Поиск по сайту

Я, обо мне, про меня… Художественная выставка как способ самоопределения и самореализации младших школьников


Авторcтво: Рындина Елена Александровна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 136 Калининского района Санкт-Петербурга


     

Постоянная изменчивость современного мира обусловливает запрос общества на личность с креативными характеристиками. Школа, как социальный институт, сегодня является не только местом обретения ребенком необходимых для жизни знаний, умений и навыков, но и пространством развития творческих сил и способностей.
Особую роль в творческом развитии и самореализации школьников играет внеурочная деятельность, связанная с изобразительным искусством. Обучаясь по авторским внеурочным программам, учащиеся получают возможность развить воображение и фантазию, научиться «переводить» вербальные тексты в визуальные символические изображения, понимать и объяснять (интерпретировать) окружающий мир с помощью языка искусства. А если программа внеурочной деятельности опирается на социокультурные практики, то некомпенсируемым образовательным результатом также становится развитие социальной креативности обучающихся.
      Примером подобной внеурочной программы может служить программа «Волшебный карандаш», созданная автором данной статьи. Она адресуется учащимся 1-4-х классов и нацелена на самореализацию детей в художественной и социальной сферах.
      Программа имеет модульное построение, что позволяет учащимся выстраивать собственный образовательный маршрут – осваивать содержание в полном или частичном объеме. Она состоит из четырех образовательных модулей, каждый из которых реализуется в рамках одного учебного года. Образовательные модули предполагают освоение определенных смысловых аспектов творчества, а также технологий и приемов художественной деятельности.
      Тема первого модуля (1 класс) – «Разноцветный мир. Учимся смотреть и видеть». Модуль первого года обучения носит пропедевтический характер и помогает детям научиться замечать вокруг себя объекты, которые могут быть отражены в авторских творческих работах. Проводя визуальные исследования окружающей социокультурной среды, а также рассматривая картины известных художников, учащиеся приобретают навыки визуальной коммуникации. В ходе продуктивной художественно-творческой деятельности учащиеся осваивают базовые приемы и технологии рисования.
Тема второго модуля (2 класс) – «Мир, который дорог мне. Как передать свои чувства в рисунке?». Содержание и методы работы в рамках этого модуля связаны с формированием у школьников умения использовать выразительные средства живописи для передачи в авторских работах определенного настроения и ценностного отношения.
     Тема третьего модуля (3 класс) – «Мир образов и мнений. Почему художники видят мир по-разному?». Программа данного модуля обогащает представления учащихся о способах самовыражения художников. В центре внимания учащихся – авторская манера мастеров.
     И, наконец, последний модуль (4 класс) носит название «Путешествие в мир фантазий. Как сочинить что-то новое?». Он позволяет учащимся освоить законы творчества и найти собственный художественный стиль.
Социальную направленность программе «Волшебный карандаш» придают практики создания выставок. Результаты художественного труда обучающихся находят применение в оформлении учебных кабинетов, коридоров школы, а также пространств, в которых проходят различные общешкольные праздники. Один раз в три месяца (осень, зима, весна), силами учащихся создается временная творческая тематическая выставка («Осенний калейдоскоп», «Зимнее конфетти», «Весенняя палитра»), в рамках которой объединяются работы детей 1, 2, 3 и 4-ого классов. На подготовку выставки и ее открытие в программе выделяются специальные часы.
     Социокультурные практики создания выставок позволяют учащимся начальных классов приобрести не только новый творческий, но и социальный опыт.
Выставка – это способ саморефлексии художника: ребенок может продемонстрировать свои достижения и скрытые таланты, увидеть себя как в зеркале – в продуктах своей творческой деятельности, сопоставить собственную оценку и мнения других людей. Организация выставки – очень трудоемкое дело. Тем она и хороша, что привлекает в деятельность большое количество обучающихся, которые могут проявить себя как в качестве участников выставки, так и в качестве организаторов (дежурных, экскурсоводов). Все трудятся. В процессе творческого труда вырабатываются такие ценные качества как настойчивость, целеустремленность, инициативность, самостоятельность, умение выбрать наиболее подходящие методы и способы выполнения работы, что позволяет обучающемуся попробовать свои силы и добиться успеха. Продумывая, оформляя и открывая выставки собственных художественных работ, школьники расширяют представление о выставке как особом феномене культуры, приобретают опыт отбора и систематизации произведений, учатся работать в команде, совершенствуют проектировочные умения и коммуникативные способности.
      Ученики начинают осознавать, что выставочная деятельность в ОУ имеет три социальных эффекта. Во-первых, выставки позволяют изменить предметно-пространственную среду школы: сделать ее более насыщенной, динамичной, привлекательной (трансформация имиджа учреждения). Во-вторых, они способны оказать влияние на отношения внутри школьного сообщества: учащиеся, учителя, родители, рассмотревшие творческие работы, могут узнать что-то новое о тех или иных ребятах и их личных возможностях. Наконец, хорошо организованная выставка имеет мотивационное влияние: для кого–то из зрителей она может стать стимулом для личных проб в художественном творчестве. Авторы-художники при поддержке воспитывающих взрослых могут проводить художественные мастер-классы для всех желающих (например, для учащихся, пребывающих в группах продленного дня).
      Накопление опыта организации выставок происходит постепенно – в рамках предусмотренной программой системы. Представим описание данной системы в виде таблицы.

 Таблица № 1.

Класс, тема выставки

Формат выставки

Ключевой вопрос для детей

Содержание работы/Новые компетентности детей

1 модуль: «Разноцветный мир. Учимся смотреть и видеть»

1 класс, осенняя выставка

Тема «Яркие краски осени»

Выставка - презентация (выставка, предполагающая обычную развеску на стенде или стене).

Что такое художественная выставка, и как мне отобрать для нее свою работу?

Понятие «художественная выставка», название выставки как условие выбора творческих работ, понятие «лучшая работа».

Дети не только осваивают понятие «выставка», но и учатся выбирать свои работы для выставки на основе определенных критериев. Каждый из детей должен выбрать из своего портфолио – самую лучшую работу для выставки.

Название выставки, этикетаж, рамки, размещение работ на стенде – функция учителя.

1 класс, зимняя выставка

Тема «Разноцветная зима»

Выставка - презентация

Зачем моей картине рамка?

Понятие «рама», функции рамы, типы рам, рамка как способ оформить и дополнить свою работу.

Учим детей не только отбирать свои работы для общей демонстрации, но и создавать для них рамки.

Каждый из детей должен выбрать из своего портфолио работу для выставки и создать для нее рамку, а также предложить, как лучше расположить работы в рамках на общем стенде.

Название выставки, этикетаж – оформляет учитель

1 класс, весенняя выставка

Тема «Теплые краски весны»

Выставка-

презентация

Зачем моей картине этикетка?

Понятие «музейная этикетка», функции этикеток, этикетаж (этикетка к собственной работе) как способ предъявить зрителю свой замысел.

Учим детей не только отбирать свои работы для общей демонстрации, выбрать (создать) рамку, но и оформить этикетаж.

Каждый из детей должен выбрать из своего портфолио работу для выставки, подобрать или сделать для нее рамку, а также оформить этикетку, содержащую имя автора, название картины, дату создания, характеристику материалов.

2 модуль: «Мир, который дорог мне. Как передать свои чувства в рисунке?»

2 класс, осенняя выставка

Тема «Осень в рамке на стене»

Выставка с нестандартным оформлением

Как сделать нашу выставку заметной?

Использование стихотворных строк и природных материалов в оформлении выставки для передачи собственных чувств и настроений.

Понятие «оформление выставки».

Каждый из детей выбирает собственную работу для выставки, подбирает рамку, придумывает название своей работе, отражающее личное отношение, создает этикетку.

Коллективно размещаем работы на выставке, придумывая при этом ее оформление. Оформление должно а) сделать выставку интересной для зрителя, б) отразить отношение детей к осени.

2 класс, зимняя выставка

Тема «Праздник на пороге»

Выставка с нестандартным оформлением

Может ли наша выставка поднять настроение другим людям?

Использование новогодних атрибутов (гирлянды, серпантин, снежинки и прочие рукотворные украшения к Новому году) в оформлении выставки.

Оформляем выставку на основе фигурного стенда – бумажной елки. Творческие работы оформляем как новогодние шарики. Украшаем ими бумажную елку. Добавляем новогодние атрибуты – серпантин, гирлянды и пр.

Главным критерием отбора рисунков станет передача веселого настроения. Это могут быть рисунки-шутки, рисунки с радостными моментами зимы и пр.

2 класс, весенняя выставка

Тема Выставка «Весенняя палитра»

Выставка с нестандартным оформлением

Как превратить обычные вещи в необычные элементы украшения нашей выставки?

Имя (название) название выставки как подсказка для ее оформления. Образ палитры как основа для развески работ. Используем различные материалы (цветные ленты, крышки от круглых коробок из-под печенья, пищевую фольгу, веревку и пр.) для создания образа палитры.

Выбираем самые яркие работы, которые могут отразить яркость палитры весны.

3 модуль: «Мир образов и мнений. Почему художники видят мир по-разному?»

3 класс, осенняя выставка

Тема

«Такая разная осень»

Выставка с «разделами» («рубриками»)

Как подружить такие разные наши работы?

Разделы (рубрики) выставки как способ систематизации работ.

Создаем выставку с несколькими разделами. Например, объединяем рисунки по настроению и ощущению (показываем многогранность оценок осени).

Например, можно сделать большие буквы О С Е Н Ь и оформить их фрагментами работ детей так, чтобы каждая буква несла свое ощущение осени –

О – Очарование, восхищение, радость,

С – Страх,

Е - удивлениЕ ,

Н – Негодование, раздражение,

Ь – грустЬ, печалЬ.

Дополнить можно стихами, которые подберут дети или цитатами из произведений, декором и пр.

Отбираются уже несколько работ каждого ребенка для представления.

3 класс, зимняя выставка

Тема

«Зимний разговор»

Выставка с «разделами» («рубриками»)

Как помочь нашим картинам заговорить друг с другом?

Противоположная развеска картин как способ предъявления разных точек зрения на одну и ту же тему.

Выставка с двумя противоположными точками зрения (две противоположные стены, каждая из которых становится пространством для выражения определённой точки зрения). Например, одна стена «Я люблю зиму», другая – «Я ненавижу зиму».

Отбираются уже несколько работ каждого ребенка для представления.

3 класс, весенняя выставка

Тема

«Время весны»

Выставка с «разделами» («рубриками»)

Может ли наша школа стать одной художественной галерей?

«Привязка» выставок к школьным пространствам как способ систематизировать картины на выставке.

Учащимся предстоит создать тематические рисунки на события весны (праздники, явления) и найти им место в школе, тем самым оформив несколько выставочных пространств (разделов) в различных пространствах ОУ (кабинет, вестибюль, спортзал, столовая и пр. – на выбор учащихся).

К каждому разделу выставки придумывается название и составляется краткая аннотация.

Отбираются несколько работ каждого ребенка для представления

4 модуль: «Путешествие в мир фантазий. Как сочинить что-то новое?»

4 класс, осенняя выставка

Тема «Осенний калейдоскоп»

Интерактивная выставка – выставка-инсталляция (выставка, шагнувшая за пределы стены)

Как сочинить что-то новое? Могут ли наши живописные работы превратиться в объемное (скульптурное) произведение?

Понятия «интерактивная выставка», «инсталляция». Инсталляция как способ вовлечь зрителя в процесс рассматривания. Инсталляция как способ придать творческим работам новые смыслы и значения.

Придумываем и создаем выставку-инсталляцию.

4 класс, зимняя выставка

Тема «Зимнее конфетти»

Интерактивная выставка – выставка с дополненной реальностью – OR-коды с видеоинтервью авторов работ

Как современные гаджеты и технологии помогают зрителям и авторам говорить друг с другом?

Современные технологии как возможность разнообразить деятельность зрителей на выставке и способ самопрезентации автора и замыслов его работ.

Создаем видеоролики о себе и своих работах, дополняем ими выставку с помощью QR-кодов.

4 класс, весенняя выставка

Тема

«Весна: время играть»

Интерактивная выставка – выставка с заданиями для зрителей, выставка-квест

Как помочь зрителю не скучать на выставке?

Игровые задания как способ вовлечения зрителей в исследование выставки.

Придумываем и создаем квест по собственной выставке.


 

   Главным методом работы на внеурочных занятиях по подготовке выставок является фасилитированная дискуссия. Учитель не дает готовых решений, не навязывает своего мнения, а так организует общение детей друг с другом, чтобы они нашли способ решения проблемы самостоятельно в ходе коллективных размышлений.
Также для создания ситуации успеха после каждой выставки проводится награждение обучающихся грамотами, призами, благодарностями, памятными подарками.



                                      Использованные литературные источники:

1. Винокурова Т. Ю. Традиционная культура в детском художественном творчестве. // Ребенок. Общество. Семья. Творчество. – 2003. – № 17. – с. 82-86.
2. Выставка детского творчества: Методические рекомендации по организации, оформлению и проведению / Отв. ред. О. Ю. Леушканова. – Магнитогорск: МаГУ, 2006.
3. Кравцова Е. Разбуди в ребенке волшебника. – М.: Просвещение, 2006.
4. Максимов Ю. В. У истоков мастерства. – М., 2013.
5. Олейник Н. А. Ах, вернисаж, ах, вернисаж…! // Ребенок. Общество. Семья. Творчество. – 2003. – № 17. – с. 86-91.
6. Савельева О. П. Творческое развитие ребенка в изобразительной деятельности: тенденции и проблемы // Актуальные проблемы теоретических и прикладных исследований: язык, культура, ментальность : сборник материалов междунар. науч.-практ. конф. / науч. ред. В. С. Севастьянова, ред.-сост. А. В. Бутова, А. И. Дубских. – Магнитогорск : МГТУ им. Г.И. Носова, 2014. – с. 239 – 243.
7. Титов Е. П. Методика организации и оформления тематической выставки в школе. – М., 1984.
8. Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. – М., 2011.

Поделиться: