп задач у школы есть возможность при организации образовательного процесса использовать материальный потенциал пространства региона, что предоставляет школьнику выбор места и условий приобретения жизненного опыта.

Поделиться: