Поиск по сайту

Логопедическая работа с неговорящими детьми (моторная алалия) среднего возраста 4-5 лет: современные методы активизации речи


Авторcтво: Джабирова Кристина Юрьевна, учитель-логопед ГБДОУ детский сад №75 Выборгского района Санкт-Петербург


Введение

   Моторная (экспрессивная) алалия – это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, вызванное поражением речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. У детей 4–5 лет с моторной алалией при первично сохранном интеллекте и понимании речи наблюдается грубое нарушение формирования высказывания: от полного отсутствия речи до фразы с аграмматизмами и грубыми фонетическими дефектами.

   К среднему дошкольному возрасту проблема усугубляется: нарастает коммуникативный барьер, может формироваться негативизм и вторичная задержка психического развития. Поэтому именно в этот период требуется интенсивная, грамотно выстроенная логопедическая работа, нацеленная не на «вытягивание» отдельных звуков, а на запуск и активацию речевой функции в целом.

   Основные принципы работы

   Коррекционная работа с детьми 4–5 лет с моторной алалией строится на следующих принципах: 

1. Онтогенетический принцип: Воспроизведение этапов нормального речевого развития (гуление – лепет – слова – фраза) с опорой на актуальный для ребенка уровень.

2. Принцип коммуникативной направленности: Все занятия должны иметь практическую значимость для ребенка, проходить в ситуации естественного или игрового общения.

3. Принцип полисенсорного подхода: Подключение всех анализаторов (зрительного, слухового, тактильного, кинестетического) для формирования прочных нейронных связей.

4. Принцип эмоциональной положительной окраски: Занятия должны вызывать интерес и положительные эмоции, мотивируя ребенка к коммуникации.

Современные методы активации речи

   Современная логопедия предлагает комплекс методов, эффективно зарекомендовавших себя в работе с моторной алалией.

   1. Нейросенсомоторный подход и сенсорная интеграция.  Данный подход направлен на то, чтобы «научить» мозг правильно обрабатывать информацию от органов чувств. Для детей с алалией характерны трудности сенсорной интеграции, что напрямую влияет на речевое развитие.

    Методы: Использование сенсорных коробок, игр с песком, крупами, водой; упражнения на балансировочных досках (доска Бильгоу), качелях; развитие тактильного восприятия (различные поверхности, массажные мячики); проприоцептивные упражнения («тяжелая работа» – толкание стен, перенос предметов). Это помогает нормализовать тонус, улучшить координацию и создать сенсомоторную базу для речи.

   2. Метод фонетической ритмики. Сочетание движений тела с произнесением определенных звуков и слогов. Движения (хлопки, притопы, взмахи руками) помогают «запустить» артикуляционный аппарат и снять напряжение.

· Практическое применение: Логопед вместе с ребенком произносит гласные звуки ([а], [о], [у]), слоги ([па-па-па], [та-та-та]), сопровождая их ритмичными движениями. Это способствует развитию речевого дыхания, голоса и ритмико-интонационной стороны речи.

3. Использование элементов логопедического массажа.  Цель – нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата, увеличение объема и амплитуды движений.

· Практическое применение: Проводится зондовый или ручной массаж (по показаниям). Даже простые игровые массажные техники (артикуляционная гимнастика с помощью шпателя-«леденца», зубной щетки) повышают эффективность работы.

4. Альтернативная и дополнительная коммуникация (АДК).  Крайне важный метод, который не замедляет, а, наоборот, стимулирует появление устной речи. АДК снижает фрустрацию, дает ребенку инструмент для выражения потребностей и мыслей.

· Практическое применение:

· Жесты: Использование естественных и специально обученных жестов («дай», «на», «пить», «еще»).

· Карточки PECS (The Picture Exchange Communication System): Система общения с помощью обмена карточками. Ребенок учится активно инициировать коммуникацию.

· Коммуникативные доски и приложения: Подборки тематических картинок (еда, игрушки, действия), на которые ребенок показывает, чтобы что-то сообщить. 

5. Логоритмика и музыкальная терапия.  Музыка, ритм и пение являются мощными стимулами для активации речевых зон мозга. Пропевание слогов и простых слов дается детям легче, чем их произнесение.

· Практическое применение: Разучивание простых песенок-повторяшек, игр с ритмическими инструментами (бубен, маракасы), хороводные игры.

6. Игровая терапия и создание мотивирующей среды.  Основная деятельность ребенка-дошкольника – игра. Задача логопеда – создать такую игровую ситуацию, где речь становится необходимой.

· Практическое применение:

· Эмоциональный «обрыв» фразы: Взрослый во время игры делает паузу в ожидаемом месте («Мы кладем кукле в кровать…? (одеяло)»).

· Игры с «секретом»: Использование коробочек с сюрпризом, которые сложно открыть, что вынуждает ребенка попросить о помощи («открой», «помоги»).

· Интрига и неправильные действия: Взрослый «ошибается» (пытается надеть ботинок на руку), провоцируя ребенка на реакцию, даже невербальную, с последующим вербальным образцом («Нет! На ногу!»).

7. Активная работа с родителями.   Успех коррекции на 80% зависит от позиции родителей. Их задача – не стать «домашним логопедом», а создать насыщенную речевую среду в быту.

· Рекомендации для родителей: Комментировать свои действия, использовать простую, но грамматически правильную речь, много петь, читать короткие ритмичные стихи, хвалить любую попытку коммуникации (жест, звук, слово) и никогда не заставлять говорить правильно.

   Заключение

Активизация речи у ребенка 4–5 лет с моторной алалией – это сложный, многогранный процесс, требующий от логопеда глубоких знаний, гибкости и творческого подхода. Современные методы, объединенные в единую систему, где традиционные подходы сочетаются с нейроориентированными техниками и АДК, позволяют вывести ребенка из состояния «безречья», сформировать у него стойкую речевую инициативу и заложить прочный фундамент для дальнейшего развития полноценной фразовой речи.

 

                                                                                                 Список литературы

1. Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие / Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 224 с.

2. Визель, Т.Г. Алалия: дефект или особенность развития? / Т.Г. Визель // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2017. – № 5. – С. 15-22.

3. Дедюхина, Г.В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком / Г.В. Дедюхина, Е.В. Кириллова. – М.: Издательский центр «Техинформ», 1997. – 88 с.

4. Кириллова, Е.В. Логопедическая работа с безречевыми детьми: учебно-методическое пособие / Е.В. Кириллова. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 64 с.

5. Новикова-Иванцова, Т.Н. От безречья к фразе. Система коррекционной работы с неговорящими детьми / Т.Н. Новикова-Иванцова. – М.: В. Секачев, 2021. – 200 с.

6. Пятница, Т.В. Организация и содержание работы логопеда с неговорящими детьми: методические рекомендации / Т.В. Пятница. – Мн.: Аверсэв, 2006. – 96 с.

7. Семенович, А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие / А.В. Семенович. – М.: Генезис, 2015. – 474 с.

8. Цветкова, Л.С. Афазия и восстановительное обучение: Учеб. пособие / Л.С. Цветкова. – М.: Издательство МПСИ, 2004. – 256 с.


Поделиться: