Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
|
Поиск по сайту
|
Образовательная конференция как пространство синергии педагогических инноваций
Введение Определение понятия. Термин “синергия”, согласно Википедии [1], происходит от древнегреческих слов σύν в значении «вместе» и ἔργον - «дело, труд, работа, (воз)действие». В исходном значении определение близко к понятию эмерджентности, знакомому учителям информатики и людям, владеющим основам системного мышления. Принцип эмерджентности означает, что сумма частей или отдельных факторов имеет меньший эффект по сравнению с тем, когда эти части (совместно действующие факторы) взаимодействуют между собой, соединенные в единую систему. Принцип эмерджентности (системный эффект) означает также, что при совместном действии факторов у системы появляются новые свойства, которых не было изначально у отдельных частей системы. Примерами действия синергии или эмерджентности могут служить слаженная работа грузчиков по переноске рояля или набор деталей автомобиля, которые только сложенные вместе в правильной конфигурации приводят к появлению новому свойства - возможности двигаться. С точки зрения авторов экономико-математического словаря [2], синергия -это «экономия и другие выгоды, получаемые в результате объединения двух или большего числа компаний благодаря более полному использованию имеющихся у них возможностей (опыта и квалификации работников, каналов сбыта продукции др.). При этом стоимость объединенного объекта превышает стоимость его составляющих, рассматриваемых изолированно.» Применительно к системе школьного образования под «стоимостью» мы можем понимать некую абстрактную цену ресурсов (времени, физических, интеллектуальных, эмоциональных затрат), выделенных на выполнение рабочих функций и организацию различного рода активностей) и выраженные в каких-то величинах и категориях результаты (оценка, моральное удовлетворение, положительные эмоции, достижение нового уровня знаний и навыков, выполнение показателей и т.п.). В стратегическом менеджменте под синергией подразумевается «совместное действие различных по своей структуре, масштабу и характеру оказываемого влияния элементов, вследствие которого образуется качественно новый результат, достигаемый только благодаря кооперации между этими элементами» [3]. В качестве примеров можно привести деятельность предприятий, которая невозможна без поставщиков сырья и смежных структур, или работа детского оздоровительного лагеря, эффективный отдых детей в котором возможен только при слаженном и согласованном действии всех служб. Таким образом, синергия присуща многим объектам окружающего мира как атрибут системы. Так как образование представляет собой сложноорганизованную систему, включающую в себя множество подсистем, целесообразно рассматривать эти подсистемы с точки зрения синергетического подхода. Исходя из вышеприведенных толкований термина, представим концептуальную модель современной образовательной конференции с точки зрения синергетического подхода. В качестве примера будем рассматривать конференцию в формате ярмарки педагогических идей «Синергия для будущего: образование, воспитание и обучение как единое целое», которая прошла в рамках Петербургского Международного образовательного форума на площадке ГБОУ школа № 469 Выборгского района 25 марта 2025 года. С программой события можно ознакомиться на сайте ПМОФ-25[4] Актуальность темы и контекст.
Введение данной статьи ставит целью обозначить значимость синергического подхода в образовательной сфере и рассмотреть перспективы его реализации в условиях современной реальности. Современные условия развития общества требуют формирования целостной системы образования, воспитания и обучения, способствующей развитию гармоничной личности, готовой успешно адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни и профессиональной деятельности. Концепция синергии, подразумевающая интеграцию различных аспектов образовательного процесса, становится ключевой для достижения высоких результатов в формировании компетенций обучающихся. Образование, воспитание и обучение рассматриваются как взаимосвязанные компоненты единого целого, каждый из которых дополняет и усиливает друг друга, обеспечивая эффективное развитие личности. Современные тенденции глобализации, цифровизации и перехода к экономике знаний делают особенно актуальной разработку инновационных подходов, позволяющих объединить образовательные процессы таким образом, чтобы обеспечить максимальную эффективность подготовки специалистов нового поколения.
Рисунок 1. Количество авторов с наибольшим количеством статей по теме, по странам
Анализируя русскоязычные источники, можно сделать вывод, что синергия в системе образования рассматривается и как межпредметные связи, создающиеся заново, но на фундаменте эффективных педагогических практик прошлых десятилетий , и как взаимодействие и взаимообогащение общего и дополнительного образования, и как система совместных усилий образовательных институтов, семьи и социума, и как взаимовыгодное сотрудничество школы, производства, органов власти и бизнеса. Применительно к более «приземленной» повестке, идеи синергии всегда присутствовали в образовании со времен зарождения массовой школы. Эти идеи наши воплощение в таких принципах построения системы образования, как, например, принцип межпредметности, заложенный Яном Амосом Коменским, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинским, Н. Г. Чернышевским, или взаимосвязь трудового, интеллектуального, эстетического и эмоционального воспитания, которая прослеживается в системах А. С. Макаренко, В. Н. Сорока-Росинского, В. А. Сухомлинского, и другие. Несмотря на расхождение во взглядах А. Макаренко и В. Сорока-Росинского (первый считал трудовое воспитание доминирующим над интеллектуальным, а последний считал, что интеллектуальное и эстетическое воспитание важнее трудового), в целом их позиции схожи и отражают суть синергетическогог подхода: только развивая все направления воспитания и интеллектуального образования, можно вырастить гармоничную успешную самостоятельную личность. Все основоположники педагогической мысли сходились в том, что учитель должен быть многоранно развит и постоянно заниматься самообразованием. Немецкий педагог и философ Адольф Дистервег писал: «Ты лишь до тех пор способен содействовать образованию других, пока продолжаешь работать над собственным образованием»[5]. В современном мире быстро меняющихся технологий и укладов, смены социальных установок и парадигм, это требование к постоянному самосовершенствованию и познанию становится предельно актуальным. В последнее время в динамично развивающихся районах новостроек Санкт-Петербурга сложился определенный тип общеобразовательных учебных заведений. Сами эти районы новостроек можно охарактеризовать как «город в городе»: число жителей достигает и превышает 100 тысяч, контингент жителей смешанный, в большинстве своем это приезжие из других регионов страны и ближнего зарубежья, со своими традициями и установками. Взрослые, как правило, работают на удалении от места жительства, уезжая рано утром и приезжая домой поздно вечером, и не могут достаточно много времени уделять детям. Климатические особенности и принципы личной безопасности накладывают ограничения на свободное перемещение детей вне школы. Поэтому в таких школах обучающиеся, как правило, находятся в течение полного дня, в первой половине дня осваивая общеобразовательную программу, а во второй участвуя в работе детских общественных объединений и занимаясь в группах дополнительного образования. С одной стороны, учащиеся находятся под присмотром, но с другой стороны испытывают эмоциональные и физические перегрузки, не успевают или не могут качественно готовиться к занятиям, устают от постоянного присутствия большого количества людей. Растет число детей, имеющих проблемы со здоровьем и академическую неуспешность. Существенный дефицит кадров и большой поток обязательных к участию мероприятий приводит к перегрузке педагогов, что грозит ухудшением здоровья и выгоранием. В новых школах постоянно происходит кадровая миграция: открывающиеся корпуса школ-новостроек и планируемые в них предпрофильные и профильные классы приводят к перемещению педагогов между школами как «по горизонтали», так и по кадровой лестнице. Такие школы привлекательны и для учителей из других регионов, которые привносят свои традиции и умения, но, с другой стороны, испытывают трудности с адаптацией. При этом необходимо решать основную задачу школы – подготовку школьников к выбору будущей трудовой деятельности в условиях современной экономики. ГБОУ школа № 469 Выборгского района Санкт-Петербурга представляет собой экземпляр образовательного учреждения вышеописанного типа. В таких условиях необходимо искать такие пути решения проблем, которые не привели бы к увеличению нагрузок на учащихся и учителей, но могли дать достаточно быстрые и стойкие положительные эффекты. Выходом может стать объединение усилий разных специалистов и организация процесса образования, воспитания и обучения как единого целого через систему приемов, задач, мероприятий и методов, без разделения на возрасты, предметы и направления деятельности. Необходимо учитывать преемственность детский сад - начальная школа - основная школа - старшая школа - профессиональное образование, различные точки входа учащихся в систему, в том числе миграцию между общеобразовательными и коррекционными группами (учреждениями), доступность дополнительного образования и социальных связей. Планируя конференцию, организаторы изначально поставили задачу сформировать программу таким образом, чтобы максимально представить идеи синергетического подхода в образовании на различных уровнях: организационном, методическом, содержательном, коммуникативном. Описание практического опыта. Формат конференции – разнообразие и отсутствие границ Конференция подготавливалась командой организаторов, в которую входили сотрудники ИМЦ Выборгского района (директор ГБУ ИМЦ Корсаков А. В., Заместитель директора ГБУ ИМЦ по инновационной деятельности и стратегии развития районной системы образования Алмазова Е. Ю.) и представители коллектива ГБОУ школа № 469 (директор школы Купорова Ю. А., методист Сащенко Л. А., руководитель ОДОД Елизарова Е. И., советник по воспитанию и взаимодействию с общественными организациями Тен П. И., команда технического сопровождения и другие), представители профсоюзной организации педагогов Выборгского района. Формат конференции был заявлен как «Ярмарка педагогических идей» - это название точно отражает идею мероприятия: смешение ярких выступлений и практик, разнообразие тематик, свобода перемещения, присутствие гостей издалека и участников из разных социальных групп. Одним из примеров событий, который был взят за образец, является конференция Информационные технологии для новой школы (ИТНШ), которая проводится в Санкт-Петербурге на протяжении 16 лет (ссылка на сайт конференции https://eduevent.spb.ru/itns). При отборе выступлений организаторы придерживались принципов меж-много- и разнопредметности, выхода за рамки одной-двух дисциплин, стирания границ между возрастами, уроками и реальной жизнью, насколько это возможно. При этом в большинстве случаев заранее не производился отбор «специальных» спикеров, но при предварительной беседе с потенциальными выступающими идеи и начальные тезисы выступлений «докручивались» до разнообразных вариантов практикоприменимости. Пленарное заседание было задумано как введение участников в формат конференции, создание атмосферы разноплановости, сочетания разных элементов и мнений, неформальное погружение в контекст. Эта часть организовывалась в формате ответов гостей на вопросы, мотивирующие к размышлениям на тему стратегического планирования будущих траекторий развития школьного сообщества (учителей, учащихся, родителей) и о триединстве обучения, воспитания и образования. В дискуссии приняли участие представитель лидер педагогического сообщества, победитель конкурса Знание.Лектор К. Медведева, представитель родительской общественности О. Чуглаева, выпускница школы К. Илюшкина, старший воспитатель дошкольного учреждения В, Медведева, представитель профсоюзов А. Юрчик. Участникам в зале было предложено ответить на те же вопросы через онлайн-голосование. Вопросы для дискуссии и результаты голосования оформлены в виде презентации, которую можно посмотреть в приложении 1. Принудительное разделение зрителей на два потока для посещения лекций “звездных гостей” ставило задачу приобщения педагогов к непривычному для себя новому знанию, в каком-то смысле выхода из зоны комфорта, создания ситуации неожиданности – для того, чтобы снять барьеры, сформированные узкодисциплинарным мышлением и традициями разделения по возрастам воспитанников и учащихся. Лекция победителя конкурса учитель года Л. Дедюхи о подготовке к профессиональным конкурсам была нацелена на пробуждение интереса к участию в конкурсных мероприятиях и испытаниях, форсированному самообразованию и профессиональному развитию, расширению кругов общения и вариантов обучения. В культурологической лекции К. Медведевой была продемонстрирована историко-культурная система идей, традиций и событий, составляющих фундамент национального самосознания, которая встраивает в себя лучшие современные и перспективные идеи, достижения и технологии и позволяет развиваться, обеспечивая технологический и культурный суверенитет. Практические решения, их реализация и эффект Далее покажем, как начальная идея выступления была трансформирована через анализ ее элементов, расширение возможностей, сочетание с другими элементами, перенос в новые условия с тем, чтобы раскрыть ее потенциал и предложить как более универсальную и с большим целевым охватом. Например, идея выступления с опытом применения нейрогимнастических упражнений, которые предполагались для использования учителями физкультуры начальных классов и педагогами-дефектологами, по итогу получила более широкую целевую аудиторию. Для этого автору было предложено ответить на такие вопросы, как «а кому еще могут быть полезны эти упражнения?», «возраст детей-участников принципиален, или нет?», «Могут ли проводить эти упражнения другие люди, не учителя физкультуры и логопеды?», «сколько времени занимают упражнения?», и т.п. Таким образом, пришли к выводу, что эти упражнения: -не имеют возрастных ограничений и ограничений и ограничений по здоровью, - полезны всем в любом возрасте, особенно маленьким и лицам пожилого возраста, - сами по себе не очень сложные и интересные, забавные, - можно включать соревновательность, - могут выполняться как большим комплексом, так и короткими разминками, - могут инициироваться как взрослыми, так и детьми, - ассортимент разнообразен, много примеров можно найти в интернете, - для выполнения многих упражнений не требуются дополнительные принадлежности; - можно разучивать постепенно, по одному, добавляя в комплекс, - некоторые не требуют специально подготовленного пространства. После «мозгового штурма» по приведенным вопросам, пересмотрев условия для проведения нейрогимнастики, спикер расширил целевую аудиторию своего выступления, добавив в список приглашений учителей начальной школы, воспитателей групп продленного дня, учителей-предметников (для проведения физкультминуток), классных руководителей, организаторов внешкольной деятельности, педагогов ОДОД, кураторов проектов. А сфера применения приросла уроками физкультуры и активными переменами для классов, находящихся на карантине, физкультминутками на уроках и занятиях дополнительного образования, элементами соревнований, общественных активностей, игр и других мероприятий, темами индивидуальных проектов, а также рекомендациями для педагогов по снижению утомляемости, сохранению и восстановлению внимания и координации движений. Мастер-класс по стайрофомингу (вид современного творчества по изготовлению объектов из пенопласта и пенополистирола методом терморезки при помощи специального терморезака) за счет уточнения целевой аудитории сферы применения результатов деятельности стал интересен не только изначально предполагаемым сотрудникам детских садов и педагогам ОДОД, но и тех, кто занимается оформлением школьных пространств, кураторам проектной деятельности, организаторам внешкольной деятельности, кураторам школьных музеев. Лаконичность и полнота объяснений, разбиение процесса на простые действия, подобранные яркие образцы и простые доступные в изготовлении детали – все то, что присуще ведущим МК воспитателям детского сада – стало важными факторами, которые позволили всем участникам мастер-класса освоить с нуля технологию и полностью справиться с задачей. В завершение активности гости пришли к выводу, что эта практика может быть использована и как красивое и приятное домашнее хобби, и как интересное занятие с собственными детьми. Приведенные примеры демонстрируют, как расширение целевой аудитории и ситуаций применимости практики делают доступными эти практики большему количеству участников на разных уровнях образования и в разны видах образовательной деятельности, могут дублироваться во времени и разных занятиях, взаимодополнять друг друга, а, значит, работают на системный эффект. Одна из сквозных тем (линий) конференции – проектная деятельность. В том или ином виде был представлен опыт организационных, воспитательных, образовательных, социальных, коррекционных, управленческих проектов. Работа двух секций непосредственно была посвящена учебным проектам, которые обучающиеся разных классов выполняли под руководством учителей, но также эта тема была представлена в той или иной степени в большинстве выступлений на всех секциях. Был представлен опыт создания учащимися 1-2 классов книги-презентации Азбука Победы, проекты выполненные в формате сетевого взаимодействия, большие и эффектные работы, выполненные при активной поддержке и помощи родителей, проекты, ставшие победителями конференций и конкурсов и повлиявшие на дальнейшую образовательную траекторию подростков. Сочетание поисковых практик, рукодельного творчества, компьютерных технологий с личным отношением, эмоциональной значимостью, понимание конкретной реальной цели - важнейшие элементы красивого и нужного проекта, но немаловажна личность куратора – все руководители проектов энергичные педагоги с высоким уровнем квалификации и очень разносторонними знаниями и умениями - даже экспертный уровень знаний в одном предмете не мог бы привести к таким результатам. В своих выступлениях спикеры продемонстрировали системность подхода, глубину погружения в проблему, обширные познания, но, что важно – потребность и умение постоянно учиться, в том числе и у своих учеников. В выступлениях учителей английского языка с представлением опыта учебных проектов «адвент-календарь» и индивидуальных проектов «создание дидактических игр к урокам английского языка» было продемонстрировано достижение системного эффекта (эмерджентности) сначала через описание опыта учителя-наставника (то есть какие знания необходимо иметь или приобрести учителю), затем на этапе непосредственного проектирования, когда для работы подбирались ресурсы из различных областей знаний и технологий, и какие дополнительные свойства приобрел результат (продукт) проекта после завершения работы. Немаловажно, что синергетический эффект имеет длительное воздействие и после окончания работы над проектами; обучающиеся имели возможность выступить со своими проектами на различных конференциях, демонстрация продуктов окружающим вызывала у зрителей положительные эмоции и слова одобрения и поддержки в адрес авторов, повышая их самооценку и уверенность в себе. Авторы двух проектов были приглашены на конференцию в роди спикеров; их выступления были посвящены тому, какое положительное влияние оказала практика работы над проектами на их дальнейшую образовательную траекторию и личное развитие. Еще один тренд, который нашел свое отражение в выступлениях – использование технологии искусственного интеллекта в образовании. Спикеры показали эффективно работающие приложения, очертив круг хорошо решаемых задач, включая управленческие, методические и прикладные и привели примеры задач, с которыми нейросети справляются не так хорошо. Примеры относились к различным школьным предметам, внеурочной деятельности, школьным проектам, праздникам и неформальным событиям. Особое внимание было уделено критическому отношению к информации, переосмыслению содержания заданий, чтобы избегать генерации готовых ответов, развитию творчества, внимания, проработке смыслов, коммуникативным навыкам. В выступлениях на тему искусственного интеллекта неоднократно подчеркивалось, что, во-первых, при отборе учебного содержания и инструментов нужно идти от задачи, проблемы, которая прежними методами решалась неэффективно, сложно, некорректно или не решалась вовсе, во-вторых, бурное развитие этой технологии требует переосмысления практик конструирования учебных материалов и заданий, и, в-третьих, необходимость учителям осваивать новую технологию как неизбежность для упрощения и насыщения новыми возможностями своего труда и обучения школьников грамотным владением этой технологией. Спикерами по этой теме выступали учителя, использующие возможности нейросетей, предоставляемые образовательным порталом Яндекс Учебник, педагоги, использующие набор различных нейросетей для выполнения самых разных задач, представитель сообщества Альянс в сфере ИИ, что еще раз продемонстрировало эффективность и потенциал совместного применения разных подходов и инструментов. Хотя большинство секций работало в стандартных классных комнатах (это было связано к пожеланиям к условиям проведения, таким как наличие компьютеров, или необходимость разместить много демонстрационных хрупких материалов), многие активности проходили в рекреациях. Это, в первую очередь, большое количество выступлений педагогов коррекционных школ и детских садов. Выход за стены классных помещений дал свободу перемещений и снял психологические барьеры, раскрепостил участников, добавил неформального общения и эмоций. Такое размещение позволило заинтересовать участников, которые изначально не собирались выбирать данные секции для посещения, но, проходя мимо, заинтересовались, а также убрать состояние неловкости для тех, кто по каким-то причинам решил покинуть активность. Аудиторно-рекреационное пространство также было расширено за счет он-лайн включений удаленных спикеров, которые получили возможность представить свои доклады в формате видеоконференции с дискуссией по теме выступлений по окончании. ГБОУ школа № 469 неоднократно принимала большие образовательные события. Так, в 2022 году это была основная площадка конференции Информационные технологии для новой школы (ИТНШ), в 2023 году – крупной выездной площадкой ИТНШ. В школе традиционно проходят совещания и конференции ответственных за безопасность, сотрудников социально-психологических, и воспитательных служб, мероприятия детских общественных организаций, открытые концерты. В церемониях открытия и закрытия, работах секций всегда представляют красочные номера обучающиеся отделения дополнительного образования детей. Однако, на Ярмарке педагогических идей «Синергия для будущего: образование, воспитание и обучение как единое целое» впервые был формат активностей «Живой ОДОД» - воспитанники различных направлений, учащиеся 2-8 классов прямо в рекреациях показывали свои занятия: выполняли физические упражнения, играли в шахматы, проигрывали маленькие эпизоды спектаклей, управляли роботами, рисовали на бумаге и в графических программах, лепили из глины, фотографировали, создавали компьютерные программы. По свидетельствам учащихся, опыт присутствия среди участников конференции был интересным и вдохновляющим: гости задавали вопросы, просили попробовать что-то сделать, интересовались достижениями и планами, подбадривали. При этом ребята были вполне автономны: организаторы присматривали за участниками, но на расстоянии, не вмешиваясь в диалоги. Такой формат позволил и ребятам познакомиться с занятиями сверстников: во время перерывов они могли посетить площадки других направлений. ВЫВОДЫ На площадке мероприятия – портале Петербургского Международного образовательного форума 2025 для участия в Ярмарке педагогических идей «Синергия для будущего: образование, воспитание и обучение как единое целое» было подано более 450 заявок на регистрацию в качестве участников. Примерно такое же число прибыло для участия непосредственно на площадку проведения. Конференция проводилась по 12 секциям-направлениям, где выступили 102 спикера. География участников представлена не только дошкольными и школьными (в том числе коррекционными) учреждениями, включая отделения дополнительного образования Выборгского района Санкт-Петербурга, но и организациями других районов мегаполиса, школами Ленинградской, Московской областей, Карелии. С докладами в формате видеосвязи через сервис видеозвонков КГИОП Сферум выступили педагоги из Москвы, г. Обнинска, представитель группы «Альянс в сфере ИИ» из Санкт-Петербурга, коллеги из Узбекистана. При этом два выступления проходило в смешанном формате: один спикер (ведущий мастер-класса) присутствовал в аудитории, другой подключался он-лайн. По итогам работы секций и всего мероприятия участникам было предложено ответить на вопросы анкеты обратной связи, в которой организаторы отразили различные стороны подготовки мероприятия и постарались внести элементы свободной неформальной рефлексии: 1. Вы принимаете участие в мероприятиях такого масштаба и тематики (в который раз)... 2. В мероприятиях какой секции вы приняли участие? 3. Выступления (активности) каких спикеров вам понравились больше всего? 4. Что в выступлениях спикеров из предыдущего ответа было для вас наиболее ценным? Были ли активности, которые Вас разочаровали или оказались недостаточно полезными? Если да, то какие 5. Оценка по шкале / пленарное заседание 6. Оценка по шкале / "звездные" лекции 7. Оценка по шкале / содержательную часть секций 8. Оценка по шкале / "Живой ОДОД 9. Оценка по шкале / питание 10. Оценка по шкале / техническое обеспечение работы 11. Оценка по шкале / место проведения 12. Оценка по шкале / общее впечатление 13. Хотели бы Вы иметь доступ к материалам Ярмарки педагогических идей по окончании мероприятия 14. А в следующем году придёте? 15. Мы не спросили, а Вы хотели сказать... 16. Если желаете - представьтесь Анализ ответов показал, что на вопросы ответили менее трети участников, однако, большинство ответивших высоко оценили уровень мероприятия, приняли формат проведения, отметили как положительное качество возможности свободного перемещения и уход от узкопредметных и одновозрастных секций. Только два участника указали, что в ходе пленарного заседания ожидали ответа на вопрос про повышение заработной платы, и один участник выразил недовольство, что не было предметных секций. Кроме ответов на вопросы анкеты, участники высказывали отношение к мероприятию по итогам заслушивания докладов, участия в мастер-классах, по завершении мероприятия, - в целом все отзывы положительные, и среди достоинств участники также отмечали те особенности ярмарки педагогических идей, которые присущи синергетическому подходу, а именно: смешение предметов, внесение в учебное содержание элементов реального мира, рассмотрение ученика в длительном периоде, разновозрастной подход. Особо были отмечены широта кругозора и системность знаний и мышления выступающих, комплексный подход к содержанию выступлений и организации в целом. Внутрикорпоративный эффект от события заключается в том, что более десятка педагогов, ранее не принимавших участие в подобных событиях выразили желание выступить на подобном мероприятии, а некоторые сотрудники, выступавшие группой, запланировали подготовку активности индивидуально. По отзывам педагогов, они считали свой узкопредметный опыт недостаточно эффектным для выступления в формате классической конференции с разделением секций по предметам и этапам обучения, но при этом у педагогов есть устойчивые положительные результаты построения системы образования, воспитания и образования на основе разных предметов и видов деятельности, сочетания урочных активностей с внеурочными, активного вовлечения в образовательную деятельность родителей и сторонних акторов, - то есть такой системы, которая соответствует определению синергии. Концепция конструирования крупного образовательного события с точки зрения синергетического подхода на организационно-методическом и содержательном уровнях апробировалась на площадке ГБОУ школа № 469 в течение трех лет. Можно сделать вывод, что такой подход востребован, эффективен и имеет право на существование. Ссылки 1. Синергия. Статья в Википедии, https://ru.wikipedia.org/wiki/Синергия. 2. Синергия. Статья в экономико-математическом словаре, https://economic_mathematics.academic.ru/4074/Синергия 3. Синергия в менеджменте https://bigenc.ru/c/sinergiia-v-strategicheskom-menedzhmente-314fe6 4. Программа Ярмарки педагогических идей на сайте ПМОФ-25: https://www.eduforum.spb.ru/program/schedule/179858/ 5. Дистервег Адольф. Статья в Рувики: интернет-энциклопедия: https://ru.ruwiki.ru/wiki/Дистервег,_Адольф Поделиться: |