Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
|
Поиск по сайту
|
Духовно-нравственные основы экологического образования и просвещения
Проблема духовно-нравственной консолидации российского общества является в настоящее время одной из ведущих и определяющих задачи системы общего образования. Особое внимание уделяется укреплению мировоззренческого суверенитета страны как фактора национальной безопасности посредством комплексного решения на базе общеобразовательных организаций задачи формирования у подрастающих поколений ценностей российской культуры [3]. Предваряя разговор об экологическом образовании и просвещении, обратимся к основным положениям построения духовно-нравственной идеологии воспитания, основывающейся на преемственности национальных традиций и формировании базовых нравственных качеств человека (В.И. Колесов, 2011). Поскольку процесс социализации личности основывается на развитии сознания личности, то ведущим компонентом по отношению к материальной культуре выступает нравственная культура. Материальная и нравственная культура в обществе соотносятся как базис и надстройка, функции которых в процессе детерминации общественного развития меняются местами. Духовность и нравственность лежат в основе образа жизни нации. Национальный дух определяет самое главное свойство жизни – характер жизненного процесса, в котором выделяются такие качества, как национальный дух и формируемые на его основе национальная активность и творческая, созидательная деятельность личности на благо общества и государства, во имя высших целей. Нравственность, применительно к современному мировоззрению, целесообразно трактовать как природосообразность. Природосообразность при этом понимается как соответствие природе, роду, нации. Процесс формирования нравственных основ – это, прежде всего, процесс формирования трех типов отношений: - отношений к породившей и питающей человека природе во всех возможных проявлениях личности; - отношений к родителям, роду, родной земле, нации; - отношений к обществу, государству, сообществу людей в целом. Таким образом, нравственность целесообразно рассматривать как систему качеств нравственной личности, которые могут быть использованы для формирования духовно-нравственных основ личности: нравственность, совесть, память, воображение, воля, характер. Среди основополагающих компонентов образа жизни нравственной личности автор представленной концепции выделяет: поступок как внешнюю материализованную форму отражения внутреннего мира; любовь как нравственное состояние внутреннего мира, вступающее в резонанс с другими процессами окружающей среды, природы и вызывающее желание к взаимодействию. Любовь в жизни человека служит базовым фоном, побуждающим его к нравственным поступкам. А поступок – внешнее материализованное выражение качеств нравственной личности. Устойчивая последовательность поступков образует характеристику жизни, называемую поведением, устойчивое поведение переходит в стиль жизни человека. Стиль жизни, при условии устойчивости, переходит в образ жизни человека. Делается вполне обоснованный вывод: нравственность и духовность формируют устойчивость жизненного процесса человека и общества в современных условиях, а значит, и сущность процесса обучения, воспитания, самоидентификации личности [4]. Важнейшую роль, наряду с базовыми национальными ценностями, такими как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, человечество, занимает природа: ее разнообразие, эволюция, родная земля, заповедная природа и пр. Идея любви к родной природе понятна даже самым маленьким гражданам, именно с нее во многом и начинается растущее чувство патриотизма. Но даже в старшем возрасте россияне ценят родную природу. Так на вопрос «Есть ли что-то такое, чем Вы как истинный гражданин России могли бы гордиться?» вторым по популярности ответом среди молодежи (после варианта «Победа в Великой Отечественной войне») стал вариант «природа России» [5]. В настоящее время все чаще звучит понятие «эколого-патриотическое воспитание», которое отличается созидательной нравственной основой, стремлением к сохранению природного и культурного наследия, активной деятельностной составляющей по охране окружающей среды. Формирование духовно-нравственного отношения к природе, экологической культуры обучающихся средствами экологического образования и просвещения рассматривается как важнейшее направление духовно-нравственного воспитания. В Методических рекомендациях для руководителей образовательных организаций по реализации экологического образования с целью формирования экологической культуры обучающихся (2022) приводятся современные определения двух ключевых понятий: «экологическое образование» и «экологическая культура личности» [7]. Современное экологическое образование представляет собой широкую область естественнонаучно-социально-гуманитарно-технологического образования, которая включает: - классическое, естественнонаучное, экологическое образование, изучающее законы экологии, как основы для понимания объективности экологического императива во взаимодействии общества и природы; - экологическое образование в интересах устойчивого развития, направленное на формирование культуры биосферосовместимого образа жизни; - прикладное направление применения экологических знаний, умений, отношений в разных сферах жизнедеятельности человека. Экологическое образование в современном мире призвано выполнять интегрирующую, культуротворческую и мировоззренческую роль; создает условия для культурной самоидентификации обучающихся, формирования у них современной экологической культуры на основе традиционных духовно-нравственных ценностей и задач устойчивого развития страны. Экологическая культура личности, формируемая в системе общего образования – интегральный результат общего образования во взаимосвязи всех его предметных областей, учебных предметов и внеурочной деятельности с привлечением возможностей дополнительного образования и экологического просвещения, который выражается в экологической и эколого-культурной грамотности, экологическом мышлении, экологически ответственном мировоззрении, экологически сообразном поведении, внутренней нравственно-экологической позиции личности, ее экологической образованности, способности и готовности повышать экологическую культуру у себя и в своем окружении. Говоря об экологическом образовании и просвещении, следует отметить взаимосвязь и непрерывность этих процессов на всех ступенях образования (дошкольное образование – начальная школа – основная и старшая школа – среднее и высшее профессиональное образование – дополнительное образование – постдипломное образование и др.), где реализуются различные аспекты формирования экологической культуры человека и общества в целом. В Концепции экологического образования в системе общего образования, принятой в 2022 г., приводятся этапы, обеспечивающие преемственность и непрерывность формирования базовых основ экологической культуры по уровням общего образования [6]. Дошкольное образование закладывает основы первичной эколого-культурной грамотности ребенка, ценностные экологические (экоцентрические) установки. Реализуются задачи нравственно-экологического воспитания. Начальное общее образование и 5-6 классы основного общего образования – этап формирования основ экологической грамотности, научно обоснованных и культуросообразных образцов (принципов) экологически безопасного поведения в окружающей социоприродной среде. Реализуется во взаимосвязи экологического и патриотического воспитания. Основное общее образование (7-9 классы) – этап становления субъекта экологической культуры: формирования рефлексивно-оценочного экологического мышления; современной научной картины мира, основ глобальной компетенции; развития экологической и эколого-культурной грамотности; практического опыта осознанного применения экологического и нравственных императивов; осмысления норм экологической этики. Реализуется во взаимосвязи экологического, правового, патриотического и нравственного воспитания. Среднее общее образование – период становления экологически ответственного мировоззрения молодого человека на основе взаимообогащения экологической и эколого-культурной грамотности; систематизации знаний о мире и его ценностях, рефлексии своего места в нем; становления индивидуального субъекта экологической культуры; профессиональной ориентации с учетом экологической проблематики. Реализуется во взаимосвязи эколого-патриотического, трудового, гражданского воспитания. В целом в Концепции отмечается: «Достижение высокого уровня экологической культуры является показателем развития человеческого капитала страны, качества жизни россиян, национальной безопасности страны, ее конкурентоспособности в мире» [6]. Характеризуя интеграцию экологического образования и просвещения как современную тенденцию развития образования, следует сказать о тесном взаимодействии, сопряжении понятий образование и просвещение. Экологическое образование традиционно включает три составляющих: обучение, воспитание и развитие. На основе контент-анализа различных трактовок понятия «экологическое просвещение» С.В. Алексеев выделяет следующие ключевые слова: - распространение (пропаганда) экологических знаний; - информирование (о состоянии окружающей среды; об использовании природных ресурсов; об экологическом законодательстве); - воспитание бережного отношения к природе как ценности. На основе анализа двух понятий – «образование» и «просвещение» делается вывод, что единственным общим компонентом, по сути аттрактором, взаимодействия систем образования и просвещения является воспитание. В случае экологической культуры – воспитание бережного отношения к природе как ценности, воспитание экологического гуманизма, экологической этики – этики благоговения перед жизнью (по А. Швейцеру). Вторая линия сопряжения понятий «информирование − обучение» раскрывает процессы получения информации о состоянии окружающей среды, причинах и последствиях экологических проблем и др., превращения информации в личностно значимые знания, которые посредством личного опыта формируются в компетенции: жизненные или профессиональные. Третья линия «распространение ‒ развитие» направлена на формирование потребности в распространении социально значимых знаний на своих близких, друзей, коллег и пр. [1]. Экологическому просвещению в настоящее время уделяется все большее внимание. В опубликованном в 2024 г. проекте Концепции «Духовно-нравственное просвещение в школе как способ укрепления мировоззренческого суверенитета страны» среди основных направлений просветительской деятельности выделяется следующие, напрямую связанное с экологическим просвещением: Формирование духовно-нравственного отношения к природе, экологической культуры школьников. Просветительская деятельность в рамках данного направления: - способствует формированию у обучающихся экологических ценностей, нравственного отношения к природе, представлений о ее эстетической ценности; - мотивирует к экологическому образу жизни, гармоничному взаимодействию с окружающим миром; - актуализирует потенциал экологического краеведения, этнокультурных традиций, творческой деятельности в развитии у обучающихся экологической культуры, ценностного отношения к природе; в воспитании любви к Родине, патриотических чувств, ответственности за будущее родной земли. Не менее важным является направление реализации потенциала краеведческой деятельности в формировании у обучающихся ценностного отношения к культурным традициям малой родины. Данное направление просветительской деятельности актуализирует потенциал краеведческой деятельности, туризма, деятельности школьных музеев и взаимодействия общеобразовательных организаций с музеями, учреждениями культуры региона в целях трансляции обучающимся традиционных российских духовно-нравственных ценностей. В рамках направления разрабатываются и реализуются просветительские маршруты к объектам культуры, памятникам истории и культуры родного края, осуществляются виртуальные и реальные экскурсии по достопримечательностям малой родины, проводятся культурно- просветительские мероприятия, связанные с юбилейными и другими важными датами в истории и культурной жизни региона [3]. Однако задачи экологического образования и просвещения не ограничиваются формированием только ценности природы, а группируется вокруг системы взаимосвязанных базовых национальных ценностей, каждая из которых имеет экологическую составляющую [2]. Соответственно, экологическое воспитание не локализовано в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Оно, базируясь на системе национальных ценностей, пронизывает весь воспитательный процесс образовательных организаций, все учебное содержание, весь уклад жизни, всю многоплановую деятельность каждого обучающегося и воспитанника как человека, личности, гражданина.
Литература 1. Алексеев С.В. Образование и просвещение: две грани единого процесса (на примере формирования экологической культуры) // Непрерывное образование: XXI век. – 2018. – «2(22). - https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-i-prosveschenie-dve-grani-edinogo-protsessa-na-primere-formirovaniya-ekologicheskoy-kultury/viewer (дата обращения: 30.04.2025). 2. Дзятковская Е.Н. Экологическое образование как средство духовно-нравственного развития и воспитания личности // Астраханский вестник экологического образования № 2 (18) 2011. с. 46-52. https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskoe-obrazovanie-kak-sredstvo-duhovno-nravstvennogo-razv... 3. Духовно-нравственное просвещение в школе как способ укрепления мировоззренческого суверенитета страны. Проект концепции. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», 2024 [Электронный ресурс]. URL: https://goo.su/m0fg (дата обращения: 30.04.2025). 4. Колесов В.И. Духовно-нравственная идеология воспитания – генетическое и генерирующее ядро устойчивого развития человека и общества в современной России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2011. - № 2(50). – С. 211-217. URL: https://goo.su/QNXj 5. Кукушкина А.Г. Эколого-патриотическое воспитание студентов вуза // Вестник Новгородского государственного университета. – 2017. – № 4 (102). – С. 68-71. 6. Концепция экологического образования в системе общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 29 апреля 2022 г. № 2/22) [Электронный ресурс]. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/3da3f2dbd81de632a44729cf4fc40ea9/download/5433/ (дата обращения: 30.04.2025). 7. Методические рекомендации для руководителей образовательных организаций по реализации экологического образования с целью формирования экологической культуры обучающихся / Захлебный А. Н., Дзятковская Е. Н., Шмелькова Л. В.; под ред. А. Н. Захлебного. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. 62 с. [Электронный ресурс]. URL: https://goo.su/ZyIQLY 8. Назарова Г.И. Духовно-нравственные аспекты социально-экологического образования // Форум молодых ученых. – 2017. - № 7(11). – С. 584-590. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/duhovno-nravstvennye-aspekty-sotsialno-ekologicheskogo-obrazovaniya/viewer (дата обращения: 30.04.2025). 9. Плохова И.А. Духовно-нравственный аспект социального проектирования в рамках экологического образования // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1 (часть 2). URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20242 (дата обращения: 30.04.2025). Поделиться: |