Поиск по сайту

Приложение 4. Развитие речи учащихся на уроке


Авторcтво: Багрий Олег Григорьевич, учитель русского языка и литературы ГБОУ гимназии №114, Заслуженный учитель РФ


Общение в речи с помощью вербальных средств - это обмен информацией. Говорение, слушание, чтение и письмо – основные составляющие речевой деятельности. Она включает в себя три вида:                                                                                                                                          

- наличие мотива, побуждающего к определённому виду речи;                                           

- наличие цели и задач;                                                                                             

- качество исполнения.                                                                           

Необходимо также учитывать тип речевой ситуации:

- непосредственная (прямая);

- дистанционная, то есть контактная

- возможные формы: монолог, диалог, полилог.

А также и цель общения:                                                                                                     

 - получить или передать информацию;                                                                                                            

- побудить кого-то к действию или вызвать как-то у слушающих определённое действие;                                                                                                             

- выразить своё отношение к чему-либо;                                                                                    

- соблюсти этикет, речевой или занять, а может быть развлечь;                                      

- учесть вид общения: деловой, официальный или бытовой. Общаясь, мы ставим задачи:                                                                                                                              

 - эффективно получить информацию;                                                           

 - точно и чётко передать информацию;                                                                                      

- убедить собеседника (собеседников) путём убеждения или побуждать к действию, что требует умения различать оттенки интонации голоса;                                                                                                     

- интерпретировать содержание высказывания;                                                                        

- понимать возможный подтекст.                                                                                       

Речь учащихся на уроке публична. У неё ряд особенностей:                                                        

 - устная она или письменная,                                                                                                         

- кому адресована: на учителя или на всех слушателей в классе,                                              

- она повествование или описание, или рассуждение.                                                 

Любая речь должна нести информацию. Если же это ответы на вопросы, то информация оценочная.

Чему же надо учить детей на уроке?                                                                                                     

 1. Разъяснить детям, как готовиться к устному ответу по теме на уроке.                                                                                                                            

2. Создать соответствующую мотивацию, разъяснив задачи своего предмета и сделав упор на его значение в целом и для каждого в частности.                                                                                                                 

3. Не преувеличивать роль своего предмета в жизни, а указать на её связь с другими предметами.                                                                                                                                

 Источниками мотивации могут быть следующие:                                                                                                         - особые интересы учеников,                                                                                   

 - осознание ценности предмета,                                                                                         

- собственное желание ученика добиться признания или успеха,                                                  

- стремление избежать неудачи,                                                                                             

 - осознание своего познавательного прогресса,                                                                                                  

- соперничество,                                                                                                                

- одобрение или порицание со стороны учителя,                                                                                            - поощрение,                                                                                                                                 

- ожидаемое наказание,                                                                                                                  

- влияние родителей.                                                                                                                                        

 Посоветовать ученикам подготовить свой ответ в следующем порядке:                                                                                                                                            

1. Определить тему и идею ответа.                                                                                                                                

2. Продумать направленность (кто слушатель).                                                                              

3. Продумать цель речи (информировать, затронуть чувства, побудить к действию).                                                                                                                   

4.Продумать план выступления (отбор фактического материала).        

5.Выбрать звучность голоса, его темп, тембр и артикуляцию.

6. Определиться манерами, позой, жестами.                                                                         

     Дети по природе своей любят подражать всему, что волнует их воображение, восторгает, восхищает их. Так пусть же их восторгает труд учителя. Именно в этом один из могучих истоков и секретов обучения и воспитания. Тонкое чувствование труда учителя – это и есть настоящий родник ребячьей совести и трудолюбия. Именно так формируется стремление ученика и к знаниям, и к умственному труду, и к науке, и к образованности, и к чтению книг.           Учитель покоряет ученика своей любовью к профессии, к знаниям, а также его настоящая роль проводника на пути удивления, изумления перед истиной, которую он открывает совместно с ним. Чем больше мы пробуждаем чуткость у них к труду собственного ума, тем тоньше мы чувствуем их результат. Нетерпимость к равнодушию, должна сочетаться с бережным, заботливым отношением к малейшему напряжению умственных сил ученика. Важно, чтоб он понимал и чувствовал, что сегодня стал умственно богаче, чем был вчера

     Задача ученика следовать логике рассуждения учителя, понять, что он излагал, уметь воспроизводить изученный материал и самому выполнять упражнения и все работы: лабораторные, практические и контрольные. Характер познавательной деятельности ученика определяет эффективность его труда. Учитель умело руководит учеником, подбирая материал, организует руководство, контроль и анализ выполненной работы.   Здесь главные источники – слово учителя и слово ученика. 

     Успех обучения - это умение правильно построить словесное объяснение с двух сторон и зависит от умелой постановки вопросов и знаний предполагаемых ответов учащихся, а также как приучил их к полному ответу учитель и как он требует. Важно приучить всех отвечающих учеников к самоконтролю. Это повышает качество речи, гибкость речи, мышление во время речи, последовательность изложения и критичность. Развитие личности происходит в общем контексте его жизненного пути. Так человек формируется в обществе, где осуществляется его социализация и растёт потребность добиваться успехов.


Поделиться: