Поиск по сайту

Опыт реализации педагогического проекта «Зачем нужны заповедники?» по воспитанию экологической культуры старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи


Авторcтво: Толкачева Татьяна Юрьевна, воспитатель ГБДОУ детский сад № 126 Выборгского района Санкт-Петербурга


Аннотация. В статье отражен опыт работы по формированию основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности, в частности через экологический познавательно-исследовательский групповой краткосрочный проект: «Зачем нужны заповедники?». Отражены цель, задачи, этапы и формы деятельности по проекту, его результаты для воспитанников их родителей, педагогов, а также развития предметно-пространственной среды группы.

Ключевые слова: экологическая культура дошкольника, заповедник, проектная деятельность, исследовательская деятельность, образовательные области, познавательное развитие, коррекционная работа, работа с родителями, предметно-пространственная среда. 

         С каждым годом состояние природы становится всё хуже, поскольку человек всё чаще и чаще вмешивается в её жизнь. Сокращается разнообразие видов животных, исчезают леса, высыхают реки, заболачиваются озёра. Земля может стать непригодной для жизни всего человечества, животных и растений. Выход один – сохранить природу. Сделать это можно с помощью создания заповедников, заказников, национальных парков, природных памятных мест. Именно поэтому назрела необходимость познакомить наших детей с понятием «заповедники». Необходимо рассказать детям, как их люди создают и для чего? Заповедники – это островки спасения природы от человека, где природа имеет право жить по своим законам [2]. Современным детям, особенно живущим в городе, часто не хватает общения с природой. В связи со сказанным, особую актуальность приобретает проблема формирования у подрастающего поколения бережного отношения к природе.

         Проектная деятельность детей дошкольного возраста – это вид продуктивной деятельности, в процессе которой в ситуации педагогического сопровождения взрослые дошкольники проводят исследовательскую деятельность в рамках определенной проблемы и создают продукт по результатам этой деятельности. Именно поэтому мы с детьми и родителями решили реализовать познавательно-исследовательский проект: «Для чего нужны заповедники?» Этот   проект направлен на развитие познавательных умений, способностей и деятельности детей дошкольного возраста через ознакомление с заповедниками родного края, его флорой, и фауной.

        Основная цель проекта: ознакомление детей с охраняемыми природными объектами – заповедниками Ленинградской области и их обитателями.

Ведущими задачами проекта были обозначены следующие:

-                   познакомить детей с понятием «заповедник» и его назначении, как центра сохранения редких видов животных, растений, ландшафтов;

-                   расширять представление детей о природных объектах, подлежащих охране;

-                   обогатить представления детей о животном и растительном мире, населяющем заповедные зоны Ленинградской области;

-                   познакомить со страницами Красной книги Ленинградской области, с редкими животными и растениями, занесенными в Красную книгу;

-                   развивать любознательность и навыки самостоятельной исследовательской деятельности;

-                   расширить и активизировать словарный запас за счет новых слов: заповедная зона, Красная книга, Саблинский заповедник, Мшинские болота, Вепсский лес, Нижне-Свирский заповедник.

-                   познакомить детей с правилами поведения в заповедных охраняемых зонах;

-                   воспитывать бережное отношение к природе, интерес к жизни заповедников, понимания необходимости сохранения его целостности.

         В рамках проекта решались коррекционные задачи:

-                   совершенствование лексико-грамматического строя речи;

-                   автоматизация поставленных звуков (свистящих, шипящих, соноров) в речи;

-                   развитие фонематического слуха и речевого дыхания;

-                   развитие связной речи: составлять рассказ по картинкам, задавать вопрос и отвечать на вопросы простым распространённым предложением;

-                   обогащение словарного запаса за счет слов: заповедная зона, Красная книга, Саблинский заповедник, Мшинские болота, Вепсский лес, Нижне-Свирский заповедник;

-                   развитие психических процессов: внимание, память, мышление.

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

Определили тип проекта – поисково-ориентированный, групповой и продолжительность проекта: краткосрочный (провели в течении недели).

Проект реализовывался поэтапно.

        На первом этапе сформировали проблему проекта, старались активизировать познавательный интерес детей по теме проекта. Обеспечили информационное, техническое оснащение проекта, ввели детей в игровую ситуацию.

        На втором этапе объединили детей, педагогов, родителей в рабочие, группы. Распределили задания в работе над проектом между всеми участниками, скоординировали действия педагогов и родителей по созданию развивающей предметно-пространственной среды группы. Предложили различные способы презентации. Разработали основные методические материалы по теме проекта.

        На третьем этапе – основном, выполнялась практическая часть проекта, проводилась исследовательская работа. Собирали интересные факты по теме, проводилось представление и интерпретация результатов. Провели круглый стол для сравнения полученных результатов, анализировали успехи и ошибки, делали выводы.

        На четвертом этапе – заключительном участники проекта готовили к представлению продукт проекта. Итоговым мероприятием было представление тематической книги, созданной детьми совместно с родителями: «Редкие животные и растения Ленинградской области». Каждый ребенок представил свое сообщение по теме в иллюстрированном виде. Так как проект считается краткосрочным и рассчитан на календарную неделю, постарались рационально организовать образовательный процесс.

        Содержание педагогического проекта отражены в пяти образовательных областях (познавательная развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое воспитание, социально-коммуникативное развитие), где прослеживается интеграция в разных видах деятельности.

        Следующим шагом стало практическое планирование педагогической деятельности в течение тематической недели по образовательным областям.

Формы познавательного развития:

-                   беседы: «Что такое заповедник?», «Зачем люди создают заповедники?»;

-                   рассказ воспитателя: «А чем же мы с вами можем помочь редким растениям и животным?», «Кто придумал Красную книгу?», «Правила поведения в лесу»;

-                   просмотр мультфильмов: «Путешествие с Хрюшей по планете Земля», развивающий мультфильм «Как создавались новые заповедники»;

-                   презентация: «Самые удивительные заповедники в Ленинградской области»;

-                   настольные игры: пазл «Собери разные растения», «Лесные целители», «Путешествие с лесовиком», «Заповедники» [6, 7, 8].

Исследовательская деятельность:

-                   опыт № 1 «Выращивание кристаллов из соли»;

-                   опыт №2 «Удивительные свойства мхов!»;

-                   рассматривание разных природных ландшафтов: болотистые, горные, лесные массивы, мшистые;

-              наблюдения: за ростом деревьев и кустарников на участке детского сада.

Игровая и конструктивная деятельность:

-                   дидактические игры: «Посчитай – один, два, пять», «Воздух, земля, вода»

-                   «Угадай по описанию», «Природа и человек»;

-                   экологические игры: «Лесные этажи», «Деревья-обитатели верхнего этажа»;

-                   конструктивные игры: Выкладывание из мозаики деревья, цветы;

-                   конструирование из мягкого плоскостного конструктора: «Деревья и грибочки на пенечке».

Речевое развитие:

-                   рассказывание по картинкам: Иван Шишкин «Утро в сосновом бору»;

-                   придумывание рассказа на тему: «Островок спасения», Фантазийный рассказ: «Как жёлудь превратился в дуб»;

-                   интервью детей: «Какие ты знаешь заповедники?», «Какие редкие животные там обитают?», «Лесные опасности», «Зачем создана Красная книга?»;

-                   загадывание и отгадывание загадок на теме: редкие растения, грибы, деревья;

-                   сочинение сказок: «Как лягушка прыгала по кочкам»;

-                   беседа-обсуждение «Как мы можем помочь лесу?», «Чем отличается заповедник от зоопарка?»;

-                   чтение художественной литературы: В. Бианки «Лесная газета», Н. Сладков, русские сказки о природе, А. Акимушкин «Удивительные звери» Н. Сладков «Азбука леса», В. Даль «Война грибов с ягодами»;

-                   разучивание стихотворения: А. Усачев «Мусорная фантазия», С. Михалков «Будь человеком».

Пальчиковая гимнастика: «С елки шишки упали, а ребята их пересчитали» Разучивание пословиц, поговорок о лесе и его обитателях.

Художественно-эстетическое развитие:

-                   рисование: «Берегите лес»;

-                   лепка: «Редкая птица-черный лебедь»;

-                   аппликация: «Звери собрались на лесной поляне»;

-                   слушание лесных звуков: хруст веток, шелест листьев, пение птиц, вой ветра, скрип деревьев;

-                   прослушивание музыкальных произведений, песни: «Это называется природа», сл. М. Пляцковского, муз. Ю. Чичкова, «Лесная песенка» сл. К. Ибряева, муз. Ю. Чичкова;

-                   музыкальная композиция: «Чудеса загадочного леса»;

-                   музыкальные игры: «Кто в лесочке живет», «По тропинке в лес идем».

Социально- коммуникативное развитие:

-                   сюжетно-ролевая игра: «Экскурсия в заповедник»;

-                   режиссерская игра: с игрушками «Волшебные приключения лесовика в лесу»;

-                   знакомство с трудом взрослых: лесничий, пожарный, ученые-биологи, зоолог;

-                   ОБЖ-беседа: «Как не заблудиться в лесу», «Правила поведения в заповеднике.

Физическое развитие:

-                   подвижные игры: «Через ручеек в лесок», «Бабочки кузнечики, лягушки», «Ветер и листья», «Мы по лесу шли, шли и грибок нашли»;

-                   игра-аттракцион: «Кто больше наберет шишек, желудей?»;

-                   эстафета: «Собери листочки»;

-                   игра – импровизация: «Что мы делали в лесу?», имитация под музыку;

-                   зрительная гимнастика: «Послушные глазки», «Осенний лес»;

-                   дыхательная гимнастика: «В лесу кричим: «ау».

Коррекционная работа:

-                   словесные игры: «Назови, какое растение?», «Что будет с лесом если исчезли..», «Посчитай птиц», «Скажи какой, какая, какое, какие?», «Продолжи цепочку слов, что можно делать в заповеднике?», «Незнайка в лесу»;

-                   игровые упражнения на развитие мелкой моторики: «Составь изображения бабочки (мозаика), «Собери лесные пейзажи из разрезных картинок».

Работа с родителями:

-                   знакомство родителей с ходом реализации проекта через беседы и информационные стенды;

-                   стендовая информация для родителей: «Заповедные места Ленинградской области», «Занимательные опыты с поваренной солью, мхами, водой»;

-                   подготовка памятки: «Правила поведения в заповеднике»;

-                   экологический буклет: «Лес нуждается в нашей защите, будьте его друзьями».

Результаты проекта.

          Проведенный педагогический проект свидетельствует о том, что формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста прошло эффективно: дети имеют представления о многообразии заповедных территорий Ленинградской области, расширились представления детей о жизни животного и растительного мира в заповедниках, расширился словарный запас по теме, имеются предпосылки поисковой деятельности на основе экспериментов с мхами, солью, применяются полученные знания и в различных видах детской деятельности, понимается суть природных процессов, законы природы, гармония и красота.

На уровне педагогов: повысилось профессиональное мастерство педагогов, самообразование, саморазвитие, улучшилось педагогическое сотрудничества с семьями воспитанников в вопросах поиска нужной информации.

Педагоги научились гибко подходить к планированию с учетом интересов детей. Использовали в планировании воспитательно-образовательной работы технологию «метода проектов», которая позволяет заниматься ребенку исследовательской, познавательной, продуктивной деятельностью.

Была обеспечена реализация воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей, созданы условия для самостоятельной и совместной деятельности со взрослыми и детьми в рамках реализуемого проекта. Пополнен и обогащен методический, дидактический и наглядный материал по теме: «Для чего нужны заповедники?».

На уровне родителей: родители активно участвовали в проектной деятельности группы, налаживали тесный контакт не только со своим ребёнком, но и с коллективом родителей и детей группы. Родители принимали участие в совместных мероприятиях, выставках, экскурсиях. Также у родителей повысилась психолого-педагогические представления в области проектной деятельности.

На уровне предметно-развивающей среды: пополнилась и обогатилась развивающая предметно-пространственная среда в группе: настольно-печатные игры «От какого дерева листок», «Чей детеныш», «Природные зоны»; плакаты заповедники Ленинградской области; памятка «Семь правил поведения в заповедных зонах»; Красная книга с иллюстрациями редких животных и растений. Обогатилась библиотека группы за счет подбора художественной литературы, энциклопедий по теме.

         Таким образом, проведенный педагогический проект свидетельствует о том, что формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста прошли эффективно.

 

Литература

1.      Бабенко В.П. Детский атлас живого мира. – М.: «ОНИКС 21 ВЕК», 2003.

2.      Бурова Л. Г. Загадочный мир заповедников. – М.: «Наука», 1991.

3.      Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий / Н. В. Коломина. – Москва: Сфера, 2005. – 144 с.

4.      Лагутина Т.В. Полная энциклопедия грибов. – М.: Издательство: Рипол Классик, 2008. – 377 с.

5.      Мартынова А.Н., Митрофанова В.В. «Пословицы, поговорки, загадки», М. «Современник» 1986;

6.      Смирнов Л.Э., Кривошеев С.В., Ганнибал Ф.Б. Заповедники Ленинградской области и Санкт-Петербурга. – СПб.: Региональный издательский дом, 2012.

7.      Соколова Л. Энциклопедия. Красная книга России. Ленинград: Лениздат, 1990 – 93 с.

8.      Хазанович К.К. Заповедники Ленинградской области. – Л.: Лениздат, 1982.

9.      Шашкова Л.С. Грибы, растения и люди. – Москва: Агропромиздат, 1986 – 208 с.

10.    Шорыгина Т.А. Деревья. Какие они? – М.: ГНОМ и Д, 2010.

11.    Я познаю мир. Экология. Детская энциклопедия / А.Е. Чижевский. – М.: АСТ-ЛТД, 1998. – 432 с.


Поделиться: