Авторcтво: Комарова Любовь Николаевна, заместитель заведующей по УВР ГБДОУ детского сада №123 Центрального района Санкт-Петербурга; Большакова Наталья Юрьевна, воспитатель группы раннего возраста ГБДОУ детского сада №123 Центрального района Санкт-Петербурга |
Большое количество книг, статей, методической литературы написано про адаптацию ребенка к условиям детского сада, к новому социальному окружению (как взрослых, так и сверстников), разработаны методики изучения процесса адаптации и рекомендации для того, чтобы организовать этот процесс наиболее безболезненно для малыша. Но ежегодно 1 сентября сотни малышей переступают порог детского сада со слезами на глазах. Можно ли этого избежать?
Мы хотим поделиться нашим опытом в вопросе адаптации детей раннего возраста к детскому саду и надеемся, что этот опыт будет интересен и полезен.
Немного об учреждении: Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 123 присмотра и оздоровления.Детский сад расположен в Центральном районе нашего города, на углу улиц Радищева и Рылеева.
Наше дошкольное учреждение имеет 2 площадки: раннего и дошкольного возраста.
На площадке раннего возраста функционируют 3 группы для детей от 1,6 до 3 лет.
Поскольку мы имеем статус оздоровительного сада, то дети к нам приходят уже ослабленными, со 2, 3 и даже 4 группами здоровья. Их диагнозы – это проблемы опорно-двигательного аппарата (плоско-вальгусная деформация стопы, рахит), ЧБД, и очень большая часть детей – это дети с различными аллергиями (атопический дерматит, пищевые и лекарственные аллергии, целиакия).
Поэтому вся система нашей работы направлена на сохранение и, по возможности, улучшение физического и психического здоровья ребенка.
Так как мы говорим об адаптации, надо понять – что же это такое. Мы для себя взяли за основу следующее понятие адаптации:
Адаптация – это способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды.
Социальная адаптация- приспособление человека к условиям новой социальной среды; один из социально-психологических механизмов социализации личности.
«Детская психология. Адаптация ребенка в современном мире»,
В нашем учреждении создана система работы по оптимизации процесса адаптации. Основная цель этой работы – сотрудничество всех участников педагогического процесса (родителей, педагогов, специалистов), способствующее постепенному вхождению ребенка в детский сад и комфортной его адаптации к детскому коллективу, формированию у ребенка чувства защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру. Т.е вся наша работа должна способствовать более легкой адаптации и социализации ребенка.
Исходной точкой создания системы работы по адаптации детей к детскому саду является многолетний мониторинг педагогов и родителей по вопросам воспитания и развития ребенка.
Мы считаем, если малыша окружает любовь и забота, если взрослые последовательны в проявлении своих чувств к ребенку, он научается доверять миру, - он уверен, что мир, окружающий его, не так уж страшен и опасен. Поэтому, мы считаем, что формирование чувства доверия к людям, которые его окружают, - это первое и важное достижение ребенка и взрослого.
Работу в адаптационный период можно условно разделить на несколько этапов:
- подготовительно-информационный,
- непосредственно адаптационный,
- заключительный.
I этап – подготовительно-информационный.
Задача этого этапа – сбор информации о семьях потенциальных воспитанников, изучение условий развития ребенка в семье. И, конечно, установление контакта с родителями или лицами их заменяющими. В работу на этом этапе также входит проведение информационных и тематических мероприятий и приглашения на мероприятия и развлечения, проводимые в ДОУ (летние праздники на улице)
Изучение затруднений у родителей в вопросах воспитания. Создание положительного образа детского сада и воспитателя. Родители должны понимать важность этого этапа и стараться установить с воспитателем доброжелательные отношения, сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно приобщаться к новым для него условиям. Коррекцию необходимо провести в домашних условиях, и делать это следует постепенно, не торопясь, оберегая нервную систему ребенка от переутомления. Необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности.
Встречи с родителями помогают наладить взаимодействие между детским садом и семьями детей, которые скоро станут нашими воспитанниками.
Организация взаимодействия педагогов и социума отвечает потребностям современной жизни, служит:
- объединению усилий детского сада и семьи в укреплении и сохранении здоровья детей раннего возраста;
- поиску новых способов привлечения родителей к сотрудничеству с детским садом;
- созданию условий для повышения педагогической культуры родителей.
Мероприятия, направленные на достижение ожидаемого результата
Содержание работы
|
Ответственный
|
Сбор информации о семьях потенциальных воспитанников
|
Заведующая ДОУ, зам.зав. по УВР, медсестра
|
Изучение условий развития ребенка в семье. Изучение затруднений у родителей в вопросах воспитания (анкетирование)
|
Старший воспитатель, воспитатели, педагог-психолог
|
Повышение квалификации воспитателей по вопросам взаимодействия с родителями
|
Зам.зав. по УВР, старший воспитатель
|
Создание творческой микрогруппы на адаптационный период (зам.зав. по УВР, педагог-психолог, медсестра, музыкальный руководитель, зам. по АХР)
|
ЗаведующаяДОУ
|
Проведение информационных и тематических мероприятий
|
Заведующая ДОУ, зам.зав. по УВР, медсестра, старший воспитатель, воспитатели, педагог-психолог
|
Наглядные формы работы с родителями: уголки для родителей, разработка памяток, буклетов учреждения, публикации о работе ДОУ на сайте
|
Специалисты и педагоги ДОУ
|
Приглашения на мероприятия и развлечения, проводимые в ДОУ (летние праздники на улице)
|
Педагоги ДОУ
|
II этап – непосредственно адаптационный.
Дети начинают посещать детский сад.
Основная задача этапа - способствовать постепенному вхождению ребенка в детский сад и комфортной его адаптации к детскому коллективу.
Одной из форм нашей работы является создание творческой микрогруппы на адаптационный период, куда входят зам.зав. по УВР, педагог-психолог, старший воспитатель, медсестра, музыкальный руководитель, зам. по АХР, воспитатели. Все они постоянно взаимодействуют между собой и с детьми.
Обмен информацией, обсуждение проблем, советы, все это происходит на еженедельных встречах-«пятиминутках» (как мы их называем).
У всех членов данной микрогруппы есть свои должностные обязанности:
• Заведующий ГБДОУ
• Предварительное знакомство (родительское собрание)
• Комплектование групп
• Заключение договоров с родителями
• Контроль всей работы
• Педагог-психолог
• Ознакомительная беседа
• Анкетирование
• Консультирование
• Регистрация в журнале адаптации
• Анализ адаптации
• Диагностика уровня развития
• Музыкальный руководитель
• Изучение амбулаторных карт
• Консультации
• Проведение музыкальных игр
• Воспитатели
• Анкетирование
• Наблюдения за детьми
• Заполнение адаптационных листов
• Консультации, беседы с родителями
• Игры и упражнения с детьми
• Заместитель заведующего по УВР
• Создание условий в группах (планирование, предметная среда)
• Контроль за организацией работы в группе
• Координация действий педагогов и специалистов
• Проведение семинаров-практикумов по адаптации
• Медицинский персонал
• Ознакомительная беседа
• Сбор медицинского анамнеза
• Заполнение карт развития
Но каждый наравне со своими должностными обязанностями, такими как:
организация собраний, составление режимов дня, ведения журнала адаптации, и.т.д. непосредственно участвует в жизни группы, общаясь с каждым малышом. На время адаптации весь коллектив микрогруппы работает «как часовой механизм», каждый выполняет свою работу и каждый взаимозаменяем. И это стало нашей традицией.
Ведь для малыша очень важно в это время почувствовать заботу и искреннее внимание взрослых (погладить малыша по голове, обнять, подержать за ручку, заглянуть в глазки, улыбнуться).
Все специалисты участвуют в жизни малышей и оказывают помощь при проведении режимных процессов:
- укладывают спать;
-одевают;
- помогают кормить малышей;
- играют с ними.
Медицинская сестра Марина Александровна не только следит за здоровьем детей, но и помогает малышам одеваться на прогулку,
Педагог-психолог Анжелика Евгеньевна и заместитель заведующей по УВР Любовь Николаевна – помогают кормить детей.
Дети подготовительной группы приходят к нашим малышам, играют с ними, читают книжки и показывают мини спектакли, которые организовывает музыкальный руководитель.
Заместитель заведующего по административно-хозяйственной работе – Самира Амиршах. - незаменимый помощник в налаживании эмоционального и речевого контакта с детьми- мигрантами.
В течение всего дня пребывания ребенка в детском саду мы стараемся организовать его досуг так, чтобы он был интересный, познавательный, эмоциональный и удовлетворял потребность в двигательной активности.
Наша работа строится в тесном взаимодействии и сотрудничестве с родителями. В первую очередь это, конечно же, блок - консультирование:
- как подготовить ребенка к детскому саду;
- правила адаптации в детском саду;
- рекомендации специалистов.
Во время адаптационного периода мы принимаем детей малыми подгруппами: первая подгруппа детей приходит к 8.00; вторая к 10.00.
В первые дни дети приходят на 1-2 часа, в зависимости от их эмоционального состояния. Режим функционирования гибкий и строится с учетом привыкания детей. Не раньше чем на четвертой неделе посещения дети начинают оставаться на дневной сон.
Задать свои вопросы любому специалисту учреждения и получить консультацию родители могут на сайте нашего учреждения, через информационные листки и буклеты, а так же в индивидуальных беседах.
Когда дети посещают наш детский сад с удовольствием, радостно бегут в группу, играют с другими малышами, мы переходим на III этап работы – заключительный.
Здесь мы подводим итоги адаптации, анализируем результаты своей работы, проводим сравнение с предыдущим годом. Проанализировав результаты за три года мы получили следующее:
Процент легкой и средней степени адаптации вырос, а тяжелой - снизился. Это позволяет судить о правильно построенной работе педагогического коллектива по организации и проведению адаптации детей к условиям детского сада.
Успешная адаптация – это залог физического и психологического, в том числе эмоционального благополучия ребенка. Если малыш с радостью и много говорит о детском саде, если спешит туда, у него там друзья и много неотложных дел, можно считать что адаптационный период закончился.
Литература:
Кирюхина Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ. пособие/ м.: Айрис-пресс, 2006.
-
Севостьянова Е. О.Дружная семейка : Программа адаптации детей к ДОУ. -М. :ТЦ Сфера, 2005.-128с (Ранний возраст)
-
Гуркина А.П. ''Формирование личности ребенка в детском саду ''.- Учебно –методическое пособие к курсовым работам и спец. семинарам для студентов – заочников факультетов дошкольного воспитания пединститутов- М.”Просвещение“,1980
-
Жердева Е.В. '' Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности , адаптация ,сценарии дня)'' .- Ростов н/Д: Феникс , 2008
-
«Детская психология. Адаптация ребенка в современном мире», Л.И.Петрова Феникс, 2007
Поделиться: