Поиск по сайту

Итоги опытно-экспериментальной работы по созданию системы воспитания школы «Со-Действие»


Авторcтво: Филоненко Ольга Афанасьевна, заместитель директора ГБОУ школы №534 Выборгского района Санкт-Петербурга; Шейко Наталья Геннадьевна, научный руководитель ГБОУ школы №534 Выборгского района Санкт-Петербурга


В марте 2011 года школе был присвоен статус ОЭП районного уровня по направлению «Проектирование программ ДНР для основной школы в соответствии с задачами, выдвигаемыми ФГОС».

Основным результатом деятельности стало создание системы воспитательной работы школы «СО- Действие». Эта система опирается на базовые универсальные принципы современного воспитания, а также на Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Росси (авторы Данилюк А.Я, Кондаков А.М, Тишков В.А.) и Программу духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального и общего образования Концепцию воспитания петербуржца 21 века.

Система воспитательной работы связана не только с социальной актуальностью, но и с особенностями школы. Она отражает специфику контингента учащихся. Обращение к традициям школы как к источнику поддержания и обновления воспитательной системы в целом. Именно ориентация на традиции школы детерминирует выбор содержания, форм и методов воспитания на уроках и во внеурочной деятельности.

Проект позволил школе выстроить процесс проектирования собственной воспитательной системы.

Критериями сравнения воспитательной системы «Со-Действие» и аналоговых образовательных продуктов явилось:

-общая целевая установка системы воспитания;

-наличие системообразующего компонента;

-прогнозируемые результаты;

-содержание воспитательной работы;

-наша система имеет ярко выраженную аксиологическую направленность, что проявляется не только в целевой установке всей системы, но и в обозначенных прогнозируемых воспитательных результатах.

-она строится на основе принципа целостности и нерасчлененности воспитательного процесса, что предполагает отказ от традиционного подхода, принятого в проектировании воспитательных систем, когда содержание воспитания разворачивается по определенным сферам (областям), в основе которых лежит освоение учащимися конкретной ценностной категории – «патриотическое» (ценность «Родина»), «эстетическое» (ценность «Красота», «Творчество»), «спортивное» (ценность «Здоровье»), «трудовое» (ценность «Труд») и пр. Эти, удобные для построения педагогических теорий, абстракции сложно переносить в реальную жизнь, поскольку воспитание – это не сумма направлений, а единый и неделимый процесс становления у ребенка целостной картины мира;

-отличается комплексностью, то есть состоит из нескольких взаимосвязанных комплексных программ, которые реализуются одновременно и предполагают включение в деятельность всех участников образовательного процесса;

-использует новый инструмент развития духовно-ценностных ориентаций школьников – культурное наследие микрорайона, района, города;

-предполагает личностный рост всех субъектов образовательного процесса – детей, родителей, педагогов;

-имеет модельный характер;

Система «Со-Действие» предполагает, что вся воспитательная деятельность проектируется всеми субъектами деятельности по трем важнейшим направлениям:

-накопление каждым школьником представлений о существующих в обществе ценностях, восприятие этих духовно-нравственных социальных ориентиров как своих собственных, построение на их основе личностных жизненных стратегий поведения. Данное направление воспитательной работы получило название «СОгласие»;

-построение школьного коллектива как единой команды, готовой действовать вместе, на практике реализуя общие нравственные приоритеты. Данное направление работы носит название «Сообщество»;

-предоставление школьникам возможности для собственного самовыражения и самореализации в различных видах деятельности познавательной, коммуникативной, социально-ориентированной, творческо-преобразовательной, продуктивной и пр. Это направление деятельности именуется «СОтворчество».

Воспитательная система «Со-Действие» мыслится как открытая и саморазвивающаяся система, что предполагает:

-активное включение в воспитательный процесс не только учащихся и педагогов, но и родителей («субъекта» воспитательного процесса);

-обращение к окружающей среде (природному и культурному наследию микрорайона, района, города);

-интеграцию учебной деятельности и внеурочной работы, основного и дополнительного образования;

-переход от управления процессом воспитания со стороны педагогического коллектива к системе соуправления, предполагающей равное и полноценное участие всех субъектов воспитательной системы (учащихся, педагогов, администрации ОУ, родителей) в планировании, реализации и мониторинге воспитательного процесса;

- постоянное развитие и обновление системы за счет внутренних ресурсов – школьных традиций.

Можно обозначить несколько этапов внедрения воспитательной системы «Со-Действие»:

1 этап. Подготовка группы специалистов внутри ОУ, желающих принять участие в реализации системы «Со-Действие», путем повышения профессионального уровня педагогов, освоение ими методологических основ личностно ориентированного воспитания и обучения, овладение деятельностными методиками воспитания, диагностическим методиками, направленными на выявление духовно-ценностного развития школьников;

2 этап. Анализ существующих в школе традиций, выявление педагогических возможностей природного и культурного наследия ближайшего окружения для уточнения содержания воспитательной работы ОУ по каждому из трех направлений: «СОгласие», «СОобщество», «СОтворчество»;

3 этап. Разработка отдельных воспитательных программ (прежде всего по направлению «СОтворчество») инициативными педагогами основного и дополнительного образования; создание учебно-методического сопровождения к данным программам;

4 этап: разработка системы мероприятий по включению родителей в совместный с педагогами воспитательный процесс, согласования ценностно-смысловых взглядов родителей и педагогов на процесс воспитания, организация просвещения родителей по вопросам воспитания школьников, разработка системы диагностических методик, позволяющих выявить круг конкретных проблем, которые предстоит решить родителям и педагогам как социальным партнерам;

5 этап: уточнение системы управления воспитательным процессом в ОУ, обеспечение перехода от управления к соуправлению;

6 этап: разработка системы конкретных воспитательных мероприятий, нацеленных на духовно-нравственное развитие школьников;

7 этап: реализация данной системы в реальной педагогической практике с последующей корректировкой, связанной с особенностями запросов участников образовательного процесса.

Руководители творческих групп объединили как учителей, так и учащихся и их родителей и направили свои усилия на реализацию задач, обозначенных в системе воспитания школы.

Каждое из указанных направлений реализуется через комплексные программы воспитания: «В поисках нравственных ориентиров» («СОгласие»), «Традиции, которые нас объединяют» («СОобщество»), «Через творчество – к себе» («СОтворчество»).

В рамках разработанной системы приоритетными методами и технологиями воспитания и образования являются личностно ориентированные методы и технологии, предполагающие саморефлексию учащимися своих ценностных ориентаций и включение их в практическую социально значимую и творческую деятельность: проекты, дискуссии, диспуты, коллективные дела, образовательные путешествия и пр.

Базовым прогнозируемым результатом реализации воспитательной системы «Со-Действие» должен стать личностный рост всех субъектов воспитательного и образовательного процесса: школьников, родителей, педагогов.

Школьники смогут выстроить собственную «шкалу» ценностных ориентаций, основанных на признании и принятии универсальных общечеловеческих ценностей. Выпускник школы:

В отношении к себе и своей деятельности:

воспринимает свою жизнь и здоровье как ценности высшего порядка; готов вести здоровый образ жизни;

нацелен на дальнейшее самосовершенствование и саморазвитие;

осознает, в чем заключается его личностная уникальность и неповторимость, проявляет готовность к реализации своего творческого потенциала;

умеет согласовывать свои личностные приоритеты с общественными целями и задачами; действует в соответствии с принятыми в социуме нормами и правилами;

умеет критически оценивать собственные слова и поступки, осуществляет нравственный самоконтроль;

проявляет активность и самостоятельность в принятии решений, касающихся его настоящего и будущего; способен к преодолению жизненных трудностей, к поиску решений в нестандартных ситуациях, в условиях нравственного, морального выбора;

Выпускник школы

проявляет доброжелательность, миролюбие, уважение;

признает равенство всех людей и их возможность «быть другими», проявляет терпимость по отношению к представителям иных культур;

проявляет эмоциональную отзывчивость к проблемам и бедам окружающих, оказывает посильную помощь нуждающимся, готов к осуществлению социально-значимой деятельности;

гордится своими предками, земляками, ощущает себя петербуржцем, россиянином;

готов разрешать возникающие конфликты и споры на основе конструктивного диалога;

владеет основами коммуникативной культуры (умеет слушать и слышать собеседника, четко выражать свою позицию, аргументировано доказывать собственное мнение, умеет быть вежливым и пр.);

умеет сотрудничать с другими людьми ,проявляет любознательность, интерес к происходящим событиям, ориентирован на познание мира во всем его многообразии;

бережно относится к природе, видит в ней источник для развития своих эстетических чувств;

имеет потребность в культуре, интересуется искусством и историей своего родного края, страны, стремиться сохранить и приумножить культурное наследие;

проявляет законопослушность и доверие к институтам государства и гражданского общества;

осознает хрупкость окружающего мира (природного, культурного, социального), готов нести личную ответственность за настоящее и будущее своего города и страны.

Для родителей:

Развитие у родителей личной ответственности за воспитание и образование школьников;

Осознание важности интеграции усилий семьи и школы в контексте решения проблемы личностного развития детей и подростков;

Включение в соуправление воспитательным процессом ОУ;

Расширение представлений родителей об окружающей среде как источнике развития ребенка;

Гармонизация внутрисемейных отношений.

Для педагогов:

Повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме воспитания школьников;

Развитие креативных способностей педагогов;

Развитие коммуникативных умений педагогов; приобретение знаний об особенностях общения с учащимися и родителями, умение вести диалог с семьей, конструктивно решать возникающие проблемы и конфликты.

Сопутствующими эффектами реализации системы в воспитательной работы «Со-Действие» является:

Для образовательного учреждения –

улучшение психологического комфорта в ОУ;

определение дальнейшей Концепции развития учреждения;

повышение конкурентноспособности учреждения.

Для системы образования Выборгского и других районов:

внедрение в практику работы образовательных учреждений инновационных методологических и методических подходов в проектировании воспитательной системы ОУ;

активизация сетевого взаимодействия образовательных учреждений, работающих по проблеме проектирования воспитательных систем ОУ;

создание банка материалов методологического, методического и информационного характера, адресованных различным образовательным учреждениям, проектирующим систему воспитания в школе.

Методические материалы по реализации системы воспитательной работы «Со-Действие». Раздел 1.

Дидактические и методические материалы, разработанные для реализации воспитательной системы «Со-Действие».

Шуньгина Е. В. Концепция экскурсионной работы «Петербург глазами юных».

Шуньгина Е. В. Игра-путешествие «И памяти войны двенадцатого года».

Шуньгина Е. В. Игра-путешествие «В двух шагах от школы».

Лукьянова О.Ю. Программа музейно-краеведческой работы «Мое открытие мира».

Лукьянова О. Ю. Урок-экскурсия «Любимые игры и игрушки детей старой России».

Атланова Л. В. Экологический проект «Помоги птицам перезимовать» (для учащихся начальных классов).

Грибкова Ю. Г. «Витаминный кактус»: экологическая акция для учащихся 1-6-х классов.

Грибкова Ю. Г. Экологическая акция «Сохрани дерево».

Калинина М. М. Концепция программы по туризму и краеведению «Туризм и краеведение для всех».

Калинина М. М. Общешкольная игра «Зарница» (коллективное творческое дело)

Диагностика результатов реализации системы воспитательной работы школы «Со-Действие». Раздел 2.

Филоненко О. А. «Ценностные ориентации учащихся: результаты входного анкетирования».

Филоненко О. А. «Ценностные ориентации родителей: результаты входного анкетирования».

Филоненко О. А. «Ценностные ориентации педагогов: результаты входного анкетирования».

Килошенко М. И. «Психологическое измерение результативности воспитательной работы школы» (на примере авторских программ учителей школы).

Шуньгина Е.В. «Диагностика результативности экскурсионной работы как фактора духовно-нравственного развития школьников».

Лукьянова О. Ю. «Методика оценки уровня музейно-краеведческих знаний и умений учащихся».

Грибкова Ю. Г. «Методика оценки уровня сформированности экологического сознания учащихся».

Калинина М. М. «Методика оценки отношения учащихся к природе».

Управление воспитательной работой, информационная поддержка системы воспитательной работы «Со-Действие» Раздел 3.

Положение о Совете Школы;

Положение о «Золотой книге почета школы»;

Петрова М. В. Электронный банк разработок учителей по проблемам воспитательной работы школы

Система повышения квалификации в ОУ. Раздел 4.

Филоненко О. А. «Постоянно действующий семинар повышения квалификации классных руководителей» (программа 2012-2013 учебного года).

Филоненко О.А. «Родительская академия» (семинар по согласованию ценностных установок и взглядов на воспитание и образование родителей, педагогов, учащихся).

Мошко М. В. Урок – мастерская для родителей «Как помочь ребенку при выполнении домашних заданий».


Поделиться: